ЕГЭ 2019. БИ. ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ. ВИДООБРАЗОВАНИЕ.
(ЕГЭ 9) У изображенного на рисунке организма. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) имеется одна пара усиков 2) органы выделения – зеленые железы 3) кислород к тканям доставляет кровь (гемолимфа) 4) имеет наружный скелет 5) дышит при помощи трахей 6) развитие с полным превращением | |
(ЕГЭ 9) Выпишите признаки, характерные для речного рака:
1) имеет две пары усиков
2) органами выделения служат зеленые железы
3) развитие с метаморфозом
4) кровеносная система замкнутая, в сердце артериальная кровь
5) имеет сложные глаза
6) верхние челюсти преобразован в хелицеры
(ЕГЭ 10) Установите соответствие между признаком и типом животных:
А) сердца нет, его роли выполняют кольцевые 1) КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ
кровеносные сосуды 2) ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Б) имеется сердце, располагается на спинной
стороне
В) сегменты объединены в три основных отдела:
голову, грудь и брюшко
Г) имеют наружный хитиновый скелет
Д) впервые появилась вторичная полость тела - целом
Е) нервная система представлена окологлоточным кольцом,
и брюшной нервной цепочки из попарно сближенных нервных узлов.
(ЕГЭ 10) Установите соответствие между признаком и животным, для которого этот признак характерен:
А) развитие с полным превращением 1) паук-серебрянка
Б) водная среда обитания 2) бабочка- капустница
В) развитие с неполным превращением
Г) четыре пары ног
Д) четыре пары простых глаз
Е) наличие одной пары усиков
(ЕГЭ 22) Почему, когда комар сосет кровь, он не захлебывается. Дайте аргументированный ответ.
(ЕГЭ 22) Определенные стадии развития насекомых, развивающихся с полным превращением, выполняют разные функции. Какие это стадии, и какие функции они выполняют?
Пояснение.
1) Представители этих насекомых проходят стадии яйцо — личинка — куколка — имаго.
2) Яйца содержат наследственную информацию и запас питательных, невходящих в состав веществ для развития организма, личинка накапливает массу, куколка — стадия перестройки организма, а имаго активно расселяется и размножается.
(ЕГЭ 22) Почему для удаления присосавшегося к телу человека клеща его надо смазать маслянистой жидкостью?
Пояснение.
1) Эта жидкость закрывает отверстия трахей.
2) Клещи погибают от недостатка кислорода, и их легко можно удалить.
(ЕГЭ 22) Почему кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов?
Пояснение.
1) Потому что их дыхательные органы — мельчайшие разветвленные трубочки — трахеи доставляют кислород непосредственно к клеткам,
2) из клеток в трахеи поступает и удаляется углекислый газ.
(ЕГЭ 22) Какие организмы играют роль фильтраторов и как они это делают?
Пояснение.
1. К фильтраторам относятся водные животные, питающиеся планктоном или органическими остатками, - губки, некоторые моллюски, ракоообразные.
2. Фильтраторы процеживают воду сквозь свои фильтры (жабры, сифоны), поедая органические частицы
(ЕГЭ 24) Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
(1) Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие. (2) Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко. (3) У клещей тело слитное. (4) Имеется три пары ходильных ног. (5) Все пауки ведут наземный образ жизни. (6) Для пауков характерно внешнее пищеварение.
1) 1 — самый многочисленный класс типа членистоногие — насекомые;
2) 4 — у паукообразных 4 пары ходильных ног;
3) 5 — есть пауки, обитающие в воде(серебрянка).
(ЕГЭ 24) Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
(1)Насекомые — самый крупный по количеству видов класс многоклеточных животных. (2)О его расцвете свидетельствует высокая численность и широкое распростронение. (3)Насекомые имеют наружный хитиновый скелет, тело разделено на два отдела. (4)У насекомых существуют многочисленные приспособления к местам обитания: разнообразные ротовые аппараты, конечности, усики, крылья. (5)Эти различия сформировались в процессе эволюции в результате конвергенции признаков. (6)Майский жук, комнатная муха, азиатская саранча в своем развитии проходят четыре стадии. (7)Развитие, при котором насекомые проходят три стадии, называют неполным превращением.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1. 3 — тело насекомого имеет три отдела;
2. 5 — различия сформировались в результате дивергенции признаков;
3. 6 — азиатская саранча проходит три стадии развития
(ЕГЭ 17) Установите соответствие между характеристикой эволюции и её особенностью:,
А) естественный отбор 1) фактор
Б) приспособленность организмов к среде 2) результат
В) образование новых видов
Г) комбинативная изменчивость
Д) сохранение видов в стабильных условиях
Е) борьба за существование
Ответ
А1 Б2 В2 Г1 Д2 Е1
(ЕГЭ 18) Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует:
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня 1) географическое
в прибрежной зоне и на большой глубине озера 2-экологическое
Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих
лесах и вблизи жилья человека
В) распад ареала ландыша майского на изолированные
участки в связи с оледенением
Г) образование разных видов синиц на основе
пищевой специализации
Д) формирование лиственницы даурской в
результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток
Ответ
А2 Б2 В1 Г2 Д1
(ЕГЭ 18) Установите соответствие между видом и способом его видобразования:
А) два вида севанской форели, нерестящейся в 1) ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
разное время 2) ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
Б) два вида наездника, паразитирующих
на личинках разных видов мух
В) разные виды чаек, образовавшиеся в
результате расширения ареала
Г) разные подвиды кукушек, предпочитающих откладывать
яйца к определенным видам воробьинообразных
Д) заяц-беляк и заяц-толай
Е) разные виды лютиков, произрастающих в местах с разной влажностью