СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовый файл к презентации интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовое обьяснение к презентации интеллектуальная игра "Умники и умницы". Игра может быть использована как открытое мероприятие в конце года в 9 классе для привлечения интереса учащихся к предметам русский язык и литература

Просмотр содержимого документа
«Текстовый файл к презентации интеллектуальная игра "Умники и умницы"»

Муниципальное образовательное учреждение Муравлянская средняя общеобразовательная школа





Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе

«УМНИКИ И УМНИЦЫ»

9 класс

Подготовила учитель русского языка и литературы

Глухова Ирина Александровна







с. Муравлянка 2016 год

Текстовый комментарий-пояснение.



Урок создан в форме литературной игры «Умники и умницы». Ребята с большим интересом участвуют в подобного рода мероприятиях, и мне хотелось подготовить урок-праздник, урок, на котором ребята в игровой форме повторят изученное с 6 по 9 класс.

Урок проводится с использованием мультимедийного оборудования. Каждый вопрос, каждое задание проецируется на экран, так что все присутствующие способны увидеть, прочитать задание.

Тема: «Итоговое повторение».

Форма проведения: литературная игра «Умники и умницы».

Интеллектуальная игра «Умники и умницы», 9 класс

(Слайд 1)

Цель: (Слайд 2) развитие интереса к русскому языку, познавательной активности, расширение кругозора;

развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, развивать внимательность, сообразительность, собранность;

воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность.

Оборудование:

компьютер, презентация, мультимедийный проектор, дипломы, медали.

Ход мероприятия

Класс делится на две команды «умников» и «умниц» (мальчики против девочек). В каждой команде 6 человек.

Учитель.

Здравствуйте, ребята, учителя, гости! Дорогие друзья! Наша литературная игра поможет вспомнить произведения, изученные вами на уроках литературы. Мы сегодня сможем определить самого внимательного и серьёзного читателя, самого умного ученика в области литературы. Ведь игра так и называется – «Умники и умницы». (Слайд 3)

Устроим соревнования. А для настоящих соревнований нам нужны команды.

Знакомьтесь! Команды “Умники” и “Умницы”.

Сегодня вопросы, на которые вам предстоит ответить, вы будете читать на экране самостоятельно, посовещавшись со своей командой, ответ запишите на карточку, которую передадите в счетную комиссию для подсчета результатов игры.

Пусть каждый смело
Вступит в бой,
В азарт соревнованья.
Успех придет не сам собой,
Помогут ваши знания. (Слайд 4)

РАУНД ПЕРВЫЙ

«ЛИТЕРАТУРА» (Слайд 5)

Задание: Назовите имя писателя, прочитав факты его биографии (Слайд 6)

1. Род происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку. В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии (около 1596—1633 или 1634), был взят в плен русскими при захвате крепости Белая и в числе прочих так называемых бельских немцев поступил на службу к царю Михаилу Фёдоровичу. Он перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии

Ответ: Род М.Ю. Лермонтова (Слайд 7)

2. Родился в 1860 году в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. Закончил медицинский факультет Московского университета. Получив профессию врача, он прославился как драматург и писатель. В 1900 году ему было присвоено звание Почетного академика Императорской Академии наук (Изящная словесность). За 26 лет творчества создал около 900 произведений, которые стали классикой мировой литературы. Его пьесы на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира.

Ответ: Антон Павлович Чехов (Слайд 8)

3. Был убит в Персии. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли. Тело было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

Ответ: Александр Сергеевич Грибоедов (Слайд 9)

4. Родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина, происходящего от татарского Кара-мурзы. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете.

Ответ: Николай Михайлович Карамзин (Слайд 10)

Задание: Узнайте произведение по его началу (Слайд 11)

1. Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…

Ответ: А.П.Чехов «Хамелеон». (Слайд 12)

2. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора…

Ответ: И.С.Тургенев «Русский Язык» (Слайд 12)

3. Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие…

Ответ: Н.В.Гоголь «Ревизор». (Слайд 13)

4. Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Ответ: А.С.Пушкин «Евгений Онегин». (Слайд 13)

Задание: Узнайте литературного героя (Слайд 14)

1. “Красавец в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри чёрные до плеч”.

Ответ: Владимир Ленский А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Слайд 15)

2. Какой герой "тридцать лет жил на службе"и "ни один купец, ни один подрядчик не смог его провести", "мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать", да ещё трёх губернаторов обманул?

Ответ: Городничий Н.В.Гоголь «Ревизор» (Слайд 16)

3. О какой героине было сложено ироническое стихотворение:

Здесь утопилася Эрастова невеста

Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

Ответ: Бедная Лиза из одноименной повести Николая Михайловича Карамзина (Слайд 17)

4. Портрет какого героя дан в следующем отрывке:

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник,

Но в нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал

Ответ: Молодой послушник М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (Слайд 18)

Задание: Узнайте литературного героя по его реплике (Слайд 19)

1. Какой герой утверждал, что слово «дверь» - прилагательное, объясняя «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна»

Ответ: Митрофан Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Слайд 20)

2. Кто из героев романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” «В книгах не видал вреда, он не читал их никогда и почитал пустой игрушкой»?

