Тема: "Род имен существительных"
Цель:
1. Ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом. Формировать умение определять род существительных
2. Развивать логическое мышление через выполнение упражнений и логических игр.
3.Развивать и обогащать речь учащихся; каллиграфические и орфографические умения и навыки
4. Развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки, таблиц , предметные картинки
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Приветствие. Настрой на работу.
– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным). (слайд №3)
– Мы продолжаем путешествие по изучению самостоятельной части речи - имени существительного
II. Актуализация знаний
1) Орфографическая минутка
На доске записаны три слова с пропущенными буквами:
Семейный , год, удивительный.
Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор.
Учащиеся придумывают задания:
а) Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)
Вы уже знакомы с именем существительным , поэтому предлагаю поиграть
в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное».
2) Игра «Да – нет»(использовать сигнальные карточки)
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет ? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.
(Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?) (да)
III. Подводящий диалог к формулированию новой темы
У вас на парте лежат конверты с карточками.
Прочитайте, записанные на карточках слова.
летчик
Завтрак
ученик
Картофель
картина
Девочка
береза
ворона
(слова напечатаны на разрезных карточках)
Что это за слова?
(имена существительные)
Докажите.
(Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос кто ? или что? и обозначает предмет)
На какие две группы можно разделить эти слова? Подумайте, посоветуйтесь и выполните это задание.
Работа в парах (слайд № 5)
На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают:
в первую колонку – мама, девочка, папа, мальчик.
во вторую– дом, книга, яблоко ,озеро.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто? Во второй столбик – неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос что?
Итог: Что мы знаем об имени существительном? (Тест)
1.Часть речи
2.Обозначает предмет
3.Отвечает на вопросы кто? или что?
4.Изменяется по числам
5. Бывают одушевлённые и неодушевлённые.
IV. Сообщение темы и цели урока. Работа по теме
В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.
На доске написаны словосочетания:
Красивая мама красивый папа красивое озеро
Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.
Почему так произошло?
Проблема: Сможете ли вы используя данное противоречие эти же существительные разделить на три группы?
Работа в группах (Слайд №6)
1. Мама, девочка, книга.
2. Папа, мальчик, дом.
3. Яблоко, озеро.
По - какому признаку вы объединили слова в первой группе?
(Про них можно сказать она, моя)
Какие будут ваши предложения относительно второй группы?
(Про них можно сказать он, мой)
В третью группу вы записали слова – яблоко, озеро . По- какому признаку вы объединили эти слова?
( Про них можно сказать оно , мое.)
Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
-Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные женского рода, во втором – мужского рода, в третьем – среднего рода.
. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.
Тема нашего урока: « Род имён существительных»
Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
-В русском языке много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть одну из «тайн» этой части речи.
-Оказывается все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
-Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
2.Грамматическая сказка. Слайд №7
В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи, и королева их путала.
И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден».
В этом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (солнце, небо…)».
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
V. Оздоровительная минутка (слайд №8)
Зрительная гимнастика. По экрану в разной траектории движется мяч.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча.
Какой частью речи является слово – Мяч? (существительное)
Определите род этого существительного. (Мяч, он - мой –– мужской род)
VI. Первичное закрепление
Мотивация:
Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.152 и проверим правильность ваших предложений.
Работа с правилом учебника.
(Правило читают вслух три человека : первый ученик – имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)
-Это же правило поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста. ( слайд №10)
Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.
VII. Повторение и систематизация изученного материала.
Мотивация:
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.
1. Картинный диктант.(слайд №11)
К какому роду относятся слова? (Запишите в тетради эти слова в три столбика . В первый -м.р. , во второй –ж.р., в третий -ср.р.) .
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо.
(Перед тем как записать слово, ученики анализируют орфограмму и проговаривают алгоритм определения рода )
(Гриб – парная согласная в корне, проверочное слово грибы, поэтому напишу гриб. Он , мой -значит это сущ . м.р . ,запишем его в первый столбик.
Хоккеист –пишется удвоенная согласная кк словарное слово, он, мой -м.р.- запишем его в первый столбик.)
2. Дифференцированная работа (самостоятельная работа) Слайд№13,14
А ) первая группа учеников – получает задание. Запишите название предметов , которые видите на картинке и определите род имён существительных. При написании слов обратите внимание на опорные таблицы по предупреждению орфографических ошибок.
После выполнения работы самостоятельная проверка при помощи следующей иллюстрации:
Проверка самостоятельной работы:
Кто нашел все слова? Кто нашел дополнительно свое слово ? (платок, нос)
Б) Остальные ученики в это время выполняют в учебнике самостоятельно Упр.№293
Необходимо записать слова в три столбика - по родам и дописать в каждый столбик еще по одному слову.
