СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции Оренбургского казачества в воспитании будущего поколения

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые друзья предлагаем вам в качестве примера выполнение исследовательской работы. Надеемся, что работы детей творческого объединения «Вестники Оренбуржья» станут для вас стимулом для развития собственных исследовательских компетенций и их презентации в различных конкурсах.

Просмотр содержимого документа
«Традиции Оренбургского казачества в воспитании будущего поколения»

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 имени Хана В.Д., с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»


Всероссийский конкурс лучших практик в сфере национальных отношений






Традиции Оренбургского казачества в воспитании будущего поколения (сер. XIX – нач. XX века)



Выполнила:

Анастасия Петрова, ученица 10 «Б» класса.

Научный руководитель:

Мишучков Андрей Александрович,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ЦДТ Промышленного района»,

к.ф.н., доцент.






г. Оренбург, 2021









Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

I. Роль Русской Православной Церкви и священников в жизни казаков……7

II. Школьное обучение основам Православия и воспитание казаков в духе православных традиций……………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………..17

Список использованных источников…………………………………………19

Приложения…………………………………………………………………….22


Введение

Актуальность исследования. На современном историческом этапе мы видим всплеск патриотических настроений благодаря достижениям России в дипломатической и международной сфере, в независимой от Европы и США политике, в ярких заявлениях президента России В.В. Путина и министра иностранных дел С.В. Лаврова, в наших спортивных победах на олимпиаде в Сочи, и, конечно в том, что Крым и Россия снова воссоединились. Сплочённость граждан России, патриотизм становятся важнейшей ценностью, объединяющей не только социальную, но и духовно-нравственную, религиозную сферы. По словам президента, «мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм», – подчеркнул В.В. Путин на совещании представителей власти в 2012 г. в Краснодаре. – Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре, ответственность за нашу страну и её будущее.1

Особенно актуален такой подход для специализированных учебных заведений с глубоким изучением традиций русского народа как Оренбургская Православная гимназия им св. прав. Иоанна Кронштадтского, сама концепция которой основана на Православии. Здесь особое внимание педагоги уделяют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию; преподаются такие предметы и дисциплины, как «Закон Божий» и «Основы Православной культуры». Здесь мы изучаем церковное хоровое пение и принимаем участие в проведении службы. В Гимназии мы отмечаем Престольные праздники, проводим концерты на Рождество Христово, каждый учебный день у нас начинается с молитвенного Правила. Каждый наш урок также начинается и заканчивается совместным пением молитв – «Царю небесный» и «Достойно есть» соответственно. Поэтому для нас настолько актуально и интересно проанализировать, как учились наши сверстники в казачьих школах более 100 лет назад. Ведь основным направлением нравственного воспитания казачьего сословия также являлось формирование у него патриотических чувств, готовности к защите Отечества, изучение Православия. Казаки воспитывались в духе сознательного отношения к выполнению своего воинского долга, чести и достоинства. А все эти основные нравственные элементы с детства формировались под влиянием семейного и церковно-школьного религиозного воспитания.

Гипотеза: Образование казаков было во многом похоже на образование, получаемое учениками в православной гимназии.

Цель исследования – показать роль и проанализировать методы религиозно-нравственного воспитания оренбургских казаков в середине XIX – начале XX вв.

Задачи исследования:

– изучить роль Русской Православной Церкви и священников в жизни казаков;

– проанализировать основы воспитания казаков в духе православных традиций;

– выявить особенности школьного обучения основам Православия;

– показать роль духовно-нравственного воспитания в жизни общества.

Труды учёных по теме исследования можно разделить на 3 этапа. Первый этап историографии – «дореволюционный», который завершается в 1917 г. В эти годы пишут в основном казаки о казаках, имеются публикации этнографического характера, публицистика. В конце XIX – начале XX столетия стали появляться книги по истории образования в Оренбургской губернии, носящие обобщающий характер. Известность получили исследования П.И. Авдеева, А.И. Мякутина2, (в т.ч. труды Оренбургской учёной архивной комиссии). А также – работы по истории школьного образования в Оренбургском казачьем войске В. Симагина «Учреждение казачьих школ в Оренбургском казачьем войске»3, Старикова Ф.И.4, который собирал документы по станичным правлениям и использовал их в своих трудах5, Севастьянова С.Н. «Школьное образование в Оренбургском казачьем войске за 1819 – 1895 годы» и другие6. Положительным моментом трудов первого периода является накопление, сохранение и публикация большого количества материалов, что в итоге создало базу дальнейших исследований7.

Второй период – «советский», – с 1917 по 1985 гг., отличался от предыдущего: отношение к казачеству в эти годы формировалось под воздействием установок, заданных партийными лидерами, в основном, негативных. Теме образования в ОКВ до середины 1960-х гг. внимания практически не уделялось, т.к. писали о революции и Гражданской войне. В 1970-е гг. появились диссертация Л.И. Футорянского (г. Оренбург) и монографии М.Д. Машина8, А.П. Абрамовского, В.Ф. Мамонова9 (г. Челябинск).

