СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Третий закон Ньютона

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний можно провести в 9 классе при изучении раздела "Законы взаимодействия и движения тел". Для каждого этапа урока продуманы универсальные учебные действия. Для самостоятельного оценивания результатов своей работы на уроке на этапе "рефлексия" учащиеся  в парах составляют синквейн.

Просмотр содержимого документа
«Третий закон Ньютона»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс:9 класс

УМК: «Физика» Автор: А.В. Перышкин

Тема урока: Третий закон Ньютона

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

Содержательная - в ходе урока обучающиеся должны изучить особенности третьего закона Ньютона

Деятельностная –

обучающая: формирование понимания третьего закона Ньютона, умения применения его для решения простых задач;

развивающая: развитие умения делать выводы, совершенствование интеллектуальных способностей и развитие устной речь обучающихся;

воспитывающая: воспитание мотивации у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду, эстетического восприятия мира, стремление к познанию.

Планируемый результат:

Предметный:– использование третьего закона Ньютона для объяснения явлений происходящих в природе, быту и технике.

Метапредметный–

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Познавательные УУД:

• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Личностный -

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.


Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные:

Умение слушать.

Приветствие учащихся


Приветствуют учителя.

Готовят рабочее место

2.

Мотивационный. Постановка целей и задач урока


Личностные: формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

Коммуникативные: формирование планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Эпиграф к уроку: «Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше» И.Ньютон

Ребята перед вами таблица «О каких законах идёт речь?». Слева написаны вопросы, справа – пустые ячейки. Вы должны написать цифру соответствующего закона Ньютона. (Таблица 1)


Выходят к доске и маркером пишут цифру, после того когда ученики ответили на вопросы, открываются ответы для проверки.


3.

Этап актуализации и пробного учебного действия


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные: умение анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний, осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Ребята, некоторые вопросы вызвали у вас затруднения. Почему? Так какую же причину мы должны решить сегодня на уроке?



Примерный ответ учеников. Мы должны познакомиться что происходит при взаимодействии тел.


4.

Этап выявления места и причины затруднения


Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

Познавательные: умение самостоятельно формулировать учебную проблему, познавательную цель, составлять план решения проблем включая знаково-символические и логические действия

Регулятивные: умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно

Мы много раз указывали на то, что действие тел друг на друга всегда взаимны. Исаак Ньютон сформулировал ещё один закон -третий -и мы сегодня на уроке должны изучить, понять и научиться применять. Третий закон был сформулирован на основании многих опытов и в этом мы сейчас убедимся.

Что вы можете об этом сказать?


Примерный ответ учеников. Можно сказать, что каждое из взаимодействующих тел действует на другое с некоторой силой. Именно поэтому каждое из тел приходит в движение.


5

Этап построения проекта выхода из затруднения


Познавательные: умение моделировать решение проблемы, построение логических цепей, анализировать, структурировать знания, работать с текстом.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий

Когда вы играете в волейбол вы ударяете рукой по волейбольному мячу, что вы при этом ощущаете?



Какой можно сделать вывод?


Примерный ответ учеников. Обратное действие на руку.



Примерный ответ учеников. Нельзя толкнуть, что-либо, не испытав обратного действия.



6.

Этап реализации построенного проекта


Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой, поиск и выделение необходимой информации, умение анализировать свои результаты.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение договариваться и находить общее решение

То есть не бывает одностороннего действия одного тела на другое, тела всегда взаимодействуют друг с другом. Давайте обратимся к опытам. Возьмём две тележки одинаковой массы m. К одной из них прикреплена упругая стальная пластина. Согнём пластину и свяжем её нитью. Приставим к первой вторую тележку так, чтобы она плотно соприкасалась с другим концом пластинки.

Если пережечь нить, то пластинка начнёт выпрямляться, и обе тележки придут в движение с ускорениями. Тележки после взаимодействия совершают одинаковые по модулю перемещения за одинаковое время. Следовательно, тележки и после взаимодействия посредством пружины приобрели одинаковые по модулю скорости. Одинаковы и модули ускорений, сообщённых силой упругости. Но ускорения направлены в противоположные стороны. Поэтому сила, действующая на первую тележку со стороны второй, и сила, действующая на вторую тележку со стороны первой, равны по модулю, но противоположны по направлению.

