СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир знатоков химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Турнир знатоков химии" развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, обогащает интеллект и кругозор учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков химии»



«ТУРНИР ЗНАТОКОВ ХИМИИ»

Цель мероприятия: закрепить знания, полученные учащимися на уроках химии; заинтересовать учащихся предметом; развивать в процессе игры логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать; помочь учащимся проявить свои потенциальные способности. Развивать у ребят познавательный интерес к предмету, обогатить интеллект и кругозор учащихся дополнительными знаниями по химии, воспитывать чувство здорового соперничества и взаимопомощи в процессе игры.

Воспитательные задачи:

воспитание любви и уважения к изучаемым предметам; развитие творческих способностей учащихся;  самореализация личности обучающегося  через внеклассную деятельность.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (2 для команд и 1 для жюри), 3 карточки с символами химических элементов (тур №4), приложение 1

Ход мероприятия:

Ведущий: Ведущий:

Без химии жизни, поверьте, нет,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

С химией ездим, живем и летаем,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим, стираем, пятна выводим.

Химией лечимся, клеим и шьем

С химией мы бок о бок живем!

Так что вы без нее пропадете,

Если значенье ее не поймете!

А чтобы больше и лучше все знать,

Надо химию понять!

Химия – наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.

Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука-старушка, ей несколько тысяч лет. Тем не менее, в ней до сих пор так много неясного и неоткрытого! Химия – наука серьезная, изучать ее нелегко. Но сегодня, отвечая на вопросы, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше.

 Разрешите мне представить жюри, которое будет внимательно следить за игрой.

Для игры формируются 2 команды из учащихся 9 класса, состоящая из 5 человек. Заранее командам даётся задание – придумать название команде, выбрать капитана и придумать приветствие соперникам и жюри.

Тур 1 Домашнее задание (Команды представляются)

1. Команда “Химики”;

2. Девиз: “Нам не представляет муки грызть гранит химической науки”;

3. Обращение к соперникам: “Да, соперники сильны, но для нас вы не страшны. Мы “химичим” с малых лет, в этом наш большой секрет!”;

4. Обращение к жюри: “Вам судить будет не сложно, ошибаться невозможно: лучше нас, поверьте нет! Это знает целый свет!”.

II.

1. Команда “Алмаз”;

2. Девиз: “Нет в природе тверже нас, потому что мы алмаз”;

3. Обращение к соперникам: “Попотеть придется вам! Мы для вас не по зубам”;

4. Обращение к жюри: “Вы судите справедливо, мыслите неторопливо, и, оценки ставя нам, прибавляйте один балл!”.

III.

1. Команда “Кислота”;

2. Девиз: “Нас, кислот, огромный строй – водород тому виной”;

3. Обращение к соперникам: “Разбегайтесь кто куда! Мы команда – “Кислота”;

4. Обращение к жюри: “Спорить мы не будем с вами: место первое за нами”.

IV.

1. Команда “Феррум”;

2. Девиз: “Мало будь железным, надо быть полезным!”;

3. Обращение к соперникам: “Мы ребята бойкие, как железо стойкие. Не желаем мы вам бед, а желаем вам побед”;

4. Обращение к жюри: “Мы жюри приветствуем, потому не бедствуем”



Тур 2. «Разминка»

Выберите ответ

1. Название какого элемента означает «разрушитель»?

1 - хлор,          2 - фосфор,      3 - азот,

4 - фтор,         5 - кислород,     6 - кремний.

2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?

1 - серная кислота,            2 - уксусная кислота,        3 - винный камень,

4 - известковое молоко,    5 - хлорид аммония,         6 - питьевая сода.

3. Название какого  элемента  в  переводе с латинского  означает «камень»?

1 - хром,              2 - литий,                3 - железо,

4 - фосфор,          5 - марганец,          6 - никель.

4. Какое вещество называют угарным газом?

1 - оксид углерода (IV),         2 - сероводород,              3 - метан,

4 - сернистый газ,                   - оксид углерода (II),   6 – аммиак.


Тур 3 «Географические названия в химии»

1. Какой химический элемент назван в честь европейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году.)

2. Этот элемент, выделенный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 - полоний.)

3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - рутений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)

4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента.)


Тур 4 « Составить название города»

Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города Донецкой области. Элементы: Eu-европий, S -сера, Li - литий, In - индий, Os - осмий, Db - дубний, V-ванадий.


