6 к л а с с
Урок математики
§ 26 ,
стр. 154-157.
Ц и л и н д р ,
к о н у с ,
ш а р
6 к л а с с
Урок изучения нового материала
Цель изучения
Познакомить учащихся с геометрическими телами - шаром, конусом, цилиндром и их элементами.
Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.
Планируемые результаты
Уметь оперировать понятиями: шар, конус, цилиндр, многогранник, тело вращения, поверхность тела, сечение.
Уметь распознавать изученные геометрические фигуры.
Уметь приводить примеры предметов, имеющих форму изученных тел вращения.
Уметь рассказывать о шаре, конусе, цилиндре по плану.
Актуализация опорных знаний
Прием «ПОНИМАЮ – НЕ ПОНИМАЮ»
- У вас на столе лежат таблицы, где вы отмечаете степень понимания рассматриваемых понятий, положений и определений, а также формулируете вопросы для учителя.
Актуализация опорных знаний
Прием «ПОНИМАЮ – НЕ ПОНИМАЮ»
Теоретические положения
Понимаю (+).
Все точки поверхности шара одинаково удалены от центра шара.
Не понимаю (-)
Вопрос учителю
Отрезок, соединяющий точку поверхности шара с центром, называют радиусом шара.
Отрезок, соединяющий две точки поверхности шара и проходящий через центр шара, называют диаметром шара.
Диаметр шара равен двум радиусам.
Поверхность шара называют сферой.
Ц и л и н д р
Цилиндр слово "цилиндр" произошло от греческого слова "кюлиндрос", означающего "валик", "каток". На рубеже XVIII – XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндром.
Какие ещё предметы имеют форму цилиндра?
Блиц - опрос
— Что из себя представляют основания цилиндра?
— Что вы можете сказать о размерах этих кругов?
боковая поверхность?
о цилиндре?
Актуализация знаний
Цилиндр, пространственная или объёмная фигура.
Поверхность цилиндра состоит из двух оснований и боковой поверхности
Высота цилиндра - это расстояние между основаниями, радиус цилиндра - радиус круга, являющегося основанием цилиндра .
Понятие цилиндра
ОО ₁- высота,
ось симметрии
О ₁
О
А
ОА и О ₁А₁ - радиусы
АА ₁ - образующая
А ₁
Площадь боковой поверхности круглого цилиндра
S=2 π rh
Реши задачу
Вычислить площадь поверхности цилиндра, если его высота 5 см, а радиус оснований 2 см.
О чем идет речь ?
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно!
(Апельсин)
Вырастает в огороде.
Он как красно солнце вроде.
И король средь овощей,
Пригодится и для щей.
В доброй сказке Он - Синьор
По прозванью … !
(Помидор)
Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому…
(Мячу)
Актуализация опорных знаний
Прием «ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС»
- Что объединяет данные объекты ?
Актуализация опорных знаний
Между Северным и Южными островами Новой Земли есть пролив, который соединяет Баренцево и Карское моря, который называется Маточкин Шар
Актуализация опорных знаний
или пролив между берегами острова Вайгач и материком Евразии –
Югорский Шар
Как вы думаете, почему они так названы?
Это интересно
На поморском диалекте слово «шар» имеет значение «пролив».
Актуализация опорных знаний
Прием «МИНИ - ПРАКТИКУМ»
- Найти в кабинете предметы, имеющую форму шара.
Ш А Р , С Ф Е Р А
Шар – это пространственная фигура.
Поверхность шара называют сферой.
Слово « сфера » произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч».
Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара.
Мяч, глобус – это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара.
Ш А Р , С Ф Е Р А
На рисунке отрезки ОА, ОВ, ОD и ОС являются радиусами.
Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара, называется диаметром шара . На рисунке отрезок СD является диаметром шара. Диаметр шара равен двум радиусам.
Любое сечение шара имеет вид круга. Если рассекать шар ближе к центру, то круги будут больше, если дальше от центра, то радиусы кругов будут меньше.
Сфера обладает очень интересным свойством – все её точки одинаково удалены от центра шара.
Отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара .
К О Н У С
Латинское слово «conus»
заимствовано из греческого языка
(konos - втулка, сосновая шишка)…
К О Н У С
Конусом называется тело, которое состоит из круга – основания конуса, точки, не лежащей в плоскости этого круга, - вершины конуса и всех отрезков,соединяющих вершину конуса
с точками основания-
образующие конуса.
К О Н У С
Конус, в отличие от цилиндра, имеет (вершину, высоту и радиус основания).
Работа по учебнику :
стр. 156
( рассмотреть рис. 58, 59)
К О Н У С
Ответ:
Треугольника круга эллипса
КОНУС в нашей жизни
Конус можно рассмотреть в различных предметах, начиная с обычного мороженого и заканчивая техникой .
Первичное закрепление
нового материала
Работа по учебнику
№ 767, 768, 771
Первичное закрепление
нового материала
Радиус основания цилиндра равен 6 см, а его образующая – 8 см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.
Первичное закрепление
нового материала
Радиус шара равен 6 см. Вычислите площадь сечения шара плоскостью, проходящей через центр шара.
Дано :
r= 6 см;
π= 3,14
Решение :
S = π r ² = 6² · 3,14 = 36 · 3,14
S = 113,04 см ² площадь сечения шара
плоскостью .
Первичное закрепление
нового материала
№ 774 – стр. 158.
Дано :
r = 5 см;
h= 10cм
- Найдем площадь боковой поверхности цилиндра :
S бок . = 2πrh = 2π · 5 · 10 = 2π· 50 = 100 π = 100 ·3,14 = 314 (см²)
2) Значит лист бумаги должен иметь следующие размеры:
а = 10 см;
b = 32 см.
3) S = 10 · 32 = 320 (см²)
Ответ : 10 см и 32 см должен иметь лист бумаги.
Повторение
№ 777- стр. 159
- Найдем сколько всего метров
длина трех коридоров;
2. Найдем сколько всего купили
ковровых дорожек;
3. Сравним метраж ковровых
дорожек с длиной трех коридоров
и сделаем вывод.
.
60,1, то купленной дорожки хватит для трех коридоров и даже еще останется. Ответ : купленной дорожки хватит для трех коридоров. " width="640"
Повторение
№ 777- стр. 159
- 22,6 + 24,7 + 12,8 = 60,1 (м) – общая длина
трех коридоров;
2) 2 · (15,8 + 14,6) = 2 · 30,4 = 60,8 (м) – всего
купили ковровых дорожек;
3)т.к. 60,8 60,1, то купленной дорожки хватит для трех коридоров и даже еще останется.
Ответ : купленной дорожки хватит
для трех коридоров.
Р Е Ф Л Е К С И Я
Подведем итог работы на уроке :
- Кукую цель мы ставили ?. Достигли ли цели ?
- Расскажите, чему вы научились.
- С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке ?
- Оцените свою деятельность на уроке.