СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Развитие познавательного интереса на уроках СБО с помощью занимательного материала»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т.д.).  На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.  На уроках СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, предметы и средства личной гигиены, электробытовые приборы, продукты, куклы , мебель и др.);  образная (рисунки, плакаты, картинки, инструкционные карты, технологические карточки) ;  символическая ( например: условные обозначения для ухода за одеждой, а также температурных режимов работы электроутюга, электроплиты, миксера , служб железнодорожного вокзала, карты) ;  графическая ( бланки квитанций, таблицы, инструкции) ;  схематическая ( схема линий метро, городского пассажирского транспорта). 

Просмотр содержимого документа
«Тема: Развитие познавательного интереса на уроках СБО с помощью занимательного материала»»

Тема: Развитие познавательного интереса на уроках СБО с помощью занимательного материала»

  1. Методы формирования познавательного интереса

обучающихся на уроках СБО

Целью специального образования детей с проблемами в развитии является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важный элемент этой системы – занятия по СБО (социально-бытовой ориентировки).

Социально-бытовая ориентировка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, наши дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Важной задачей является формирование у подростков делового общения со сверстниками и взрослыми в школе и особенно вне стен школы, при посещении различных учреждений и организаций умений вступать в контакт с незнакомыми людьми, получать у них необходимую информацию и правильно ее использовать.

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач с целью формирования у учащихся жизненной компетентности осуществляю с применением различных методов обучения.

1) Экскурсии.

Большое место в системе формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. Дети в реальных естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира. уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях в школе, учатся общаться с незнакомыми людьми , т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

Экскурсии провожу по большинству тем СБО: при знакомстве с одеждой, обувью, посудой, продуктами – экскурсии в соответствующие магазины; при изучении темы «Медицинская помощь» - в аптеку, «Культура поведения» и «Трудоустройство» - в центр занятости населения и т.д. Экскурсии общеознакомительные и тематические.

Однако проведение экскурсий с нашими учащимися представляет некоторые трудности. Учителю трудно вести объяснение, т.к. дети часто отвлекаются , их внимание рассеивается. Поэтому экскурсию продумываю, при необходимости заранее посещаю место ее проведения. Решаю следующие задачи:

  • определяю цель, содержание, методы объяснения;

  • организую практическую деятельность учащихся и общение их с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими различных заданий, ставлю вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти, или сами спросить о чем- либо;

  • провожу беседу после экскурсии с целью закрепления полученных знаний и подведения итогов экскурсии.

Например, экскурсия в аптеку при изучении темы «Медицинская помощь». Знакомимся с видами медицинских учреждений, один из них аптека. Определяем ее роль и значение в жизни людей, какую помощь можно получить в аптеке, в каких случаях обращаются в аптеку, где они расположены в нашем городе, как устроены. Где можно получить помощь в населенном пункте по месту проживания детей.

При посещении аптеки выдаю детям вопросный лист:

1. Назначение аптеки.

2. Устройство аптеки.

3. Кто работает в аптеке?

4. Как получить лекарство по рецепту врача?

5. Как обратиться в ручной отдел?

6. Какую помощь работникам аптеки могут оказать школьники?

7. Объясните значение слов: фармацевт, рецепт, микстура.

2) Устный рассказ учителя с применением наглядных пособий, с использованием диафильмов. Детей также обучаю составлению рассказов, например 5 класс - рассказ «Наша кухня», «Семья», 7 класс – рассказ о каком- либо лекарственном растении с применением наглядности. Практикую устные и письменные изложения детей.

3) Беседа предполагает вопросно-ответную форму обучения. Успешному применению метода беседы способствуют:

  • продуманная система и форма вопросов, которые предлагаю ученикам в ходе беседы.

  • вопросы, не требующие никакого размышления учащихся или подразумевающие ответы да, нет, не следует применять в беседе.

  • с целью проверки понимания учащимися изучаемого материала и развития их устной речи варьирую формы вопросов.

4) Метод объяснительного чтения.

Книга, печатный текст различных инструкций помогают закрепить знания. Работая с печатным текстом, учащиеся постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного. Объяснительное чтение способствует уяснению смысла отдельных слов, выражений и всего текста в целом. Учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.

5) Моделирование реальных ситуаций.

Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношение людей к другим объектам окружающего мира, животным, одежде, мебели, хлебу и т.д.

Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: «Жилище», «Одежда», «Питание», «Обувь», «Медицинская помощь», «Семейные отношения» и др.

Анализ ситуаций развивает внимание, наблюдательность детей, критичность их мышления, его гибкость, а также способствует осознанному восприятию культурно- нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально- положительному восприятию ребенком окружающего мира.

6) Дидактические игры.

В дидактических играх могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки. Одевание и пеленание куклы (тема « Семья»), узнавание на ощупь крупы (тема «Питание»), стереть лишнее слово на доске «Наведи порядок» (тема «Одежда»), разложить картинки на две группы - посуда и продукты (тема «Питание»).

7) Сюжетно-ролевые игры. Они способствуют закреплению знаний о группах предметов (например, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты), различных умений (например, покупки товаров, складывания одежды, сервировки стола), социально- культурных норм поведения.

8) Лабораторный метод.

Лабораторной работой может быть наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятен с одежды, проверка качества яйца и т.д.

9) Упражнения в виде записей.

В ходе занятия учащиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Для правильного ведения записей дети нуждаются в руководстве учителя. Поэтому обучаю их выделять главные мысли, положения, учу излагать их кратко в тетради.

10) Упражнения в применении полученных знаний.

Обучающиеся могут выучить инструкции, таблицу умножения, но не умеют применять их на практике, знать правила грамматики, но не соблюдать их на письме. Могут знать, что 1 литр равен 1000 мл, но не сумеют отмерить тот же объем воды стаканом емкостью 250 мл. Поэтому только в процессе практической деятельности и многократных повторений формирую умение применять полученные знания на практике.

11) Методы проверки знаний.

школьник с ОВЗ не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности использую также тестирование (для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце). Тестирование - это активная и увлекательная форма проверки и самопроверки знаний.

При обучении предмету СБО акцент делается не на сумму знаний о правилах жизни в обществе, не сумму умений, связанных с бытом, общением, а на всестороннее целостное развитие личности воспитанника.

Выделяют социально-значимые качества личности: познавательная культура, коммуникативная, нравственная, трудовая, эстетическая, физическая культура, необходимые для полноценной жизни и деятельности в обществе.

Непрерывность и преемственность педагогического воздействия реализуется через постепенное раскрытие содержания с пошаговым возрастанием программных требований, обеспечивая целенаправленное формирование разных сторон личности ребенка.

Подбор методов, приёмов, форм организации учебного процесса происходит с учетом постепенного их усложнения, с повышением доли самостоятельности воспитанников

  1. Практические методы работы

Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Понятия, явления нужно очень часто упоминать в разных связях, этапах, вариантах, делать предметом практической деятельности. Этому способствует применение на уроках сбо различного занимательного материала (сведения, викторины, кроссворды, ребусы, различные лото, загадки, головоломки, интересные практические работы, экскурсии), т.е. все то, что делает урок интересным и увлекательным. Занима­тельный материал является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Занимательный материал развивает мышление, память, внимание, наблюдательность. В процессе работы над занимательным материалом у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Применяя на уроке занимательный материал, учитель преследует две цели: одна из них- обучающая, которую преследует взрослый, а другая -игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга: делали урок не только увлекательным, но и обеспечивали усвоение программного материала. В свою очередь, это делается с учетом возраста учащихся, и при выполнении занимательного материала учителю необходимо стараться дать почувствовать ученикам их значимость. Это и есть профессионализм в организации уче­нической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.


ЗАГАДКИ НА УРОКАХ СБО

Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами СБО, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Загадки можно использовать и при составлении кроссворда


Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказываний зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д



У тебя острый глаз.


Анаграммы. Тема: «Транспорт»

Виды транспорта. Буквы перепутались.

По данным словам слева (буквы переставлены) найди исходные слова справа.

а) етмро

б) сиатк

в) пемод

г) авмтооблиь

д) вайтрам

е) оладк

ж) езпод

з) бутосав

и) тмолёса

к) цимотокл

1. Автомобиль

2. Такси

3. Автобус

4. Мопед

5. Мотоцикл

6. Поезд

7. Самолёт

8. Лодка

9. Метро

10. Трамвай

Задание .Т. «Осанка».

Проверь, есть ли у тебя плоскостопие:

- наступи мокрой ногой на лист бумаги

- соедини прямой линией выступающие части стопы

- в норме отпечаток составляет 1/3 часть ширины стопы.