Тур 5  «Составить формулу»

   Даны 8 символов химических элементов. За 2 – 3 минуты надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).


Тур 6 «Исправь ошибку»

   Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.

  «В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который  тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».

Для проверки ошибки обозначены курсивом.


Тур 7 Конкурс пословиц и крылатых выражений со словом «золото»

Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, по говорки со словом «золото»? Назовите их.

Например,

1. Не все то золото, что блестит.

2. Мал золотник, да дорог.

3. Дружба дороже золота.

4. Мастер - золотые руки.

5. Золотая голова, золотой человек...


Тур 8 Метаграммы (вопросы задаются по очереди двум командам)

1. Корабли меня обходят,

Лоцман знает наизусть.

Если Л на Д заменят,

То металлом окажусь.

(Мель - медь.)

2. Два элемента химических

В метаграмме я вам задам:

С X - элемент металлический,

Ну а с Б - уже неметалл.

(Хром - бром.)

3. Элемент четвертой группы

Перед вами на виду.

Если Т на Р исправить,

Будет деспот наяву.

(Титан - тиран.)

4. С КА - активный я металл,

С ГЕ - я очень легкий газ.

Чтобы ты нас разгадал,

Глянь в систему еще раз.

(Калий - гелий.)

5.Прославлен всеми.

Металл, испытанный огнем

Манил к себе людей веками.                

Алхимик жил в мечте о нем.              

(Золото).


Тур 9 Конкурс для капитанов «Химические загадки»

Капитанам команд необходимо отгадать загадки, за правильный ответ вы получаете 2 балла, если помогает капитану команда – то 1 балл.

  1. Нахожусь, друзья, везде:
    В минералах и в воде.
    Без меня вы как без рук:
    Нет меня – огонь потух. (Кислород)

  2. Меня любит человек!
    Мною назван целый век!
    Я блестяща и рыжа,
    Очень в сплавах хороша! (Медь)

  3. Хоть состав мой и сложный,
    Без меня жить невозможно.
    Я – отличный растворитель,
    А разрушите, так сразу
    Два получите вы газа. (Вода)

  4. Я – металл незаменимый,
    Очень летчиком любимый,
    Легкий, электропроводный,
    А характер – переходный. (Алюминий)

  5. Меня в составе мрамора найди,
    Я твердость придаю в кости,
    В составе извести меня найдешь,
    Теперь меня ты точно назовешь. (Кальций)

  6. Нрав у газа, ох, непрост!
    Много жизней он унес,
    А сейчас нам помогает,
    От микробов защищает. (Хлор)



Тур 10 «Поиграем в слова»

Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфадиметоксин. Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 балл. (Оксид, токсин, сульфат, соль, сульфид, сульфит, кислота, лакмус, фенол, кетон, метил, медь, метан, декан).

     Заключительная часть

     Жюри объявляет итоги конкурсов. Ведущий награждает победителей.

  Приложение


Конкурсная программа

Команда I

Название:


Команда II

Название:

  1. Домашнее задание (3 балла)




  1. Разминка (1 балл за каждый ответ)



  1. Географические названия (1 балл за каждый ответ)



  1. Составить название города (4 балла)



  1. Составить формулу (1 балл за каждый ответ)




  1. Исправь ошибку (1 балл за каждый ответ)



  1. Конкурс пословиц и крылатых выражений (1 балл за каждый ответ)




  1. Метаграммы (1 балл за каждый ответ)



  1. Загадки (2 или 1 балл за каждый ответ)



  1. Поиграем в слова (1 балл за каждый ответ)















H, O, K, S, Fe, C, Na, N

H, O, K, S, Fe, C, Na, N

H, O, K, S, Fe, C, Na, N

Eu, S, Li,In,Os,Db,O,V

Eu, S, Li,In,Os,Db,O,V

Eu, S, Li,In,Os,Db,O,V




Литература

1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для учителя / В.Н. Алексинский. -  М.: Просвещение, 1980. – 96 с.

2. Кузнецов, В.И. Химия на пороге тысячелетия [Текст] / В.И. Кузнецов // Химия в школе. - 1999. - №1. - С. 5-9.

3. Макаров, К.А. Химия и здоровье [Текст]: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы / К.А. Макаров. - М.: Просвещение, 1985. – 120 с.

4. Брейгер, Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] / Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М. : Учитель,  2005. – 46 с.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!