СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для списывания по русскому языку. 1-4 классы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты для списывания по русскому языку. 1-4 классы.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для списывания по русскому языку. 1-4 классы.»

Тексты для списывания. 2 класс


Списывание считается единственно рациональным упражнением, исходной точкой которого являются зрительные образы орфографически правильно написанных слов.




Спиши текст.  В 3 предложении подчеркни имена существительные.


В лесу.


     Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.













Найди в тексте 4 орфографические ошибки.  Спиши текст правильно.


В зоопарке.


    Ученики нашего класа ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На сонце грелись лвица с маленьким львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большым панцирем. Девочкам очень понравилась лисица.




Грибы.


     Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под берёзой красивый подберёзовик. Валя увидела под сосной маленький маслёнок. Серёжа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята весёлые и довольные вернулись домой.




Котёнок.


     Дети нашли во дворе маленького котёнка. Он залез на дерево и не мог спуститься на землю. Дети принесли лестницу и сняли котёнка. Потом они взяли его в дом, напоили молочком, накормили котлетой. Теперь котёнка зовут Кешей. Он будет жить в доме. А осенью Кеша поедет в город. Он скоро привыкнет жить в городской квартире.


Раздели слова на слоги: спуститься, молочком, взяли, городской.




Дикие утки.


    Дымка тумана сползала в овраг. Мы подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они сделали круг и сели в камышах. Дикие утки строят гнёзда на кучках старого камыша. Птица найдёт кучку, вытопчет в середине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яички, когда уходят попить или поесть.


Раздели слова для переноса и на слоги: овраг, подъехали, озером, попить.


Найди слова, которые нельзя переносить.




Букет.


      Алёша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы Светланы.


Раздели слова для переноса: купили, весело, лился, Аннушка, пыльца.




Первая встреча.


     Было тёплое утро. Малыш выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл луч солнца. Брызги холодной воды полетели во все стороны. Это малыш умывался. На ручку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро двигалась. Хрустнула ветка. На круглой спинке показались два крепких крылышка. Мелькнула темная головка и букашка скрылась в чаще куста. Малыш был очень удивлен. 


Подчеркни все орфограммы в тексте.




Птичий двор.


    На птичьем дворе живут разные породы птиц. Вот бегают десять куриц и большой петух. Он умеет громко кричать. Вот огромный индюк. У него грозный вид. Живут здесь домашние утки. А это гуси с длинными шеями.


Разделить слова на слоги: породы, бегают, кричать, домашние, индюк. Подчеркнуть все известные орфограммы. 




                                                                              ***


   Огромные дубы растут на берегах озера Святое. Дети и взрослые сажали  молодые дубки и ёлки. Под старыми  дубами лежат жёлуди. Ребята собирали их на корм животным. В дубах есть дупла. Там осиные гнёзда. На ветках дубов живут сороки. На коре дерева следы короеда. Он губит дерево.


                                                                                                                    


                                                                                 ***


    Наша деревня называется Цапли. Рядом берёзовая роща. А там болото, на котором часто живут цапли. Я много раз бегал со своим щенком Чапой к цаплям. Цапли -  красивые птицы!




Экскурсия.


    В субботу ученики были на экскурсии в музее искусства. В нём прошёл урок эстетики. Ребята побывали на выставке эстампов художника- эскимоса с Чукотки.



                                               Снег.
       С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.


                                                                             


                                                                            ***


     Россия – самая большая страна во всем мире. Про реки и озёра, про моря и родники сложено много песен, стихов, поговорок. Наша родина – это речной и озёрный край.


Река Волга – это величайшая река. Она начинается с маленького родника. Волга величаво несёт свои воды до самого Каспийского моря.




Весна.


     Прошла зима. Стало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинах. Вот и последний снег растаял. Зацвели цветы на лугах. Прилетели птицы. Печальная сидит Снегурочка. Ей бы тень да холодок. Она всё время прячется от солнышка.


                                                                    


                                                                         ***


     Туберкулёз - это хроническое инфекционное заболевание. Чтобы не заболеть туберкулёзом, не пользуйся чужой зубной щеткой и полотенцем; спи на чистой постели и ешь из чистой посуды. Избегай общения с челове­ком, который кашляет и чихает; не пей сырую воду и молоко.


