СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Род имен существительных"

Цель:

 1. Ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом. Формировать умение определять род существительных

 2. Развивать  логическое  мышление  через выполнение упражнений и логических игр.

 3.Развивать и обогащать речь учащихся; каллиграфические и орфографические умения и навыки

4. Развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

 5. Развивать коммуникативные  навыки  через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности.

 6. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.

 Оборудование: сигнальные карточки, таблиц , предметные картинки

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу.

– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным). (слайд №3)

 – Мы продолжаем путешествие по изучению самостоятельной части речи - имени существительного

II. Актуализация знаний

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами:

 Семейный ,  год,   удивительный.

 Прочитайте слова.

Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

Объясните свой выбор.

 Учащиеся придумывают задания:

а) Вставьте пропущенные буквы и обозначьте  орфограммы.

 б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)

Вы уже знакомы с именем существительным , поэтому предлагаю  поиграть

  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное».

2) Игра «Да – нет»(использовать сигнальные карточки)

Имя  существительное – это часть речи?   (Да!)

Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (нет)

Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что?   (Да!)

Имена  существительные  обозначают действие предмета?   (Нет!)

Имена  существительные  обозначают  предмет ? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.

 (Имена  существительные  могут  быть одушевлёнными или  неодушевлёнными?)  (да)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

У вас на парте лежат конверты с карточками.

Прочитайте, записанные на карточках слова.

 

 летчик

Завтрак

ученик

Картофель

 картина

Девочка

 береза

ворона

 

(слова напечатаны на разрезных карточках)

 Что это за слова?

(имена существительные)

Докажите.

(Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос кто ? или что? и обозначает предмет)

На какие две группы    можно разделить эти слова? Подумайте, посоветуйтесь и выполните это задание.

Работа в парах (слайд № 5)

На листе, разделённом на 2 колонки,  учащиеся записывают:

 в первую колонку – мама, девочка,  папа, мальчик.

 во вторую– дом, книга, яблоко ,озеро.

Объясните свой выбор.

В первый столбик –  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос  кто? Во второй столбик  –  неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос  что?

Итог: Что мы знаем  об  имени существительном? (Тест)

1.Часть речи

2.Обозначает предмет

3.Отвечает на вопросы кто? или что?

4.Изменяется по числам

5. Бывают одушевлённые  и  неодушевлённые.

IV. Сообщение темы и цели урока. Работа по теме

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени  существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

На доске написаны словосочетания:

Красивая мама     красивый папа   красивое озеро

Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.

Почему так произошло?

 Проблема: Сможете ли  вы  используя данное противоречие  эти же существительные разделить на три группы?

Работа в группах  (Слайд №6)

1. Мама, девочка, книга.

2. Папа, мальчик, дом.

3. Яблоко, озеро.

По - какому признаку  вы объединили слова в первой группе?

(Про них можно сказать она, моя)

Какие будут ваши предложения  относительно второй группы?

(Про них можно сказать он,  мой)

 В третью группу вы  записали  слова – яблоко, озеро .  По- какому признаку вы объединили эти слова?

( Про них можно сказать оно ,  мое.)

Ребята, а может кто-то знает,  или догадывается,  как называется такое деление слов?

-Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные  женского рода,  во втором – мужского рода,  в третьем – среднего рода.

. Для того, чтобы говорить,  писать грамотно и красиво, мы должны знать  род имён  существительных.

Тема нашего урока: « Род имён существительных»

Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

-В русском языке много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть одну из «тайн» этой части речи.

-Оказывается все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

-Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

2.Грамматическая сказка. Слайд №7

            В одном королевстве жили  имена существительные. Сначала  все существительные были очень и  очень похожи, и  королева их путала.

            И вот однажды она издала  указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден».

           В этом  королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ. С жаром принялись  за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца.          Пришла королева и сказала: «те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (солнце, небо…)».

           Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

V. Оздоровительная минутка (слайд №8)

Зрительная гимнастика. По экрану в разной траектории движется мяч.

Учащиеся  следят за траекторией движения мяча.

 Какой частью речи является слово – Мяч? (существительное)

Определите род этого существительного. (Мяч, он - мой –– мужской род)

VI. Первичное закрепление

Мотивация:

Давайте обратимся к правилу в  учебнике, с.152  и проверим правильность ваших предложений.

