СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип Моллюски. Лабораторная работа № 14 «Строение раковины моллюска».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление об общих признаках типа Моллюски, особенностях их строения в связи со средой обитания, многообразием (Брюхоногие; Двустворчатые; Головоногие).

Просмотр содержимого документа
«Тип Моллюски. Лабораторная работа № 14 «Строение раковины моллюска».»

Биология 7

Класс 7А 7Б

Дата 25.12

М-16

Тип модуля Изучение нового материала.

Тема: Тип Моллюски. Лабораторная работа № 14 «Строение раковины моллюска».

Оборудование для учащихся: коллекция раковин моллюсков – раздаточный материал, таблицы «Моллюски», рабочие листы с заданием (по рядам для каждого класса Моллюсков), цветные маркеры, линейки, карандаши.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, презентация к модулю, коллекция раковин моллюсков, модель «Разнообразие типов Беспозвоночных», надпись на доске «конхиология».

УМК: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Биология 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2018, К.Н.Задорожный , О.С.Захарова,

А.В., Терехова , Биология 7 класс .Рабочая тетрадь. Приложение: Биология 7 класс Тетрадь для лабораторных работ. М. Издательство «Наша школа» 2017.

Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм на примере типа Моллюски, или мягкотелые.

Задачи: Сформировать представление об общих признаках типа Моллюски, особенностях их строения в связи со средой обитания, многообразием (Брюхоногие; Двустворчатые; Головоногие)

Продолжить формирование навыков по работе с коллекциями, живыми объектами. Расширить арсенал способов подачи информации, применяя электронные средства обучения. Развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, постановка проблемных вопросов.

Формировать эволюционные принципы в изучении зоологии (принцип изменения организмов в ходе эволюции, их прогресса в связи с приобретением новых адаптивных возможностей) Воспитывать стремление познать многообразие животных на Земле; экологическое мировоззрение.

Планируемые результаты:

Предметные

В познавательной сфере:

-выделение существенных признаков строения типа Моллюски, или Мягкотелые;

-приведение доказательств изменения строения моллюсков по сравнению с предковыми формами;

- установление особенностей разного класса моллюсков в связи со средой обитание и образом жизни.

В ценностно-ориентационной сфере: 

-убедиться, что раковины моллюсков – это части живых организмов, бесконтрольный сбор их в природе может нарушить экологическое равновесие и пищевые цепи.


Метапредметные

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение проводить исследование (измерять, определять цвет, форму, прочность раковин моллюсков);

- умение моделировать объект, применять жизненный опыт, устанавливать аналогии.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата;

- умение работать в парах, оппонировать и высказывать критические замечания.

Личностные 

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения


Используемые технологии: проблемные и работа в парах.

УЭ-0 Организационный момент. Мотивация (3 мин)

Проверка готовности класса к модулю. Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель демонстрирует большую раковину и предлагает услышать шум моря

(Слайд ) Учитель:

Я расскажу вам одну удивительную историю, согласно которой, Клеопатра провела самый дорогой в мире ужин. Клеопатра заключила пари со своим возлюбленным Марком Антонием, кто из них сможет осуществить самую дорогую трапезу.

К концу ужина было ясно, что Антоний выигрывает спор. Но Клеопатра, известная своей находчивостью и хитростью, не сдалась: она попросила у слуг стакан уксусной воды, опустила в стакан некий предмет и выпила все содержимое. Это была красивая победа Клеопатры. И это был самый дорогой ужин в истории древности.

Учитель: Что же было опущено в бокал?

Мы с вами узнаем в ходе сегодняшней работы.

(Слайд ) Учитель: Чтобы определить тему модуля, вам нужно решить ребус

(Слайд )

Учитель: Верно, сегодня мы поговорим о Моллюсках.

Откройте тетради и запишите тему модуля :Тип Моллюски. Лабораторная работа № 14 «Строение раковины моллюска».

Мы начинаем изучение двух самых разнообразных типов беспозвоночных.

