СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Сочинение на свободную тему" по русскому языку в 5 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данному уроку, чтобы учащимся было легче определиться с темой, учитель сам задает тему сочинения. Урок строится так, чтобы учащиеся смогли понять смысл пословицы: Ученье-свет, а неученье-тьма. Среди выбранных приемов есть такие, как "говорящий блокнот", модель Фрейера (для проверки знаний). Работа проводится в группах, в парах, индивидуально. Самое интересное, что работая с приемом "говорящий блокнот", учащиеся выдвигают очень интересные мысли, на основе которых можно построить беседу по осмыслению данной пословицы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Сочинение на свободную тему" по русскому языку в 5 классе.»

Сагиева Екатерина Алексеевна


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.


Тема: Сочинение на свободную тему.

Тип: урок развития речи.

Цель: - подготовка к написанию сочинения.

Задачи:

- актуализировать знания по пройденным темам;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

- развивать речь письменную и устную;

- мотивировать на получение знаний;

- обогащать словарный запас;

- развивать внимание и образное мышление.

Планируемые результаты

Предметные:

ПР1 – подготовка к написанию сочинения;

ПР2 – развитие умений выполнения различных видов анализа;

ПР3 – повторение ранее изученного материала.

Метапредметные:

Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности;

Р2 - принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

Р3 - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Р4 – контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.

П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста;

П2 - формулирование ответов на вопросы учителя;

П3 - построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

П4 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).

К1 – приобретение опыта работы в группе;

К2 - готовность слушать собеседника и вести диалог;

К3 - овладение навыками смыслового слушания текста в соответствии с целями и задачами;

К4 - осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников;

К6 – формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

Личностные:

Л1 - осмысление нравственных и этических ценностей;

Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Л4 - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.


Межпредметные связи

Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. Учебник русского языка;

2. Чистые листы для командной работы, для приема «Токин мэт»

Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Мотивация познавательной деятельности

Приветствуют учителя. Определяют личностный смысл учения.





Отвечают.

- Ребята, рада всех вас видеть в добром здравии, пусть ваш день сегодня будет наполнен светом! И пусть в нем будет как можно меньше тьмы! Желаю вам успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.

- Вы готовы сегодня трудиться?

Актуализация необходимых знаний

Учащиеся выполняют задания в течение 5 минут.







с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.1с.

1)Ученье - свет, а 2)неученье - тьма.


(пов., невоскл., сложное, сл/соч., состоит из двух простых предложений:

1) простое, двусоставное, нераспр.,неосл.;

2) простое, двусост.,нераспр.,неосл.)

[ с.И.п. - с.И.п. ], а[ с.И.п. - с.И.п.].



Проверяют.


Выставляют оценки.

- Запишите предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный анализы. Работу вы будете выполнять в группах по четыре человека. Начиная с участника номер один, вы проделываете работу, произнося каждый по одной характеристике. Если кто-либо из вас допустит ошибку, тактично поправьте, аргументируя свой ответ. Работу выполняете на листах А4.


Предложение:


Ученье - свет, а неученье - тьма.






- Поменяйтесь своими работами с другой командой. Проверьте по цепочке, начиная с участника номер три.

- Поставьте оценку команде за работу.

Работы вывешиваются на стенд.

Организация познавательной деятельности



Обсуждают в парах.

Высказывают версию соседа по парте.

- Ребята, поразмышляем над смыслом данной поговорки. Как вы понимаете эти слова? Что они означают? Обсудите в парах.

- Выскажите версию вашего соседа по парте.

Работают в команде, используя прием «Говорящий блокнот».






Представляют.

Задают.



Отвечают на вопросы.

- На листе бумаги А4 запишите ассоциативный ряд, связанный с:

1 команда – Ученье - свет

2 команда – Неученье - тьма.

- Используйте цветные карандаши, фломастеры, можете делать зарисовки. Слова по части речи должны быть существительными.

-Представьте свою работу друг другу.

- Если есть вопросы, задайте их друг другу.

- Спасибо, команды, у вас получились очень интересные работы.

После презентации работ учитель задает вопросы, которые помогут учащимся лучше понять значение фразы.

Повторяют.





Выполняют работу.

- Опираясь на ваши «говорящие блокноты», проведем самостоятельную работу по модели Фрейера. Вы должны будете распределить существительные по склонениям. Откройте ваши словари и повторите склонения существительных.

Учитель диктует существительные, а учащиеся их распределяют по группам. (Приложение № 1)

Учащиеся выполняют морфемный разбор:

1 вариант – не-уч-еньj-э

2 вариант– уч-еньj-э

Меняются тетрадями, проверяют.

- Самостоятельно выполните морфемный разбор слов:

1 вариант - неученье

2 вариант – ученье

-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте.

Выполняют фонетический анализ звука.



- Выполните фонетический анализ звука [ч']. (Сильные ученики помогают в выполнении этого задания слабым).





-Ученье-свет, а неученье-тьма.

- Ребята, вы молодцы, славно сегодня потрудились. Вот мы и подошли к тому, ради чего сегодня проделали такую работу: к написанию сочинения на свободную тему. И какова же тема нашего с вами сочинения?

-Вступление. Основная часть. Заключение.


-Прослушивают.

-Вспомните структуру сочинения?


-Прослушайте образец сочинения.

Выполняют работу по написанию сочинения.

- Подумайте и изложите ваши собственные мысли на бумаге по данной теме. При необходимости пользуйтесь орфографическим словарем.

Учитель включает запись классической музыки.

Подведение итогов


Выполняют. Оценивают.






Записывают.

- Оцените свои знания по следующим критериям:

1. Те, кто понял тему и может написать сочинение самостоятельно, выберите фигуру

2. Те, кто понял тему, но написать сочинение самостоятельно не смогут, выберите фигуру


- Запишите домашнее задание:

Завершить работу над сочинением.

Дополнительный материал:

Диагностика достижений планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания: написать сочинение.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения



























Приложение № 1

Модель Фрейера


1 склонение






Гласные О/Е после шипящих и ц

в окончаниях существительных






3 склонение


2 склонение










Разносклоняемые/несклоняемые












Приложение № 2

Образец сочинения


Во все времена просвещенные умы тянулись к знаниям, ибо без знаний не мыслили они своей жизни. Но что же такое знание? И что же значит жизнь без знаний?

Знания - это свет, ведущий нас вперед, освещающий мрак собственного невежества. Но что есть знание без души? А знание без души все равно, что тьма, ибо злой ум подобен злой душе: вершит открытия ценою жизней.

Таким образом, чтобы знания стали светом в нашей жизни, необходимо их корням брать начало из доброй души, ведь только тогда они не обратятся во тьму.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!