Работа с правилом учебника.

(Правило читают  вслух  три человека : первый ученик – имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)

 

-Это же  правило  поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста.  ( слайд №10)

Женский род запомню я

 И скажу «она моя»,

 И запомню род мужской,

 И опять скажу «он мой».

 Средний род - «оно моё»-

 Это правило твоё.

VII. Повторение и систематизация изученного материала.

Мотивация: 

Сейчас попробуем полученные  знания применить на практике.

1. Картинный диктант.(слайд №11)

К какому роду относятся слова?  (Запишите в тетради  эти слова в три столбика . В первый -м.р. , во второй –ж.р., в третий -ср.р.)  .

Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо.

(Перед тем как записать слово, ученики анализируют орфограмму и проговаривают алгоритм определения рода )

(Гриб – парная согласная в корне, проверочное слово грибы, поэтому напишу гриб. Он , мой -значит это сущ .  м.р . ,запишем его в первый столбик.

Хоккеист –пишется удвоенная согласная  кк   словарное слово, он, мой -м.р.-  запишем его в первый столбик.)

2. Дифференцированная работа (самостоятельная работа) Слайд№13,14

 А ) первая группа  учеников – получает задание. Запишите название предметов , которые видите на картинке и определите  род имён существительных. При написании слов обратите внимание на опорные таблицы по предупреждению орфографических  ошибок.

   После выполнения работы самостоятельная проверка при помощи следующей иллюстрации:

Проверка самостоятельной работы:

Кто  нашел все слова? Кто нашел дополнительно  свое слово ?   (платок, нос)                                             

Б) Остальные ученики в это время выполняют в учебнике  самостоятельно  Упр.№293

Необходимо записать слова в три столбика - по родам и дописать в каждый столбик еще по одному слову.

Проверка самостоятельной работы (ученики зачитывают  слова , которые они записали в первый столбик, во второй , в третий. Приводят примеры своих слов .)

3. Игра «Собери пословицу» (слайд№15,16)

Пословицы напечатаны на разрезных карточках, которые вывешены на доску:

Ученье свет,

Мир строит,

а  неученье  – тьма.

а война разрушает.

Попробуйте собрать пословицы.

Ученье свет, а неученье – тьма.

 Мир строит, а война  разрушает.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Если  ты будешь  учиться, то перед тобой  будут открыты все двери в жизни, а  те, кто не хочет учиться не увидит в этой  жизни  ничего  светлого и  интересного. В  мирное  время  люди строят  города, а  во время войны  всё это разрушается.)

Запишите пословицы в тетради.

 Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите их род.

Работа проводится коллективно.

Ученье  (ср.р.) свет  (м. р.), а  неученье (ср.р.) – тьма (ж. р.)

 Мир (м.р.) строит ,а война(ж.р.)  разрушает.

4 )_Определите род в таких словах: радио пони какаду (слайд №17,18)

5.Работа у доски - упр.294    стр.152

Прочитайте задание.

Что нужно сделать в этом упражнении?

(К каждому прилагательному подобрать подходящее по смыслу существительное и определить род имен существительных.)

Выполняем задание у доски и в тетради.

(К доске вызываются те учащиеся у которых в ходе урока были затруднения в определении рода имён существительных.)

1 ученик выходит к доске, записывает и доказывает правильность ответа:

                    Ловкая лиса (она, моя ж.р.) , мягкая игрушка(она, моя ж.р.),

2 ученик: теплое одеяло (оно, мое ср.р.), крепкая дружба (она, моя ж.р.),

3 ученик:  поздний вечер  (он, мой м.р.),  глубокое озеро  (оно, мое ср.р.),

4 ученик: робкая девочка (она ,моя ж.р.)  ,легкий ветерок (он ,мой м.р.).

VIII. Домашнее задание (слайд№19)

Составить и записать 5 предложений на тему «Зима» в существительных определить род

IX. Итог урока. Рефлексия. (слайд №20)

Какое новое знание мы сегодня открыли об имени существительном?

(У имени существительного можно определить род.)

Как определить род имени существительного?

Имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода.

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения? Легко? Трудно? Как работалось в команде?

.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Род имен существительных"»

Тема: "Род имен существительных"

Цель:

1. Ознакомить с грамматическим признаком имен существительных – родом. Формировать умение определять род существительных

2. Развивать логическое мышление через выполнение упражнений и логических игр.