На рисунке изображены два сцепленных друг с другом динамометра, один из которых прикреплен к вертикальной стойке. Давайте проведём этот опыт

Эти и многие другие опыты свидетельствуют о третьем законе Ньютона, который гласит. Математически он записывается в следующем виде: F1 = - F2

Ребята, вы теперь знаете с помощью чего можно объяснить любое из наблюдаемых нами движений?

Третий закон Ньютона еще показывает, что силы из-за «взаимного действия тел друг на друга всегда появляются парами.

Следует отметить так же, что силы, возникающие в результате взаимодействия тел, являются силами одной и той же природы.

Например Земля и Луна взаимодействуют друг с другом посредством сил Всемирного тяготения. Одна из сил приложена к Луне, другая – к Земле.

Вы уже знаете, что под действием притяжения к Земле тела, лежащие на опоре, немного сжимаются сами и сжимают находящуюся под ним опору. Какие силы в результате возникают?

Следует помнить, что силы, о которых говорится в Третьем законе Ньютона, никогда не уравновешивают друг друга, поскольку они приложены к разным телам. Какие силы могут уравновешиваться?

Подходят к демонстрационному столу и выполняют небольшую лабораторную работу.

Если потянуть за другой динамометр, то пружины обоих приборов растянутся, и будут действовать друг на друга силами упругости F1 и F2 , направленными в противоположные стороны.




Что вы наблюдаете?

Примерный ответ учеников. Показания динамометров одинаковы – значит, модули сил равны (делают запись в тетрадях).


Делают вывод


Ученики проговаривают его и записывают в тетради:

«Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению».

Знак «минус» означает, что векторы сил направлены в разные стороны.















Примерный ответ учеников. С помощью законов Ньютона.













Примерный ответ учеников. В результате возникают силы одной природы – силы упругости.


Ученики. (работа с учебником) Уравновешиваться могут лишь силы, приложенные к одному телу. Тогда их равнодействующая равна нулю, и тело при этом находится в равновесии, то есть либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно.


7.

Этап первичного закрепления

Регулятивные: умение проговаривания последовательности действий на уроке, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению

Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве)

Давайте выделим особенности Третьего закона Ньютона

1.Силы появляются только…

2.Всегда появляются при …

3.Обе силы…

4.Силы не … т.к. приложены к разным телам.

5.Закон справедлив…


Ученики вписывают пропущенные слова, после проверяем правильность заполнения, проговаривая. Проверяем:

1. Силы появляются только парами.

2.Всегда появляются при взаимодействии тел.

3.Обе силы одной природы.

4. Силы не уравновешивают друг друга, т.к. приложены к разным телам.

5.Закон справедлив для любых сил

8.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


Познавательные: умение анализировать, сравнивать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Регулятивные: умение сравнивать полученный результат с заданным эталоном и обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: умение работать в парах.

Теперь давайте выполним задания в группах. Перед вами на доске по три задания для каждой группы, которые вы должны выполнить на листах. После выполнения поменяться листами для самоконтроля

Дают ответы, работают в парах, сравнивают с эталоном

9.

Этап включения в систему знаний и повторения


Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение выявления и осознания того, что усвоено, что еще подлежит усвоению

Молодцы ребята, вы все справились с заданиями. Отметьте, пожалуйста, какие этапы урока запомнились и почему.

Высказывания учеников …


10.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Личностные: формирование адекватной позитивной, осознанной самооценки, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение структурировать знания

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: умение работать в группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Ребята, спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали. Составим синквейн.


Ученики в парах составляют синквейн.


11.

Информация о домашнем задании


Познавательные: переработка изученной информации и ее преобразование, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Учебник «Физика 9 класс» А.В. Перышкин, §12, упр. 12, задание 1,2


Записывают домашнее задание в дневник→


Таблица 1


Вопрос

Ответы учеников

Правильные ответы

Получив в боксерском поединке удар в челюсть, можете смело говорить после нокдауна «Ох, и ударил я его сегодня».


?

Согласно, какому закону направление ускорения тела всегда совпадает с направлением силы, действующей на данное тело?


II

Какой закон утверждает, что действие одного тела на другое носит взаимный характер?


?

Какой закон утверждает, что существуют инерциальные системы отсчета?


I

По какому закону определяют ускорение тела, движущегося под действием сил?


II




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!