СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Как предотвратить конфликты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий тренинга, цель которого -  рассмотреть способы предупреждения конфликтов, отработать навыки бесконфликтного поведения и выхода из конфликта.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Как предотвратить конфликты"»

Харьковская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 22
Харьковского городского совета Харьковской области














Тренинг

Как предотвратить конфликты



Классный руководитель 6-А класса

Бужор Елена Михайловна





















Харьков 2015

Тема: Как предотвратить конфликты

Цель: разъяснить детям значение понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов, отработать навыки бесконфликтного поведения и выхода из конфликта; способствовать формированию позитивного отношения к людям, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию, учить детей относиться друг к другу с уважением; развивать коммуникативные навыки и социальную компетентность.

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого учащегося, солнышко, плакаты с высказываниями, презентация «Как предотвратить конфликты».

Эпиграф «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».



 Вступительное слово учителя.  

- Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Возможные ответы детей: «Напутал чего-то», «Перессорился со всеми», «Попал в трудную ситуацию» и т. д.)

   - А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь».

О ком так говорят? («О бестолковых, ленивых, несговорчивых», «О таком человеке, с которым невозможно договориться».)      

    - Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем сегодня говорить. Как же предотвратить конфликты? (слайд №1).

Как показывает жизненный опыт, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. Давайте разберёмся, что же такое конфликт.

(Учитель объясняет учащимся значение понятий «конфликт» и «конфликтная ситуация» (слайд № 2).

Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?

   - Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

   - Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта? (слайд № 3)

    Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

- Для этого существует множество способов. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Общение — основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.



Упражнение  « Облака»

Учитель предлагает учащимся закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем,  кто никогда никого не обзывал обидным словом.  (Результаты опроса известны только учителю.)

Затем учитель просит учащихся открыть глаза и поднять руку тех, кому говорили обидные слова. Учитель раздаёт всем детям листки, вырезанные в форме  облака, на котором ребёнок пишет чувство, которое он испытывал, когда его обижали. Учитель собирает облака и прикрепляет их на солнышко.

- Посмотрим на то, что у нас случилось с солнышком. Что может сейчас произойти?  (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)

Учитель просит рассказать ребят, что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные реакции записываются на доску  в две колонки.

Действия                                                  Чувства

Отошёл в сторону                         Хотелось плакать.

Сказал, что нельзя обзываться                 Я хотел ударить обидчика.

Ударил обидчика Было стыдно за обидчика.

Ответил тем же Неприязнь, даже ненависть

Сказал, что пожалуюсь старшим Было жаль обидчика

(В  левой колонке получим несколько конструктивных решений).



Учитель

- Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода у нас в классе стала вновь ясной.



Упражнение «Карикатура на врага»

Учитель: Нарисуйте своего «врага» в виде сказочного животного. Да пострашнее! С рогами, клыками, копытами.

-А дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей (-ком). Вот и нарисуйте ее (его) в виде огнедышащего дракона. А потом «посадите» в клетку с огромными замками. Или отправьте ее (его) на другую планету в большущей ракете. Все, конфликт исчерпан!

А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче?



Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации : «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.



Учитель

- Давайте посмотрим, какие же существуют способы предупреждения конфликтов (слайд № 4).

Один из способов  предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Другой способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

Умение погасить ссору в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или самому уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься.

Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

- Если мы будем следовать этим советам, то сможем избегать конфликтов. Чтобы в нашем классе снова стало солнечно, тепло, мы «уберём» все наши обиды (учитель собирает «облака» в пакет).



Учитель

- Предлагаю вам несколько ситуаций, которые нужно разрешить.

Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации. Учащиеся анализируют ситуации, предложенные учителем.

1. Аня обижена: «Вчера ты, Никита, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Никита удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

2. Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

3. Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим.

4. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Как будете действовать.

5. В твоей компании все курят. Ты не хочешь начинать. Но ребята смеются над тобой. Как тебе быть?

6. На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

 

Проигрывание конфликтных ситуаций

(по 2 человека на ситуацию)

1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)

2. Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну

(Высказывания детей.)



Учитель

   - Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов — умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.



Игра «Комплименты» 

Вызываются 2 ученика — мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.

 

Учитель

- В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость — неотъемлемое качество общения.

Давайте поиграем в «Речевой этикет».



Игра «Речевой этикет»

Играют две команды (группы).

 1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

 2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)

 3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)

 4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)

 5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)

 6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)



Учитель

- Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины (слайд № 5).

Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

- Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги.



