СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология личностно-ориентированного образования: проектная деятельность школьников. Игровая технология. Русский язык. 6 класс. Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Воловенко Валентины Александровны

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме "Обобщение знаний по изученным орфограммам" был построен с использованием метода проектов и игровой технологии. Учебная деятельность, организованная по методу проектов, помогает развивать у школьников аналитическое, ассоциативное и логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Технология личностно-ориентированного образования: проектная деятельность школьников. Игровая технология. Русский язык. 6 класс. Методическая разработка урока учителя русского языка и литературы Воловенко Валентины Александровны»



Технология личностно-ориентированного образования:

проектная деятельность школьников.

Игровая технология.



Русский язык.

6 класс.

Тема урока: обобщение знаний по изученным орфограммам

(проектная деятельность: создание дидактической игры).

Цель урока: систематизировать материал по изученным орфограммам.

Задача урока: создать и использовать тренировочное пособие для отработки знаний по теме «Орфограммы».

Оборудование: пронумерованные таблички с названиями изученных орфограмм, таблички с условными обозначениями этих орфограмм;

карточки-заготовки для создания игровых полей; карточки со словами (разрезные); несколько инструкций к другим дидактическим играм (любые для анализа); ножницы, фломастеры, линейки, карандаши; таблички с названиями творческих групп и названиями различных учебных пространств доски.


Ход урока.


I. Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок будет продолжением цикла уроков проектной

деятельности.

Дети вспоминают особенности работы на таких уроках, перечисляют виды созданных

ими проектов (например, проект «Как писать сочинение», проект «Лексикон учащихся 5 – 11

классов моей школы). Пересаживаются в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспери-

ментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели». Повторяют правила работы в группе:

  • 1. Вежливо обращайтесь друг с другом.

  • 2. Выслушивайте мнение каждого, не перебивая.

  • 3. Будьте внимательны друг к другу.

  • 4. Доказывайте свои версии.

  • 5. В группе ответы даёт каждый.

  • 6. Умеешь сам – научи другого.

  • 7. Работать дружно, чётко и быстро.


Учитель говорит о накопленном материале по изучению орфограмм и предлагает

принять участие в создании дидактического пособия.


II. Создание проблемной ситуации.


Учитель говорит, что создаваемый проект, как и любой другой, должен отвечать

определённым требованиям. Требования распечатаны для каждой группы.





Требования к данному проекту:

  • он является дидактическим пособием;

  • помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

  • интересный и увлекательный;

  • работать с ним может сразу несколько человек;

  • использовать можно многократно;

  • можно даже определить победителя.


Выбор дидактического пособия, отвечающего перечисленным требованиям, проводится

в виде «мозгового штурма». «Аналитики» выбирают из предложенных видов пособий

дидактическую игру. Затем коллективно выбирается вид игры: лото.


III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.


Дети под руководством учителя формулируют цель и задачу своей проектной деятельности.

Цель: систематизировать материал по изученным орфограммам.

Задача: создать и использовать тренировочное пособие для отработки знаний по теме «Орфограммы».


IV. Подготовка к созданию проекта.


Учитель распределяет задания.

1. Выработка правил игры. (Выполняют «аналитики».)

2. Приведение в соответствие названий и обозначения орфограмм. (Выполняют «иллюстраторы».)

3. Орфографический анализ слов и обозначение соответствующих орфограмм. (Выполняют «экспериментаторы».)

4. Испытание проекта в целом. (Выполняют «испытатели».)

5. Промежуточный контроль. (Выполняют участники проекта, свободные от заданий на данном этапе.)

Учитель напоминает назначение учебных пространств доски:

«Экспериментальная лаборатория»

«Сборка»

«Площадка испытаний»


V. Разработка проекта.


«Аналитики» получают инструкции от других настольных игр, читают их, анализируют и составляют свою инструкцию. Работа проходит в парах.

« Иллюстраторы» работают цепочкой у доски.

На доске, в пространстве «Экспериментальная лаборатория», - пронумерованный список изученных орфограмм и разрозненные таблички с условными обозначениями этих же орфограмм.

« Иллюстраторы» приводят в соответствие название и обозначение.

В результате на доске появляется общая таблица:







1. Буквы о и а в корне –кос-, -кас-.


а а

2. Буквы о и а в корне –гор-, -гар-.


о

3. Буквы ы и и после приставок.


з ы

4. Гласные в приставках пре-, при-.

и (присоед.)

е (= очень)

5. Соединительные о и е в сложных словах.

ро [ р]

те [т ]

6. Буква е в суффиксе –ен- сущ. на –ия.


ен (на –ия)

7. Не с существительными.

не (не употр без не)

не (синоним

не, а

8. Буквы ч и щ в суф. –чик-, -щик-.


д, т, з, с, ж –чик-

9. Гласные в суф. сущ. –ек-, -ик-.