В третий период – «постсоветский» – начавшийся с конца 1980-х гг. и продолжающийся до наших дней в исторической науке происходят такие явления, как крушение идеологических запретов, повышение объективности анализа, Результаты исследований по образованию изложены в трудах А.П. Абрамовского, В.С. Кобзова10. Также в 1990-е гг. издаются работы В.Ф. Мамонова, В.Г. Семёнова, В.П. Баканова. Расширяется источниковая база, можно говорить о появлении объективной научно-исследовательской школы.

Методологическую основу исследования определяют принципы научной объективности и историзма, позволяющие рассмотреть события прошлого с учётом обстоятельств и факторов, характерных для изучаемого времени – дореволюционной России. Также использовались сравнительно-исторический, описательно-аналитический и описательно-повествовательный методы. Они позволили нам интересно и последовательно выстроить материал, обобщить и проанализировать интересующие нас моменты, сделать общие выводы.

Предмет исследования: религиозно-нравственное воспитание в жизни Оренбургского казачьего войска середины XIX – начала XX века.

Объект исследования: роль и особенности религиозно-нравственного воспитания казаков в повседневной жизни и воспитание подрастающего поколения в школе на основе православных традиций.

Новизна исследования заключается в том, что нами была обобщена информация из научных статей и работ учёных по теме духовно-нравственного и религиозного воспитания казаков.

Практическая значимость. Религиозно-нравственные ценности играют значимую роль в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения Оренбуржья. В Оренбургской области возрождаются казачьи классы, Президентский и Неплюевский кадетские корпуса, где ведётся воспитание, основанное на традициях казачьего войска. В Оренбургской Епархиальной Православной Гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского также делается акцент на религиозно-нравственное воспитание. Следовательно, изучение духовно-нравственных традиций в воспитании казачества имеет практическую значимость и для современной системы образования, где эти ценности, наряду с патриотизмом, становятся ведущими.



  1. Роль Русской Православной Церкви и священников в жизни казаков

Оренбургское казачье войско, в отличие от казачьих войск России, возникших из вольницы, было создано правительством в середине XVIII века. Эта особенность наложила отпечаток и на конфессиональный состав оренбургского казачества. К концу XIX века 87,9% населения войска исповедовало православие. Наряду с православными в войске служили мусульмане (7,8%), католики, лютеране. В среде казаков было немало и приверженцев старообрядчества, различного толка раскольничьих сект (4,1% от всего состава казачьего населения)11.

Следовательно, задача религиозно-нравственного воспитания имела комплексный характер: для большей части населения (православных христиан) такое воспитание было единственным возможным, а во избежание противоречий в поликонфессиональном обществе необходимо было знать свои традиции как детям, так и на взрослому населению ОКВ. Такой подход обеспечивал слаженное взаимодействие такого воспитания во всех социальных институтах: семье, школе, общине. В сложившихся условиях наряду с семьей большая роль в нравственном воспитании казаков отводилась религиозным (церковным) пастырям.  Особое внимание церковные пастыри и войсковое начальство во второй половине XIX в. уделяли воспитанию молодого поколения в школах (казачьих и церковно-приходских) в духе «веры и благочестия». Исходя из этого, ставилась задача, «чтобы учащиеся выходили из учебных заведений не с одним только запасом религиозных знаний, а с живою, сердечною верою в Бога и твердо воспитанною наклонностью к исполнению Его святых заповедей».12

Необходимо отметить такой важный момент в жизни казачьих общин, способствующий складыванию первых впечатлений и нравственных ценностей, – как содействие делу школьного и церковного воспитания со стороны семьи. Именно в семье, под влиянием поступков родителей закладывались основы нравственности казака. Святейший синод разработал специальное методическое руководство по семейному воспитанию, были составлены сборники рассказов для детского чтения.13 Священники ориентировали родителей на то, чтобы они заставляли своих детей прочитывать дома вслух для всех домочадцев евангельские и другие рассказы.

Каждый православный казак обязан был знать постулаты о «троичности» бога, о «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении им грехов. Казачью молодежь с малых лет воспитывали также на основе нравственных требований, которые содержались в евангельских заповедях. О серьезности такого подхода войскового начальства к религиозному воспитанию казаков, например, свидетельствует то, что оно своим приказом предписало во время лагерных и станичных сборов принимать у казаков приготовительного разряда «экзамен» по знанию символа веры, «молитвы господней и заповедей господних»14.

