Тренинговое занятие «Маяк жизни»
Данный профилактический тренинг разработан с целью первичной профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних
Основные цели тренинга:
Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения.
Профилактика социальной дезадаптации и правонарушений подростков.
Задачи:
Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.
Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.
Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Продолжительность: 1 час
Адресат: 11-13 лет
Приемы и методы работы: беседа, упражнение, рефлексивная технология.
Оборудование: листы А4, ручки, цветные карандаши.
Ход тренинга
Подготовительный этап
Приветствие
Мы не раз говорили о том, что мир, в котором мы живем, очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, правонарушениям, от которых страдают люди. Все кризисные ситуации не только в классе, в школе, дома, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Но научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтных ситуациях, знать способы их разрешения, уметь противостоять негативному влиянию среды, формировать эффективные навыки самоконтроля – можно.
Принятие правил
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Психолог предлагает обсудить правила, написанные на плакате, повешенном у доски.
Примерные правила:
Активная работа на занятии каждого участника.
Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон).
В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер или игрушка.
Внимательность к говорящему человеку.
Доверие друг к другу.
Недопустимость насмешек.
Не выносить обсуждение за пределы занятия. 7. Право каждого на свое мнение.
Основной этап
Упражнение «Что я выиграю / что я потеряю»
Совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя. Ведущий предлагает разделиться участникам на группы. При малом количестве участников возможно проведение упражнения в виде «мозгового штурма», без разделения на группы.
Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др.
На выполнение упражнения дается 5-7 минут. Затем результаты работы групп обсуждаются в рамках вопроса «Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение?». Выслушиваются все возможные варианты ответов. Создаются свои групповые определения последствий.
Упражнение «Учимся противостоять влиянию»
Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:
Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?
Всегда ли влияние отрицательно?
Каким образом можно отличить отрицательное влияние?
Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?
Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?
Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?
Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.
Упражнение «Сказка»
Ведущий тренер предлагает ребятам разделиться на две группы и сочинить сказку про Тридевятое государство, в котором бы жили король и королева, а также их народ. Перед каждой группой устанавливается определенная задача. Первая группа пишет сказку, где существуют законы и как они соблюдаются. Вторая группа сочиняет сказку, где законов нет и где они совершенно не соблюдаются - о государстве беззакония. На работу отводится 10-15 минут. Каждая группа презентует свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
В какой стране народу жилось лучше? Почему?
Нужно ли контролировать исполнение законов? Для чего?
Нужны ли законы вообще? Какова их роль?
Заключительный этап
Рефлексивная технология «Передай свое впечатление» (автор О.Л. Гончарова) Цель: подведения итогов занятия, рефлексия.
Инструкция: «Участникам предлагается передать свое впечатление, нарисовав его на листе бумаги. Затем ведущий прикрепляет рисунки на доску и просит прокомментировать каждого участника свой рисунок».
Алгоритм рефлексивной деятельности следующий:
обсуждение результатов;
обмен мнениями;
анализ проведенного занятия.
Время проведения: 15 минут.
В рамках профилактических мероприятий возможен
просмотр документального фильма «Дом»
http://dokumental.ru/2016/01/20/dokumentaljnie-filjmi-pro-nesovershennoletnihpravonarushiteley/