• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
№ | Этап | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. | Организационный | Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: Умение слушать. | Приветствие учащихся | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место |
2. | Мотивационный. Постановка целей и задач урока | Личностные: формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов Коммуникативные: формирование планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Эпиграф к уроку: «Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше» И.Ньютон Ребята перед вами таблица «О каких законах идёт речь?». Слева написаны вопросы, справа – пустые ячейки. Вы должны написать цифру соответствующего закона Ньютона. (Таблица 1) | Выходят к доске и маркером пишут цифру, после того когда ученики ответили на вопросы, открываются ответы для проверки. |
3. | Этап актуализации и пробного учебного действия | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные: умение анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний, осознано строить речевое высказывание в устной и письменной форме | Ребята, некоторые вопросы вызвали у вас затруднения. Почему? Так какую же причину мы должны решить сегодня на уроке? | Примерный ответ учеников. Мы должны познакомиться что происходит при взаимодействии тел. |
4. | Этап выявления места и причины затруднения | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: умение самостоятельно формулировать учебную проблему, познавательную цель, составлять план решения проблем включая знаково-символические и логические действия Регулятивные: умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно | Мы много раз указывали на то, что действие тел друг на друга всегда взаимны. Исаак Ньютон сформулировал ещё один закон -третий -и мы сегодня на уроке должны изучить, понять и научиться применять. Третий закон был сформулирован на основании многих опытов и в этом мы сейчас убедимся. Что вы можете об этом сказать? | Примерный ответ учеников. Можно сказать, что каждое из взаимодействующих тел действует на другое с некоторой силой. Именно поэтому каждое из тел приходит в движение. |
5 | Этап построения проекта выхода из затруднения | Познавательные: умение моделировать решение проблемы, построение логических цепей, анализировать, структурировать знания, работать с текстом. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий | Когда вы играете в волейбол вы ударяете рукой по волейбольному мячу, что вы при этом ощущаете? Какой можно сделать вывод? | Примерный ответ учеников. Обратное действие на руку. Примерный ответ учеников. Нельзя толкнуть, что-либо, не испытав обратного действия. |
6. | Этап реализации построенного проекта | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой, поиск и выделение необходимой информации, умение анализировать свои результаты. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение договариваться и находить общее решение | То есть не бывает одностороннего действия одного тела на другое, тела всегда взаимодействуют друг с другом. Давайте обратимся к опытам. Возьмём две тележки одинаковой массы m. К одной из них прикреплена упругая стальная пластина. Согнём пластину и свяжем её нитью. Приставим к первой вторую тележку так, чтобы она плотно соприкасалась с другим концом пластинки. Если пережечь нить, то пластинка начнёт выпрямляться, и обе тележки придут в движение с ускорениями. Тележки после взаимодействия совершают одинаковые по модулю перемещения за одинаковое время. Следовательно, тележки и после взаимодействия посредством пружины приобрели одинаковые по модулю скорости. Одинаковы и модули ускорений, сообщённых силой упругости. Но ускорения направлены в противоположные стороны. Поэтому сила, действующая на первую тележку со стороны второй, и сила, действующая на вторую тележку со стороны первой, равны по модулю, но противоположны по направлению. На рисунке изображены два сцепленных друг с другом динамометра, один из которых прикреплен к вертикальной стойке. Давайте проведём этот опыт Эти и многие другие опыты свидетельствуют о третьем законе Ньютона, который гласит. Математически он записывается в следующем виде: F1 = - F2 Ребята, вы теперь знаете с помощью чего можно объяснить любое из наблюдаемых нами движений? Третий закон Ньютона еще показывает, что силы из-за «взаимного действия тел друг на друга всегда появляются парами. Следует отметить так же, что силы, возникающие в результате взаимодействия тел, являются силами одной и той же природы. Например Земля и Луна взаимодействуют друг с другом посредством сил Всемирного тяготения. Одна из сил приложена к Луне, другая – к Земле. Вы уже знаете, что под действием притяжения к Земле тела, лежащие на опоре, немного сжимаются сами и сжимают находящуюся под ним опору. Какие силы в результате возникают? Следует помнить, что силы, о которых говорится в Третьем законе Ньютона, никогда не уравновешивают друг друга, поскольку они приложены к разным телам. Какие силы могут уравновешиваться? | Подходят к демонстрационному столу и выполняют небольшую лабораторную работу. Если потянуть за другой динамометр, то пружины обоих приборов растянутся, и будут действовать друг на друга силами упругости F1 и F2 , направленными в противоположные стороны. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/20/s_5a8c19a0a6257/837987_4.png) Что вы наблюдаете? Примерный ответ учеников. Показания динамометров одинаковы – значит, модули сил равны (делают запись в тетрадях). Делают вывод Ученики проговаривают его и записывают в тетради: «Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению». Знак «минус» означает, что векторы сил направлены в разные стороны. Примерный ответ учеников. С помощью законов Ньютона. Примерный ответ учеников. В результате возникают силы одной природы – силы упругости. Ученики. (работа с учебником) Уравновешиваться могут лишь силы, приложенные к одному телу. Тогда их равнодействующая равна нулю, и тело при этом находится в равновесии, то есть либо покоится, либо движется равномерно и прямолинейно.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/20/s_5a8c19a0a6257/837987_6.jpeg) |
7. | Этап первичного закрепления | Регулятивные: умение проговаривания последовательности действий на уроке, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению Познавательные: умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве) | Давайте выделим особенности Третьего закона Ньютона 1.Силы появляются только… 2.Всегда появляются при … 3.Обе силы… 4.Силы не … т.к. приложены к разным телам. 5.Закон справедлив… | Ученики вписывают пропущенные слова, после проверяем правильность заполнения, проговаривая. Проверяем: 1. Силы появляются только парами. 2.Всегда появляются при взаимодействии тел. 3.Обе силы одной природы. 4. Силы не уравновешивают друг друга, т.к. приложены к разным телам. 5.Закон справедлив для любых сил |
8. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Познавательные: умение анализировать, сравнивать, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Регулятивные: умение сравнивать полученный результат с заданным эталоном и обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умение работать в парах. | Теперь давайте выполним задания в группах. Перед вами на доске по три задания для каждой группы, которые вы должны выполнить на листах. После выполнения поменяться листами для самоконтроля ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/20/s_5a8c19a0a6257/837987_7.png) | Дают ответы, работают в парах, сравнивают с эталоном |
9. | Этап включения в систему знаний и повторения | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение выявления и осознания того, что усвоено, что еще подлежит усвоению | Молодцы ребята, вы все справились с заданиями. Отметьте, пожалуйста, какие этапы урока запомнились и почему. | Высказывания учеников … |
10. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Личностные: формирование адекватной позитивной, осознанной самооценки, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: умение структурировать знания Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению Коммуникативные: умение работать в группах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Ребята, спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали. Составим синквейн. | Ученики в парах составляют синквейн. |
11. | Информация о домашнем задании | Познавательные: переработка изученной информации и ее преобразование, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Учебник «Физика 9 класс» А.В. Перышкин, §12, упр. 12, задание 1,2 | Записывают домашнее задание в дневник→ |