Ответ: Отец Татьяны и Ольги – Дмитрий Ларин (Слайд 21)

3. — Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай!..

Ответ: Князь Олег (Слайд 22)

Задание: Узнайте произведение по иллюстрации (Слайд 23)

1.

Ответ: «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь (Слайд 24)

2.

Ответ: «Как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыков-Щедрин (Слайд 25)

3.

Ответ: «Василий Теркин» А.Т.Твардовский (Слайд 26)

РАУНД ВТОРОЙ «Известные – об известных»

Живопись и литература (Слайд 27)

Задание: Ответить на вопросы

1. Увидев свой портрет, написанный известным художником того времени, Пушкин написал такие строчки: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кто написал этот портрет?

Ответ: Орест Адамович Кипренский (Слайд 28)

2. Для какого полотна с «криминальным» сюжетом И.Е.Репину позировали художник Григорий Григорьевич Мясоедов и писатель Всеволод Михайлович Гаршин?

Ответ: ИВАН ГРОЗНЫЙ УБИВАЕТ СВОЕГО СЫНА (Слайд 29)

РАУНД ТРЕТИЙ

«Калейдоскоп вопросов» (Слайд 30)

Задание: Ответить на вопросы

1. На каком языке написано «Слово о полку Игореве»?

Ответ: На древнерусском языке (Слайд 31)

2. Назовите составителя «Толковаго словаря живаго великорусскаго языка», автора сказок с необычным именем – Казак Луганский.

Ответ: Владимир Иванович Даль (Слайд 32)

3. Как звали героиню «Слова о полку Игореве» Ярославну?

Ответ: Ефросинья (Слайд 33)

4. «Победой прославлено имя твое,

Твой щит на вратах Цареграда», -

услышал он от кудесника.

Но славные победы князя помнятся плохо, а история его гибели описана в нескольких литературных произведениях. Кто этот князь?

Ответ: Князь Олег (Слайд 34)

5. Какого русского писателя Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачёва»?

Ответ: Радищев Александр Николаевич (Слайд 35)

6. Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки:

«Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?

Ответ: Александру Сергеевичу Пушкину. (Слайд 36)

РАУНД ЧЕТВЁРТЫЙ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (Слайд 37)

1. Образуйте множественное число слова «дно»

Ответ: Донья (Слайд 38)

2. Что означает фраза «Фома неверующий»?

Ответ: Так называют человека, который не верит очевидным вещам.

В мифологии есть определение, что Фома был одним из двенадцати апостолов, которых выбрал себе Христос. И он выделялся среди всех тем, что был практически недоверчив ко всем, и ко всему. (Слайд 39)

3. Каким членом предложения является слово “жить” в пословице “Жить - Родине служить”.

Ответ: Подлежащее (Слайд 40)

4. Определите вид придаточных предложений. Чем является слово что?

Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.

Ответ: Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.

Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.

Ответ: Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее. (Слайд 41)

5. Замените устаревшие слова синонимами:

Выя, чело, ланиты, перст.

Ответ: Выя -шея, чело - лоб, ланиты - щёки, перст - палец. (Слайд 42)

6. Расставьте правильно ударение в словах

Облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Ответ: Облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса. (Слайд 43)

7. Тюль, шампунь, толь, мозоль, аэрозоль.

Какое из этих существительных относится к женскому роду?

Ответ: Мозоль (Слайд 44)

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками, они передаются от одного поколения другому, являются главным источником мудрости народа, хранителями памяти и орудием передачи человеческого опыта.

8. Назови пословицу по первому слову

1. Слово …

2. Язык…

3. Готовь …

4. Не дорог…

5. Мал…

6. Не имей…

Ответ:

1. не воробей, вылетит - не поймаешь

2. до Киева доведёт

3. сани летом, а телегу зимой

4. подарок, дорого внимание

5. золотник, да дорог

6. сто рублей, а имей сто друзей (Слайд 45)

Вот и подходит к концу игра. Думаю, что вы сегодня получили заряд бодрости и хорошего настроение на весь день. А сейчас давайте посчитаем, сколько медалей заработала каждая команда.

Награждение команд.

  "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.

Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.

Огромное спасибо участникам интеллектуальной игры! (Слайд 46)









По итогам игры команде-победительнице были вручены дипломы:



Д И П Л О М

П Р И З Е Р А

интеллектуальной игры по русскому языку и литературе

«Умники и умницы»

вручается

___________________________________________,

ученику(це) 9 класса ______ .


Учитель русского языка и литературы

________/ Глухова И..А.


«27» января 2016 года





И медали за I место II место


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!