СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Типы и виды одаренности. Психологические особенности личности одаренных детей.»

Типы и виды одаренности.
Психологические особенности личности одаренных детей.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;

  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;

  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития.

Первый этап (2-3 года) - накопление эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

Второй этап (3-4 года) - погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны.

Третий этап (4-5 лет) - интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться.

Четвертый этап (5-6 лет) - яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.

Пятый этап (6-7 лет) - Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности.

Пятый этап развития детских способностей - это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.



Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный характеризует способы его деятельности.

Мотивационный – это отношение ребенка к действительности и к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка описан следующими признаками:

  • Быстрое освоение материала и высокая успешность его выполнения;

  • Использование нестандартного мышления для решения каких-либо задач;

  • Новаторство

Мотивационный аспект поведения описан следующими признаками:

  • Повышенная избирательная чувствительность к действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  • Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.

  • Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

  • Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Формы проявления одарённости:

- Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

- Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.





Широта проявлений одаренности в различных видах деятельности.

- Общая (умственная) одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

- Специальная одаренность проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и т.д.).



Особенности возрастного развития одаренных детей.

- Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).

- Поздняя одаренность. Проявление одаренности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявлением одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

 Типы и виды одаренности.

Академическая одаренность. Она включает в себя 2 вида:

мотивационно – личностные характеристики и

способности к обучению. Для таких детей характерна: отличная память; красивая и грамотная речь; разносторонняя любознательность; наблюдательность; знание того, что не подвластно еще его ровесникам; высокая обучаемость; широкий кругозор.





Творческая одаренность поделена на виды: художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструкторская

Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, то, что он:

• зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг;

• находится в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности;

• пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным (новаторство);

• способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем;

• независим в своих суждениях, а иногда и поступках;

• не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей;

• любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений;

• таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора.

•из всех занятий предпочитает рисование и лепку;

• экспериментирует с пластилином и глиной;

•способен слушать музыку часами;

• очень любит музыкальные занятия в группе;

• не просто рисует, а задумывается о композиции картинки;

• не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно;

•легко запоминает и прекрасно декламирует стихи.





Психомоторная одаренность и ее виды: спортивная и хореографическая.

Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего:

• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики;

• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;

• имеет хорошую зрительно–моторную координацию;

• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);

• с удовольствием занимается в танцевальных кружках;

• имеет хороший музыкальный слух, чувство ритма;

• обладает большой физической выносливостью.

Коммуникативная одаренность и ее виды: социально-личностная и лидерская.

• не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми;

• легко и быстро адаптируется к новым ситуациям;

• легко общается с детьми и взрослыми;

• легко находит себе друзей;

• лидер в общении с ровесниками;

• сочувствует и сострадает им;

• инициатор различных игр;

• готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором он принимает участие;

• не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером;

• популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей;

• имеет организаторские способности;

• обладает большинством качеств характера человека, которого принято считать социально активным.

Из всех описанных выше типов при поступлении ребенка в детский сад, прежде всего, бросается в глаза интеллектуальная одаренность малыша. Но в то же время — это не основной и не единственный признак одаренности, так как нередко и при не слишком высоком уровне развития интеллекта человек может достичь очень многого.

Психологические особенности личности одаренных детей. Психологическое развитие одаренных детей отличается от развития «среднего» ребенка. И они имеют ряд характерных особенностей:

  • Такие дети хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.

  • Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.

  • Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.

  • Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.

  • Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.

  • Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать максимально хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.

  • Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».

  • Способны фиксировать свой опыт и применять его в экстремальной ситуации.

  • Занятие для них особенно интересно, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы

  • Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.

  • Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.

  • Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

  • Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими.

  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые дети обожают несооб­разности, игру слов, часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительным щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

  • У них очень часто возникают проблемы со сверстниками. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

  • Очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

  • Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности одаренного ребенка.

Хотелось бы отметить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социальной среды, в которой растет и развивается ребенок. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. И мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

В заключении хочется сказать, что при работе с детьми педагогу следует руководствоваться следующими правилами:

  • помоги, но не навреди.

  • заинтересуй, но не настаивай.

  • учитывай индивидуальность.





Материал подготовила: педагог – психолог МДОАУ № 99

Васильева Е.С.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей