СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для родителей "Учимся понимать друг друга"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для родителей, созданный с целью повышения психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития эффективных навыков коммуникации с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для родителей "Учимся понимать друг друга"»

Тренинг для родителей «Учимся понимать друг друга»

Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Трудности в установлении визуального контакта приводят впоследствии к непринятию проблем ребенка.

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее занятие.

Многие из нас не знакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться,  

Я по кругу буду передавать «сердечко», у кого оно окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

1.Как его зовут?

2.Какой-нибудь эпитет-прилагательное про себя. (например: «Я- веселая »).

3. Ваше любимое занятие?

Например, вот так: меня зовут – Татьяна Васильевна; Я- добрая; Я- люблю рисовать;

А теперь, пожалуйста - Вы….

Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.

Ведущий: Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим определенные правила. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся?

Правила работы в группе:

  • открытое общение

  • активность

  • безоценочные суждения

  • добровольное участие

  • здесь и сейчас

Ну вот, если мы будем придерживаться этих правил, то у нас есть все шансы на успех в нашем начинании.

Цели и задачи тренинга:

  • правило 3 П: принятие, признание, понимание

  • стремление к сотрудничеству

Продолжаем знакомиться дальше, и я вам предлагаю упражнение «Перебежки»:

  • Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

  • Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

  • Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;

  • Встать и поменяться местами тем, кому нравится проводить время с детьми;

  • Встать и поменяться местами тем, кому помогают дети в домашних делах;

  • Встать и поменяться местами тем, у кого дома есть домашние животные;

  • Встать и поменяться местами тем, у кого дети много времени проводят у телевизора;

  • Встать и поменяться местами тем, у кого дети любят рисовать;

  • Встать и поменяться местами тем, у кого дети с радостью идут в ЦВР.

Упражнение «Хвасталки». «Я …, например, работоспособная, активная, отзывчивая; мой ребенок..., например, умная, красивая, рассудительная». Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

Упражнение «Эмпатический танец». Упражнение позволяет отработать навыки эффективного взаимодействия. Для этого упражнения каждому нужна небольшая палочка (это может быть ручка, карандаш и т.п.). Включается спокойная музыка. Участники объединяются в пары. Каждая пара начинает танцевать медленный танец. При этом они держат два карандаша указательными пальцами на уровне глаз. Затем, не договариваясь, а, только чувствуя партнера, им нужно опустить руки вниз, затем развести их в стороны, не уронив карандаши. Затем - поднять руки вверх, а потом вернуть в исходную позицию. Если карандаши падают, нужно повторить все сначала до тех пор, пока не будет получаться. Затем можно поменяться парами. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания. (Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. Вытянуть руки вперед, отвести назад. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга). Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Присесть, встать.) В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:

• Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки).

• Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.

• Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.

• Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

От этого обсуждения делается вывод психологического тренинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы развивать необходимые умения — например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях.

Упражнение «Руки». Один из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают руку, он, основываясь на тактильные ощущения, должен сказать какой родитель «мягкий или строгий...».

Упражнение «Дорисуй и передай». На развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплочённости, сотрудничества.

Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как толь я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на вашем рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.

Анализ. Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли вам было поддержать тему рисунка другого человека?

Методика «Семья в виде домика» (Н.Б. Кедрова) Инструкция: Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д. Затем каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и т.д. После этого можно познакомить с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка.

Возможные интерпретации:

Фундамент - значение «+» : главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-» : человек, которому в семье тяжелее всего, на которого все давят;

Стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;

Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);

Крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создаёт чувство безопасности, или автор хотел бы это от него получать;

Чердак - символизирует секретные отношения, а также желание автора рисунка иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у автора отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;

Труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции, плюс забота, создание комфорта, уюта;

Двери - информационный портал; тот, кто учит выстраивать отношения с миром; тот, у кого автор учится взаимодействовать с другими людьми; но еще и возможность уйти в любой момент;

Порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации, взаимодействия в будущем.

Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для автора каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.

Параллельно:

Методика «Родительское отношение» (Диагностика и интерпретация результатов)

Упражнение «Ток»: Давайте в заключении, передавая «сердечко», скажем друг другу добрые слова и пожелания.

Спасибо за внимание и активное участие! Возможно, какая-то информация показалась вам полезной. Всем желаю удачи и хорошего настроения! Я подготовила для вас памятки и хочу поделиться рецептом на каждый день.

Памятка для родителей













Игры для детей очень важны, ведь это ведущий вид деятельности в этом возрасте. Именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Игры «По дороге…»

Чтобы ваш ребенок с желанием шел в детский сад или еще куда-нибудь, с ним можно поиграть, по пути, например:

1. «Все круглое (квадратное, треугольное)». Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

«Красные (зеленые) предметы» — по этому же принципу.

2. «Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

3. «Загадки». По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Вкусная, в красивой обертке. Ее любят взрослые и дети. Что это?» (конфетка)

Или: «Лапки - царапки. Пьет молоко, «мяу» просит еще. Кто это?» (кошка)

Кто громко лает и в дом не пускает? (собака)















Во время игры ребенок учится:

1. Осознавать свое реальное место среди других людей.

2. Делает для себя открытие: что желания и стремления других людей не всегда совпадают с его потребностями.

3. Уважать себя и верить в себя.

4. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

Таким образом, чтобы ребенок получал должное развитие с самого раннего возраста, рос уверенным в своих силах, имел право на собственное желания и взгляды, следует уделять ему больше внимания не только в плане «обеспечения питанием и одеждой». Необходимо постоянно разговаривать с ним (даже если ваш ребенок еще не умеет говорить), играть, рассматривать картинки, то есть общаться, и главное – все делать вместе.















Советы взрослым:

1. Для игры важна практика. (Играйте с детьми как можно чаще!)

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. (Вы можете поприветствовать проявление радости, удивления, недовольство даже, но проявление агрессивности (толкнуть, ударить, забрать) ни в коем случае поощрять – нельзя!)

3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. (Если ваш ребенок обнимает другого ребенка, протягивает ему игрушку, зовет поиграть – то обязательно надо подбодрить этого ребенка, похвалить. Это даст стимул к хорошему сотрудничеству между детьми)

4. Обратите особое внимание на детей, которые просто не умеют играть. (Им надо обязательно помочь, увлечь процессом игры).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей