УДК 68
Формирование читательской грамотности у учащихся на уроках истории
Козловская Анастасия Сергеевна
Учитель истории, КГУ сош им Т Бигелдинова
ЗКО район Байтерек с Янайкино
Аннотация: одной из важнейших задач современной школы является формирование и оценка читательской грамотности обучающихся. В данном докладе представлен опыт работы по формированию читательской грамотности, развитию навыков смыслового чтения на уроках истории. Описаны эффективные приемы работы с текстом учебника, историческими документами, научными статьями.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, технология развития критического мышления, инновации, тренд.
В современном мире владение функциональной грамотностью становится одним из важнейших навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе и профессиональном развитии. Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать и оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [1]
Современное образование сталкивается с рядом вызовов в области формирования читательской грамотности. Разнообразие информации, насыщенность учебных программ и необходимость адаптации к быстро меняющимся условиям требуют от педагогов разработки инновационных подходов к обучению чтению. Обучение истории, как одному из фундаментальных предметов, предоставляет отличные возможности для формирования этого навыка у школьников. Однако исторический материал имеет свои особенности: сложная структура, включающая в себя факты, события, процессы. Учитывая разнообразие культурных, языковых и индивидуальных особенностей учащихся, важно создать на уроке истории атмосферу включения и поддержки. Инновационные подходы к учебному процессу могут включать в себя использование многоязычных ресурсов, адаптацию материалов к разным уровням сложности и предоставление дополнительной поддержки для учащихся с особыми образовательными потребностями. Использование инновационных подходов и учет трендов в образовании может помочь создать более эффективное и привлекательное учебное окружение для формирования читательской грамотности у учащихся на уроке истории.
Таким образом, для повышения качества воспринимаемой информации, способности вступать в отношения с внешней средой, максимально быстрая адаптация в повседневной жизни требует систематическое использование в учебном процессе методов и приемов развития читательской грамотности.
Читательская грамотность является ключевым элементом успешного функционирования в информационном обществе. У развитого читателя сформированы следующие навыки: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. При оценке читательской грамотности анализу подвергаются читательские действия:
-найти и извлечь;
-интегрировать и интерпретировать;
-осмыслить и оценить;
- использовать информацию. Эти навыки позволяют эффективно понимать, анализировать и использовать тексты в различных сферах жизни.
Обучение истории предоставляет уникальные возможности для формирования читательской грамотности учащихся. Исторические тексты, источники и документы требуют внимательного анализа, понимания и критической оценки, что способствует развитию данного навыка. Используются разнообразные методы и приемы работы с текстами. Наиболее эффективными приемами работы с текстом я выделила следующие:
1. Прием «Корзина идей, понятий, имен». Этот прием организации учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация опыта и знаний.
Пример приема на уроке истории в 5 классе. Тема «Почему Александр Македонский не смог покорить скифов»»: причины и последствия, привести примеры, имена, термины.
2. Прием «Синквейн» Это стихотворение из пяти строк, в котором автор высказывает свое отношение к проблеме. 1 строка -1 существительное, 2 строка- 2 прилагательных, 3 строка- 3 глагола, 4 строка - короткое предложение, 5 строка - одно слово, в котором автор высказывает свои чувства, ассоциации.
3. Приём «До-После» (в таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.
Пример приема «До-после» на уроке истории в 6 классе. Тема «Крестовые походы»: в первом столбце «До» обучающийся описывает причины крестовых походов (Я думаю, что причины крестовых походов заключаются...), а во втором столбце «После» перечисляет все причины и делает вывод.
4. Прием «Инсерт» (во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+) это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Пример: Прочитайте текст «Афины» и примените к нему прием «Инсерт».
Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительтве и т.п. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов. Другим источником рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.
5. Прием «Хорошо - плохо» - направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том, как устроено противоречие. Учащиеся находят положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умеют разрешать противоречия (убирать «минусы», «сохраняя плюсы»); умеют оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Этот прием использую при изучении темы «Царские реформы 1822-1824гг.», «движение Кенесары Касымулы».
6. Прием «Силовой анализ» Универсальный прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего заполнять таблицу:
Сегодняшняя ситуация | Желательная ситуация |
| |
Противодействующие факторы | Действия по уничтожению или ослаблению |
| |
Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) | Действия по усилению |
7. Прием «Своя опора» - умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между объектами, умение представлять информацию в свернутом виде. Например, составление опорного плана, ответ по плану соседа.
При изучении темы «Материальная культура казахов». Проблема, стоящая перед учащимися, звучит следующим образом: почему юрта считается высоким образцом материальной культуры кочевников?
Творческие задачи, решаемые учениками, основывались на ранее полученных знаниях в ряде курсов на уроках казахского языка, истории Казахстана. Но требовали более высокий уровень выполнения. Рассказ об убранстве юрты, узорах в различных деталях, предметах, находящихся в юрте, предназначен был для зарубежных гостей. Итогом было доказательство, что юрта удобное жилище в любой сезон года для ведения хозяйства.
8. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
9. SWOT–анализ (заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы)
S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses – слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)
10. Стратегия «Вопросительные слова». Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросы и термины. В новых учебниках выделены опорные слова в рамку, их можно использовать при подготовке данного задания
Вопросительные слова | термины |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? | Тауке хан, сепаратизм, джунгары, Цеван Рабдан, «Елiм-ай» |
11. Прием «Оценка текста» (предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа).
12. Прием “Лови ошибку!”- ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.
При работе с историческими источниками на уроках истории учащийся акцентирует внимание на формирование умений: отделять позицию автора от фактического материала, изложенного в тексте документа; находить в тексте фактический материал в виде известных исторический событий, имен, географических объектов и так далее; применять для определения источника знания не только из изучаемой эпохи, но и из других периодов, предметов, опираясь на межпредметные связи; развивать проектно-исследовательские умения, обогащается личностный опыт подростка; при работе с картой видеть за условными обозначениями исторические явления и процессы.
Следовательно, учащиеся знакомясь с новыми источниками знаний, совершенствуют умения смыслового чтения в процессе формирования читательской грамотности.
Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов. [2]
Реализация проектов по формированию читательской грамотности на уроках истории уже дало свои первые положительные результаты. Участие в олимпиадах и конкурсах становится более успешным благодаря повышению общего уровня подготовки и уверенности в собственных знаниях. Однако, есть еще много возможностей для улучшения данного процесса. Перспективы включают в себя дальнейшее совершенствование методического арсенала, такие как виртуальные экскурсии и интерактивные карты, которые могут помочь лучше понять контекст исторических событий и местоположение различных регионов, а электронные библиотеки и базы данных предоставят доступ к большому количеству исторических источников и литературы, что так же стимулирует интерес к чтению.
В заключении хочется сказать, что формирование читательской грамотности на уроках истории играет важную роль в подготовке учащихся к современной жизни и будущей профессиональной деятельности. Это задача, требующая системного подхода и внимания со стороны образовательных учреждений и педагогов. Посредством эффективного обучения и использования инновационных методов работы с текстами можно обеспечить успешное развитие читательской грамотности учащихся и подготовить их к вызовам современного мира.
Применение инноваций и следование трендам в образовании может значительно обогатить процесс формирования читательской грамотности и подготовить будущее поколение к вызовам современного мира.
Список использованной литературы:
1. https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf
2. PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста) URL: https://fioco.ru/pirls. / -Текст: электронный
3. «Формирование читательской грамотности у обучающихся на уроках истории» Гречушкин А Н, Нижневартовск, 2022 г, 32 стр