СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные задания по теме "Синтаксис" для 5-6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит упражнения для практических заданий с целью повторения изученного в 5 классе по теме "Синтаксис". Материал разработан к УМК М.М. Разумовской

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные задания по теме "Синтаксис" для 5-6 класса»

Повторение изученного в 5 классе. Правописание.

Орфография и пунктуация.


Задание 1 (к упр. 29, стр.13): расставьте нужные знаки препинания в предложениях в соответствии с условием.


  1. Запятая ставится между частями сложного предложения.


Прошло жаркое лето и наступила осень.

Стояли ясные дни птицы готовились к перелету.

С утра был туман но к завтраку погода разгулялась.

Приближался конец сентября а холода еще не наступали.

Начался ливень и мы побежали к сторожке.

Я взяла банку и увидела что вся она полна муравьями.

Когда я уходила из кладовой я посмотрела еще раз на банку.

Учитель объявил что нас класс пойдет в поход.

  1. Запятая ставится между однородными членами предложения при бессоюзной связи и при повторяющихся союзах.


Ласточки грачи дрозды жаворонки соловьи осенью улетают в теплые края.

Перед отлетом они волнуются кричат суетятся.

Перелетные птицы направляются на Кавказ в Крым в Египет.

Искры летели налево направо вверх.

Кузнечики сверчки и медведки затянули в траве свою скрипучую музыку.

Туча прошла а дождя не принесла.

Месяц светит но не греет.

Щеки румяны и полны и смуглы.

Их и поит и кормит и ответ держать велит.

  1. Запятая ставится для выделения обращений.


О чем ты девочка плачешь?

Что царевич ты не весел?

Здравствуйте Иван Федорович!

Ребята не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку!

Не уходи Игорь помоги мне пожалуйста решить задачу.

Где ты был Сережа?

Мама разреши мне сегодня пойти в кино.

Вероника где ты отдыхала?

  1. Запятая ставится при оформлении прямой речи.


И сказала скалка Мне Федору жалко.

И заплакали блюдца Не лучше ль вернуться?

И зарыдало корыто Увы, я разбито!

И чайник шепнул утюгу Я дальше идти не могу.

Стой братцы стой кричит Мартышка.

Ах ты обжора Ах злодей тут Ваську Повар укоряет.

Здравствуй сестрица что ты кушаешь спрашивает волк.


*Материал взят из учебника «Русский язык. 5 класс» Т.А. Ладыженской.



  1. Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.


В тайге водятся хищные животные волки рыси.

На столе лежали инструменты молоток долото пила клещи.

Летом ребята приносили разные цветы ромашки васильки колокольчики.

В вазе лежали фрукты яблоки груши сливы.

  1. Двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью.


А рыженькая учит Ты братец ступай на реку опусти хвост в прорубь.

Мы попросили лесника Проводи нас дедушка!

Он пригласил Ступайте ребята за мной!

Девочка протянула руку и спросила Это у вас есть слепой мальчик?

Маршал поднял голову и недовольно спросил Кто вы сударь?

  1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.


Афоризм краткое изречение.

Книга есть жизнь нашего времени.

Моя сестра тренер по плаванью.

Азбука к мудрости ступенька.

Чтение вот лучшее учение.

  1. Тире ставиться, если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (или один из них инфинитив, а другое - существительное).


Любить стихи значит учить их.

Понять значит простить.

Безумство храбрых вот мудрость жизни.

Слушать тебя  наслаждение.
Мой долг  предупредить тебя об опасности.

Ученого учить только портить.

  1. Тире ставится перед обобщающим словом после однородных членов предложения.


Затуманенный лес озеро небо все было серое вокруг.

Совесть благородство и достоинство вот оно святое наше воинство.

Поручни  компасы  бинокли всякие приборы   всё это было медное .

 И эти поездки и наши с ней разговоры  всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской.

Старые обиды давние надежды все зашевелилось в его душе

И газеты и телевидение и радио все средства массовой информации переполнены рекламой.

Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы ничто не мешало ему работать.

  1. Тире ставится после прямой речи перед словами автора (смотри задания выше).


*Задания взяты из сборника дидактических материалов Воителевой Т.М. «Русский язык: Синтаксис и пунктуация»


Контрольное списывание.

Прочитай (перепиши) текст, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.


Белые фонарики.

Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой.

Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят…ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.

(Н.А. Надеждина)

Выполни задания к тексту.

  1. Синтаксический разбор последнего предложения (подчеркнуть все слова как члены предложения, над каждым словом указать часть речи, дать характеристику предложения). План разбора в учебнике в разделе «Справочные материалы», стр.317

  2. Морфемный разбор следующих слов:

Г…ловками, б…льшими, славят…ся

  1. Выпиши этикетное слово из текста. Какова его роль?

*Текст взят из учебно-методического издания Петрухиной Е.П. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!