СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Земледельцы Аттики теряют свою свободу".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок в 5 классе по истории Древней Греции

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Земледельцы Аттики теряют свою свободу".»

Технологическая карта

Учитель: Егоров Александр Владимирович, Самарская область, г.о. Жигулевск, ГБОУ СОШ № 6.

Предмет: История Древнего мира.

Тема: «Земледельцы Аттики теряют свою свободу».

Тип урока: комбинированный.

Цели: Начать формирование у обучающихся представление о Греции как особой цивилизации Средиземноморья; продолжить форми-рование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Задачи:

Образовательные: проанализировать природу и ландшафт Аттики; охарактеризовать основные занятия населения Аттики; охарактеризо-вать положение знати и демоса в афинском полисе.

Развивающие: продолжить развитие умений и навыков работы с исторической картой и хронологией.

Воспитательные: способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты: находить на карте и устно комментировать положение Аттики; характеризовать основные занятия населения Аттики; выделять основные признаки греческого полиса; использовать исторические документы.

Оборудование: Карта «Древняя Греция в 5 веке до н.э.».

Раздаточный материал: тексты из исторических документов, карточки.





Организационная структура урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания:

1.Домашнее задание мы проверим с помощью игры «Продолжи фразу»:

А. У древних греков существовали свои…

Б. Древнегреческие боги жили…

В. Главными богами у греков были…

Г. Всех своих богов древние греки изображали в облике человека потому, что…

Д. Действиями богов древние греки объясняли…

Заслушиваются ответы обучающихся.

2.Дифферинцированная работа с обучающимися письменно на листочках (4 человека):

Карточка 1. Прочитать отрывок из поэмы Гомера «Одиссея» глава 18, какие выводы можно сделать из приведенного отрывка.

Карточка 2. Заполни таблицу «Боги Древней Греции».

Карточка 3. Реши задачу: почему все известные греческие политики и ученые жили после Гомера. Объясни почему.

Карточка 4. Сколько подвигов совершил Геракл. Расскажи коротко о некоторых из них.

Познавательные УУД

1.Использовать изучающее чтение, чтобы анализировать, обобщать, формулировать выводы по проблеме урока.

2.Извлекать информацию из различных источников (текст, карта, таблица).

3.Уметь высказываться в устной форме.

4.Читать познавательные тексты, выделять главную информацию из текстов различных видов.

5.Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1.Определять цель деятельности на уроке.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1.Слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Актуализация знаний.

Учитель предлагает для работы в парах ряд понятий и определений в виде таблицы:

Цивилизация

Орошаемое или поливное земледелие – земледелие в зоне с недостаточным количеством сезонных осадков, основанное на искусственном орошении с помощью ирригационных систем.

Ирригация

Страна на юге Европы, расположенная на Балканском полуострове. Ей также принадлежат многочисленные острова в Ионическом и Эгейском морях, в том числе Крит. Материковая часть омывается морями, береговая линия сильно изрезана. Южные берега омываются Средиземным морем, Западные – Ионическим и восточные – Эгейским.

Аристократия

Понятие происходит от латинского слова civilis, что обозначает гражданский, общественный, государст-венный. Понятие связано с пониманием культуры, с высокоразвитым обществом, с деятельностью человека – созданием им материальных и культурных ценностей, духовной жизни, организации управления обществом.

Греция

От греческого apioteus – знатнейший, благороднейшего происхождения и кратос – власть, государство, могущество. Форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати.

Аттика

Юго-восточная область Средней Греции, омывается морем. Большая часть области покрыта возвышенностями, состоящими из известняка и мрамора, представляет в настоящее время одни обнаженные, лишенные растительности пространства.


3.Оформлять свои мысли устно.

4.Договариваться о правилах общения.

5.Излагать свое мнение, подтверждая его аргументами и фактами.

6.Учитывать разные мнения.

7.Договариваться со своими собеседниками.



-- Соедините линиями каждое понятие с определением.

Работа с картой. Вопросы классу:

- Историю какой страны мы изучаем?

- Покажите на карте, где она расположена?

- Назовите полуостров и моря, его омывающие?

- Охарактеризуйте местоположение показываемого государства.


4.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Вопросы:

- Итак, мы с Вами продолжаем изучение Греческой цивилизации.

- Какие древние цивилизации нами уже были изучены?

- Вспомните признаки цивилизации.

- Получается, если каждая цивилизация обладает этими признаками, они ни чем не отличаются друг от друга?

- Но ученые утверждают, что греки создали совершенно уникальную цивилизацию. В чем вы видите противоречие?

Ответы обучающихся.

Называют признаки цивилизации.

Высказывают предположения.