Еще в середине XIX века многие казачьи посёлки находились от приходских церквей на расстоянии 60 – 100 километров. Сложившаяся ситуация облегчала деятельность различного рода старообрядческим и раскольничьим сектам, а влияние магометанских проповедников на население крещеных татар приводило последних к отходу от христианства. В это время в казачьих станицах насчитывалось 59 церквей, или по одной на каждые 2900 душ населения. При разбросе храмов на огромном пространстве они оказывались недоступными для верующих, «Некоторые селения, – отмечалось в указанном отчете, – отстоят от своих приходских церквей верст на 100 и более; вследствие чего сообщение прихожан со священнослужителями, в особенности при частых буранах зимою, весьма затруднительно для тех и других»15. Исходя из такого положения, епархиальное начальство своевременно выработало комплекс мер по усилению религиозно-нравственного воспитания прихожан.

Главной целью пастырской деятельности утверждалось возвышение в верующих «спасительных истин веры и нравственности». Чтобы достичь её, необходимо было решить задачу пробуждения в казачестве любви к вере путем раскрытия ему значения христианской нравственности для «устроения истинного счастья человека»16. С этой целью использовались определенные средства.

Во-первых, это церковная проповедь как основная форма религиозно-нравственного воспитания. Священники обязаны были вводить в содержание проповеди рассмотрение вопросов веры и христианской нравственности. Ведение проповеднического дела поручалось наиболее подготовленным священникам, обладающим обширными знаниями и истинно христианским благочестием. Рекомендовалось такие проповеди вести по воскресным и праздничным дням, придавать им характер систематических бесед по предметам веры и нравственности. Такие проповеди готовились тщательно и находили глубокий отклик в душах прихожан.

Во-вторых, церковное начальство организовало публичные чтения, преимущественно богословско-философского и апологетического характера. Для того чтобы привлечь на чтения больше слушателей, в перерывах между ними и по окончании их организовывались концерты хорового пения.

В-третьих, устройство в частных домах собраний для «духовно-нравственных бесед», направленных против «неверия и отчуждения от духа церковности». Посещение священниками верующих являлось действенной формой религиозного и нравственного воспитания паствы. Пастыри приходили в казачьи семьи и в дни радостных событий, и в дни печальные, чтобы разделить их радость или утешить людей в горестных случаях. Часто священников звали в семьи прихожан для того, чтобы тот обратился со словами назидания и наставлениями к «заблудшим», тем самым обеспечивалось более тесное духовное единение и сближение церковных служителей с прихожанами17. Следовательно, взаимодействие с церковью и священниками было важной, неотъемлемой частью жизни казаков.

Единение священников с прихожанами особенно ярко проявлялось в годы тяжелых испытаний для страны. Во время участия России в войнах духовенству рекомендовалось внушать прихожанам, что их нравственный долг оказывать всем семьям участвующих в войне нижних чинов посильную помощь «в поддержке их хозяйства путем выполнения таких работ, которые непосильны для семьи, лишившейся своего единственного работника и кормильца». Для помощи таким семьям приходские священники организовывали различные попечительские общества. Часто священники поселковых приходов имели медицинскую аптечку, и им приходилось исполнять роль врача среди прихожан18.

Анализируя материал данной главы, можно увидеть, что политика в сфере религиозно-нравственного воспитания казачества являлась целостной, проникающей во все сферы жизни общества, начиная с семьи, школы, и заканчивая общественной жизнью, досугом. Таким образом, православная религия проникала в жизнь казаков с самых ранних лет. Церковные службы, концерты хорового пения, общение со священнослужителями в горе и в радости были неотъемлемой частью повседневной жизни казачьих общин, делая её насыщеннее, нравственнее, более духовной и глубокой.

  1. Школьное обучение основам Православия

и воспитание казаков в духе православных традиций

Особое внимание церковные пастыри и войсковое начальство во второй половине XIX века уделяли воспитанию молодого поколения в школах (казачьих и церковно-приходских) в духе «веры и благочестия». Исходя из этого, была поставлена задача, «чтобы учащиеся выходили из учебных заведений не с одним только запасом религиозных знаний, а с живою, сердечною верою в Бога и твердо воспитанною наклонностью к исполнению Его святых заповедей»19. Учителям было рекомендовано не просто излагать на уроках религиозные постулаты, но и как можно чаще вести с детьми беседы о вере и благочестивом поведении. Поэтому в 80-е годы XIX века на места преподавателей Закона Божьего во все виды школ стали назначать, как правило, церковных служителей, имеющих богословское образование20. Это было эффективнее и правильнее.

Епархиальное начальство с 1884 года начало проводить активную работу по организации строительства новых церковно-приходских школ. Именно на них возлагалась задача осуществления воспитания путем сознательного усвоения религиозных истин, обязательным условием достижения этой цели должно было стать единство усилий школы и церкви, чтобы религиозное воспитание и школьное обучение шли рука об руку, неразрывно.

Назначение церковно-приходских школ определялось «Правилами о церковно-приходских школах». В них отмечалось, что школа должна «утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать полезные знания». Церковные школы обязаны были объяснять казачьим детям то, что царская власть божественного происхождения, что следует почитать царя, благоговеть перед ним как помазанником божьим и усердно молиться за него. На основе формирования преданности самодержавию строилось и воспитание любви к Отечеству. Учителям школ вменялось в обязанность учить детей на примерах исторических событий, составивших славу России.