( слайд)

Тип моллюски – это улитки в саду, ракушки на морском берегу, кальмары и устрицы. К типу членистоногих относятся раки и крабы, пауки, жуки, бабочки. Более 1,5 млн. видов, окружающих нас повсюду.

-Столь почётным местом в животном царстве эти два типа животных обязаны общему приспособлению, какому?

(Раковины, панцири, покрывающие тело снаружи – наружный скелет (экзоскелет))

Учёные считают, что появление животных, одетых таким наружным покровом – революция в животном царстве.

-«Одевшись» в палеозое, эти животные обогатили палеонтологическую летопись. Почему?

(Твёрдые покровы хорошо сохранялись в ископаемом состоянии, образовали горные породы)

Слайд и демонстрация ракушечника известняка

Учитель

-В чём преимущества твёрдого скелета?

Учащиеся заполняют в рабочих листах (опора мышцам, способствующая их мощности и специализации; защита тела от врагов и агрессивной среды – можно обитать в солёной воде; защита от солнечной радиации, а это даёт возможность поселиться даже в пустыне)

Учитель

Знакомство с этими интересными животными, позволит узнать , что в качестве наружного скелета они имеют раковину.

Учёные считают, что моллюски произошли от неспециализированных многощетинковых кольчатых червей. (зарываются в грунт, спасаясь от хищников)

(Демонстрация рисунка «Червяк получил в наследство домик»

-Какие изменения могут произойти у неспециализированных многощетинковых кольчатых червей ?

(: внешний скелет гораздо надёжнее чем гидроскелет предков, поэтому вторичная полость утрачивает опорную функцию и редуцируется; изменяется кровеносная система, может появиться сердце, чтобы поток крови не ослабевал; изменятся органы дыхания и органы выделения (они не разбросаны по телу); разделение на сегменты теперь не нужно; подвижные части тела могут находиться только вне раковины)



Тип Моллюски включают несколько классов, мы рассмотрим три наиболее важные: «Класс Брюхоногие», «Класс Головоногие», «Класс Двустворчатые»

(Записывают в тетрадь)

Слайды: Классы моллюсков.

Учитель Все классы типа Моллюски находятся в единстве и многообразии.

-Как вы понимаете такую концепцию? (все моллюски имеют сходный план строения, общие черты, но при этом они разнообразны)

- Давайте сформулируем цель модуля (установить особенности типа моллюски и признаки каждого класса, т.е. убедиться в единстве и как оно проявляется в разнообразии)

Учитель

Сегодня мы научимся выделять существенные признаки строения типа Моллюски, или Мягкотелые; узнаем, зачем произошли изменения строения моллюсков по сравнению с предковыми формами; установим особенности разного класса моллюсков в связи со средой обитание и образом жизни, убедимся, что раковины моллюсков – это части живых организмов, бесконтрольный сбор их в природе может нарушить экологическое равновесие и пищевые цепи, полученные знания мы применим, исследуя строение раковины моллюска в лабораторной работе


УЭ-1 Актуализация опорных знаний (20 мин.)

Разминка «Цветные вопросы»

Цель в ходе разминки учащиеся поднимают карточки соответствующего цвета, демонстрируя свои знания :

Желтый – плоские черви; Зелёный – круглые черви; Красный – кольчатые черви

Учитель

1.У этих червей впервые появилась сквозная пищеварительная система и первичная полость тела, заполненная жидкостью.( Зеленая – круглые черви)

2.Тело этих червей уплощено, промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой. ( Желтый – плоские черви)

3.У этих червей целомическая жидкость выполняет роль гидроскелета, транспортирует вещества и выводит отходы.( Красный – кольчатые черви)

4.Эти черви – сегментированные животные, у которых впервые появляется кровеносная система замкнутого типа.( Красный – кольчатые черви)

5.У этих червей есть полость тела, выполняющая роль гидроскелета.( Красный – кольчатые черви)

6.Нервная система этих червей представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой.( Желтый – плоские черви)

Учитель:

-Как вы считаете, почему выделены слова (сквозная пищеварительная система, гидроскелет, сегментированные животные, кровеносная система, нервная система)?

