Тема урока: «Трагическая любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»
Цель занятия:
показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;
Задачи:
Расширить и углубить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;
Вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью;
Помочь соизмерить прочитанное произведение с миром собственной души,
задуматься о себе.
Ход занятия
Орг. момент. (объявление темы)
Вступительное слово
Не бывает любви несчастной.
Борис ЗАХОДЕР
Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
Тот счастливой любви не стоит...
Мы с вами в начале семестра познакомились с 2 рассказами о любви. Это рассказ А. П. Чехова «О любви» и И. Бунина «Кавказ». Любовь описывается в них разная. Давайте вспомним, как описывают любовные отношения эти писатели. Почему с высказыванием критика В.Я. Лакшина « Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина-под звездою рока», можно согласиться?
Давайте вспомним сюжеты этих рассказов. (слайды любовных треугольников в рассказе «О любви» и «Кавказ»)
Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством А. И Куприна, с его рассказом, который тоже о любви, но открывается это чувство перед читателями другой гранью – это произведение называется «Гранатовый браслет».
Биография Куприна.
История создания рассказа.
Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке.
Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.
15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в мать писателя Л.Любимова.
Жизненные источники рассказа
Ещё один Жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей.
Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.
После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».
Краткое содержание рассказа. Рассказывают обучающиеся под музыку Бетховена соната№2
Беседа по рассказу.
Что же такое любовь? (прочитать по толковому словарю Ожегова, Даля)
В какое время года происходит действие рассказа? (осень, сентябрь)
Где происходят события повести? (Причерноморский город)
Как зовут главную героиню? (княгиня Вера Шеина)
Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза- Булат – Тугановская)
Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан)
Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе)
Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович)
Его должность? (предводитель дворянства) (слайд об отношении Веры и мужа)
Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября)
Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)
11.Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном
переплете»)
Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер)
Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков) (слайд описания браслета)
С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? (точно кровь) (слайд о смысле заглавия произведения)
Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист)
Как зовет Желткова его хозяйка? («пан Ежий)
Настоящее имя Желткова? (Георгий)
Чей это портрет? « Она была на полголовы ниже, несколько широкая в
плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно
монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими
глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»
(Анна)
О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (о Желткове)
Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…» (генерал Аносов)
6. Диалог по рассказу «Гранатовый браслет»
Рассказ «Гранатовый браслет» - не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью.
Недаром К. Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных» рассказов о любви.
- Не оставляет никого равнодушным образ главного героя рассказа мелкого чиновника Желткова. Он покончил жизнь самоубийством из-за безответной любви. Может быть, глупо кончать жизнь самоубийством?
Может правильнее взять девиз: если любишь, то надо бороться за любовь. А если нет взаимности, то надо заглушить в себе это чувство. Может, Желтков слабый человек? А что касается женщин? Какая женщина не мечтает о преданной, самозабвенной любви?
-Так как же относится к Желткову? Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать? (обучающиеся высказывают свое мнение.
Слабый или великий Желтков. В чем заключался талант любви Желткова?
7.Хочу подчеркнуть мысль писателя о Желткове… (слайд о теме маленького человека)
8. В начале произведения мы знакомимся с альбомом Василия Львовича и его забавными историями.
Шеин демонстрировал свой рукописный альбом, где с шутовством
воспроизводится любовная история княгини Веры и влюбленного
телеграфиста. В этой сочиненной истории влюбленный телеграфист
забрасывает Верочку любовными посланиями, написанными вопреки всем правилам орфографии, переодевается трубочистом, проникает в будуар, оставляет повсюду следы сажи, попадает в сумасшедший дом, потеряв рассудок от любви и перед смертью, посылает любимой две телеграфные пуговицы и флакон от духов – наполненный его слезами)
Вопрос: Как относится к поклоннику Веры ее муж в начале произведения? Как в конце? (слайд встречи с Желтковым) ( последующие 2 слайда)
Произведение содержит мелкие детали. Давайте рассмотрим, какова их роль. (слайд о роли детали в рассказе.)
Вывод: (последний слайд)
Рефлексия: понравилось ли вам это произведение?
Мы с вами рассмотрели рассказа, которые говорят о разных сторонах любви. В первых двух – любовь обоюдная. Какую любовь описывает в рассказе Куприн «Гранатовый браслет»? ( неразделенную)
Да, и такая любовь имеет место быть. Спасибо вам за подготовку к занятию.
Закончить занятие хотела бы стихотворением замечательного поэта Э. Асадова, который учит уму-разуму молодых девушек.
Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Куприна.