     Для укрепления организма употребляй пищу разнообразную и богатую витаминами, делай зарядку, чаще бывай на свежем воздухе.




Родина.


       Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

    Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы.


      Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью.


Грамматические задания.


1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите, какие это части речи.


2. Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.


3.Разделите для переноса слова холодные, лесные.




                                        Калина.
      Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.


Грамматическое задание:
1. В последнем предложении подчеркните главные члены предложения, укажите, какие это части речи.


2.Раздели для переноса слова: холодные, лесные.




Друзья птиц.


       Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Звонко поют птицы. Чудесно пахнут ландыши. От стволов на земле длинные тени. В гнезде пищат птенцы. Вот летит грачиха. Она принесла грачатам корм. Малыши ели пищу. Мальчики ушли. Зачем пугать птицу?




За малиной.


        Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Вот кусты малины. На кустах крупные душистые ягоды. Ольга любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат Никита несет корзину. Жара спала. Надвинулась темная туча. Ребята быстро бегут к дому.




Щенок.


      Однажды Митя шел из школы домой. Была чудесная погода. Снег хрустел под ногами. Деревья надели белый наряд.
Вдруг Митя остановился. На дорожке сидел щенок. Он сделал два шажка и запищал. Щенок подбежал к Мите и поставил лапки на его сапожки. Мороз был сильный. Пёсик совсем замерз.
       Митя взял собачку домой.


Медведь.


     Жил на берегу Байкала старик. Однажды видит в окошко, что бежит к избе большой медведь. А за ним гонится стая волков. Мишка заскочил в сени. Дверь  за ним закрылась. А он ещё её и лапой придавил. Так и остался медведь в избе зимовать под охраной старика.










Весна.


     Прошла зима. Стало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинах. Вот и последний снег растаял. Зацвели цветы на лугах. Прилетели птицы. Печальная сидит Снегурочка. Ей бы тень да холодок. Она всё время прячется от солнышка.

Весна.


     Прошла зима. Стало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинах. Вот и последний снег растаял. Зацвели цветы на лугах. Прилетели птицы. Печальная сидит Снегурочка. Ей бы тень да холодок. Она всё время прячется от солнышка.

Весна.


     Прошла зима. Стало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинах. Вот и последний снег растаял. Зацвели цветы на лугах. Прилетели птицы. Печальная сидит Снегурочка. Ей бы тень да холодок. Она всё время прячется от солнышка.

Весна.


     Прошла зима. Стало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинах. Вот и последний снег растаял. Зацвели цветы на лугах. Прилетели птицы. Печальная сидит Снегурочка. Ей бы тень да холодок. Она всё время прячется от солнышка.





6 класс, 1.03.2018

Тема: Редактирование изучаемых речевых жанров

Цель: Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом; работа над словосочетанием и предложением; работа над связной речью. Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Словарная работа включает в себя четыре направления: обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов; уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте; устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Упражнения с предложениями можно разделить на три группы: Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций. Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять. Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности. Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся: умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому. Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное. Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение. Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.

Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии. Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее. Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся: Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи. Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи. Главные требования к речи учащихся:- содержательность; - логичность- точность; - выразительность; - ясность; - правильность. Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью. Речь тесно связана с процессом мышления.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста: Информационно - содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении. Структурно -композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.




Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом. В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся данные связи: а) связь содержательной и операционной сторон формируемого умения; б) связи соподчинения между умениями, выделение ведущих среди них; в) связи между умениями воспринимать, излагать и создавать текст. Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением. Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы: - подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; - установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; - определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими. В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста. Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над пробным изложением, над кратким изложением, над сочинением. Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений. Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.