(Это прогрессивные черты, например, появление кровеносной системы способствовало повышению уроню обмена веществ; гидроскелет создал опору органам и позволил усовершенствовать мышцы)

-Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

(Это разнообразие видов, высокая численность, широкий ареал обитания и разнообразие приспособлений к условиям среды)

(Демонстрация модели «Видовое разнообразие основных типов беспозвоночных»)

Входной контроль

Тест Тип Кольчатые черви

1 вариант

1. Тело кольчатых червей состоит из

1) сегментов (члеников)
2) груди и брюшка
3) двух слоев
4) подошвы и кишечной полости

2. В отличие от круглых червей у кольчатых червей сформирована система органов

1) нервная
2) половая
3) кровеносная
4) пищеварительная

3. Мышцы в теле морского червя нереиды образуют

1) органы передвижения — щетинки
2) кожно-мускульный мешок
3) кишечную полость
4) жабры

4. Бесполый способ размножения дождевого червя происходит

1) зооспорами
2) гаметами
3) почкованием
4) делением пополам

5 Слюнные железы пиявок содержат:

1)инсулин 3)пепсин

2)гирудин 4)фибрин

6. Метанефридии – это:

1)личинки кольчатых червей 3)боковые выросты тела у червей

2)органы выделения кольчатых червей 4)органы осязания

7. Верны ли следующие утверждения?

А. Дождевой червь дышит всей поверхностью тела.
Б. Органы чувств морских кольчатых червей — глаза.

1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

8. Выберите три верных утверждения. Нервная система кольчатых червей включает

1) надглоточный узел
2) головной мозг
3) спинной мозг
4) подглоточный узел
5) брюшную нервную цепочку
6) нервные стволы

9. У становите соответствие между особенностью строения и видом животного.

Особенность строения

А. Наличие кровеносной системы
Б. Тело состоит из члеников
В. Имеются нервные стволы
Г. Раздельнополые животные

Вид животного

1. Человеческая аскарида
2. Дождевой червь

10. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которые обозначают слова.

Сравнивая строение дождевого червя и белой планарии, можно установить следующее. Покровы тела организмов представляют собой … . Членистое строение тела является характерной особенностью представителей типа … . В пищеварительной системе белой планарии отсутствует … . В теле дождевого червя транспортировку питательных веществ осуществляет … .

1. Кольчатые черви
2. Кровеносная система
3. Кожно-мускульный мешок
4. Анальное отверстие

2 вариант

1. Кольчатые черви обладают нервной системой в виде

1) трубки
2) узлов
3) ствола
4) сети

2. Пищеварительная система дождевого червя представлена

1) пищеварительным каналом с двумя отверстиями
2) слепыми ветвями кишечника
3) пищеварительными вакуолями
4) кишечной полостью

3. Выделительные трубочки кольчатых червей расположены

1) в каждом сегменте
2) на голове
3) на последнем членике
4) на жабрах

4. В медицинской практике применяют кольчатого червя

1) дождевого
2) пескожила
3) пиявку
4) нереиду

5. Параподии – это:

1)личинки кольчатых червей 3)боковые выросты тела у червей

2)органы выделения кольчатых червей 4)органы осязания

6. Слюна пиявок:

1)препятствует свертыванию крови 3)сгущает кровь

2)способствует свертыванию крови 4)вызывает кровотечение



7. Верны ли следующие утверждения?

А. Организм дождевого червя продуцирует мужские и женские половые клетки, т.е. червь является гермафродитом.
В. Кольчатые черви размножаются только половым путем.

1) Верно только А
2) Верно только В
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения

8. Выберите три верных утверждения. Представителями кольчатых червей являются

1) пиявка
2) бычий цепень
3) дождевой червь
4) планария
5) печеночный сосальщик
6) нереида

9. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности и видом животного.