Сюжетно-ролевые игры

Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений. Моделирование реальных ситуаций для уроков по СБО к разделу «Личная гигиена» по теме «Соблюдение правил личной гигиены»


1. Лёша и собака. Лёша её гладит, целует, кормит с руки, приговаривая:

- Ешь, Шарик, ты хорошая собачка.

Затем приходит с улицы домой и просит у бабушки поесть:

- Бабусь, дай что-нибудь поесть.

- Руки вымой, - предупреждает бабушка.

- Они у меня чистые, - посмотрев на руки ,говорит внук. Бабушка приносит еду, ставит на стол,

- Ешь! Руки-то вымыл?

- Да.

Вывод: ни в коем случае нельзя есть с немытыми руками.


2. Мальчик расчёсывается. К нему подходит другой мальчик.

- Петь, дай расчёску расчесаться, я свою забыл. Петя отдаёт. Мальчик расчёсывается.

Вывод: делать так нельзя. У каждого должна быть своя расчёска.


3. Оксана приехала в гости к бабушке. У бабушки уже гостила её дочь тетя Вера. Утром Оксана стала умываться, взяла зубную щётку тети Веры и почистила зубы. Хорошо не вымыла и не поставила в стакан, откуда взяла, а положила на раковину. Тётя Валя сделала замечание Оксане.

- Так делать нельзя, - сказала тетя Валя. Оксана обиделась.

Вывод: чужой щёткой пользоваться нельзя. Нужно иметь свою.


4. Общежитие. Две девочки живут вместе. Аня приходит из душа. Катя говорит ей:

- Дай мне твою мочалку и сланцы,- Аня спрашивает у Кати:

- А твои где?

- Да мне мама велела купить, денег дала, а я деньги на шоколадку с мороженым потратила. Твоими принадлежностями буду пользоваться.

- Нет, я не могу дать. Мочалка и сланцы должны быть у каждого свои, - сказала Аня.

- Ну, ты и жадина. Перейду в другую комнату от тебя, - ответила ей Катя.

Вывод: Катя не очень воспитана, безответственна, не соблюдает правила личной гигиены.


5. Тамара помыла руки, входит в спальню и вытирает их о полотенце Светы, которое висело рядом. Света:

- Ты зачем так делаешь. Своего что - ли нет?

- А тебе жалко? - отвечает Тамара.

Вывод: полотенце должно быть у каждого своё.


Тема: «Закаливание». Послушайте притчу и промоделируйте её. «В древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика скифа. На старике была только одна набедренная повязка. «Как  ты , старик не мёрзнешь в такую погоду?»- спросил юноша.»Но ты же не закрываешь лицо?- вместо ответа заметил старик.  «Но то же лицо , оно привыкло»- воскликнул юноша. «Так представь, что я весь лицо. Лицо привыкло к холоду, так же должно привыкнуть и всё тело.» 

Упражнение - цифровое задание:

"Расшифруй ключевое слово, которое будет использоваться на уроке".

Цифровое задание

Расшифровать ключевое слово

73

20

42

91

40

10

Ю

Ж

Б

Т

Д

Е

Примеры для решения

Буква 1

Буква 2

Буква 3

126 : 3 =

365 : 5 =

73 + 7 - 40 =

Буква 4

Буква 5

Буква 6

160 : 4 - 20 =

25 : 5 + 5 =

273 : 3 =

(БЮДЖЕТ) 8класс. Тема: «Экономика домашнего хозяйства»

Экономика домашнего хозяйства





Тема «Питание».







10 н





18а


11а

12я

13п

14и

15щ

19а



16а

17н




Расшифруй. «Каша-основная пища наша»




Итак, под воздействием обучения и воспитания на уроках сбо с использованием занимательного материала, у обучающихся постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация.
Для успешной социальной адаптации я стараюсь расширять бытовой и социальный опыт школьников, учу применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.

Литература.

1.Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г

2.Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.

3.Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под.ред. А.М.Щербаковой. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.




























ГКОУ РО « Пролетарская специальная школа – интернат»





Сообщение

Тема: Развитие познавательного интереса на уроках СБО с помощью занимательного материала»






Форум МО учителей старших классов


Педагог: Мотузникова Т.С.



















30.12.2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!