3.Развивать и обогащать речь учащихся; каллиграфические и орфографические умения и навыки

4. Развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

5. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах, оценку и самооценку деятельности.

6. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки, таблиц , предметные картинки

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу.

– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным). (слайд №3)

– Мы продолжаем путешествие по изучению самостоятельной части речи - имени существительного

II. Актуализация знаний

1) Орфографическая минутка

На доске записаны три слова с пропущенными буквами:

Семейный , год, удивительный.

Прочитайте слова.

Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

Объясните свой выбор.

Учащиеся придумывают задания:

а) Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

б) Какое слово лишнее? (Год – имя существительное, остальные слова – имена прилагательные)

Вы уже знакомы с именем существительным , поэтому предлагаю поиграть

в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя существительное».

2) Игра «Да – нет»(использовать сигнальные карточки)

Имя существительное – это часть речи? (Да!)

Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена существительные обозначают предмет ? (Да!)

Самостоятельно придумайте свой вопрос к игре.

(Имена существительные могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными?) (да)

III. Подводящий диалог к формулированию новой темы

У вас на парте лежат конверты с карточками.

Прочитайте, записанные на карточках слова.

летчик

Завтрак

ученик

Картофель

картина

Девочка

береза

ворона

(слова напечатаны на разрезных карточках)

Что это за слова?

(имена существительные)

Докажите.

(Имя существительное - часть речи, которая отвечает на вопрос кто ? или что? и обозначает предмет)

На какие две группы можно разделить эти слова? Подумайте, посоветуйтесь и выполните это задание.

Работа в парах (слайд № 5)

На листе, разделённом на 2 колонки, учащиеся записывают:

в первую колонку – мама, девочка, папа, мальчик.

во вторую– дом, книга, яблоко ,озеро.

Объясните свой выбор.

В первый столбик – одушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос кто? Во второй столбик – неодушевленные имена существительные, они отвечают на вопрос что?

Итог: Что мы знаем об имени существительном? (Тест)

1.Часть речи

2.Обозначает предмет

3.Отвечает на вопросы кто? или что?

4.Изменяется по числам

5. Бывают одушевлённые и неодушевлённые.

IV. Сообщение темы и цели урока. Работа по теме

В своей речи мы часто употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также как и у людей, есть свои особенности.

Желаете ли вы знать об имени существительном ещё больше? Тогда исследуйте эти слова с другой стороны.

На доске написаны словосочетания:

Красивая мама красивый папа красивое озеро

Одно прилагательное у всех существительных, а окончание разное.

Почему так произошло?

Проблема: Сможете ли вы используя данное противоречие эти же существительные разделить на три группы?

Работа в группах (Слайд №6)

1. Мама, девочка, книга.

2. Папа, мальчик, дом.

3. Яблоко, озеро.

По - какому признаку вы объединили слова в первой группе?

(Про них можно сказать она, моя)

Какие будут ваши предложения относительно второй группы?

(Про них можно сказать он, мой)

В третью группу вы записали слова – яблоко, озеро . По- какому признаку вы объединили эти слова?

( Про них можно сказать оно , мое.)

Ребята, а может кто-то знает, или догадывается, как называется такое деление слов?

-Мы распределили слова по родам. В первом столбике находятся имена существительные женского рода, во втором – мужского рода, в третьем – среднего рода.

. Для того, чтобы говорить, писать грамотно и красиво, мы должны знать род имён существительных.

Тема нашего урока: « Род имён существительных»

Как вы понимаете слово род? (Это семья, родня)

-В русском языке много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть одну из «тайн» этой части речи.

-Оказывается все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.

-Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.

2.Грамматическая сказка. Слайд №7

В одном королевстве жили имена существительные. Сначала все существительные были очень и очень похожи, и королева их путала.

И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слуг-существительных знаки различия, тот будет награжден».

В этом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ. С жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Пришла королева и сказала: «те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул…). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна…). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода (солнце, небо…)».

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

V. Оздоровительная минутка (слайд №8)

Зрительная гимнастика. По экрану в разной траектории движется мяч.

Учащиеся следят за траекторией движения мяча.

Какой частью речи является слово – Мяч? (существительное)

Определите род этого существительного. (Мяч, он - мой –– мужской род)

VI. Первичное закрепление

Мотивация:

Давайте обратимся к правилу в учебнике, с.152 и проверим правильность ваших предложений.