Роль сочинений в развитии речи учащихся.Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения. Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся: Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения. Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию. Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения. Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность. Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст. Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования. Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся. Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:1) Творческие:- Что такое доброта? - Что такое красота? - Хочу всё знать. А зачем? - Меня особенно волнует… - Мои три желания. - Где бы я хотел побывать? Почему? - Самая дорогая вещь в нашем доме.- Чтобы я рассказал африканским детям о зиме. - Три чудесных цвета. - Кто ночью не спит? - Путешествие осеннего листочка. - Я – Солнце. - Широка страна моя родная.2) Репродуктивные: - Что я знаю о белке. - Любимое математическое действие. - Мой верный друг. - Как зимуют звери. - Мои игрушки. - Наша дружная семья. 3) Фантограммы. - Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет? - авторучка подсказывала? - дорога поднялась в небо? - всегда побеждало зло? - я был добрым волшебником? - исчезло солнце? 4) Сочинение-рассуждение: - Почему осенью с деревьев опадают листья? - Почему идёт дождь? - Почему я люблю книги? - Почему меня так назвали? - Почему нужен друг? 5) Сочинение-описание: - Моя любимая игрушка. - Первый снег. - Наша классная комната. - Дом, в котором я живу. - Новогодняя ёлка. Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается. Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.1. Проверка домашнего задания. - Ребята, вспомните ваше домашнее задание.Прочитайте четверостишие:

«Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится».

- Понаблюдать, как падает первый снег.

- Найти описание первого снега, снежинок.

- Нарисовать рисунки.

- Вырезать снежинки.

Чтение хором вслух.

Оформлена выставка рисунков, книг, альбом с собранными материалами.

2. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая задача будет стоять перед вами на уроке?

- Чему будете учиться?

Ответы детей.

-Будем писать сочинение о том, как падал первый снег.

-Как выглядят снежинки.

-Как красиво на улице, когда падает снег.

3. Целеполагание.

- Кому понравилось наблюдать за снегопадом?

- Чем вам запомнился первый снегопад?

- Сегодня мы будем писать сочинение-описание первого снега. В своих работах вы должны будете так рассказать о первом снеге, чтобы все представили всю красоту и прелесть первого снега.

Ответы детей.

Учащиеся коротко рассказывают о своих впечатлениях, используя свои рисунки, наработки.

Работа с выставкой рисунков, книг.

4. Беседа по картине.

Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника А.Пластова «Первый снег».

- Какие чувства, желания рождает у вас эта картина?

-Художник даёт нам возможность почувствовать красоту первого снега, красоту жизни.

Рассматривание репродукции картины А.Пластова «Первый снег».

Ответы детей.

-Чувства радости, восторга.

- Хочется ощутить прикосновение лёгких снежинок.

Чтение отрывка из стихотворения Н.Брауна:

-Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов.

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

Репродукция картины А.Пластова «Первый снег».

5. Лексическая подготовка.

- О чём мы будем рассказывать в сочинении?

- Как будет называться сочинение?

- Первый снег (что делает?)…

-Какие слова можно использовать вместо слова «падает»?

- Как выглядит небо во время снегопада?

- Что такое снег?

- Как снежинки опускаются с неба на землю?

- Как выглядят снежинки?

Ответы детей.

- О первом снеге.

- Давайте так и назовём «Первый снег».

-Летит, падает.

- Кружится, сыплется, опускается, вьётся, порхает…

- Как большое пуховое одеяло…

-Снег – это много красивых снежинок.

- Медленно, плавно, бесшумно…

- Они крупные, пушистые, мохнатые, белые, блестящие, сверкающие, чудесные, воздушные…

Запись слов на доске.

6. Обсуждение структуры сочинения.

- На какой вопрос вы должны будете ответить в своём сочинении?

- Как начать сочинение? О чём написать во вводной части?

- О чём напишем в основной части?

- Как можно закончить сочинение?

- Что поможет вам в написании сочинения?

Ответы детей.

- Как выглядит первый снег?

-В чём его красота?

- Вот и зима.

- Здравствуй, зимушка – зима! Мы тебя так долго ждали.

- Будем описывать первый снег.

- Как выглядят снежинки.

- Выразить свои чувства, эмоции.

- Написать, какой первый снег замечательный.

- Наши наблюдения, оформление урока, словари.

-Наша беседа.

Памятки при работе с сочинением.

7. Самостоятельная работа.

- Великий русский композитор П.И.Чайковский написал замечательное произведение «Времена года».

-Думаю, что тихое звучание этого произведения поможет вам выразить ваши впечатления и чувства ещё ярче, точнее.

Составление и запись текста.

Слушание. П.И.Чайковский «Времена года»

8. Самопроверка.

- Прочитайте ваше сочинение.

- Проверьте каждую часть.

- Нравится ли вам ваше сочинение?

Дети по желанию зачитывают вслух.

