Центр эксперементирования в детском саду — оформление по ФГОС .
Подготовили: воспитатели
МБДОУ ЦРР д/с 117
Постникова Е. И.
Гудкова И.А .
ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»
В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально.
Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и безопасной.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе.
Экспериментирование и исследование – это форма познавательно – исследовательской деятельности. Она направлена на расширение кругозора детей. Данную форму мы может использовать как в режимных моментах, так и на специальных занятиях.
Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.
Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.
Но существуют проблемы организации детского экспериментирования, в первую очередь это недостаточное оснащение развивающей предметно - пространственной среды , для приобретения готового оборудования не всегда есть материальная возможность.
Выходом из такой ситуации может стать создание центра экспериментирования в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей. А оснастить центр экспериментирования в группе можно совместно с родителями. Ведь у каждого в доме найдутся бутылочки, стаканчики, формочки, лоскутки, крупа и т. п. Коллекции камней, ракушек тоже могут помочь собрать родители.
В своей группе мы устроили такой центр, который помогает нам изучать мир, который нас окружает. В нашем центре есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
В нашем центре эксперементирования выделено:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материала.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)
Задачи центра экспериментирования
развитие первичных естественнонаучных представлений,
наблюдательности,
любознательности,
активности,
мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ;
формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании центра экспериментирования в группе
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
В нашем центре экспериментальной деятельности выделены:
1 ) место для постоянной выставки , где размещают музей, различные коллекции.
Экспонаты, редкие предметы
(раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного,«бросового» )
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов
(песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Дидактический компонент
Познавательные книги ,атласы.Тематические альбомы. Серии картин с изображением природных сообществ. Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Компонент оборудования
приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла весы, безмен, песочные, механические часы,компас, магниты; портновский метр, линейки, треугольник т.д
Компонент стимулирующий
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
Сита, воронки разного размера и материала;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др .;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары,
Центр экспериментирования
делится на следующие компоненты
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий