СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ЦИЛИНДР, КОНУС, ШАР" ( 6 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала для 6 класса.

Во время урока учащийся научится распознавать геометрические фигуры : цилиндр, конус, шар и сферу, указывать их элементы, вычислять площадь боковой поверхности цилиндра.

Просмотр содержимого документа
«"ЦИЛИНДР, КОНУС, ШАР" ( 6 класс)»

6 к л а с с Урок математики  § 26 ,  стр. 154-157.

6 к л а с с

Урок математики

§ 26 ,

стр. 154-157.

Ц и л и н д р , к о н у с , ш а р 6 к л а с с

Ц и л и н д р ,

к о н у с ,

ш а р

6 к л а с с

Урок изучения нового материала  Цель изучения Познакомить учащихся с геометрическими телами - шаром, конусом, цилиндром и их элементами. Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур. Планируемые результаты Уметь оперировать понятиями: шар, конус, цилиндр, многогранник, тело вращения, поверхность тела, сечение. Уметь распознавать изученные геометрические фигуры. Уметь приводить примеры предметов, имеющих форму изученных тел вращения. Уметь рассказывать о шаре, конусе, цилиндре по плану.

Урок изучения нового материала

Цель изучения

Познакомить учащихся с геометрическими телами - шаром, конусом, цилиндром и их элементами.

Научить различать в окружающем мире предметы, имеющие форму изучаемых фигур.

Планируемые результаты

Уметь оперировать понятиями: шар, конус, цилиндр, многогранник, тело вращения, поверхность тела, сечение.

Уметь распознавать изученные геометрические фигуры.

Уметь приводить примеры предметов, имеющих форму изученных тел вращения.

Уметь рассказывать о шаре, конусе, цилиндре по плану.

Актуализация опорных знаний   Прием «ПОНИМАЮ – НЕ ПОНИМАЮ»   - У вас на столе лежат таблицы, где вы отмечаете степень понимания рассматриваемых понятий, положений и определений, а также формулируете вопросы для учителя.

Актуализация опорных знаний

Прием «ПОНИМАЮ – НЕ ПОНИМАЮ»

- У вас на столе лежат таблицы, где вы отмечаете степень понимания рассматриваемых понятий, положений и определений, а также формулируете вопросы для учителя.

Актуализация опорных знаний   Прием «ПОНИМАЮ – НЕ ПОНИМАЮ»   Теоретические положения Понимаю (+). Все точки поверхности шара одинаково удалены от центра шара. Не понимаю (-) Вопрос учителю Отрезок, соединяющий точку поверхности шара с центром, называют радиусом шара. Отрезок, соединяющий две точки поверхности шара и проходящий через центр шара, называют диаметром шара. Диаметр шара равен двум радиусам. Поверхность шара называют сферой.

Актуализация опорных знаний

Прием «ПОНИМАЮ – НЕ ПОНИМАЮ»

Теоретические положения

Понимаю (+).

Все точки поверхности шара одинаково удалены от центра шара.

Не понимаю (-)

Вопрос учителю

Отрезок, соединяющий точку поверхности шара с центром, называют радиусом шара.

Отрезок, соединяющий две точки поверхности шара и проходящий через центр шара, называют диаметром шара.

Диаметр шара равен двум радиусам.

Поверхность шара называют сферой.

Ц и л и н д р Цилиндр слово

Ц и л и н д р

Цилиндр слово "цилиндр" произошло от греческого слова "кюлиндрос", означающего "валик", "каток". На рубеже XVIII – XIX веков мужчины многих стран носили твёрдые шляпы с небольшими полями, которые так и назывались цилиндрами из-за большого сходства с геометрической фигурой цилиндром.

Какие ещё предметы имеют форму цилиндра?

Какие ещё предметы имеют форму цилиндра?

Блиц - опрос — Что из себя представляют основания цилиндра? — Что вы можете сказать о размерах этих кругов? Что из себя представляет  боковая поверхность? Что ещё нужно знать  о цилиндре?

Блиц - опрос

— Что из себя представляют основания цилиндра?

— Что вы можете сказать о размерах этих кругов?

  • Что из себя представляет

боковая поверхность?

  • Что ещё нужно знать

о цилиндре?

Актуализация знаний Цилиндр, пространственная или объёмная фигура. Поверхность цилиндра состоит из двух оснований и боковой поверхности Высота цилиндра - это расстояние между основаниями, радиус цилиндра - радиус круга, являющегося основанием цилиндра .

Актуализация знаний

Цилиндр, пространственная или объёмная фигура.

Поверхность цилиндра состоит из двух оснований и боковой поверхности

Высота цилиндра - это расстояние между основаниями, радиус цилиндра - радиус круга, являющегося основанием цилиндра .