Фрагменты детских сочинений.

«… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Инна Авраменко).

«… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Кристина Фомкина).

«… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Сергей Быстров).

После проверки сочинений учителем, учащиеся оформляют свои работы, готовят выставки.

































5 класс, 1.03.2018

Задания к уроку риторики «Замени — надпиши нужное» в 5 классе

Поработаем редакторами. Заменить повторяющиеся слова на синонимы

Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

- Я вкуснее всех, - сказала рябина.

Калина сказала:

- Ты горькая.

- Слаще меня нет, - говорит малина.

- Сладкая, да червивая, - говорит калина.

- Я самая душистая, - сказала черёмуха.

А калина говорит:

- Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.

- Нет лучше меня – сочнее и наряднее, - говорит костяника.

Калина тут сказала:

- Кисла ты, да ещё с косточками.

Обо всех сказала калина: земляника по ней приторна, голубика водяниста, толокнянка мучниста, черника рот чернит.

Рассердились лесные ягоды, говорят:

- А ты чем хороша?

- Я, - сказала калина, с мёдом хороша.

Тут говорит из липового дупла мёд:

- Я со всеми хорош и безо всех хорош, ты мною не хвастай!

Не согласился, значит, мёд в дружбу с калиной войти. А без мёда кто её есть будет, такую преснятину?


Прочитайте стихотворение, поставьте запятые. Выделите интонационно место, где стоит запятая. Повторите упражнение, постепенно усиливая звучание голоса.

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Пёсик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая

(Б. Заходер)


Найдите ошибки в формах рода существительных. Нарушение каких

норм нарочито введено стихотворение?

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль, и тапок,

И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

… Но есть обжора – Время –

Вот кто живёт в шкафу. (Б. Ю. Норман)

 

 



















































Поработаем редакторами. Заменить повторяющиеся слова на синонимы

Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

- Я вкуснее всех, - сказала рябина.

Калина сказала:

- Ты горькая.

- Слаще меня нет, - говорит малина.

- Сладкая, да червивая, - говорит калина.

- Я самая душистая, - сказала черёмуха.

А калина говорит:

- Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.

- Нет лучше меня – сочнее и наряднее, - говорит костяника.

Калина тут сказала:

- Кисла ты, да ещё с косточками.

Обо всех сказала калина: земляника по ней приторна, голубика водяниста, толокнянка мучниста, черника рот чернит.

Рассердились лесные ягоды, говорят:

- А ты чем хороша?

- Я, - сказала калина, с мёдом хороша.

Тут говорит из липового дупла мёд:

- Я со всеми хорош и безо всех хорош, ты мною не хвастай!

Не согласился, значит, мёд в дружбу с калиной войти. А без мёда кто её есть будет, такую преснятину?


Поработаем редакторами. Заменить повторяющиеся слова на синонимы

Рассказывают, что однажды у лесных ягод спор вышел.

- Я вкуснее всех, - сказала рябина.

Калина сказала:

- Ты горькая.

- Слаще меня нет, - говорит малина.

- Сладкая, да червивая, - говорит калина.

- Я самая душистая, - сказала черёмуха.

А калина говорит:

- Вяжут твои ягоды, зубы от них сводит.

- Нет лучше меня – сочнее и наряднее, - говорит костяника.

Калина тут сказала:

- Кисла ты, да ещё с косточками.

Обо всех сказала калина: земляника по ней приторна, голубика водяниста, толокнянка мучниста, черника рот чернит.

Рассердились лесные ягоды, говорят:

- А ты чем хороша?

- Я, - сказала калина, с мёдом хороша.

Тут говорит из липового дупла мёд:

- Я со всеми хорош и безо всех хорош, ты мною не хвастай!

Не согласился, значит, мёд в дружбу с калиной войти. А без мёда кто её есть будет, такую преснятину?













Найдите ошибки в формах рода существительных. Нарушение каких

норм нарочито введено стихотворение?

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль, и тапок,

И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

… Но есть обжора – Время –

Вот кто живёт в шкафу. (Б. Ю. Норман).

Найдите ошибки в формах рода существительных. Нарушение каких

норм нарочито введено стихотворение?

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль, и тапок,

И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

… Но есть обжора – Время –

Вот кто живёт в шкафу. (Б. Ю. Норман).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!