Проверка самостоятельной работы (ученики зачитывают слова , которые они записали в первый столбик, во второй , в третий. Приводят примеры своих слов .)
3. Игра «Собери пословицу» (слайд№15,16)
Пословицы напечатаны на разрезных карточках, которые вывешены на доску:
Ученье свет,
Мир строит,
а неученье – тьма.
а война разрушает.
Попробуйте собрать пословицы.
Ученье свет, а неученье – тьма.
Мир строит, а война разрушает.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Если ты будешь учиться, то перед тобой будут открыты все двери в жизни, а те, кто не хочет учиться не увидит в этой жизни ничего светлого и интересного. В мирное время люди строят города, а во время войны всё это разрушается.)
Запишите пословицы в тетради.
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите их род.
Работа проводится коллективно.
Ученье (ср.р.) свет (м. р.), а неученье (ср.р.) – тьма (ж. р.)
Мир (м.р.) строит ,а война(ж.р.) разрушает.
4 )_Определите род в таких словах: радио пони какаду (слайд №17,18)
5.Работа у доски - упр.294 стр.152
Прочитайте задание.
Что нужно сделать в этом упражнении?
(К каждому прилагательному подобрать подходящее по смыслу существительное и определить род имен существительных.)
Выполняем задание у доски и в тетради.
(К доске вызываются те учащиеся у которых в ходе урока были затруднения в определении рода имён существительных.)
1 ученик выходит к доске, записывает и доказывает правильность ответа:
Ловкая лиса (она, моя ж.р.) , мягкая игрушка(она, моя ж.р.),
2 ученик: теплое одеяло (оно, мое ср.р.), крепкая дружба (она, моя ж.р.),
3 ученик: поздний вечер (он, мой м.р.), глубокое озеро (оно, мое ср.р.),
4 ученик: робкая девочка (она ,моя ж.р.) ,легкий ветерок (он ,мой м.р.).
VIII. Домашнее задание (слайд№19)
Составить и записать 5 предложений на тему «Зима» в существительных определить род
IX. Итог урока. Рефлексия. (слайд №20)
Какое новое знание мы сегодня открыли об имени существительном?
(У имени существительного можно определить род.)
Как определить род имени существительного?
Имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода.
Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения? Легко? Трудно? Как работалось в команде?
.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Род имен существительных"»
Тема: "Род имен существительных"
Цель:
1. Ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом. Формировать умение определять род существительных
2. Развивать логическое мышление через выполнение упражнений и логических игр.
3.Развивать и обогащать речь учащихся; каллиграфические и орфографические умения и навыки
4. Развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
5. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности.
6. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: сигнальные карточки, таблиц , предметные картинки
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Приветствие. Настрой на работу.
– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным). (слайд №3)
– Мы продолжаем путешествие по изучению самостоятельной части речи - имени существительного
II. Актуализация знаний
1) Орфографическая минутка
На доске записаны три слова с пропущенными буквами:
Семейный , год, удивительный.
Прочитайте слова.
Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.
Объясните свой выбор.
Учащиеся придумывают задания:
а) Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)
Вы уже знакомы с именем существительным , поэтому предлагаю поиграть
в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное».
2) Игра «Да – нет»(использовать сигнальные карточки)
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет ? (Да!)
Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.
(Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?) (да)
III. Подводящий диалог к формулированию новой темы
У вас на парте лежат конверты с карточками.
Прочитайте, записанные на карточках слова.
летчик
Завтрак
ученик
Картофель
картина
Девочка
береза
ворона
(слова напечатаны на разрезных карточках)
Что это за слова?
(имена существительные)
Докажите.
(Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос кто ? или что? и обозначает предмет)
На какие две группы можно разделить эти слова? Подумайте, посоветуйтесь и выполните это задание.
Работа в парах (слайд № 5)
На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают:
в первую колонку – мама, девочка, папа, мальчик.
во вторую– дом, книга, яблоко ,озеро.
Объясните свой выбор.
В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто? Во второй столбик – неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос что?
Итог: Что мы знаем об имени существительном? (Тест)
1.Часть речи
2.Обозначает предмет
3.Отвечает на вопросы кто? или что?
4.Изменяется по числам
5. Бывают одушевлённые и неодушевлённые.
IV. Сообщение темы и цели урока. Работа по теме
В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.
Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.
На доске написаны словосочетания:
Красивая мама красивый папа красивое озеро
Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.
Почему так произошло?
Проблема: Сможете ли вы используя данное противоречие эти же существительные разделить на три группы?
Работа в группах (Слайд №6)
1. Мама, девочка, книга.
2. Папа, мальчик, дом.
3. Яблоко, озеро.
По - какому признаку вы объединили слова в первой группе?
(Про них можно сказать она, моя)
Какие будут ваши предложения относительно второй группы?