Понятие цилиндра ОО ₁- высота, ось симметрии  О ₁ О А ОА и О ₁А₁ - радиусы АА ₁ - образующая А ₁

Понятие цилиндра

ОО ₁- высота,

ось симметрии

О ₁

О

А

ОА и О ₁А₁ - радиусы

АА ₁ - образующая

А ₁

Площадь боковой поверхности круглого цилиндра S=2 π rh

Площадь боковой поверхности круглого цилиндра

S=2 π rh

Реши задачу Вычислить площадь поверхности цилиндра, если его высота 5 см, а радиус оснований 2 см.

Реши задачу

Вычислить площадь поверхности цилиндра, если его высота 5 см, а радиус оснований 2 см.

О чем идет речь ? С оранжевой кожей,  На мячик похожий,  Но в центре не пусто,  А сочно и вкусно!  (Апельсин) Вырастает в огороде.  Он как красно солнце вроде.  И король средь овощей,  Пригодится и для щей.  В доброй сказке Он - Синьор  По прозванью … !  (Помидор)  Умею прыгать и катиться,  А если бросят - полечу.  Кругом смеющиеся лица:  Все рады круглому…  (Мячу)

О чем идет речь ?

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно!

(Апельсин)

Вырастает в огороде.

Он как красно солнце вроде.

И король средь овощей,

Пригодится и для щей.

В доброй сказке Он - Синьор

По прозванью … !

(Помидор)

Умею прыгать и катиться,

А если бросят - полечу.

Кругом смеющиеся лица:

Все рады круглому…

(Мячу)

Актуализация опорных знаний  Прием «ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС»   - Что объединяет данные объекты ?

Актуализация опорных знаний

Прием «ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС»

- Что объединяет данные объекты ?

Актуализация опорных знаний    Между Северным и Южными островами Новой Земли есть пролив, который соединяет Баренцево и Карское моря, который называется Маточкин Шар

Актуализация опорных знаний

Между Северным и Южными островами Новой Земли есть пролив, который соединяет Баренцево и Карское моря, который называется Маточкин Шар

Актуализация опорных знаний   или пролив между берегами острова Вайгач и материком Евразии –  Югорский Шар Как вы думаете, почему они так названы?

Актуализация опорных знаний

или пролив между берегами острова Вайгач и материком Евразии –

Югорский Шар

Как вы думаете, почему они так названы?

Это интересно   На поморском диалекте слово «шар» имеет значение «пролив».

Это интересно

На поморском диалекте слово «шар» имеет значение «пролив».

Актуализация опорных знаний   Прием «МИНИ - ПРАКТИКУМ»   - Найти в кабинете предметы, имеющую форму шара.

Актуализация опорных знаний

Прием «МИНИ - ПРАКТИКУМ»

- Найти в кабинете предметы, имеющую форму шара.

Ш А Р , С Ф Е Р А Шар – это пространственная фигура. Поверхность шара называют сферой. Слово « сфера » произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч». Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара. Мяч, глобус – это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара.

Ш А Р , С Ф Е Р А

Шар – это пространственная фигура.

Поверхность шара называют сферой.

Слово « сфера » произошло от греческого слова «сфайра», которое переводится на русский язык как «мяч».

Не нужно путать понятия «шар» и «сфера». Сфера – это, можно сказать, оболочка или граница шара.

Мяч, глобус – это сферы, а вот арбуз, апельсин, Солнце, Луна, Земля и остальные планеты имеют форму немного сплющенного шара.

Ш А Р , С Ф Е Р А  На рисунке отрезки ОА, ОВ, ОD и ОС являются радиусами. Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара, называется диаметром шара . На рисунке отрезок СD является диаметром шара. Диаметр шара равен двум радиусам. Любое сечение шара имеет вид круга. Если рассекать шар ближе к центру, то круги будут больше, если дальше от центра, то радиусы кругов будут меньше. Сфера обладает очень интересным свойством – все её точки одинаково удалены от центра шара. Отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара .

Ш А Р , С Ф Е Р А

На рисунке отрезки ОА, ОВ, ОD и ОС являются радиусами.

Отрезок, соединяющий две точки сферы и проходящий через центр шара, называется диаметром шара . На рисунке отрезок СD является диаметром шара. Диаметр шара равен двум радиусам.

Любое сечение шара имеет вид круга. Если рассекать шар ближе к центру, то круги будут больше, если дальше от центра, то радиусы кругов будут меньше.

Сфера обладает очень интересным свойством – все её точки одинаково удалены от центра шара.

Отрезок, соединяющий любую точку сферы с центром шара, называется радиусом шара .

К О Н У С Латинское слово «conus»  заимствовано из греческого языка (konos - втулка, сосновая шишка)…

К О Н У С

Латинское слово «conus»

заимствовано из греческого языка

(konos - втулка, сосновая шишка)…

К О Н У С Конусом называется тело, которое состоит из круга – основания конуса, точки, не лежащей в плоскости этого круга, - вершины конуса и всех отрезков,соединяющих вершину конуса с точками основания- образующие конуса.

