СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Трагическая любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Трагическая любовь в рассказе А.И. Куприна  «Гранатовый браслет»

 

Цель занятия:

 показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;

Задачи:

  1.  Расширить и углубить представления учащихся о Куприне – мастере  художественного слова;
  2. Вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью;
  3.  Помочь соизмерить прочитанное произведение  с миром собственной души,

задуматься о себе.

 

Ход занятия

Орг. момент.  (объявление темы)

 

Вступительное слово

Не бывает любви несчастной.

 

Борис ЗАХОДЕР

Не бывает любви несчастной.

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

Тот счастливой любви не стоит...

Просмотр содержимого документа
«Гранатовый браслет разработка»

Тема урока: «Трагическая любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»


Цель занятия:

показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;

Задачи:

  1. Расширить и углубить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;

  2. Вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью;

  3. Помочь соизмерить прочитанное произведение с миром собственной души,

задуматься о себе.


Ход занятия

Орг. момент. (объявление темы)


Вступительное слово

Не бывает любви несчастной.


Борис ЗАХОДЕР

Не бывает любви несчастной.

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любовь не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит,

Тот счастливой любви не стоит...


  1. Мы с вами в начале семестра познакомились с 2 рассказами о любви. Это рассказ А. П. Чехова «О любви» и И. Бунина «Кавказ». Любовь описывается в них разная. Давайте вспомним, как описывают любовные отношения эти писатели. Почему с высказыванием критика В.Я. Лакшина « Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина-под звездою рока», можно согласиться?


Давайте вспомним сюжеты этих рассказов. (слайды любовных треугольников в рассказе «О любви» и «Кавказ»)

  1. Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством А. И Куприна, с его рассказом, который тоже о любви, но открывается это чувство перед читателями другой гранью – это произведение называется «Гранатовый браслет».

  2. Биография Куприна.

  3. История создания рассказа.

Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке.

Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в мать писателя Л.Любимова.

Жизненные источники рассказа

Ещё один Жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей.

Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.

После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».

  1. Краткое содержание рассказа. Рассказывают обучающиеся под музыку Бетховена соната№2

  2. Беседа по рассказу.

  1. Что же такое любовь? (прочитать по толковому словарю Ожегова, Даля)

  2. В какое время года происходит действие рассказа? (осень, сентябрь)

  3. Где происходят события повести? (Причерноморский город)

  4. Как зовут главную героиню? (княгиня Вера Шеина)

  5. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза- Булат – Тугановская)

  6. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан)

  7. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе)

  8. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович)

  9. Его должность? (предводитель дворянства) (слайд об отношении Веры и мужа)

  10. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября)

  11. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)

  12. 11.Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном

переплете»)

  1. Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер)

  2. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков) (слайд описания браслета)

  3. С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? (точно кровь) (слайд о смысле заглавия произведения)

  4. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист)

  5. Как зовет Желткова его хозяйка? («пан Ежий)

  6. Настоящее имя Желткова? (Георгий)

  7. Чей это портрет? « Она была на полголовы ниже, несколько широкая в

плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно

монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими

глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»

(Анна)

  1. О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (о Желткове)

  2. Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…» (генерал Аносов)


6. Диалог по рассказу «Гранатовый браслет»


Рассказ «Гранатовый браслет» - не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью.


Недаром К. Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных» рассказов о любви.

- Не оставляет никого равнодушным образ главного героя рассказа мелкого чиновника Желткова. Он покончил жизнь самоубийством из-за безответной любви. Может быть, глупо кончать жизнь самоубийством?


Может правильнее взять девиз: если любишь, то надо бороться за любовь. А если нет взаимности, то надо заглушить в себе это чувство. Может, Желтков слабый человек? А что касается женщин? Какая женщина не мечтает о преданной, самозабвенной любви?

-Так как же относится к Желткову? Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать? (обучающиеся высказывают свое мнение.

Слабый или великий Желтков. В чем заключался талант любви Желткова?

7.Хочу подчеркнуть мысль писателя о Желткове… (слайд о теме маленького человека)


8. В начале произведения мы знакомимся с альбомом Василия Львовича и его забавными историями.

Шеин демонстрировал свой рукописный альбом, где с шутовством

воспроизводится любовная история княгини Веры и влюбленного

телеграфиста. В этой сочиненной истории влюбленный телеграфист

забрасывает Верочку любовными посланиями, написанными вопреки всем правилам орфографии, переодевается трубочистом, проникает в будуар, оставляет повсюду следы сажи, попадает в сумасшедший дом, потеряв рассудок от любви и перед смертью, посылает любимой две телеграфные пуговицы и флакон от духов – наполненный его слезами)


Вопрос: Как относится к поклоннику Веры ее муж в начале произведения? Как в конце? (слайд встречи с Желтковым) ( последующие 2 слайда)


Произведение содержит мелкие детали. Давайте рассмотрим, какова их роль. (слайд о роли детали в рассказе.)


Вывод: (последний слайд)


Рефлексия: понравилось ли вам это произведение?


Мы с вами рассмотрели рассказа, которые говорят о разных сторонах любви. В первых двух – любовь обоюдная. Какую любовь описывает в рассказе Куприн «Гранатовый браслет»? ( неразделенную)


Да, и такая любовь имеет место быть. Спасибо вам за подготовку к занятию.


Закончить занятие хотела бы стихотворением замечательного поэта Э. Асадова, который учит уму-разуму молодых девушек.


Домашнее задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Куприна.

