СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы речевых ошибок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация знакомит учащихся 9 класса с типами речевых ошибок при выполнении заания 1 и 15 ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Типы речевых ошибок»

Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А.,  учитель  русского языка  МОУ «СОШ №99» г. Омска 2010 год

Речевые ошибки

Автор презентации:

Крюкова М.А., учитель

русского языка

МОУ «СОШ №99»

г. Омска

2010 год

Предисловие Одним из критериев оценивания экзаменационных изложения и сочинения является критерий «Соблюдение речевых норм» ( ГК4):   1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла  2. Допущены 3 ошибки – 1 балл  3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов   Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки называют речевыми, и продемонстрирует основные типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в экзаменационной работе.

Предисловие

Одним из критериев оценивания экзаменационных

изложения и сочинения является критерий

«Соблюдение речевых норм» ( ГК4): 1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла 2. Допущены 3 ошибки – 1 балл 3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов

Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки

называют речевыми, и продемонстрирует основные

типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в

экзаменационной работе.

Какие ошибки называют речевыми? Речевые ошибки - это ошибки, допущенные в употреблении слова. Например:  Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Комментарий:  Само по себе слово «единственный» ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в  контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Какие ошибки называют речевыми?

Речевые ошибки - это ошибки, допущенные

в употреблении слова.

Например: Они потеряли на войне двух

единственных сыновей.

Комментарий: Само по себе слово «единственный»

ошибки не содержит, оно лишь неудачно

употреблено, не «вписывается» в  контекст, не

сочетается по смыслу со своим ближайшим

окружением.

Употребление слова в несвойственном ему значении  Например:  Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.  Комментарий:  В данном случае неуместно слово «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение своим поведением, нарушением правил приличия, общепринятых норм поведения. Это слово нужно заменить словом  «восхищены».

Употребление слова в несвойственном ему значении

Например: Мы были шокированы прекрасной

игрой актёров.

Комментарий: В данном случае неуместно слово

«шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать

чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение

своим поведением, нарушением правил приличия,

общепринятых норм поведения. Это слово нужно

заменить словом «восхищены».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово  приставкой и суффиксом   Например:  Были приняты эффектные меры.  Комментарий: В данном контексте слово «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» - значит «производящий эффект, впечатляющий». Его следует заменить однокоренным «эффективный» - значит «дающий эффект, действенный».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Например: Были приняты эффектные

меры.

Комментарий: В данном контексте слово

«эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» -

значит «производящий эффект, впечатляющий».

Его следует заменить однокоренным

«эффективный» - значит «дающий эффект,

действенный».

Неразличение синонимичных слов   Например:  В конечном  предложении автор применяет градацию.  Комментарий: В данном случае вместо прилагательного «в конечном» необходимо употребить существительное «в конце».

Неразличение синонимичных слов

Например: В конечном  предложении

автор применяет градацию.

Комментарий: В данном случае вместо

прилагательного «в конечном» необходимо

употребить существительное «в конце».

Употребление слов иной стилевой окраски  Например:  Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .  Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет звучать в данном контексте слово «русло».

Употребление слов иной стилевой окраски

Например: Автор, обращаясь к этой

проблеме, пытается направить людей

немного в другую колею .

Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет

звучать в данном контексте слово «русло».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов   Например: Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.  Комментарий: Эмоционально-окрашенное выражение «то и дело» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «неоднократно».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Например: Астафьев то и дело прибегает

к употреблению метафор и олицетворений.

Комментарий: Эмоционально-окрашенное

выражение «то и дело» следует заменить

стилистически нейтральным синонимом

«неоднократно».

Неоправданное употребление просторечных слов  Например:  Таким людям всегда удаётся объегорить других.  Комментарий: В данном предложении просторечное слово «объегорить» следует заменить стилистически нейтральным синонимом «обмануть».

Неоправданное употребление просторечных слов

Например: Таким людям всегда удаётся

объегорить других.

Комментарий: В данном предложении

просторечное слово «объегорить» следует

заменить стилистически нейтральным синонимом

«обмануть».

Нарушение лексической сочетаемости  Например:  Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. Комментарий: Слово «особенности» необходимо заменить словом «средства».

Нарушение лексической сочетаемости

Например: Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные

особенности.

Комментарий: Слово «особенности» необходимо

заменить словом «средства».

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Например:  молодой юноша  очень прекрасный   бесплатный подарок  Комментарий: В этих словосочетаниях выделенные слова являются лишними, т.к. они дублируют лексическое значение невыделенных слов.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Например: молодой юноша

очень прекрасный

бесплатный подарок

Комментарий: В этих словосочетаниях

выделенные слова являются лишними, т.к. они

дублируют лексическое значение невыделенных

слов.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)  Например:  В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.  Комментарий: В данном предложении необоснованно повторяются однокоренные слова. Одно из них следует заменить синонимичным: вместо «рассказ» - «произведение» или вместо «рассказывается» - «повествуется».

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Например: В этом рассказе

рассказывается о реальных событиях.

Комментарий: В данном предложении

необоснованно повторяются однокоренные слова.

Одно из них следует заменить синонимичным:

вместо «рассказ» - «произведение» или вместо

«рассказывается» - «повествуется».

Неоправданное повторение слова  Например:  Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.  Комментарий: Во втором предложении повторяющееся слово «герой» уместнее заменить личным местоимением «он».

Неоправданное повторение слова

Например: Герой рассказа не задумывается

над своим поступком. Герой даже не

понимает всей глубины содеянного.

Комментарий: Во втором предложении

повторяющееся слово «герой» уместнее заменить

личным местоимением «он».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций Например:  Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.  Комментарий: В данном случае оба предложения построены однотипно: они представляют собой сложноподчинённое предложение с придаточным времени, которое находится перед главным. Чтобы устранить эту речевую ошибку, придаточное во втором предложении можно заменить существительным с предлогом «после разговора».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Например: Когда писатель пришёл в

редакцию, его принял главный редактор.

Когда они поговорили, писатель отправился

в гостиницу.

Комментарий: В данном случае оба предложения

построены однотипно: они представляют собой

сложноподчинённое предложение с придаточным времени,

которое находится перед главным. Чтобы устранить эту

речевую ошибку, придаточное во втором предложении

можно заменить существительным с предлогом

«после разговора».

Неудачное употребление местоимений  Например:  Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.  Комментарий: Употребление личного местоимения «он» делает второе предложение двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Неудачное употребление местоимений

Например: Данный текст написал В.Белов.

Он относится к художественному стилю.

Комментарий: Употребление личного

местоимения «он» делает второе предложение

двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к

художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Послесловие Будьте внимательны! Не допускайте ошибок! 

Послесловие

Будьте внимательны!

Не допускайте ошибок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!