К О Н У С

Конусом называется тело, которое состоит из круга – основания конуса, точки, не лежащей в плоскости этого круга, - вершины конуса и всех отрезков,соединяющих вершину конуса

с точками основания-

образующие конуса.

К О Н У С Конус, в отличие от цилиндра, имеет (вершину, высоту и радиус основания). Работа по учебнику : стр. 156 ( рассмотреть рис. 58, 59)

К О Н У С

Конус, в отличие от цилиндра, имеет (вершину, высоту и радиус основания).

Работа по учебнику :

стр. 156

( рассмотреть рис. 58, 59)

К О Н У С Ответ:    Треугольника круга эллипса

К О Н У С

Ответ:

Треугольника круга эллипса

КОНУС в нашей жизни Конус можно рассмотреть в различных предметах, начиная с обычного мороженого и заканчивая техникой .

КОНУС в нашей жизни

Конус можно рассмотреть в различных предметах, начиная с обычного мороженого и заканчивая техникой .

Первичное закрепление нового материала Работа по учебнику  № 767, 768, 771

Первичное закрепление

нового материала

Работа по учебнику

767, 768, 771

Первичное закрепление нового материала Радиус основания цилиндра равен 6 см, а его образующая – 8 см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.

Первичное закрепление

нового материала

Радиус основания цилиндра равен 6 см, а его образующая – 8 см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра.

Первичное закрепление нового материала  Радиус шара равен 6 см. Вычислите площадь сечения шара плоскостью, проходящей через центр шара. Дано :  r= 6 см;  π= 3,14 Решение : S = π r ² = 6² · 3,14 = 36 · 3,14 S = 113,04 см ² площадь сечения шара  плоскостью .

Первичное закрепление

нового материала

Радиус шара равен 6 см. Вычислите площадь сечения шара плоскостью, проходящей через центр шара.

Дано :

r= 6 см;

π= 3,14

Решение :

S = π r ² = 6² · 3,14 = 36 · 3,14

S = 113,04 см ² площадь сечения шара

плоскостью .

Первичное закрепление нового материала № 774 – стр. 158. Дано : r = 5 см; h= 10cм Найдем площадь боковой поверхности цилиндра :  S бок . = 2πrh = 2π · 5 · 10 = 2π· 50 = 100 π = 100 ·3,14 = 314 (см²) 2) Значит лист бумаги должен иметь следующие размеры:  а = 10 см;  b = 32 см. 3) S = 10 · 32 = 320 (см²)   Ответ : 10 см и 32 см должен иметь лист бумаги.

Первичное закрепление

нового материала

№ 774 – стр. 158.

Дано :

r = 5 см;

h= 10cм

  • Найдем площадь боковой поверхности цилиндра :

S бок . = 2πrh = 2π · 5 · 10 = 2π· 50 = 100 π = 100 ·3,14 = 314 (см²)

2) Значит лист бумаги должен иметь следующие размеры:

а = 10 см;

b = 32 см.

3) S = 10 · 32 = 320 (см²)

Ответ : 10 см и 32 см должен иметь лист бумаги.

Повторение № 777- стр. 159 Найдем сколько всего метров длина трех коридоров; 2. Найдем сколько всего купили  ковровых дорожек; 3. Сравним метраж ковровых  дорожек с длиной трех коридоров и сделаем вывод.  .

Повторение

777- стр. 159

  • Найдем сколько всего метров

длина трех коридоров;

2. Найдем сколько всего купили

ковровых дорожек;

3. Сравним метраж ковровых

дорожек с длиной трех коридоров

и сделаем вывод.

.

60,1, то купленной дорожки хватит для трех коридоров и даже еще останется. Ответ : купленной дорожки хватит для трех коридоров. " width="640"

Повторение

777- стр. 159

  • 22,6 + 24,7 + 12,8 = 60,1 (м) – общая длина

трех коридоров;

2) 2 · (15,8 + 14,6) = 2 · 30,4 = 60,8 (м) – всего

купили ковровых дорожек;

3)т.к. 60,8 60,1, то купленной дорожки хватит для трех коридоров и даже еще останется.

Ответ : купленной дорожки хватит

для трех коридоров.

Р Е Ф Л Е К С И Я Подведем итог работы на уроке : Кукую цель мы ставили ?. Достигли ли цели ? Расскажите, чему вы научились. С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке ? Оцените свою деятельность на уроке.

Р Е Ф Л Е К С И Я

Подведем итог работы на уроке :

  • Кукую цель мы ставили ?. Достигли ли цели ?
  • Расскажите, чему вы научились.
  • С какими новыми понятиями мы познакомились на этом уроке ?
  • Оцените свою деятельность на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!