Ценностные ориентации на здоровый образ жизни
Охрана и укрепление здоровья определяются образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Образ жизни нельзя навязать извне. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в котором она находится. Образ жизни – это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение намеченных целей, с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Здоровый образ жизни – это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
В современной научной литературе можно выделить три основных направления исследования проблемы здорового образа жизни: 1) философско-социологическое (В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, П. А. Виноградов, О. А. Мильштейн, В. П. Казначеев и др.); 2) психолого-педагогическое (М. Я. Виленский, А. Б. Серых, Б. Ф. Ломов, Л. И. Лубышева, В. И. Ирхин, Л. Н. Волошина и др.); 3) медико-биологическое (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. И. Куценко, В. Р. Кучма, А. П. Лаптев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, А. Д. Степанов, Г. И. Царегородцев и др.). В рамках первого направления исследователями акцентируется внимание на том, что здоровый образ жизни является глобальной социальной проблемой, составным компонентом образа жизни и одним из показателей культуры личности и общества. Характерной особенностью второго направления ученые считают факт, что формирование здорового образа жизни человека возможно при благоприятных физиологических, социальных и психологических условиях его жизнедеятельности. По мнению исследователей, развивающих третье направление, здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих гармоничному развитию организма, повышению общей работоспособности, сбережению и укреплению здоровья. В качестве факторов, благоприятно влияющих на здоровье человека, ими рассматриваются такие, как сбалансированное питание, регулярная двигательная активность, отдых, стрессоустойчивость, материальное благополучие.
Н. П. Абаскалова в содержании здорового образа жизни выделяет следующие компоненты: целевой – понимание поставленной цели здорового образа жизни, содержательно-операционный – наличие знаний и практических 17 умений, необходимых для успешной реализации здоровой жизнедеятельности, мотивационно-ценностный – сформированность системы ценностей личности касательно сбережения и укрепления здоровья и отношение к здоровому образу жизни, программно-ориентировочный – проектирование и реализация программы жизнедеятельности индивида в соответствии с принципами здорового образа жизни, эмоционально-волевой – достижение поставленной цели на основе проявления волевых качеств и эмоциональная оценка результатов деятельности, деятельностный – реализация в собственной жизнедеятельности целостной системы здорового образа жизни или отдельных ее составляющих, а также пропаганда здорового образа жизни среди окружающих, оценочный – комплексная оценка результатов здорового образа жизни (когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов) и на основе этого внесение изменений в организационный и содержательный аспекты здоровой жизнедеятельности. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность человека, направленную на сохранение и улучшение здоровья и основанную на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Такой образ жизни является предпосылкой для успешной самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную саморегуляцию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии.
Факторы ЗОЖ:
1. Все то, что окружает человека – среда (природа, улицы, люди, семья, учебная группа и др.)
2. Все то, что человек «вводи»т в себя ( продукты питания, лекарства, алкоголь, никотин и др.)
3. То, что человек делает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий ( закаливание, занятия физической культурой и спортом, чередование труда и отдыха и др.)
Основные элементы ЗОЖ:
- соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований;
- организация индивидуально целесообразного режима двигательной деятельности;
- отказ от вредных привычек;
- культура межличностного общения и поведения в коллективе;
- культура сексуального поведения;
- содержательный досуг.
Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты.
Изучение ценностных ориентаций на ЗОЖ позволяет выделить среди них условно 4 группы:
1. включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений.
2. «преимущественные ценности» ( от 63 до 66%) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих.
3. «противоречивые», представлены признаки и небольшого значения (от 35,5 до 59.2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых.
4. «частные», т.к. ее содержанию придается небольшое значение (от 17 до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Полученные данные дают основание к суждению о наличии противоречия между абсолютной ценностью общих положений ЗОЖ и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение – одна из ведущих задач в биосоциальном развитии. Суждения людей о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Снижение влияния ФК на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в учреждениях, где мы учимся, работаем; недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.
Наблюдается недостаточная эффективность пропаганды ЗОЖ преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяются среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотреблением алкоголем – 75,6%, курением – 73.5%, что отражает один из стереотипов пропаганды ЗОЖ. Недостаток двигательной активности отмечен у 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3%; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними заданиями – 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда – существенный фактор возникновения астенических состояний студентов. Поддерживать физическое состояние студентов побуждает: уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться, вызывать уважение (68, 1% опрошенных) и получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус (44,5%). Это говорит о гедоническом характере физического совершенствования. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% женщин и 6% мужчин). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов. Такое положение вызвано ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию. Среди причин невнимания к поддержанию своего здоровья у студентов отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% ж. и 20,8% м.). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе. Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании внешних форм состояния (фигура); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры – 61,2%, пропорций телосложения – 50%, развития физических качеств – 32-47%,Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола. Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Простые и доступные средства – самомассаж, закаливание, аутотренинг очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой – говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.
Путь к общекультурному развитию и здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не только на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле. Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические. Заметно влияние компьютерной информации, СМИ, газет, теле и радио-репортажей. Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещений спортивных зрелищ. В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в ходе занятий, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, о вопросах регулирования половой жизни. Несколько ниже потребность информации, связанной с использованием аутотренинга, сауны, нетрадиционных систем физических упражнений ( ушу, йога), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов . Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, студентам не хватает поисково-познавательной активности для их наполнения и расширения.
Несмотря на наличие определенного набора компонентов феномена «здоровый образ жизни», его унифицированного варианта, который бы подходил всем людям, нет. Образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. При этом активность самого человека, связанная с сохранением им здоровья, может отразиться на состоянии здоровья семьи (микросреды), производственного коллектива (макросреды) и на показателях общественного здоровья.