Работа с правилом учебника.

(Правило читают вслух три человека : первый ученик – имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода, второй ученик – имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода, третий – имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода)



-Это же правило поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста. ( слайд №10)

Женский род запомню я

И скажу «она моя»,

И запомню род мужской,

И опять скажу «он мой».

Средний род - «оно моё»-

Это правило твоё.

VII. Повторение и систематизация изученного материала.

Мотивация:

Сейчас попробуем полученные знания применить на практике.

1. Картинный диктант.(слайд №11)

К какому роду относятся слова? (Запишите в тетради эти слова в три столбика . В первый -м.р. , во второй –ж.р., в третий -ср.р.) .

Гриб, хоккеист, море, бабочка, кресло, свеча, самолёт, тыква, перо.

(Перед тем как записать слово, ученики анализируют орфограмму и проговаривают алгоритм определения рода )

(Гриб – парная согласная в корне, проверочное слово грибы, поэтому напишу гриб. Он , мой -значит это сущ . м.р . ,запишем его в первый столбик.

Хоккеист –пишется удвоенная согласная кк словарное слово, он, мой -м.р.- запишем его в первый столбик.)

2. Дифференцированная работа (самостоятельная работа) Слайд№13,14

А ) первая группа учеников – получает задание. Запишите название предметов , которые видите на картинке и определите род имён существительных. При написании слов обратите внимание на опорные таблицы по предупреждению орфографических ошибок.

После выполнения работы самостоятельная проверка при помощи следующей иллюстрации:

Проверка самостоятельной работы:

Кто нашел все слова? Кто нашел дополнительно свое слово ? (платок, нос)

Б) Остальные ученики в это время выполняют в учебнике самостоятельно Упр.№293

Необходимо записать слова в три столбика - по родам и дописать в каждый столбик еще по одному слову.

Проверка самостоятельной работы (ученики зачитывают слова , которые они записали в первый столбик, во второй , в третий. Приводят примеры своих слов .)

3. Игра «Собери пословицу» (слайд№15,16)

Пословицы напечатаны на разрезных карточках, которые вывешены на доску:

Ученье свет,

Мир строит,

а неученье – тьма.

а война разрушает.

Попробуйте собрать пословицы.

Ученье свет, а неученье – тьма.

Мир строит, а война разрушает.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Если ты будешь учиться, то перед тобой будут открыты все двери в жизни, а те, кто не хочет учиться не увидит в этой жизни ничего светлого и интересного. В мирное время люди строят города, а во время войны всё это разрушается.)

Запишите пословицы в тетради.

Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите их род.

Работа проводится коллективно.

Ученье (ср.р.) свет (м. р.), а неученье (ср.р.) – тьма (ж. р.)

Мир (м.р.) строит ,а война(ж.р.) разрушает.

4 )_Определите род в таких словах: радио пони какаду (слайд №17,18)

5.Работа у доски - упр.294 стр.152

Прочитайте задание.

Что нужно сделать в этом упражнении?

(К каждому прилагательному подобрать подходящее по смыслу существительное и определить род имен существительных.)

Выполняем задание у доски и в тетради.

(К доске вызываются те учащиеся у которых в ходе урока были затруднения в определении рода имён существительных.)

1 ученик выходит к доске, записывает и доказывает правильность ответа:

Ловкая лиса (она, моя ж.р.) , мягкая игрушка(она, моя ж.р.),

2 ученик: теплое одеяло (оно, мое ср.р.), крепкая дружба (она, моя ж.р.),

3 ученик: поздний вечер (он, мой м.р.), глубокое озеро (оно, мое ср.р.),

4 ученик: робкая девочка (она ,моя ж.р.) ,легкий ветерок (он ,мой м.р.).

VIII. Домашнее задание (слайд№19)

Составить и записать 5 предложений на тему «Зима» в существительных определить род

IX. Итог урока. Рефлексия. (слайд №20)

Какое новое знание мы сегодня открыли об имени существительном?

(У имени существительного можно определить род.)

Как определить род имени существительного?

Имена существительные , к которым можно поставить слова он, мой – мужского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя – женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё – среднего рода.

Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения? Легко? Трудно? Как работалось в команде?

.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!