Типы и виды одаренности.
Психологические особенности личности одаренных детей.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
на занятиях все легко и быстро схватывают;
знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
быстро запоминают услышанное или прочитанное;
решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.
Первый этап (2-3 года) - накопление эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.
Второй этап (3-4 года) - погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны.
Третий этап (4-5 лет) - интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.
Четвертый этап (5-6 лет) - яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.
Пятый этап (6-7 лет) - Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.
Пятый этап развития детских способностей - это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный характеризует способы его деятельности.
Мотивационный – это отношение ребенка к действительности и к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:
Мотивационный аспект поведения описан следующими признаками:
Повышенная избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Формы проявления одарённости:
- Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).
- Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.
Широта проявлений одаренности в различных видах деятельности.
- Общая (умственная) одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
- Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и т.д.).
Особенности возрастного развития одаренных детей.
- Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).
- Поздняя одаренность. Проявление одаренности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявлением одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.
Типы и виды одаренности.
Академическая одаренность. Она включает в себя 2 вида:
мотивационно – личностные характеристики и
способности к обучению. Для таких детей характерна: отличная память; красивая и грамотная речь; разносторонняя любознательность; наблюдательность; знание того, что не подвластно еще его ровесникам; высокая обучаемость; широкий кругозор.
Творческая одаренность поделена на виды: художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструкторская
Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, то, что он:
• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;
• находится в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;
• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным (новаторство);
• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;
• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;
• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;
• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;
• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.
•из всех занятий предпочитает рисование и лепку;
• экспериментирует с пластилином и глиной;
•способен слушать музыку часами;
• очень любит музыкальные занятия в группе;
• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;
• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;
•легко запоминает и прекрасно декламирует стихи.
Психомоторная одаренность и ее виды: спортивная и хореографическая.
Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:
• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;
• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;
• имеет хорошую зрительно–моторную координацию;
• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);
• с удовольствием занимается в танцевальных кружках;
• имеет хороший музыкальный слух, чувство ритма;
• обладает большой физической выносливостью.
Коммуникативная одаренность и ее виды: социально-личностная и лидерская.
• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;
• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;
• легко общается с детьми и взрослыми;
• легко находит себе друзей;
• лидер в общении с ровесниками;
• сочувствует и сострадает им;
• инициатор различных игр;
• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором он принимает участие;
• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;
• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;
• имеет организаторские способности;
• обладает большинством качеств характера человека, которого принято считать социально активным.
Из всех описанных выше типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша. Но в то же время — это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.
Психологические особенности личности одаренных детей. Психологическое развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют ряд характерных особенностей:
Такие дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
Способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.
Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы
Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими.
Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несообразности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
У них очень часто возникают проблемы со сверстниками. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.
Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.
Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности одаренного ребенка.
Хотелось бы отметить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. И мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
В заключении хочется сказать, что при работе с детьми педагогу следует руководствоваться следующими правилами:
Материал подготовила: педагог – психолог МДОАУ № 99
Васильева Е.С.