Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов».
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________________ Протокол № _ от «__» _____________ 2014г. | Согласовано Заместитель директора по ВР____________________ «__»__________ 2014 г. | Утверждаю Директор МОУ «Сорская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Ведяйкина Л.Ю. ________________________ Приказ № _______________ от «___»__________ 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса технологии
в 7 классе А, Б, В, Г.
на 2014-2015 учебный год.
68 часов
2 часа в неделю
Базовый уровень
Учитель:
Барковская Наталья Александровна
Стаж: 6 лет.
Категория: нет
Аттестация: нет
г. Сорск. 2014
Пояснительная записка
Программа по технологии для 7 А Б В Г классов (басовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089). Примерных программ по технологии (Письмо Департамента государствен-ной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год, в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко (М., 2007), учебник «Технология 7 класс» для образовательных учебных заведений (авторы составители – Е.А.Киселева, О.В.Павлова, Г.П.Попова).
На изучение курса отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально–трудовой выбор, личностное саморазвитие, поиск смыслов жизнедеятельности. Это определило цель обучения технологии:
•Освоение технологических знаний;
•Овладение общетрудовыми и специальными умениями;
•Развитие познавательных интересов;
•Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, уважительного отношения к людям различных профессий.
Задачи учебного предмета
В процессе преподавания предмета «Технология» в 7 классе должны быть реализованы следующие задачи:
•приобретение знаний по технологии обработки тканей, элементам ма-шиноведения, культуры дома, художественной обработке материалов;
•овладение способами деятельностей:
- умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;
- способность работать с разными видами информации: диаграммами, текстами, символами, таблицами, графиками;
- умение работать в группе.
•освоение компетенций – коммуникативной, культурно - эстетической, социально - трудовой, личностно – саморазвивающей.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по технологии за курс 7 класса
Учащиеся должны знать:
- основные свойства химических волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от
видов переплетений;
- виды соединений деталей в узлах механизмов машин, принцип образования двухниточного машинного стежка и зигзагообразной строчки;
- устранение неполадок в работе швейной машины;
- виды легкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа и особенности моделирования плечевых изделий;
- экономную раскладку выкройки из ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправления дефектов изделия;
- единство стиля костюма, прически, косметики и интерьера;
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности работы в мастерской;
- выполнять машинные швы, раскрой ткани;
- обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
- работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья;
Выращивать комнатные растения и размещать их в интерьере комнаты.
Межпредметные связи
При работе широко используются: химия по разделу «Материаловедение», математика – «Масштабы», геометрия – «Виды геометрических тел», черчение – «Графическое изображение чертежа», рисование – «Эскизы», история – «История одежды и стиля».
Формы организации учебного процесса
При работе используются индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные формы организации учебного процесса.
Формы проведения занятий.
- демонстрация изделия;
- занятия с элементами лекций;
- практические занятия;
- самостоятельная работа с литературой;
- работа над проектом.
Материально техническое обеспечение
- швейные машины – бытовые, производственные, оверлок.
- утюг, гладильная доска;
- стол для раскроя ткани, манекен;
- измерительные приборы: сантиметровая лента, линейка, угольники,
лекало;
- инструменты: ножницы, иголки, спицы, крючки;
- материалы: нитки, ткань, лекальная бумага.
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся:
- Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных
учреждений (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова. – М.:Вентана-Граф, 2007.
- Основы швейного производства (учебное пособие для 7-8 классов)/ А.Т. Труханова, В.В. Исаев. – М-просвещение, 2005.
- Вяжем сами: пособие / А.В. Тимаер. – Мой мир, 2005.
- Журналы мод, 2008-2014гг.
Для учителя:
- Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных
учреждений (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова. – М.:Вентана-Граф, 2007.
- Школа и производство: методический журнал. – Издательство «Школа- пресс».
- Основы швейного производства (учебное пособие для 7-8- классов)/А.Т. Труханов, В.В. Исаев-М.просвещение, 2005.
- Вяжем сами: пособие / А.В. Тимаер. – Мой мир, 2005.
- Журналы мод, 2008-2014гг.
-Хакасская вышивка: учебно-методическое пособие к учебному предмету «Технология»/ Мишакова И.Е., Чертыкова М.Н. – Абакан-2004.
-Кириллова Н.М. Повышение педагогической компетентности учителя трудового обучения. Часть 2. Практика и теория уроков технологии. Курган , 2000.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Программа способствует:
- повышению интереса к культурным традициям родного края;
- развитию познавательной и творческой активности детей;
- формированию нравственных ценностей.
