ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели:
1.Повышение интереса к русскому языку.
2.Обогащение словарного запаса учащихся.
3.Укрепление и сплочение классного коллектива.
4. Развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать мнение и аргументированно его отстаивать, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.
Ход занятия:
1.Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались отдохнуть от уроков.
(фото:
- Кто изображен на фото?
Что между ними происходит?(бой, сражение, турнир)
Вы можете предположить, что произойдет у нас сегодня на мероприятии?
Этот час мы проведем с вами в форме турнира между учащимися… своего класса. Разделимся на две группы.
Жюри не будет. У каждой группы перед собой лист самооценки. Вы знаете, как им пользоваться!
- Наш турнир будет состоять из нескольких заданий. За каждый правильный ответ вы будете назначать себе 5 баллов. Группа, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Посмотрим, кто из вас окажется более смышлёным, внимательным.
| | | | | | л | е | к | с | и | к | а | | | | |
| | | | | ф | о | н | е | т | и | к | а | | | | |
| | | | с | и | н | т | а | к | с | и | с | | | | |
| | | м | о | р | ф | о | л | о | г | и | я | | | | |
| | о | р | ф | о | г | р | а | ф | и | я | | | | | |
| с | л | о | в | о | о | б | р | а | з | о | в | а | н | и | е |
Кто мне скажет, что представляет из себя эта запись? ( разделы русского языка )
А для чего я их приготовила? Кто может сказать, что мы сегодня на занятии будем делать? С какой целью я беру эти разделы? ( повторить темы, входящие в эти разделы, узнать что-то новое, подготовиться к ВПР, олимпиадам).
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
2 команда.
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета.(прилагательное)
Название этого месяца сочетается со словом «мимоза)».(март)
Второй тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение – волшебное превращение».
Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром!
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Задание: правильно расставьте ударение в предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
Третий тур «Отгадай ребус"
Орфография
Падеж
Лексика
_____________________________________________
Слово
Грамматика
Склонение
Четвертый тур «Скороговорочный».
Задание: каждая группа хором произносит скороговорку.
1 ГРУППА:
Знают Рома и Егор
Не съедобен мухомор.
Не смотря на красоту
Не годится он в еду.
2 ГРУППА:
В сале у кота усы
Кот наелся колбасы.
Сидит на стуле сытый кот
И серой лапкой ротик трёт.
Пятый тур «Найди новое слово»
- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?
1) Мартышка –
(камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)
2) Промокашка –
(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)
Шестой тур « Брейн-ринг»
предстоит хорошо поработать мозгами, проявить языковое чутье и мобилизовать внимание.
Я буду зачитывать определения слов, а ваша задача – вспомнить и назвать, быстрее соперников, объединяющее их слово. Н-р: и шоколадка, и планета. (Марс)
И река, и марка машины. (Волга, Ока)
И хлебное изделие, и руль (баранка)
И дерево, и тупица. (дуб)
И насекомое, и подслушивающее устройство. (жучок)
И богиня утренней зари, и крейсер. (Аврора)
И гриб, и замухрышка. (сморчок)
10.И растение, и стрелковое оружие. (лук)
И цветок, и женское имя. (Роза, Лилия)
И птица, и город. (Орел)
И животное, и спортивный снаряд. (конь, козел)
Седьмой тур «Фразеологический»
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Например, только с одним словом « рука » в русском языке имеется 50 фразеологических оборотов. Вот некоторые из них: валится из рук, голыми руками не возьмешь, дать по рукам, дать руку на отсечение, из рук в руки, как без рук, легкая рука, мастер на все руки, не покладая рук трудиться.
Подберите за 5 минут как можно больше фразеологических оборотов к словам « нога» и «язык». (Задание одинаково для всех команд.
НОГА: унести ноги, встать на ноги, встать с левой ноги, потерять почву под ногами, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять, одна нога здесь, другая там и др.
ЯЗЫК: язык проглотил, прикусил язык, найти общий язык, сорвался с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходить с языка, острый язык, язык до Киева доведет, тянуть за язык, держать язык за зубами и др.
Восьмой тур:"Фразеологический калейдоскоп": Объяснить значение одного фразеологизма - каждый из учащихся выбирает один рисунок.
9 ТУР: "Узнайте фразеологизм по рисунку!"
Учитель: Подведем итоги нашего турнира. Посчитаем, но не говорим. Много набрали очков? А почему так много очков? У кого-то меньше? Много знаете? А почему много знаете?
- Учим русский язык! А что для вас означает выражение" Русский язык"?
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
- Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Рефлексия:
Существует легенда: Молодым воинам, участвующим в турнирах, старейшина дарил по большому яблоку разных цветов:
- красное
- желтое
- зеленое
Как вы думаете, кому доставалось красное яблоко?- победителю,
- зеленое- новичку, неопытному, остальным доставалось яблоко желтого цвета.
Я хочу, чтобы вы честно оценили свои знания и соответственно выбрали яблоко по цвету.
Спасибо за работу, знания, полученные и закрепленные на внеурочном мероприяти, я думаю, помогут вам и в учебе и в подготовке к олимпиадным занятиям, проверочным работам.
До свидания!