ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Тихий океан»
Цель: изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы Тихого океана, его хозяйственное использование.
Задачи:
Образовательная: расширить знания о физико-географических особенностях Тихого океана, как самого большого океана Земли;
Развивающая: способствовать развитию навыков исследовательской работы, географического мышления, навыков чтения тематических карт; способности выделять главное из текста, анализировать, обобщать, делать выводы;
Развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности, самостоятельности, уважительного отношения друг к другу, умения слушать и слышать, осуществлять самоконтроль, повышение интереса к предмету;
Прививать любовь к красоте природы океана, умение ее видеть; бережное отношение к воде.
УМК:
Учебное пособие: под ред. П.С. Лопуха И.В. География материков и стран. 8 кл. – Мн.: Народная Асвета, 2014.
Географический атлас. 8 - 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Карта океанов (физическая)
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, тест «Атлантический океан»
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальные, групповые, фронтальные.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, самостоятельные, поисковые.
Меж предметные связи: музыка, литература, биология, информатика
Технологии: ИКТ, здоровье сбережения
Оценки: не менее 5 учащихся
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Садитесь, ребята.
У нас сегодня необычный урок – урок-исследование. Но перед изучением новой темы проверим домашнее задание. Возьмите тест. Откройте тетради. Запишите дату и название теста. Укажите вариант. Время выполнения 3 минуты.
-
Тест «Атлантический океан»
1. Атлантический океан наибольшую ширину имеет в широтах:
а) экваториальных; б) полярных; в) умеренных.
2. Береговая линия океана сильно расчленена в полушарии:
а) Южном; б) Северном; в) Восточном.
3. Атлантический океан в сравнении с другими океанами:
а) менее освоен; б) более освоен; в) совсем не освоен.
4. В меридиональном направлении океан разделен на две части:
а) Срединно - Атлантическим хребтом; б) Северо - Американской котловиной.
5. В месте выхода подводного хребта на поверхность образовался:
а) о. Гренландия; б) о. Исландия; в) о. Ирландия.
6. К теплым относятся течения:
а) Гольфстрим; б) Бенгальское; в) Канарское.
7. Айсберги в океане встречаются до широты:
а) 20 с. ш.; б) 50 с. ш.; в) 40 с. ш.
8. Бедность органического мира океана объясняется:
а) относительной молодостью океана; б) большим количеством течений; в) сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.
9. В Атлантическом океане выделяется природных поясов:
а) 8; б) 12; в) 10.
10. Нефтяные месторождения разрабатываются на шельфе:
а) Мексиканского залива; б) Гудзонова залива; в) Средиземного моря.
11. Наиболее загрязненным морем Атлантики считается:
а) Средиземное; б) Карибское; в) Северное.
12. На природу океана особенно сильно влияют:
а) пассаты; в) бризы; г) западные ветры.
Проверка результатов (Вывод ответов на экран) Укажите количество правильных ответов. Проверили? Оцените работу. Наш тест на 6 баллов. Если отвечено правильно на 11 – 12 вопросов – 6 баллов, 9 -10 – 5б, 7 – 8 – 4 б, 5 – 6 – 3б, 3 – 4 – 2б, 1 – 2 – 1б.
Это ребята не конечный балл за урок, вы можете повысить свою оценку за работу по ходу урока.
А теперь приступим к изучению нового материала. Ребята, какой океан может похвастаться тем, что он самый большой? Да, ребята тема нашего урока «Тихий океан». Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы Тихого океана, его хозяйственное использование. Будем развивать навык чтения тематических карт; способность выделять главное из текста, анализировать, обобщать, делать выводы. Поговорим о красоте природы океана и бережном отношении к воде.
Послушаем сообщение об открытии Тихого океана, подготовленного Прокопьевой Дарьей.
Так кто-же первым открыл океан? Как он его назвал? Ребята, как вы думаете, в Тихом океане действительно никогда не бывает штормов?
Итак, приступим к исследованию Тихого океана. Рассмотрим географическое положение. По ходу урока будем заполнять таблицу. Открываем стр.89 учебника 1 абзац. Какова площадь океана? (1/3 поверхности Земли). Записали.
Учитель: Все данные исследования будем заносить в таблицу (Приложение 1)
Учитель: Начнем работать. S + 178, 6 млн.м². (это превышает площадь всех матер. 149).
1. Исследуем географическое положение океана. Как вы понимаете, что значит географическое положение?
- Какие материки омывает? Атлас стр.
- Как океан расположен относительно нулевого меридиана и экватора? Атлас стр.
- Какие моря принадлежат бассейну океана? Атлас стр.
- Берега каких стран омывает океан? Атлас стр.
- Крупнейшие острова и архипелаги. Атлас стр.
- Береговая линия Америки?. Атлас стр.
Вывод: (о географическом положении океана).
Тихий океан находится в северном, южном, западном и восточном полушариях. Омывает берега пяти материков. На берегах и островах расположено 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества Земли.
Тихий океан получил название благодаря Фернану Магеллану, который в 1521 году пересек Тихий океан от западного побережья Южной Америки до берегов Южной Азии, и ни разу не попал в шторм, поэтому он и назвал океан «Тихим».