Просмотр содержимого презентации
«презентация к занятию.»

Александр Иванович Куприн  Рассказ «Гранато­вый браслет». Смысл спора о бескорыстной любви  нравственно-философская проблематика произведения; смысл названия произведения, центральные образы

Александр Иванович Куприн Рассказ «Гранато­вый браслет». Смысл спора о бескорыстной любви

нравственно-философская проблематика произведения;

смысл названия произведения, центральные образы

Цели: Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; Роль детали в рассказе;  Расширить и углубить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;

Цели:

  • Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;
  • Роль детали в рассказе;
  • Расширить и углубить представления учащихся о Куприне –

мастере художественного слова;

  • Вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью;
  • Помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души;
  • Задуматься о себе.
« Гранатовый браслет» (1910)

« Гранатовый браслет» (1910)

  • Работа над рассказом «Гранатовый браслет» шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены", одно из самых напряжённых, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке.
  • Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.
  • 15 октября 1910 года Куприн писал о сюжете рассказа своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: "Это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в мать писателя Л.Любимова
Жизненные источники рассказа  Ещё один Жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей.  Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.  После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной». Л. В. Бетховен

Жизненные источники рассказа

Ещё один Жизненный источник произведения связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей.

Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.

После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».

Л. В. Бетховен

Роль детали. Пейзаж и титул . Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных дней, в тишине и уединении(сходство с Татьяной Лариной, тоже княгиней в замужестве).  Внешне царственно-спокойная, деликатно чувствующая, самоотверженная, помогающая мужу «свести концы с концами», нежно любящая младшую сестру и Генерала Аносова(«дедушку»). Вера, «спавшая» всю свою жизнь, проснулась только тогда, когда  в ее жизнь вошел Желтков, заплатив высокую цену за пробуждение  своей любимой.

Роль детали. Пейзаж и титул .

  • Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных дней, в тишине и уединении(сходство с Татьяной Лариной, тоже княгиней в замужестве).

Внешне царственно-спокойная, деликатно чувствующая, самоотверженная, помогающая мужу «свести концы с концами», нежно любящая младшую сестру и Генерала Аносова(«дедушку»).

Вера, «спавшая» всю свою жизнь, проснулась только тогда, когда в ее жизнь вошел Желтков, заплатив высокую цену за пробуждение своей любимой.

Вера Николаевна-жена предводителя дворянства, Василия Львовича Шеина, по отношению к которому страстная любовь давно прошла, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Вера Николаевна-жена предводителя дворянства, Василия Львовича Шеина, по отношению к которому страстная любовь давно прошла, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый  и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными плохо отшлифованными гранатами, но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-каботонов, каждый величиной с горошину.     Когда Вера удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
  • «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными плохо отшлифованными гранатами, но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-каботонов, каждый величиной с горошину.    Когда Вера удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
Смысл заглавия произведения

Смысл заглавия произведения

  • Где-то глубоко в душе героини зажглись «густо-красные живые огни». Она чувствует чуть заметное изменение в себе, еще не понимая того, что происходит и насколько это важно.
  • По старинному преданию семьи Желткова, браслет имеет свойство сообщать дар предвидения носившим его женщинам.
  • Почему? Камней всего шесть: пять красных и один зеленый. У человека пять физических чувств, но есть и метафизическое чувство, шестое: интуиция. А если рассмотреть геометрию камней браслета, то она представит собой круг с точкой внутри, что похоже на глаз, «третий глаз». Эти знаки аккумулируют энергию, которая даст женщинам дар предвидения.
  • Гранатовый браслет стал отправной точкой, той опорой, которой не хватает Вере, чтобы проснуться. Браслет оказался тем огнем, который смог растопить сердце Веры.
Смысл заглавия произведения  Если рассмотреть геометрию камней браслета, то она представит собой  круг с точкой внутри, что похоже на глаз, «третий глаз». Эти знаки  аккумулируют энергию, которая даст женщинам дар предвидения. Гранатовый браслет стал отправной точкой, той опорой, которой не хватает  Вере, чтобы проснуться. Браслет оказался тем огнем, который смог  растопить сердце Веры.

Смысл заглавия произведения

Если рассмотреть геометрию камней браслета, то она представит собой круг с точкой внутри, что похоже на глаз, «третий глаз». Эти знаки аккумулируют энергию, которая даст женщинам дар предвидения.

Гранатовый браслет стал отправной точкой, той опорой, которой не хватает Вере, чтобы проснуться. Браслет оказался тем огнем, который смог растопить сердце Веры.

Тема «маленького человека»

Тема «маленького человека»

  • Чиновник со смешной фамилией, тихий и незаметный, вырастает в трагического героя, силой своей любви встаёт над мелочной суетой, жизненными неудобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала страданием и единственным смыслом жизни.
  • Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё».
  • Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность,..будто узнал …какую-то глубокую и сладкую тайну…»
Смысл споров о сильной бескорыстной любви». Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»

Смысл споров о сильной бескорыстной любви».

Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»

«Да светится имя твое».

«Да светится имя твое».

  • Желтков: « …это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…» ».
  • Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования».
Роль детали в рассказе

Роль детали в рассказе

  • Ненастье сменяется тёплыми , ясными днями.
  • 13-число гостей на именинах Веры Николаевны.
  • Шесть камней в браслете пять красных и один зеленый: пять физических чувств и метафизическое чувство, шестое: интуиция. Геометрия камней браслета - круг с точкой внутри, что-то похожее на «третий глаз».
Вывод

Вывод

  • Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!