чек – чк

сик - сика

10. Гласные о и е после шипящих в суф. сущ.

ж ок

ш ек

11. Не с прилагательными.

не (не употр. без не)

не (синоним)

не , а

12. Буквы о и е после шипящих и ц в суф. прил.

ж ов

щ ев

13. Одна и две буквы н в суф. прил.

н н ин

енн ан (ян)

14. Различение на письме суф. прил. –к- и

–ск-.

з к (ок)

цк (ч)

15. Дефисное и слитное написание сложных прил.

- (цвет)

- ( и )

16. Твёрдый знак разделительный.


д ъ ----- е ё ю я

17. Проверяемый безударный гласный в корне.

_____

18. Непроверяемый безударный гласный в корне.

сл. сл.

19. Безударный гласный в приставке.


___

20. Раздельное написание предлога со словом.

_____ _________

21. Парный согласный в середине слова.

_______________


22. Парный согласный на конце слова.

____________


23. Удвоенные согласные.

_____________


«Экспериментаторы» получают карточки со словами и пустые игровые поля. На пустых полях карандашом отмечают номера орфограмм соответствующих данным словам:


каменный

неряшливый

подъём

горько-солёный

жёлто-синий

юго-западный

касаться

сыночек












не добрый, а злой

носик

грузчик

подгореть

стружка

Москва

прикоснуться

орешек











осветил

привинтить

на знамени

подыскать

птенчики

зверолов

пешеход

неряха











неправда

ежовый

снежок

репка

Глеб

на лапках

артист

берёза











воробей

русский

рассказ

резкий

съёжились

подъезд

с моста

съедобный












Выполненную работу прикрепляют в пространстве «Сборка».

Учитель уточняет задачу «иллюстраторов».

«Иллюстраторы снимают с доски и разрезают карточки со словами, а на пустых игровых полях рисуют схемы, соответствующие номерам орфограмм. Для облегчения работы пользуются условными обозначениями сводной таблицы, расположенной на доске в пространстве «Экспериментальная лаборатория».


VI. Испытание проекта.

«Испытатели» зачитывают составленные «аналитиками» правила игры. В соответствии с этими правилами выбирают ведущего, распределяют игровые поля и проводят пробную игру в качестве испытания созданного проекта.


VII. Итог урока.

Проводится анализ пробной игры, оцениваются положительные и отрицательные стороны разработанного проекта, а также анализируется сам ход работы над проектом.

Дети составляют рекомендации для дальнейших уроков проектной деятельности.


Обоснование выбора

технологии личностно-ориентированного образования:

проектная деятельность школьников; игровой технологии.




Для проведения урока русского языка в 6 классе по теме «Обобщение знаний по изученным

орфограммам» были выбраны технологии: личностно-ориентированного образования:

проектная деятельность школьников; игровая –

исходя из следующего:


  1. Учебная деятельность, организованная по методу проектов, помогает развивать у школьников аналитическое мышление, ассоциативное мышление, логическое мышление. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, совершенствует умение работать с текстом на уровне информационно смысловой обработки.

  2. Несложность данного проекта обеспечивает успех его выполнения и является стимулом, вдохновляющим учеников на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

  3. Специфической особенностью таких уроков является активизация самостоятельной работы по сбору нужной информации и развитие навыка взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

  4. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создаёт эмоциональный подъём, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.


Анализ урока русского языка в 6 классе

по теме: «Обобщение знаний по изученным орфограммам».



Урок русского языка в 6 классе по теме: «Обобщение знаний по изученным орфограммам» был построен с использованием метода проектов и игровой технологии.

В начале урока дети под руководством учителя вспомнили особенности работы над учебным проектом, назвали виды созданных ими проектов (данный урок – продолжение цикла уроков проектной деятельности). Далее ученики распределились по группам в соответствии с табличками, повторили правила работы в группе.

Учитель познакомила шестиклассников с требованиями к данному проекту.

Дети сформулировали цель и задачу, которые они должны достигнуть и решить на данном

уроке.

Основной этап урока был посвящён разработке проекта. Каждая группа выполняла свою

работу. Учитель направлял и координировал деятельность учащихся.

В конце урока был подведён итог выполненной работы, дети провели анализ пробной игры, оценили положительные и отрицательные стороны своего проекта, сделали вывод ,что задача, поставленная в начале урока решена, цель – достигнута.


Проектная деятельность на этом уроке способствовала применению в игровой ситуации знаний схематического обозначения изученных орфограмм. Этот приём помогает классифицировать полученную детьми информацию достаточно легко, несмотря на большой объём накопленного материала.

В ходе урока с применением проектной деятельности закреплялись навыки совместной работы детей, умение выполнять частично поисковую деятельность, создавать определённый продукт, использовать результаты своего труда на практике.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!