Позднее, вторым после Магеллана, Тихий океан пересек английский мореплаватель Френсис Дрейк (1540-1596), путешествию которого сопутствовала очень неблагоприятная погода, и который заявил, что более подходящее название этому океану – «Бешеный океан». В наше время часто Тихий океан называют Великим океаном.
2. Особенности океанической впадины. РЕЛЬЕФ
Учитель: Какую карту атласа необходимо использовать для того, чтобы ответить на вопрос:
В пределах какой литосферные плиты находится океан? (Тихоокеанской). Учебник стр. 89
В каком направлении и с какой скоростью происходит перемещение плиты? Атлас стр. (11 см/год).
Что происходит на границах литосферных плит? Учебник стр. 89 (Землетрясения и извержения вулканов).
Срединно-океанические хребты называются поднятиями. Откройте карту Тихого океана АТЛАС стр. и назовите их. (Восточно-Тихоокеанское поднятие; Западно-Тихоокеанское поднятие).
Котловины – АТЛАС стр. Северо-Западная котловина; южная котловина; Перуанская, Чилийская.
Желоба – АТЛАС стр. Марианский, Перуанский, Чилийский, Филиппинский
Средняя глубина – Учебник стр. 89 3980 м.
Вывод: Рельеф дна сложен. Океан находится на литосферной плите, которая взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которое кольцом окружает океан. Самый древний и глубокий из океанов.
(Панталасса – суперокеан, который является прообразом современного Тихого океана).
3. Климатические особенности океана. Климат океана разнообразен.
Учитель:
- В каких климатических поясах расположен океан? АТЛАС стр. (Во всех, кроме северного полярного (арктический).
- Назовите, в каких климатических поясах лежит большая часть океана? АТЛАС стр. (экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический).
- Какой можно сделать вывод? (Тихий океан самый теплый).
- Средняя температуры воды + 18,1ºС УЧЕБНИК стр. 90 (в районе экватора 25 - 28 ºС).
- Средняя соленость – 36,5 % УЧЕБНИК стр. 90 (ниже, чем в других океанах).
- Количество осадков: где максимум? Где минимум? УЧЕБНИК стр. 90.
4. Течения в океане. Учебник стр. 90 Атлас стр.
1. Теплые: Куросио, Северо-пассатное, Южное пассатное.
Холодные: Перуанское, Калифорнийское, Курильское, течение Западных ветров.
2. Сколько кругов образуют течения в океане?
- Два круга (в Северном и южном полушариях).
- Почему течения отклоняются в северном полушарии на восток, а в южном на запад? (постоянные ветры и в результате движения земли вокруг своей оси).
- В каких широтах всю холодную половину года бушуют штормы? (в умеренных – западный перенос воздуха).
- Младенец и его последствия.
Вывод: Климат океана разнообразен. Расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его просторами воздух насыщен влагой. Самый неспокойный и грозный среди океанов.
5. Минеральные ресурсы и Органический мир. Экологические проблемы.
«Обитатели Тихого океана». СТР 91 - 92 Учебника
- Лососевые рыбы – лосось, кета, горбуша.
- Промысловые рыбы – тунец, сельдь.
- Анчоусы – многочисленные рыбы, обитаемые на Земле.
- Кальмары.
- Моллюск тридакна (весом 250 кг).
- Камчатский краб.
- Гигантская акула, синий кит, морские котики, морские бобры
- Экологические проблемы. СТР. 92 Учебника
Вывод: исключительное разнообразие органического мира.
Заключительный этап урока:
Согласитесь, ли вы с названием, что этот океан называют Великим?
Назовите особенности:
- Самый большой по площади.
- Самый глубокий.
- Самый теплый.
- Самый неспокойный и грозный.
- Самый древний.
- Наибольшее количество морей относится к бассейну.
- Наибольшее количество островов.
- Омывает более 50-ти стран, где проживает половина человечества Земли.
- Половина мирового улова рыбы.
2 . Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало? Поразило?
А что вы еще хотели узнать о Тихом океане?
Домашнее задание:
-
§ 23 Вопрос 1 с.92
На контурную карту нанести: моря, котловины, проливы, острова Тихого океана.
Выставление оценок.
В роли исследователя успешно работали:
Спасибо за урок!
Урок разработал и провёл учитель географии 1 квалификационной категории
Прокопович Павел Васильевич
Декабрь 2015 год
Приложение 1
Физико-географическая характеристика океанов
Параметры | Атлантический океан | Тихий океан | Индийский океан | Северный Ледовитый океан |
S млн. кв. Км | | | | |
Какие материки омывает | | | | |
Моря | | | | |
Рельеф дна океана а) плиты б) желоба в) котловины | | | | |
Максимальная глубина, м | | | | |
Средняя глубина, м | | | | |
В каких климатических поясах расположен | | | | |
Ср. t вод, ºС, Количество осадков: максимум минимум Ср. соленость | | | | |
Течения А) тёплые Б) холодные | | | | |
Органический мир | | | | |