СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Целеполагание как этапы современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Целеполагание как этапы современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Целеполагание как этапы современного урока в начальной школе в условиях реализации ФГОС

 

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанных этапа урока:

- целеполагание; 

- самостоятельная продуктивная деятельность;

- рефлексия.

Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика.

Что же такое целеполагание?

«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Данный этап  занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В системно-деятельностном  обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Как известно, цель деятельности – это ее ожидаемый  результат.

Структура деятельности:

 

Скажем так: «Как цель поставишь, таким и будет результат».

Поэтому цели должны быть:

- понятными, четкими, точными, конкретными, не допускающими их двойной трактовки.

- реальны, достижимы (с учетом тех ресурсов, которыми располагает учитель и ученик);

- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);

- уместны в данной ситуации;

 - диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности);

- должны быть достигнуты в ограниченное время. Следует точно определить время или период для достижения выбранной цели.

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Все приёмы целеполагания принято классифицировать на:

1. Визуальные:

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение

Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

2. Аудиальные:

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока.

 

Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,

  • доступность, т.е. разрешимая степень трудности,

  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!