Содержание учебного материала
Разделы программы | Количество учебных часов | в том числе |
теоретических | практических | РК |
Вводный урок | 2 | 2 | | |
Элементы материаловедения | 6 | 4 | 2 | 1 |
Элементы машиноведения | 6 | 4 | 2 | |
Конструирование и моделирование плечевого изделия | 10 | 4 | 6 | 1 |
Технология изготовления плечевого изделия | 16 | 4 | 12 | 1 |
Рукоделие. Вязание крючком | 14 | 3 | 11 | |
Технология ведения дома | 4 | 3 | 1 | 1 |
Творческие проектные работы | 10 | 5 | 5 | |
Итого | 68 | 29 | 39 | 4 |
Учебно–тематическое планирование уроков технологи в 7 А Б В Г классах
Наименование раздела про- граммы | № уро- ка | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Виды контроля, измерители | Дата | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вводный урок (2ч.) | 1/2 | Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок | 2 | Беседа | Первичный инструктаж на рабочем месте. Введение в курс 7 класса | Знать правила поведения в мас-терской и ТБ на ра-бочем месте. Иметь представ-ление о разделах технологии для изучения в 7 классе. | Опрос | | |
Элементы материаловедения (6 часов) | 3/4 5/6 7/8 | Подбор тканей для хакасской национальной традиционной и стилизованной одежды. Технология производства свойства искусственных волокон и тканей из них. Виды переплетений нитей в тканях. Сравнительная характеристика свойств тканей | 6 | комбини-рованный практическая работа | Технология про-изводства и свойства искус-ственных воло-кон и тканей из них. Использование тканей из искусственных волокон. Виды переплетений нитей в тканях и их влияние на свойства тканей | Иметь представ-ления: - о технологии про-изводства и свойства искус-ственных волокон; -область их применения. Знать виды переплетений и их влияния на свойства тканей | Опрос Тест | | |
Элементы машиноведения (6 ч). | 9/10 11/12 | Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Двухниточный машинный стежок. Принцип получения простой и зигзагообразной строчки. | 4 | Комбинированный | Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающего челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. | Иметь представление о видах соединений в уздах механизмов и машин. Знать устройство качающего челнока; принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. | Опрос | | |
13/14 | Наладка швейной машины (практическая работа). Устранение неполадок в работе швейной машины. | 2 | Комбинированный | Правила регулировки и наладки швейной машины. | Уметь регулировать швейную машину. | Контроль за действиями | | |
Конструирование и моделирование плечевого изделия (10 ч). | 15/16 | Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Зрительные иллюзии в одежде и эскизная разработка модели изделия. Моделирование хакасского национального платья. | 2 | Комбинированный | Виды женского легкого платья и спортивной одежды. Зрительные иллюзии в одежде и эскизная разработка модели изделия. | Иметь представления о видах женского легкого платья и спортивной одежды, силуэте, отделках, зрительных иллюзиях. Уметь делать эскизы. | Опрос, эскиз | | |
17/18 | Снятие мерок для плечевого изделия. Построение основы чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4 | 2 | Комбинированный | Правила снятия мерок для плечевого изделия. Последовательность построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокройным рукавом. | Знать и уметь применять правила снятия мерок и последовательность построения основы чертежа плечевого изделия. | Контроль за действиями | | |
19/20 | Особенности моделирования плечевого изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. | 2 | Комбинированный | Особенности моделирования плечевого изделия. Применение цветовых контрастов в отделке швейных изделий. | Знать особенности моделирования плечевых изделий. Уметь их применять. | Контроль качества. | | |
21/24 | Построение чертежа выкройки в натуральную величину и подготовка выкройки к раскрою. | 4 | Практичес кая работа | Правила подготовки выкройки к раскрою. | Знать и уметь применять правила построения и подготовки выкройки к раскрою. | Контроль качества. | | |
Технология изготовления плечевого изделия (16 ч). | 25/26 27/28 | Правила подготовки ткани к раскрою и экономная раскладка. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. | 4 | Комбинированный | Правила подготовки к раскрою. Раскладка деталей на ткани с учетом рисунка и фактуры ткани | Знать правила подготовки ткани к раскрою, раскладка деталей на ткани с учетом рисунка и фактуры ткани. | Контроль за действиями | | |
29/30 | Перенос контурных и контрольных точек и линий на деталях кроя. Способы обработки изделия в зависимости от модели и ткани | 2 | Комбинированный | Способы переноса контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Способы обработки горловины, проймы в зависимости от модели и ткани | Знать и уметь использовать способы переноса контурных и контрольных линий и точек | Контроль за действиями | | |