Следующей задачей церковно-приходских школ было определено развитие в детях любви к семье, своему сословию и трудовой жизни. Учителя и церковные пастыри прекрасно понимали, что устойчивые семейные нравы служат опорой обществу. Если в семье царит мир и согласие, то и в обществе не будет раздоров и вражды. Детям внушалась идея греховности праздной жизни и честного труда как богоугодного дела, служащего благоденствию семьи и общества.

Необходимо отметить, что такое назначение школы обусловливало ее характер – церковность. То есть внутреннее содержание образовательного процесса строилось на религиозных началах, в него вносился дух и дисциплина церкви21. Священники осуществляли надзор за школой, процессом обучения и воспитания детей. Основу библиотечных фондов школ составляли Евангелие, Псалтырь и другие богослужебные книги. Главными предметами, изучавшимися в церковно-приходских школах, были Закон Божий, церковно-славянское чтение, церковное пение. Ученики вместе с учителем посещали в праздники церковь, участвовали в церковном хоре, помогали служить в алтаре. Учащиеся были обязаны раз в год исповедаться и получить церковное причастие. Учебный день начинался и заканчивался для учеников обязательными общими молитвами, урок также – с пения положенных молитв.

Молитва перед учением: «Преблагий Господи, ниспошли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующага и укрепляющага душевныя наши силы, дабы, внимающее преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.22

Молитва после учения: «Благодарим тебя, Создателя, яко сподобил еси нас благодати Твоя, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего».23

При чтении духовных книг дети читали молитву: «Господи Иисусе Христе, открой мои очи сердечные, чтобы я, услыша слово Твоё, уразумил оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумея чудеса от Закона Твоего. Скажи мне Безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Сделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твоё прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое деяние Благое и всякий дар совершенный».24

В отдаленных от церкви поселках и хуторах открывались школы грамоты с тем же церковным направлением. Таким образом, назначение церковно-приходских школ состояло главным образом в том, чтобы воспитывать казачье сословие в духе веры, любви к престолу и Отечеству на основе религиозности. Школы стали деятельными помощниками православной церкви в деле религиозно-нравственного воспитания народа, и поэтому духовенство обращало самое серьезное внимание на деятельность школ и посещение их учащимися.

Ярко иллюстрирует приведённое нами высказывание обращение попечителя Кундравинской женской церковно-приходской школы священника П. Сементовскогро с проповедью к прихожанам: «...прошу вас, родители, не удерживать детей без надобности дома. Отпускайте с молитвою в школу и тем внушением им, что все преподаваемое им там хорошо и полезно, – пусть они это знают от вас. Пусть знают они, что нерадение их, леность тяжко оскорбляет вас – их родителей. Этим самым вы много поможете наставникам и мне, попечителю. Прошу и Вас, господин атаман, посодействуйте мне убедить тех отцов и матерей, у коих дети лишаются образования по родительскому невежеству...»25.

Необходимо отметить, что большую роль в содержании школ играли церковно-приходские попечительства. Например, в 1892 году от попечителей и благотворителей поступило на содержание церковно-приходских школ в Оренбургском уезде 312 р., в Челябинском – 170, в Троицком – 541, в Верхнеуральском – 20 р. Всего поступило 1 565 рублей26. О наиболее крупных пожертвованиях сообщалось в печати и в приказах по Оренбургскому казачьему войску. Общими усилиями сельских, станичных и поселковых обществ совместно с церковным и войсковым начальством к 1 января 1900 года в Оренбургской епархии было создано и действовало 587 разного типа церковных школ (второклассных, двухклассных, одноклассных и школ грамоты). В них обучался 22 771 ученик (15 587 мальчиков и 7 184 девочки)27. За короткое время церковные школы снискали доверие и уважение у населения.

Церковные школы стали пользоваться значительным авторитетом и среди казачьего населения, что подтверждается увеличением числа учащихся в них28. Были случаи, когда в церковной школе обучалось больше детей, чем в казачьей. Так, в станицах Карагайской и Магнитной казаки предпочитали обучать детей в церковных школах, делая при этом особый взнос за обучение. Казаки видели, что в них больше внимания уделялось Закону Божьему, чтению нравоучительных книг и церковному пению, с детьми обращались ласково, непозволительных шалостей не допускалось, в церковь водили каждый праздник. Подобный факт сочувствия церковной школе со стороны казачьего общества наблюдался и в Черноотроженском приходе: из 110 девочек школьного возраста поселка Черноотрожского в казачьей школе обучались только 10, остальные – в церковной. Успех приходской школы объяснялся тем, что обучение в ней велось в духе церковности, учительница относилась к своим обязанностям внимательно и усердно, дети в школе не скучали и каждую минуту занимались делом29. Таким образом, церковные школы пользовались большей популярностью и авторитетом у граждан.

