Целеполагание как этапы современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанных этапа урока:
- целеполагание;
- самостоятельная продуктивная деятельность;
- рефлексия.
Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.
Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
Данный этап занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В системно-деятельностном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый результат.
Структура деятельности:
Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат».
Поэтому цели должны быть:
- понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки.
- реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми располагает учитель и ученик);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- уместны в данной ситуации;
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности);
- должны быть достигнуты в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.
В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Все приёмы целеполагания принято классифицировать на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
учет уровня знаний и опыта детей,
доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.