31/32 | Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя | 2Практическая работа | Практичес кая работа | Правила сметывания деталей кроя | Уметь правильно обрабатывать детали кроя и сметывать изделие | Контроль качества | | |
| 33/34 | Правила ТБ ВТО. Обработка выреза горловины обтачкой | 2 | Практичес кая работа | Правила ТБ ВТО. Правила покроя обтачки. Технология обработки выреза горловины обтачкой. | Знать правила ТБ ВТО. Уметь правильно подкраивать обтачку и обрабатывать горловину обтачкой | Контроль качества | | |
35/36 | Проведение примерки, выявление и устранение дефектов | 2 | Практичес кая работа | Правила проведения примерки. Дефекты и способы их устранения. | Знать правила проведения примерки. Уметь выявлять и устранять дефекты. | Контроль за действиями | | |
37/38 | Стачивание деталей и выполнение отделочных работ | 2 | Практичес кая работа | Способы обработки застежек, пройм и швов. Обработка плечевых срезов тесьмой и притачивание кулиски. | Иметь представление о способах обработки застежек, пройм и швов. | Контроль качества | | |
39/40 | Влажная тепловая обработка изделия. Контроль качества и оценка изделия. | 2 | Комбинированный | Особенности ВТО различных изделий. Приемы проведения контроля качества | Знать особенности ВТО различных тканей. Правила проведения контроля качества изделия. | Контроль за действиями | | |
Рукоделие. Вязание крючком (14 ч). | 41/42 | Выполнение основных швов хакасской национальной вышивки. Вязание крючком: традиции и современность. Инструменты и материалы, узоры и схемы. | 2 | Комбинированный | Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Основные швы хакасской национальной вышивки (тамбурный шов). Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Рапорт узора и его запись. Инструменты и материалы. | Иметь представление об истории рукоделия, при менении его в современной моде. | Опрос. Проверка схем | | |
43/44 | Подготовка инструментов и материалов к работе. Набор петель крючком. | 2 | Комбинированный | Правила подготовки материалов к работе, подбора размера крючка в зависимости от ниток и узора. Техника набора петель крючком. | Знать правила подготовки материалов и подбора крючка. Уметь использовать эти правила в работе, набирать петли крючком. | Проверка качества | | |
45/46 | Выполнение образцов вязания полустолбиком различными способами вывязывания петель | 2 | Практичес кая работа | Способы провязывания петель. Схема образования петель | Знать и уметь использовать различные способы провязывания петель | Качество образца | | |
47/48 | Технология выполнения различных петель и узоров. | 4 | Практичес кая работа | Технология выполнения различных петель и узоров крючком | Уметь читать схемы, выполнять различные петли | Качество образца | | |
49/50 | Вязание полотна крючком | 2 | Практичес кая работа | Особенности и способы вязания полотна крючком | Знать различные способы вязания полотна | Качество образца | | |
51/52 | Вязание крючком образцов | 2 | Практичес кая работа | Вязание полотна по кругу. Ажурное вязание | Уметь вязать полотно по разным схемам | Качество образца | | |
53/54 | Вязание крючком образцов | 2 | Практичес кая работа | Вязание квадрата, ромба. | Уметь вязать полотно по разным схемам | Качество образца | | |
Технология ведения дома (4 ч). | 55/56 57/58 | Обычаи и быт хакасов. Интерьер жилища. Требования к интерьеру детской и прихожей. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты или прихожей. | 4 | Комбинированный | Требования к интерьеру детской комнаты и прихожей. Способы оформления интерьера. Использование декоративных изделий и комнатных растений в интерьере. | Знать требования предьявляемые к прихожей и детской комнате, способы их оформления | Проверка эскиза | | |
Творческие проектные работы (10 ч). | 59/60 | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно подготовительный этапы выполнения творческого проекта | 2 | Комбинированный | Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно подготовительный этап (выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработ- ка эскиза изделия. Подбор материалов). | Уметь выбирать тему проекта, аргументировать и защищать свой выбор, делать эскизы и подбирать материал для выполнения изделия | Контроль выполнения | | |
61/62 | Выбор оборудования, инструментов и приспособлений технологической последовательности выполнения проекта | 2 | Комбинированный | Организация рабочего места, оборудования и приспособления для различных видов работ, составление последовательности выполнения. Поиск сведений в литературе | Уметь пользоваться необзодимой литературой, подбирать все необходимое для выполнения идеи | Контроль выполнения | | |
63/64 | Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия) | 2 | Комбинированный | Конструирование базовой модели. Моделирование. Изготовление изделия | Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы | Контроль выполнения | | |
65/68 | Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта). | 4 | Комбинированный | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проекта изделия | Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее | Защита проекта | | |
Приложение