Воспитательную роль играли и различные школьные праздники, организуемые в церковных школах. Среди них особое место занимал праздник окончания учебного года. Он, по определению Святейшего синода, отмечался 11 мая, в день памяти «первоучителей славянских Мефодия и Кирилла». Этот день проходил торжественно, в присутствии многочисленных гостей. Вначале совершалась божественная литургия, затем выпускники читали стихотворения, пели гимны и песни. Ученикам раздавали подарки, чаще всего книги нравственного содержания. Например, в одной из школ учащимся подарили сборник стихотворений В.А. Жуковского30.

В содержание религиозного обучения и воспитания детей входило знакомство с устройством храмов, назначением церковных принадлежностей, обрядами богослужения.

Церковным пастырям не позволялось при обучении отпускать какие-либо шутки, так как они противоречили бы серьезному и благоговейному настроению учащихся и слушающих. Кроме того, дети, в силу своего возраста, не всегда способны отличать шутку от серьезного слова. И вообще, о чем бы ни говорил священник в церкви на уроке с детьми, он старался быть более внимательным к каждому своему слову, чтобы вместо пользы не принести вреда. Он должен был проявлять отеческую любовь к детям.

Во второй половине XIX века церковно-приходские школы, школы грамоты, приходские храмы стали основными очагами религиозно-нравственного воспитания казачьей молодежи, в отличие от прежнего времени, когда дети получали религиозно-нравственный опыт, прежде всего, в семье31. Школьные учителя, священники строили учебный и воспитательный процесс на целенаправленной, плановой основе, используя новейшие достижения педагогики. На первый план они выдвигали средства, действующие, прежде всего на сознание подростков. Организованно посещая богослужения в воскресные и праздничные дни, учащиеся становились в церкви обычно впереди и вели себя благоговейно, подавая пример тем детям, кто еще не ходил в школу. Иногда для надзора назначались дежурные из старших отделений. Ученики старших групп читали на клиросе, а иногда выходили для чтения часов, шестопсалмия и апостола на середину храма. Великий (пасхальный) пост непременно соблюдался, за этим строго следили учителя32. Следовательно, молодые люди сами практиковались в проведении допустимых моментов церковной службы.

Необходимо отметить такой важный в рамках рассматриваемого нами аспекта момент в жизни казачьих общин, – способствующий складыванию первых впечатлений и установок фундаментального характера, – как содействие делу школьного и церковного воспитания со стороны семьи. Именно в семье, под влиянием поступков родителей закладывались основы нравственности казака. Святейший синод разработал специальное методическое руководство по семейному воспитанию, были составлены сборники рассказов для детского чтения.33 Священники ориентировали родителей на то, чтобы они заставляли своих детей прочитывать дома вслух для всех домочадцев евангельские и другие рассказы.

Анализируя материал данной главы, можно увидеть, что политика в сфере религиозно-нравственного воспитания казачества являлась целостной, проникающей во все сферы жизни общества, начиная с семьи и школьного образования. Изученные нами подходы являлись хорошо продуманными не только с психологической точки зрения, но и с позиции стратегической политики государства, нацеленной на богатые духовные традиции России.

В Российской империи в центре всей системы религиозно-нравственного воспитания находился идеологический принцип «За Веру, Царя и Отечество». Именно он и сплачивал всё казачье сословие. Казаки выполняли свой долг под лозунгом защиты Отечества и веры. Этот принцип являлся руководящим положением и в деятельности религиозных деятелей. Именно они обязаны были нести в души людей дух «живой веры и благочестия»34. Система базовых ценностей казака формировалась под воздействием православия: глубокая религиозность личности и следование священному писанию являлись критериями высокой нравственности и качественного воспитания. Принципы Православия, священного Писания, жития Святых показывают нам основные нравственные ценности, патриотизм. В итоге получалась неразрывная связь формирования необходимых государству ценностей в рамках религиозно-нравственного воспитания казачества (стратегически значимого сословия), что являлось хорошо продуманной, правильной и целостной государственной политикой.


Заключение

Проанализировав главные аспекты основных направлений учебно-воспитательной деятельности в казачьих общинах, приходим к выводу об их взаимосвязи со сложившимися традициями и особенностями жизни казачества, с психологией данного сословия. Поставленные задачи можно считать выполненными: мы пришли к выводу, что роль Русской Православной Церкви и духовно-нравственного воспитания в жизни в жизни казаков была значимой, проанализировали особенности воспитания казаков в духе православных традиций, выявили особенности школьного обучения основам Православия.

