Учитель пишет на доске «Греческая цивилизация». Ученики делятся на группы, каждая группа читает и обсуждает один из текстов. 1-я группа: сравнивает природно-климатические условия Востока и Греции, используя в своей работе карту и текст учебника. 2-я группа: сравнивает хозяйство Восточной и Греческой цивилизаций, используя текст: Пич С., Миллард Э. «Греки» М., 1994, страница 24-25. 3-я группа: рассматривает систему управления Греции, используя текст учебника ( страница 141-142 ). 4-я группа: анализирует положение основных групп населения Древней Греции, используя текст: Крушкол Ю.С. «Хрестоматия по истории Древнего мира». М., 1987, страница 129. ( Аристотель. Афинская полития. Пункты 2 и 5. Затем представитель каждой группы выступает с кратким обзором прочитанного и выводом по проблеме урока, фиксируя результаты на доске в виде опорной схемы. Предполагаемые результаты: 1-я группа: Древняя Греция занимала территорию Балканского полуострова, главной особенностью которого является гористая местность. На территории Древней Греции нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия изрезана различными бухтами, что свидетельствует о хорошо развитой морской торговле. (Задавайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении). Уточняющие вопросы: - Каковы особенности береговой линии этого полуострова? - Наличие полноводных рек. - Природные условия. 2-я группа: основные занятия населения Аттики – виноделие, выращивание оливок, земледелие, ремесло ( особенно гончарное производство), морская торговля. Восток: ирригационное земледелие. Не развита морская торговля. ( Зада-вайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении). Уточняющие вопросы: -Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков? - Какие занятия были характерны для жителей Древней Греции? - Какие из них нам уже встречались при изучении Востока? 3-я группа: признаки греческого полиса. Объединение родовых общин в большие поселения – города – полисы. Город, полис Община граждан аристократы Демос (простолюдины) (знатные люди) Не участвовали в управлении Ареопаг, архонты (Задавайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении). Уточняющие вопросы: - Что такое полис? - Определите систему управления полисом? - Все ли граждане имели право участвовать в управлении? - Как назывались органы управления полисом? 4-я группа: особенности греческого демоса, общества в целом. Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения. Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство. (Задавайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении). Уточняющие вопросы: - Что такое полис? - На что приходилось идти беднякам, чтобы прокормить свою семью? - К чему это могло привести? Вопрос к классу: - Считаете ли вы такую ситуацию в обществе справедливой, почему? Ответ обсудите в парах. - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Формулируют собственное мнение к проблеме, делятся своим мнением с соседом по парте. Предполагаемый вывод по проблеме: Цивилизация Древней Греции в чем-то отличается от цивилизаций Востока, а в чем-то имеет сходства. |