СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценностные ориентации на здоровый образ жизни

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Охрана и укрепление здоровья определяются образом жизни.   

Просмотр содержимого документа
«Ценностные ориентации на здоровый образ жизни»



     Ценностные ориентации на  здоровый образ жизни

     Охрана и укрепление здоровья определяются образом жизни.   Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Структура образа жизни  выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых  находятся разные виды жизнедеятельности. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Образ жизни нельзя навязать извне. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в котором она находится. Образ жизни – это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение намеченных целей, с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами.  Здоровый образ жизни  – это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

    В современной научной литературе можно выделить три основных направления исследования проблемы здорового образа жизни: 1) философско-социологическое (В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, П. А. Виноградов, О. А. Мильштейн, В. П. Казначеев и др.); 2) психолого-педагогическое (М. Я. Виленский, А. Б. Серых, Б. Ф. Ломов, Л. И. Лубышева, В. И. Ирхин, Л. Н. Волошина и др.); 3) медико-биологическое (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. И. Куценко, В. Р. Кучма, А. П. Лаптев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, А. Д. Степанов, Г. И. Царегородцев и др.). В рамках первого направления исследователями акцентируется внимание на том, что здоровый образ жизни является глобальной социальной проблемой, составным компонентом образа жизни и одним из показателей культуры личности и общества. Характерной особенностью второго направления ученые считают факт, что формирование здорового образа жизни человека возможно при благоприятных физиологических, социальных и психологических условиях его жизнедеятельности. По мнению исследователей, развивающих третье направление, здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих гармоничному развитию организма, повышению общей работоспособности, сбережению и укреплению здоровья. В качестве факторов, благоприятно влияющих на здоровье человека, ими рассматриваются такие, как сбалансированное питание, регулярная двигательная активность, отдых, стрессоустойчивость, материальное благополучие.

Н. П. Абаскалова в содержании здорового образа жизни выделяет следующие компоненты: целевой – понимание поставленной цели здорового образа жизни, содержательно-операционный – наличие знаний и практических 17 умений, необходимых для успешной реализации здоровой жизнедеятельности, мотивационно-ценностный – сформированность системы ценностей личности касательно сбережения и укрепления здоровья и отношение к здоровому образу жизни, программно-ориентировочный – проектирование и реализация программы жизнедеятельности индивида в соответствии с принципами здорового образа жизни, эмоционально-волевой – достижение поставленной цели на основе проявления волевых качеств и эмоциональная оценка результатов деятельности, деятельностный – реализация в собственной жизнедеятельности целостной системы здорового образа жизни или отдельных ее составляющих, а также пропаганда здорового образа жизни среди окружающих, оценочный – комплексная оценка результатов здорового образа жизни (когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов) и на основе этого внесение изменений в организационный и содержательный аспекты здоровой жизнедеятельности. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность человека, направленную на сохранение и улучшение здоровья и основанную на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Такой образ жизни является предпосылкой для успешной  самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную саморегуляцию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии.

                                Факторы ЗОЖ:

1.       Все то, что окружает человека  –  среда (природа, улицы, люди, семья, учебная группа и др.)

2.       Все то, что человек «вводи»т в себя ( продукты питания, лекарства, алкоголь, никотин и др.)

3.       То, что человек делает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий ( закаливание, занятия физической культурой и спортом, чередование  труда и отдыха и др.)

                  Основные элементы ЗОЖ:

- соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований;

- организация индивидуально целесообразного режима двигательной деятельности;

- отказ  от вредных привычек;

- культура межличностного общения и поведения в коллективе;

- культура сексуального поведения;

- содержательный досуг.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты.

     Изучение ценностных ориентаций на ЗОЖ позволяет выделить  среди них условно 4 группы:

1.       включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие оценку огромного значения   (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила  воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений.

2.       «преимущественные ценности» ( от 63 до 66%) – хорошее телосложение  и физическое состояние, авторитет среди окружающих.

3.       «противоречивые»,  представлены  признаки   и  небольшого значения (от 35,5 до 59.2%). Она включает  наличие материальных  благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой,  занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых.

4.       «частные», т.к. ее содержанию придается небольшое значение (от 17 до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

     Полученные данные  дают основание  к суждению о наличии противоречия между абсолютной  ценностью общих положений ЗОЖ и конкретными  ценностями  его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение – одна из ведущих задач в биосоциальном развитии.  Суждения людей о влиянии физической культуры  на общекультурное развитие личности в большей степени  связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Снижение влияния ФК на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания  в учреждениях, где мы учимся, работаем; недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

     Наблюдается недостаточная эффективность пропаганды  ЗОЖ преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяются  среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотреблением алкоголем – 75,6%, курением – 73.5%, что отражает  один из стереотипов  пропаганды ЗОЖ.  Недостаток двигательной активности отмечен  у  39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3%; на конфликты  с окружающими указали 29,1%; на перегруженность  учебно-профессиональными  и домашними заданиями – 7,9%. В то же время  напряженный  режим учебного труда – существенный фактор  возникновения  астенических состояний студентов. Поддерживать  физическое состояние студентов побуждает: уверенно  чувствовать   себя среди других людей, больше нравиться, вызывать уважение (68, 1% опрошенных) и получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус (44,5%). Это говорит о гедоническом характере физического совершенствования. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть  высоких  спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% женщин и 6% мужчин). К сожалению, возможности  физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов.  Такое положение вызвано  ограниченным образовательным потенциалом  учебных занятий по физическому воспитанию. Среди причин невнимания к поддержанию своего  здоровья  у студентов отмечается  нехватка времени  (18,5% женщин и 41,6%  мужчин) и отсутствие  необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% ж. и 20,8% м.). Это свидетельствует о недостаточной организованности  и требовательности к себе. Забота о своем  физическом состоянии отличается  у женщин и мужчин. У  женщин это проявляется  в поддержании внешних форм состояния (фигура); у мужчин отмечена  забота о развитии мускулатуры – 61,2%, пропорций телосложения – 50%, развития физических качеств – 32-47%,Эти факты свидетельствуют  о необходимости  более дифференцированного подхода к методикам физического воспитания для лиц разного пола. Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Простые и доступные средства – самомассаж, закаливание, аутотренинг очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах  в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже  наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой – говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

     Путь к общекультурному развитию и здоровью начинается с овладения знаниями. Они  опережают практику, указывают путь ее преобразования,  превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся  не только на логическом характере знаний, сколько  на их практическом  смысле. Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические. Заметно влияние компьютерной информации, СМИ, газет, теле и  радио-репортажей. Редко используется информация,  полученная из  специальной литературы, от посещений спортивных зрелищ. В качестве значимой студенты выделяют  информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле  в ходе занятий, методике использования гимнастических и дыхательных  упражнений, о вопросах регулирования половой жизни. Несколько ниже потребность  информации, связанной  с использованием аутотренинга,  сауны, нетрадиционных систем физических упражнений ( ушу, йога), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов . Анализ  полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной  упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают  необходимым функциональным характером для использования в  повседневной жизнедеятельности, студентам не хватает  поисково-познавательной активности для их наполнения и расширения.  

     Несмотря на наличие определенного набора компонентов феномена «здоровый образ жизни», его унифицированного варианта, который бы подходил всем людям, нет.  Образ жизни человека и семьи   не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. При этом активность самого человека, связанная с сохранением им здоровья, может отразиться на состоянии здоровья семьи (микросреды), производственного коллектива (макросреды) и на показателях общественного здоровья.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!