Православное воспитание проводилось с самого раннего детства. Религиозное воспитание казаков вырабатывало приоритеты таких ценностей, как добродетель, мир, искренность, душевная чистота. Такие методики взаимодействия священства с обществом, как публичные чтения, церковная проповедь, собрания для «духовно-нравственных бесед», личное общение со священниками были весьма распространены и проникали в повседневную жизнь и быт. Молодые и взрослые казаки отличались высокой нравственностью и уважением традиционных семейных ценностей. Такие предметы как «Закон Божий», «церковно-славянское чтение», «церковное пение», а также – посещение храма, причастие, помощь в служении, пение положенных молитв в церковном хоре и перед уроками, – всё это помогало эффективному и комплексному религиозно-нравственному воспитанию в казачьих школах.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась частично. Роль духовно-нравственного и патриотического воспитания, которому уделялось достаточно много внимания в школах до революции, была велика – велика она и в Православной гимназии г. Оренбурга. Но особенность в воспитании казаков в духе православных традиций имеет ещё одну очень важную цель, которая в Православной гимназии преследуется косвенно – формированию преданности и любви к своей Родине, готовности с оружием в руках защитить её от врагов. Казачество – сословие, призвание которого – охрана государственных границ. Действительно, ловкость, сила, умение обращаться с конём и оружием делали казачество серьёзной опорой Российской империи. Выпускники же Православной гимназии не имеют единственной цели и прямой задачи, связанной с военной сферой, – они могут избрать как военную, так и любую гражданскую профессию, реализовать свои способности в любой из сфер деятельности. Искренняя вера в Бога, служение Господу, знание нравственных основ, духовных ценностей делали казачье сословие поистине сильными, цельными, принципиальными, искренними, верными, стойкими ко греху людьми с глубокой душевной и духовной организацией. Они были детьми сильной и великой России, обладающей многовековыми традициями! Теперь, во время возрождения мощи нашей страны, мы, молодое поколение XXI века, должны восстанавливать духовность и нравственность, быть настоящими патриотами. Изучив доблестные страницы казачьей истории, нам нужно ориентироваться на нравственный пример наших предков, и на основе традиционных ценностей помогать России снова обрести истинные силу и величие!

Список использованных источников и литературы:
  1. Абрамовский А.Н., Абрамовский А.П. Учителя станичных и поселковых школ Оренбургского Казачьего войска в XIX веке: численность и профессиональная подготовка // Оренбургскому краю 250 лет. – Оренбург, 1994;
  2. Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Во славу Государства Российского: начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске. – Челябинск, 1999. – 180 с.;
  3. Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Оренбургское казачье войско в трёх веках. – Челябинск, 1999.;
  4. Абрамовский А.А., Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX века и их влияние на школьное строительство в Оренбкргском казачьем войске // Оренбургское казачье войско: Страницы истории XIX – XX вв. – Челябинск, 1999. – С. 18 – 33.
  5. Абрамовский А.А., Абрамовский А.П. Управление станичными и поселковыми школами в Оренбургском казачьем войске в XIX веке // Оренбургское казачье войско: Воинская служба и общественная жизнь. – Сб. науч. трудов / Под ред. А.П. Абрамовского. – Челябинск, 1997. – С. 5.
  6. Абрамовский А.П. Станичные школы Оренбургского войска в XIX в. // Казачество Оренбургского края XVI – XX вв.: Программа и материалы конф. – Оренбург, 1992. – С. 36 – 37.
  7. Абрамовский А.П. Становление и развитие народного образования в Оренбургском казачьем войске // Оренбургское казачье войско: Исторические очерки. – Челябинск, 1994. – С. 46.
  8. Болодурин В.С. Образование и педагогическая наука Оренбуржья: этапы развития // Педагогическая мысль и образование XXI века. Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2000. – С. 35.
  9. Годовова В. Педагогический состав школ Оренбургского казачьего войска в XIX – начале XX века. С. 46.
  10. Волынская А. Задача воспитать личность: (О работе Каменно-Озёрной школы). – Сельские вести. – 2004. – 24 августа.
  11. Галигузов Ф.И. Материальная культура оренбургских казаков (XIX – нач. XX в.) // Оренбургское казачье войско: страницы истории XIX – XX вв. – Челябинск, 1999. – С. 58 – 68.
  12. История казачества Урала / под ред. В.Ф. Мамонова. – Оренбург – Челябинск, 1992. – С. 67.
  13. Киселёв Н.М. Станица: страницы истории Книга III. – Оренбург, 2006. – С. 59.
  14. Кузнецов В.А. Религиозно-нравственное воспитание Оренбургского казачества // Оренбургское казачье войско: Религиозно-нравственная культура. – Челябинск, 2001. – С. 75 – 95.
  15. Оренбургские епархиальные ведомости. – 1886. – № 9. – С. 272.
  16. Оренбургское казачье войско: религиозно-нравственная культура: Сб. науч. трудов. / Под ред. А.П. Абрамовского. – Челябинск, 2001. – С. 157.
  17. Савицкий Г.В. Содержание образования в русских начальных школах Оренбургского края во второй половине XIX века // Проблемы этнокультурного развития русского народа: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2004. – С. 52 – 58.
  18. Шибанов Н.С. Оренбургское казачество XVIII – XIX вв. – Челябинск, 2003. – С. 158.
  19. Владимир Путин о патриотизме // Краснодар, 12 октября 2012 г. 
    Из выступления на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ros-idea.ru/site/163
  20. Воробьёва М.С. Сквозь призму двух коллекций (Процесс возрождения оренбургского казачества и его отражение в музейном материале) // История XX века в музейном отражении. Материалы межрегион. науч.- практ. конф. – Оренбург, 2008. – С. 56.
  21. История казачества Урала / под ред. В.Ф. Мамонова. – Оренбург – Челябинск, 1992; Мамонов В.Ф., Кобзов В.С. Пограничная: линия: Казки Урала на защите рубежей Отечества. Челябинск, 1992.
  22. Машин М.Д. Из истории родного края. Оренбургское казачье войско. – Челябинск, 1976. – 192 с.
  23. Сафонов Д.А. Очерки историографии оренбургской истории. – Оренбург, 2005. – С. 282.
  24. Севастьянов С.Н. Школьное образование в Оренбургском казачьем войске за 1819 – 1895 годы. – Оренбургский листок. – 1896. – 20 октября; Севастьянов С.Н. Школьное образование в Оренбургском казачьем войске за 1819 – 1895 гг. (Крат. ист. очерк) – Оренбург, 1895. – 39 с.
  25. Симагин В. Учреждение казачьих школ в Оренбургском казачьем войске (1818 – 1887) // Военный сборник. – 1888. - № 9.
  26. Стариков Ф.М. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о современном быте оренбургских казаков и карты. – Оренбург, 1890.; Стариков Ф.И. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. – Оренбург, 1891.; Стариков Ф.М. Сведения о предметах старины в станицах и посёлках 3-го военного отдела Оренбургского казачьего войска // Тр. Оренб. учён. арх. комис. – Оренбург, 1898. – Вып. 4. – С. 97 – 117.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Фото 1