Разыгрывание сценки «Ссора подруг»

Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

— Ой, привет, ты где это так подстриглась?

— А что, тебе не нравится?

 — Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.

— Ты на себя в зеркало посмотри!..



Учитель

- Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.



2-й вариант разговора.

— Тебе просто не идет эта стрижка.

— Ты на самом деле так считаешь?

 — Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

 — А что мне делать?

— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

 — Пойдем.

 

Учитель

- В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

- Давайте выясним, как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации. Предлагаю вам тест.  Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя 

часто – 3 балла, от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 бал.



Тест ариант 1)

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации

  1. Угрожаю или дерусь

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь

  10. Меняю тему.

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста

Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,1 это тип поведения «А» и т. д.

Тип «А»-1,6,11

тип «Б»- 2,7,12

тип «В»- 3,8,13

тип «Г»- 4,9,14

тип «Д»- 5,10,15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б»- это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

«В»- «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г»- «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д»- «уходящий» стиль. Ваше кредо- «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.



Тест ариант 2)

«Конфликтная ли вы личность?»

(а) 4 балла, б) 2 балла, в) 0 баллов.

1. В общественном транспорте начался спор. Вы:

а) не вмешиваетесь;

б) высказываетесь кратко;

в) активно вмешиваетесь.

2. Выступаете ли вы с критикой учителя:

а) нет;

б) редко, имея основание;

в) часто, по любому поводу.

3. Часто ли спорите с друзьями:

а) нет;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) да

4. Как вы реагируете на нарушение очереди:

а) молчу;

б) делаю замечание;

в) прохожу вперед и наблюдаю за порядком.

5. Недосоленное блюдо. Ваша реакция:

а) промолчите;

б) досолите сами;

в) откажетесь от еды.

6. Вам наступили на ногу. Вы:

а) промолчите;

б) сделаете замечание;

в. выразите все свои эмоции.

7. Вам не нравится подарок. Вы:

а) промолчите;

б) тактично прокомментируете;

в) устроите скандал.

8. Не повезло в лотерее. Вы:

а) равнодушны;

б) не скрываете досаду;

в) надолго потеряю настроение.

Ключ к тесту.

22 – 32 балла. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально,

12 – 20 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки конкретности, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

До 10 баллов. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым». Ваша критика – ради критики. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Любите себя и не позволяйте злости вырываться наружу.



Учитель

- Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

- Улыбка и смех способны творить чудеса. Послушайте сказку, продолжите её.

Сказка «Про Улыбку»

Жила-была Улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть её у себя в доме. Её наперебой приглашали в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.

Но однажды… В городке, где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу: сахар был ему не сладким, молоко - не белым, солнце - не ярким, хлеб - не пропечённым, а дети – непослушными… Он сердился на всех и в хорошую погоду, и в ненастье.

Учитель

- Вы встречали таких людей?

- А теперь продолжим сказку. Что будет дальше?



Высказывания учащихся

(И вдруг этот странный человек повстречал прекрасную Улыбку. Глядя на неё, он и сам стал улыбаться)



Учитель

- Как улыбка изменила человека? (Он стал приветливым, доброжелательным. Жизнь его после этой встречи стала радостной и счастливой).

- Да, это конечно, сказка, но и в жизни улыбка способна воздействовать на окружающих. Оказывается, 80 % успеха в жизни зависит от умения правильно общаться с людьми.

- Что значит правильно общаться? (Быть вежливым, говорить понятно, доброжелательно, с улыбкой).



«Копилка добрых советов» 

- Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

   Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)

   Совет второй. Помните о законе «отражения»: как вы к людям — так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отражать» лучшее? (Ответы учеников.)

    Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

   Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)

   Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)

- Итак, избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.



Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

(Е. Евтушенко.)



- И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.



Итоговое упражнение «Подарок» 

- А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера.

- У меня для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Учащиеся подходят к столу с разложенными «подарками», выбирают листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.

19. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали. 

21. В жизни есть главное и не главное, не трать  силы на пустяки.

22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.

23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя. 

24. Не поддавайтесь эмоциям.

25. Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.





Рефлексия занятия

Учащимся предлагается поделиться эмоциями, мнениями о занятии. Раздаются «подарки» (слайд № 6).

Учитель предлагает «Рецепт счастья»

- Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

- Если мы будем избегать конфликтов, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с улыбки.



Звучит аудиозапись песни «Улыбка»



Прощание (слайд №7).

Учащиеся – участники тренинга встают в круг, улыбаются друг другу и аплодируют.





.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!