СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому для 4 класса  соответствует   учебнику "Русский язык "  под редакцией В.П.Канакиной,  В.Г. Горецкого  по УМК  " Школа России".

Урок повторения по теме : Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Цель урока: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

Урок  предусматривает работу  ребят как в парах , так и самостоятельную работу , взаимопроверку выполненых самостоятельно заданий . Материал урока даст  возможность учителю оценить степень усвоенности изученного материала ,  наметить , над чем еще необходимо поработать на следующих занятиях со всем классом или  индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Егорова Бейбит Жумагалиевна

учитель начальных классов

27. 11. 17. Тема: Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.

Планируемые результаты: Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена существительных всех трех типов склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах; определять падеж имени существительного в единственном числе по алгоритму; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Метапредметные УУД:

познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу по изучению незнакомого материала

регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, давать самооценку;

коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи ; критично относиться к своему мнению

Личностные УУД

- Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Оргмомент

Мотивация к учебной деятельности:

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.



Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.






Актуализация знаний

  1. – Разгадайте ребусы. (Слайд 3)





- Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.

Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей 

- Дайте определение имени существительного.

У сущ есть постоянные и непостоянные признаки.

Непостоянные признаки – это

. Сколько падежей в русском языке? Перечислите их.

- Какие постоянные признаки имеет существительное?



- Род существительного можно определить подставив слова …

- Вспомните, мы познакомились еще с одним признаком существительного – это …

- Как вы думаете – это постоянный признак или непостоянный?

- Объясните, почему вы так думаете?

- Вернёмся к разгаданным ребусам.

- Какой частью речи являются слова?

- На какие группы можно разделить имена существительные на ?

- Разгадывают ребусы


(Шарманка, скульптура, колесница, кокошник, акварель, китель, кольчуга.)













(Существительное)

Дети вспоминают правило



Изменяется по (числам и падежам)

(6).



(род, одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное)

(он мой, она моя, оно мое)

cклонение



(постоянный)

(для того, чтобы определить склонение надо знать род существительного, а род - признак постоянный, значит и склонение тоже постоянный признак)

(Имена существительные)


( дети выполняют задание)


Мотивация познавательной деятельности

Проблемный вопрос:

Сегодня на уроке мы должны выяснить:

- А зачем нам надо знать склонения существительных?

Сообщение темы, цели урока

- Вспомним алгоритм определения склонения существительного.

- Сколько склонений у существительных?

- Как определить склонение имён существительных?

- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?







Расставьте слова в нужном порядке: склонение, окончание, род.

- Давайте повторим алгоритм определения склонений имён существительных.

– Составьте памятку «Как определить склонение имени существительного».





Высказывают своё мнение.

Читают тему урока, ставят учебную задачу:






(3)


- к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце

Род, окончание, склонение.



Составляют памятку «Как определить склонение имени существительного».

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

1) определить начальную форму имени существительного (именительный падеж, единственное число);

2) определить род, выделить окончание;

3) по роду и окончанию в начальной форме определить склонение.


Организация познавательной деятельности

Наблюдение над именами существительными

  1. Работа в парах.

- Выборочное списывание по рядам : 1ряд -1 скл, 2 ряд – 2 скл. 3 ряд – 3 скл.

Пользуясь таблицей «Склонение имен существительных» и памяткой «Как определить склонение имени существительного», определите склонение имен существительных в данных словах.

Метель, телефон, картина, желать, беседа, горизонт, погода. пыль,зима, костёр, минута, снегирь, сирень, ночь, гнездо, море, новость, улица,озеро.

- У всех слов определили склонение? Почему? (Слайд 11)



  1. Работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень: Определить склонение имён существительных
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.


2 уровень: Вставить пропущенные окончания и определить падеж и склонение имён существительных.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек…

.

3 уровень: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж имён существительных.

  • Телеграмма для______________.

  • Рассказ о __________________.

  • Сидит на __________________.

  • Сок из _____________________.

  • Гулял в ____________________


(повторяют правило работы в паре)


Записывают слова и определяют склонение.













(Желать – глагол).

Доказывают правильность выполнения задания.



Самостоятельная работа. Выбирают и планируют задание.

Комментируют после окончания.











Проводят самопроверку и самооценку.





Подведение итогов

Рефлексия

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных?

Я знаю: 




Я умею: 



мне было интересно …

мне было трудно …



Вот и прозвенел звонок

Спасибо, дети, за урок.



Домашнее задание:



(Чтобы правильно писать окончание существительного).



(Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся существительные……, ко 2- му….., к 3-му….).


(Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения).





Отмечают своё настроение.


Выписать с учебника чтения по 6 слов трёх склонений.

Выполнить фонетический разбор любого существительного.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!