Оренбургские казаки на марше. Первая Мировая война

Фото 2


Оренбургские казаки на городском плацу





Фото 3



Принятие присяги молодым казаком Фото 4


Полковой священник в Оренбургском казачьем полку в центре.

Фото времён Первой мировой войны

Фото 5, 6.


Ученик Оренбургского кадетского корпуса

Ученик Казачьего юнкерского училища

Фото 7


Учащиеся Юнкерского училища

Документ 1

Я требовал от каждого юнкера обязательно:

1) поднимать на скаку предметы как справа, так и слева;

2) стрелять на скаку по всем направлениям;

3) свертываться  на скаку с седла так, чтобы укрыться от выстрела противника;

4) класть лошадь, чтобы стрелять из-за нее, как из-за бруствера;

5) спрыгивать с коня и пека кивать в седло на карьере;

6) меняться на скаку лошадь­ми, перескакивая с одного коня на другого;

7) пешему юнкеру вскочить на карьере в седло к товарищу;

8) плавание с конем и оружием.


Юнкеров Оренбургского ка­зачьего юнкерского училища за отличие в джигитовке, как и в гимнастике, награждали золотыми жетонами.

 

Из воспоминаний

генерала В.А. Потто,

командовавшего Оренбургским

казачьим юнкерским училищем

в 1870-1881 годах



Фото 8



Юнкерское училище. Г. Оренбург. Фото начала XX века.

Фото 9



Наградные знаки орденов дореволюционной России, которые получали казаки в боях за Родину

Фото 10

«Терпи, казак, атаманом будешь!» - известная казачья поговорка


Фото 11


Ученики 1-го Неплюевского Кадетского Корпуса – молодые казаки

Фото 12

Город Оренбург. 1-й Неплюевский Кадетский Корпус. Фото начала XX века.

Фото 13



Казачья семья XIX века. Глава семейства с шашкой – холодным оружием казаков. В казачьих семьях были развиты традиции многодетности.

Фото 14

Начало XX века. Казаки.

1 Владимир Путин о патриотизме // Краснодар, 12 октября 2012 г. 
Из выступления на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ros-idea.ru/site/163

2 Машин М.Д. Из истории родного края. Оренбургское казачье войско. – Челябинск, 1976. – 192 с.

3 Симагин В. Учреждение казачьих школ в Оренбургском казачьем войске (1818 – 1887) // Военный сборник. – 1888. - № 9.

4 См., например: Стариков Ф.М. Краткий исторический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о современном быте оренбургских казаков и карты. – Оренбург, 1890.; Стариков Ф.И. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. – Оренбург, 1891.; Стариков Ф.М. Сведения о предметах старины в станицах и посёлках 3-го военного отдела Оренбургского казачьего войска // Тр. Оренб. учён. арх. комис. – Оренбург, 1898. – Вып. 4. – С. 97 – 117.

5 Сафонов Д.А. Очерки историографии оренбургской истории. – Оренбург, 2005. – С. 282.