Формулируют противоречия и записывают их на доске:

«все цивилизации одинаковы»

«греческая цивилизация уникальна».

Формулируют проблему урока:

«Отличается ли греческая цивилизация от восточной?»

5.Решение проблемы, открытие новых знаний.

Учитель пишет на доске «Греческая цивилизация».

Ученики делятся на группы, каждая группа читает и обсуждает один из текстов.

1-я группа: сравнивает природно-климатические условия Востока и Греции, используя в своей работе карту и текст учебника.

2-я группа: сравнивает хозяйство Восточной и Греческой цивилизаций, используя текст: Пич С., Миллард Э. «Греки» М., 1994, страница 24-25.

3-я группа: рассматривает систему управления Греции, используя текст учебника ( страница 141-142 ).

4-я группа: анализирует положение основных групп населения Древней Греции, используя текст: Крушкол Ю.С. «Хрестоматия по истории Древнего мира». М., 1987, страница 129. ( Аристотель. Афинская полития. Пункты 2 и 5.

Затем представитель каждой группы выступает с кратким обзором прочитанного и выводом по проблеме урока, фиксируя результаты на доске в виде опорной схемы.

Предполагаемые результаты:

1-я группа: Древняя Греция занимала территорию Балканского полуострова, главной особенностью которого является гористая местность. На территории Древней Греции нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия изрезана различными бухтами, что свидетельствует о хорошо развитой морской торговле. (Задавайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении).

Уточняющие вопросы:

- Каковы особенности береговой линии этого полуострова?

- Наличие полноводных рек.

- Природные условия.

2-я группа: основные занятия населения Аттики – виноделие, выращивание оливок, земледелие, ремесло ( особенно гончарное производство), морская торговля.

Восток: ирригационное земледелие. Не развита морская торговля. ( Зада-вайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении).

Уточняющие вопросы:

-Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков?

- Какие занятия были характерны для жителей Древней Греции?

- Какие из них нам уже встречались при изучении Востока?

3-я группа: признаки греческого полиса. Объединение родовых общин в большие поселения – города – полисы.

Город, полис




Община граждан


аристократы Демос (простолюдины)

(знатные люди) Не участвовали в управлении




Ареопаг, архонты


(Задавайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении).

Уточняющие вопросы:

- Что такое полис?

- Определите систему управления полисом?

- Все ли граждане имели право участвовать в управлении?

- Как назывались органы управления полисом?

4-я группа: особенности греческого демоса, общества в целом. Аристократы владели лучшими землями и принимали все решения. Бедняки обрабатывали маленькие неплодородные участки; чтобы прокормить семью, они вынуждены были залезать в долги; если бедняк не мог вернуть долг, то он и его семья попадали в рабство. (Задавайте вопросы к прочитанному, прогнозируйте ответы и проверяйте себя при дальнейшем чтении).

Уточняющие вопросы:

- Что такое полис?

- На что приходилось идти беднякам, чтобы прокормить свою семью?

- К чему это могло привести?

Вопрос к классу:

- Считаете ли вы такую ситуацию в обществе справедливой, почему? Ответ обсудите в парах.

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Формулируют собственное мнение к проблеме, делятся своим мнением с соседом по парте.

Предполагаемый вывод по проблеме:

Цивилизация Древней Греции в чем-то отличается от цивилизаций Востока, а в чем-то имеет сходства.

Личностные результаты:

1.Сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

2.Делать выводы, анализировать свои и чужие конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

3.Понимать и оценивать причины успеха.

4.Аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

6.Итог урока.

- Давайте вернемся к основному вопросу урока. Что мы хотели выяснить сегодня? (Отличается ли греческая цивилизация от восточной?).

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Обучающиеся отвечают, опираясь на прочитанные тексты и выводы, опираясь на опорные схемы.

Оценивание достижений обучающихся.

Возможный вариант. Заполнение ими листа самооценивания.


7.Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы выяснили, что демос Афин был недоволен своим положением. Как вы думаете, к каким последствиям это могло привести? Прочтите дома параграф 29 и проверьте свои предположения.




Рекомендации по оцениванию достижений учащихся.

1.Проверка домашнего задания. Отметить учеников, давших наиболее полные ответы на вопросы.

2.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

3.Актуализация знаний. Отметить учеников, которые верно соединили понятие с определением.

4.Решение проблемы, открытие новых знаний. Работа с текстами: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, представляли работу группы.

5.Выражение решения проблемы. Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

Лист самооценки. Дата_____________________.

На уроке я…

Выполнил(а)/ не выполнил(а) все задания.

Соблюдал(а)/ не соблюдал(а) правила поведения.

Материал урока мне был…

Понятен/ не понятен.

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, выполняя домашнее задание:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!