Процесс жизнедеятельности

А. Транспортировка веществ по кровеносной системе
Б. Всасывание питательных веществ всей поверхностью тела
В. Сложный жизненный цикл, связанный с паразитическим образом жизни
Г. Выделение осуществляют трубочки, расположенные в каждом членике тела

Вид животного

1. Дождевой червь
2. Бычий цепень

10. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, ко­торые обозначают слова.

Дождевой червь обитает в почве, и газообмен происходит через … . Органами передвижения червя являются … . Тело животного образуют … . В каждом членике животного находятся мышцы, выделительные трубочки и … .

1. Щетинки
2. Одинаковые членики
3. Нервные узлы
4. Поверхность тела.

Ответы на тест Тип Круглые черви
1 вариант
1-1
2-3
3-2
4-4

5-2

6-2
7-3
8-145
9-2211
10-3142
2 вариант
1-2
2-1
3-1
4-3

5-3

6-1
7-1
8-135
9-1221
10-4123

(выставление оценок путем взаимопроверки )

УЭ-2 Изучение нового материала ( 7 мин + 40 мин)

(демонстрация видеофрагмента: «Тип Моллюски» - 5 мин.)


Общие черты типа.


Учитель

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие



Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.


Внешнее строение.

( на столах карточки с изображением моллюска, на которых ученики подписывают части тела моллюска)

Части тела моллюска: 1. Голова.

2. Туловище.

3. Нога.

4. Мантия (мантийная полость).

5. Раковина.


Учитель

Рассмотрим внешнее строение Брюхоногого моллюска. Их можно встретить и в воде и на суше.

На спинной поверхности тела моллюсков – защитный панцирь раковина.

Преимущество имеют те моллюски, которые могут полностью спрятаться под этим панцирем. Значит, панцирь растет вместе с моллюском.

Для обеспечения роста раковины у моллюсков образовалась – кожная складка – мантия.


Мантия прилегла к раковине и образовалась мантийная полость.

- Как же изменялось строение моллюсков в связи с приобретением ими раковины?

Для передвижения возник широкий уплощенный вырост – нога

( первые моллюски передвигались благодаря мышечным сокращениям )

Животные защищенные раковиной могли питаться лишь пищей расположенной на поверхности, по которой они ползали.

Поэтому первые моллюски обладали специальным органом –теркой, позволяющим им соскабливать водоросли с камней.



Тело моллюсков включает:

- туловище в раковине

( расположено над ногой и покрыто раковиной) раковина (известковый тонкий наружный слой из рогового вещества, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск .) имеет вершину и устье -( выходят нога и голова моллюска)

функция раковины защита от опасности.

У некоторых брюхоногих на ноге расположена пластина, закрывающая устье раковины при втягивании в нее животного.

Направление закручивания раковины определяется при взгляде на раковину сверху: :правозакрученные - вращение по часовой стрелке, левозакрученные- против.

У некоторых брюхоногих моллюсков ( например слизней) раковина отсутствует.


- нога (широкая – ползательная, клиновидная – для плавания, округлая – присасывающаяся и др.)

- голова, где расположены рот с теркой и органы чувств: глаза и щупальца ( 1-я пара – органы осязания, 2-я пара- органы обоняния( связаны глаза)



Многие моллюски несимметричные животные ( хотя предки были с двусторонней симметрией)

Благодаря раковине произошли затруднения в дыхании. Поэтому появились жабры – выросты расположенные в мантийной полости.


Передвигаются с помощью ноги. В передвижении помогает слизь, выделяемая кожей.

Нога является важным мышечным органом. Есть орган равновесия


Учитель

- Ребята, определите недостатки наружного скелета.

(Тяжёлая, уменьшает подвижность, трудности размножения)


-Какой образ жизни доступен моллюскам с тяжёлой раковиной?


-Как раковина или её отсутствие, определяет образ жизни?


- Как решить трудности с размножением оседлых моллюсков?


-Можно ли по форме раковины определить образ жизни и среду обитания моллюсков?



Вопрос для знатока:

-В чём причины разной толщины раковин у моллюсков?

(Обитание моллюсков в воде разной солёности. У пресноводных раковина более тонкая).

Внутреннее строение.

Слайды «Схема расположения внутренних органов» - на примере виноградной улитки, а также соответствующая раздаточная карточка, где ребята обозначают расположение соответствующих систем внутренних органов.


Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.


Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.



Органы дыхания.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.


Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. (вводится понятие «Незамкнутая кровеносная система».) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.


Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы .


Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.


Таким образом, в мантийной полости сосредоточены все важные функции Моллюска.


Половая система

Среди моллюсков встречаются, как раздельнополые, так и гермафродиты.

Моллюски откладывают яйца - личинка имеет выросты -течения переносит на различные расстояния—оседая на дно, заселяет новые места.


У пресноводных и наземных брюхоногих из яйца сразу выходит молодая улитка. Изредка наблюдается живорождение.


Физкультминутка

Учитель (предлагает работу с учебником и рисунками с целью установления признаков класса Двустворчатых , Головоногих моллюсков). (5 минут)

Класс Двустворчатые и класс Головоногие

Учитель

Вам нужно прочитать текст выделить важное в строении, образе жизни жизни Двустворчатых и Головоногих, и их значение в природе и жизни человека.

(Слайд )

Тезисы:

- моллюски с раковиной, состоящей из двух симметричных половин, или створок.

- малоподвижные, иногда совершенно неподвижные животные

- В раковине различают три слоя - роговой, средний фарфоровый и внутренний перламутровый слой 

- от туловища отходит мускулистый вырост – нога

- разводят на морских фермах, как ценный пищевой продукт

- являются поставщиками природного жемчуга

- являются фильтраторами воды

- производители перламутра



(Учитель предлагает отчитаться по заданиям)

Учитель:

Отлично! А теперь пришла пора узнать, как Клеопатра смогла победить в споре, и причем тут наша тема. Для этого я попрошу вас решить головоломку. Центральная скрытая картинка приведет вас к ответу.

Головоломка представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков.

Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Основной смысл создания головоломки, отражает глубину понимания учеником заданной темы.



(Слайд )

Учитель:

Здорово! Вам удалось узнать, что в головоломке было зашифровано слово жемчуг. У вас есть предположения, как он помог победить Клеопатре?

(Слайд )

Учитель: Клеопатра опустила в бокал крупную жемчужину из своей сережки, которая состоит преимущественно из карбоната кальция, легко растворяющегося под действием кислой среды уксуса.

(Слайд )Учитель: Этому интересному случаю было посвящено множество картин.



УЭ-3 Выходной контроль (10 мин)

Лабораторная работа: № 14 «Строение раковины моллюска»

( К.Н. Задорожный рабочая тетрадь « Биология 7 разнообразие живых организмов»


Подведение итогов ( 4 мин.)

Учитель

Наш модуль подходит к концу. Сегодня на мы познакомились с признаками строения типа Моллюски, или Мягкотелые.

Я предлагаю вам с помощью сигнальных карточек продемонстрировать усвоенный материал в следующих утверждениях. ( красный- ответ да, зеленый –ответ нет)


  1. Тело моллюсков состоит из туловища и ноги (нет)

  2. Раковина служит защитой мягкому телу моллюсков (да)

  3. Некоторые моллюски не имеют раковины (да)

  4. Нервная система моллюсков образована нервными стволами, соединенными перемычками (нет)

  5. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей – легкие (да)

  6. Кровеносная система замкнутая (нет)

  7. Все моллюски – растительноядные животные (нет)

  8. Органы выделения моллюсков почки (да)

  9. Все моллюски – гермафродиты (нет)

  10. Щупальца головоногих - это видоизмененная нога (да)

Рефлексия (3 мин.)

«Заверши предложения»

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Было трудно …

Домашнее задание ( 3 мин.)

Не задано

Составитель:

учитель биологии

МБОУ г. Керчи РК «Школа №23»

Буркальцева Светлана Алексеевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!