(Про них можно сказать он, мой)
В третью группу вы записали слова – яблоко, озеро . По- какому признаку вы объединили эти слова?
( Про них можно сказать оно , мое.)
Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?
-Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные женского рода, во втором – мужского рода, в третьем – среднего рода.
. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.
Тема нашего урока: « Род имён существительных»
Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)
-В русском языке много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть одну из «тайн» этой части речи.
-Оказывается все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
-Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
2.Грамматическая сказка. Слайд №7
В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи, и королева их путала.
И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден».
В этом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (солнце, небо…)».
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
V. Оздоровительная минутка (слайд №8)
Зрительная гимнастика. По экрану в разной траектории движется мяч.
Учащиеся следят за траекторией движения мяча.
Какой частью речи является слово – Мяч? (существительное)
Определите род этого существительного. (Мяч, он - мой –– мужской род)
VI. Первичное закрепление
Мотивация:
Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.152 и проверим правильность ваших предложений.
Работа с правилом учебника.
(Правило читают вслух три человека : первый ученик – имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)
-Это же правило поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста. ( слайд №10)
Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.
VII. Повторение и систематизация изученного материала.
Мотивация:
Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.
1. Картинный диктант.(слайд №11)
К какому роду относятся слова? (Запишите в тетради эти слова в три столбика . В первый -м.р. , во второй –ж.р., в третий -ср.р.) .
Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо.
(Перед тем как записать слово, ученики анализируют орфограмму и проговаривают алгоритм определения рода )
(Гриб – парная согласная в корне, проверочное слово грибы, поэтому напишу гриб. Он , мой -значит это сущ . м.р . ,запишем его в первый столбик.
Хоккеист –пишется удвоенная согласная кк словарное слово, он, мой -м.р.- запишем его в первый столбик.)
2. Дифференцированная работа (самостоятельная работа) Слайд№13,14
А ) первая группа учеников – получает задание. Запишите название предметов , которые видите на картинке и определите род имён существительных. При написании слов обратите внимание на опорные таблицы по предупреждению орфографических ошибок.
После выполнения работы самостоятельная проверка при помощи следующей иллюстрации:
Проверка самостоятельной работы:
Кто нашел все слова? Кто нашел дополнительно свое слово ? (платок, нос)
Б) Остальные ученики в это время выполняют в учебнике самостоятельно Упр.№293
Необходимо записать слова в три столбика - по родам и дописать в каждый столбик еще по одному слову.
Проверка самостоятельной работы (ученики зачитывают слова , которые они записали в первый столбик, во второй , в третий. Приводят примеры своих слов .)
3. Игра «Собери пословицу» (слайд№15,16)
Пословицы напечатаны на разрезных карточках, которые вывешены на доску:
Ученье свет,
Мир строит,
а неученье – тьма.
а война разрушает.
Попробуйте собрать пословицы.
Ученье свет, а неученье – тьма.
Мир строит, а война разрушает.
Как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Если ты будешь учиться, то перед тобой будут открыты все двери в жизни, а те, кто не хочет учиться не увидит в этой жизни ничего светлого и интересного. В мирное время люди строят города, а во время войны всё это разрушается.)
Запишите пословицы в тетради.
Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите их род.
Работа проводится коллективно.
Ученье (ср.р.) свет (м. р.), а неученье (ср.р.) – тьма (ж. р.)
Мир (м.р.) строит ,а война(ж.р.) разрушает.
4 )_Определите род в таких словах: радио пони какаду (слайд №17,18)
5.Работа у доски - упр.294 стр.152
Прочитайте задание.
Что нужно сделать в этом упражнении?
(К каждому прилагательному подобрать подходящее по смыслу существительное и определить род имен существительных.)
Выполняем задание у доски и в тетради.
(К доске вызываются те учащиеся у которых в ходе урока были затруднения в определении рода имён существительных.)
1 ученик выходит к доске, записывает и доказывает правильность ответа:
Ловкая лиса (она, моя ж.р.) , мягкая игрушка(она, моя ж.р.),
2 ученик: теплое одеяло (оно, мое ср.р.), крепкая дружба (она, моя ж.р.),
3 ученик: поздний вечер (он, мой м.р.), глубокое озеро (оно, мое ср.р.),
4 ученик: робкая девочка (она ,моя ж.р.) ,легкий ветерок (он ,мой м.р.).
VIII. Домашнее задание (слайд№19)
Составить и записать 5 предложений на тему «Зима» в существительных определить род
IX. Итог урока. Рефлексия. (слайд №20)
Какое новое знание мы сегодня открыли об имени существительном?
(У имени существительного можно определить род.)
Как определить род имени существительного?
Имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода.
Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения? Легко? Трудно? Как работалось в команде?
.