6 Севастьянов С.Н. Школьное образование в Оренбургском казачьем войске за 1819 – 1895 годы. – Оренбургский листок. – 1896. – 20 октября; Севастьянов С.Н. Школьное образование в Оренбургском казачьем войске за 1819 – 1895 гг. (Крат. ист. очерк) – Оренбург, 1895. – 39 с.

7 Сафонов Д.А. Указ. соч. – С. 282.

8 Воробьёва М.С. Сквозь призму двух коллекций (Процесс возрождения оренбургского казачества и его отражение в музейном материале) // История XX века в музейном отражении. Материалы межрегион. науч.- практ. конф. – Оренбург, 2008. – С. 56.

9 История казачества Урала / под ред. В.Ф. Мамонова. – Оренбург – Челябинск, 1992; Мамонов В.Ф., Кобзов В.С. Пограничная: линия: Казки Урала на защите рубежей Отечества. Челябинск, 1992.

10 Абрамовский А.Н., Абрамовский А.П. Учителя станичных и поселковых школ Оренбургского Казачьего войска в XIX веке: численность и профессиональная подготовка // Оренбургскому краю 250 лет. – Оренбург, 1994; Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Во славу Государства Российского: начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске. – Челябинск, 1999. – 180 с.; Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Оренбургское казачье войско в трёх веках. – Челябинск, 1999.; Абрамовский А.А., Абрамовский А.П., Кобзов В.С. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX века и их влияние на школьное строительство в Оренбкргском казачьем войске // Оренбургское казачье войско: Страницы истории XIX – XX вв. – Челябинск, 1999. – С. 18 – 33.

11 Кузнецов В.А. Религиозно-нравственное воспитание Оренбургского казачества // Оренбургское казачье войско: Религиозно-нравственная культура. – Челябинск, 2001. – С. 75 – 95.

12 Оренбургские епархиальные ведомости. – 1886. – № 9. – С. 272.

13 Киселёв Н.М. Станица: страницы истории Книга III. – Оренбург, 2006. – С. 59.

14 Абрамовский А.П. Становление и развитие народного образования в Оренбургском казачьем войске // Оренбургское казачье войско: Исторические очерки. – Челябинск, 1994. – С. 46.

15 Кузнецов В.А. Религиозно-нравственное воспитание оренбургского казачества… – С. 34.

16 Оренбургское казачье войско: религиозно-нравственная культура: Сб. науч. трудов. / Под ред. А.П. Абрамовского. – Челябинск, 2001. – С. 157.

17 История казачества Урала / под ред. В.Ф. Мамонова. – Оренбург – Челябинск, 1992. – С. 67.

18 Шибанов Н.С. Оренбургское казачество XVIII – XIX вв. – Челябинск, 2003. – С. 158.

19 Кузнецов В.А. Религиозно-нравственное воспитание оренбургского казачества… - С. 35.

20 Абрамовский А.А., Абрамовский А.П. Управление станичными и поселковыми школами в Оренбургском казачьем войске в XIX веке // Оренбургское казачье войско: Воинская служба и общественная жизнь. – Сб. науч. трудов / Под ред. А.П. Абрамовского. – Челябинск, 1997. – С. 5.

21 В. Годовова Педагогический состав школ Оренбургского казачьего войска в XIX – начале XX века. С. 46.

22 Киселёв Н.М. Станица: страницы истории Книга III. – Оренбург, 2006. – С. 57.

23 Там же.

24 Волынская А. Задача воспитать личность: (О работе Каменно-Озёрной школы). – Сельские вести. – 2004. – 24 августа.

25 Годовова В. Указ. соч. – С. 45.

26 Абрамовский А.П. Станичные школы Оренбургского войска в XIX в. // Казачество Оренбургского края XVI – XX вв.: Программа и материалы конф. – Оренбург, 1992. – С. 36 – 37.

27 Кузнецов В.А. Указ. соч. – С. 45 – 46.

28 Савицкий Г.В. Содержание образования в русских начальных школах Оренбургского края во второй половине XIX века // Проблемы этнокультурного развития русского народа: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2004. – С. 52 – 58.

29 Галигузов Ф.И. Материальная культура оренбургских казаков (XIX – нач. XX в.) // Оренбургское казачье войско: страницы истории XIX – XX вв. – Челябинск, 1999. – С. 61. (58 – 68)

30 Годовова В. Указ. соч. – С. 48.

31 Болодурин В.С. Образование и педагогическая наука Оренбуржья: этапы развития // Педагогическая мысль и образование XXI века. Материалы междунар. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2000. – С. 35.

32Кузнецов В.А. Указ. соч. – С. 67.

33 Киселёв Н.М. Станица: страницы истории Книга III. – Оренбург, 2006. – С. 59.

34 Кузнецов В.А. Религиозно-нравственное воспитание оренбургского казачества. – С. 46.

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!