Организационный момент 5 мин | Вызвать познавательный интерес к проблеме. Совместно с учащимися сформулировать тему и цель урока | Личностные; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Познавательные, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные развивать умениевыслушивать чужое мнение и выражать свое | (приветствие учащихся, отметка отсутствующих в журнале) Учитель задает вопросы 1. Какие типы животных мы с Вами уже изучили? 2. В каких средах и местах обитания они встречаются? На доске вывешивается фотография ланцетника большого размера. Учитель задает вопрос: Знакомо ли вам это животное? -Где встречали его? -Давайте выясним, какие задачи нам придется решать на этом уроке? Наверное узнаем за что он получил такое название. Познакомимся с его особенностями. Средой обитания. Выясним приспособления этого животного к среде обитания. Узнаем какие усложнения появились у него по сравнению с раннее изученными животными. | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы (Большинство ответят, что это рыба) | мотивация учебной деятельности, формирование информационного запроса, беседа с учащимися, целеполагание |
Объяснение нового материала 25 минут | На основе пройденного материала дать новые знания | Предметные: закрепить знания по классификации животных, сформировать новые знания о типе Хордовых Личностные; воспитание ценностно-смыслового отношения к предмету биологии Регулятивные, развивать умение определять классификацию животных Познавательные, развивать умение структурировать знания, определять основную и второстепенную информацию Коммуникативные развивать умение планировать общие способов работы | Активизация познавательной деятельности. - Сегодня мы с вами начинает изучение нового типа животных – Хордовые. К этому типу относятся примерно 43 тысячи современных видов, распространенных по всему земному шару: они заселяют моря и океаны, реки и озёра, континенты и острова. Внешний вид их очень разнообразен, они разнообразны по форме, размерам, однако, несмотря на огромное разнообразие, для всех представителей типа хордовых характерны общие черты организации - А какие черты характерны для этого типа, вы узнаете самостоятельно во время работы с учебником (стр. 92-93) 2.Самостоятельная работа с учебником. 3.Проверка самостоятельной работы: Заполнение заданий 1-7 в рабочей тетради с обсуждением -А давайте посмотрим в оглавление учебника, какие классы животных относят к типу хордовые? Тип хордовые: класс Ланцетник класс Рыбы класс Земноводные класс Пресмыкающиеся класс Птицы класс Млекопитающие - Все эти классы входят в два подтипа: бесчерепные и черепные. - Посмотрите, на скелеты животных различных классов типа Хордовые и подумайте, какие классы вы отнесете к подтипу Бесчерепные, а какие к подтипу Черепные и почему? И все это запишем в рабочей тетради в.15, с.47 (к Бесчерепным можно отнести ланцетника, так как у него не заметен череп, а всех остальных отнесем к Черепным, так как животные имеют череп.) - Да ребята не только вы посчитали ланцетника рыбой, некоторое ученые также отнесли его к рыбам. И только в 17 веке была дана его систематизация как вида. 4.Заслушивание сообщения об истории изучения ланцетника. -Да, ребята не только вы посчитали ланцетника рыбой, некоторые ученые также отнесли его к рыбам. И только в 17 веке было изучено его строение и ошибку исправили. Сейчас мы послушаем сообщение об истории изучения ланцетника. -В конце 17 века в одну из своих многочисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Петр Симон Паллас на небольших глубинах Чёрного моря обнаружил неизвестное животное. Он принял его за моллюска и назвал «ланцетовидным слизнем». Но, внимательно изучив это животное, ученый сделал заключение, что по общему типу строения оно скорее напоминает рыбу. Его и причислили было к рыбам в качестве наиболее примитивной упрощенной формы. Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский ученый Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. - Александр Онуфриевич Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными. Перед нами стоит вопрос: Ланцетник – низшая форма хордовых животных и «живая переходная форма, и чтобы правильно ответить на него необходимо изучить особенности строения ланцетника. 5.Групповая работа по изучению особенностей строения ланцетника.(В классе 3 ряда, каждый ряд получает определенное задание ) 1 ряд – задание 8 2 ряд – задание 9 3 ряд – задание 10 6. Проверка знаний самостоятельно полученных учащимися -Какой вывод можно сделать из сказанного? (Ланцетник - низшее хордовое животное, у которого хорда сохраняется в течение всей жизни) 7. Значение ланцетника в природе и жизни человека Ланцетник питается микроскопическими организмами, таким образом, ланцетник – главный биофильтратор природного слоя воды. Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла около 300 лет. В мясе ланцетника содержится примерно 70% белка и примерно 2% жира. Ланцетника промышляют в юго-западной части Восто-Китайского моря. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника содержит примерно 35 т, что соответствует 280 миллионам штук. Его едят в вареном, жареном или сушеном виде. Записываем в тетради. | Учащиеся слушают рассказ учителя Самостоятельно работают с учебником. Заполняют при помощи учителя в рабочей тетради задания с обсуждением правильных ответов Заглядывают в оглавление и находят нужную информацию Отвечают вначале устно, затем записывают в тетрадь Заслушивают сообщение об истории изучения ланцетника. Выполняют задание в группах Отвечают на вопросы, записывают в тетради | Актуализация имеющихся знаний Приобретение и уяснение новых знаний Актуализация имеющихся знаний Фронтальный опрос Первичное закрепление новых знаний Фронтальный опрос |
Закрепление учебного материала 10 мин | Первичное закрепление нового материала и нацеливание на последующий урок | Предметные: развивать умение определять правильные ответы исходя из имеющейся информации Регулятивные, формирование умения адекватно оценивать свои возможности Познавательные, рефлексия способов и условий действия | 6.Проверка полученных знаний на оценку: 1) вставьте нужные цифры: 1.Ланцетники относятся к подтипу ______. Как и у всех представителей типа ______, центральная часть нервной системы расположена на ______ стороне тела, над ______. Под хордой расположена ______ система, передний отдел которой пронизан ______ щелями. Кровеносная система ______, состоит из ______, брюшного и отходящих от них мелких ______. 1. Замкнутая. 2. Бесчерепные. 3. Спинного. 4. Хордовые. 5. Пищеварительная.6. Жаберными . 7.Спинной. 8. Хордой. 9. Сосудов. 2) Выпишите номера правильных утверждений 1) Представители типа Хордовые имеют наружный, хитиновый или известковый скелет. 2) Хордовые животные имеют лучевую симметрию тела 3) Хордовые – двусторонне-симметричные животные. 4)Кровеносная система у хордовых замкнутая. 5) Кровеносная система у хордовых незамкнутая. 6) У бесчерепных кровеносная система незамкнутая, а у черепных – замкнутая. 8) Бесчерепные животные не имеют вторичной полости тела. 9)Тело хордовых животных развивается из двух зародышевых листков. 6.Самопроверка | Выполняют задание на заранее подготовленных карточках. Самостоятельно проверяют И оценивают свои выполненные работы | |