СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Текст. Разновидности текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок риторики выстроен по технологии РКМЧП. На уроке учащиеся знакомятся с типами текста (рассуждение, описание, повествование.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Текст. Разновидности текста.»

Урок риторики

3 класс

Тема: Текст. Разновидности текста.

Цель: познакомить учащихся с разными видами текстов.

Задачи: 1. Повторить понятие текста.

2. Учить различать разные виды текстов.

3. Развивать познавательный интерес, обогащать устную речь.

4. Развивать критическое мышление при помощи технологии РКМЧП.

5. Воспитывать у учащихся умение работать сообща, внимательно относиться к чужому мнению.


Оборудование: кластер, таблица «Знаю –Хочу Узнать – Узнал», листы для выполнения задания 6 учебника, чистый лист у каждого ученика, лист самооценки.

Ход урока:

Речевая разминка.

Упражнения на дыхание.

Работа со скороговоркой.

Бублик, батон и буханку пекарь испек спозаранку.

Прочитайте про себя, вслух. Прочитаем с повышением, с понижением голоса, с различными интонациями (грустно, весело (логическое ударение на слово пекарь), удивленно (логическое ударение на слово спозаранку).

Конкурс «Кто быстрее и четче скажет скороговорку?» (5 человек соревнуются, остальные – судьи).

Скороговорки несут какую-то информацию. Что мы узнали? (Пекарь – человек, который печет хлеб, он очень рано встает (значение слова спозаранку смотрим по словарю Ожегова), чтобы испечь хлеб к завтраку).

Стадия вызова.

Получился ли у нас текст? Докажите, что это текст. Вспомним, что мы знаем о тексте.

Заполните в своих таблицах графу «Знаю», обсудите свои записи в парах, в группах. Что же вы знаете о тексте? (В процессе беседы работаем с таблицей «Знаю-Хочу узнать-Узнал», в графе «Узнал» составляем кластер.)


текст

тема

части

заключение

основная мысль

вступление

почему?

какой?

как это было?

повествование

описание

рассуждение

типы

основная мысль

















Один человек с опорой на кластер вслух рассказывает о тексте. (Начало рассказа:

Текст – предложения, связанные по смыслу и объединенные одной темой.)

Тема урока.

Назовите тему нашего урока (Текст.) Мы много знаем о тексте. Как вы считаете, достаточно ли наших знаний? (Очень сложная тема, сложно создавать тексты).

Сегодня мы познакомимся с вами с разновидностями текстов. Что мы должны узнать?

Заполните в своей таблице графу «Хочу Узнать», обсудите свои записи в парах, в группах.

(Заполняем графу «Хочу узнать»:

Какие бывают виды текстов?

Для чего нужны разные виды текстов?

Как распознать разные виды текстов?

Как правильно составлять разные виды текстов?)

Задача урока.

Определите задачи нашего урока. (Узнать, какие бывают виды текстов, для чего нужны разные виды текстов, как распознать разные виды текстов. Учиться составлять тексты.)

Физ. пауза.

Стадия осмысления.

Поможет нам учебник. Читаем на с. 8 теоретические сведения.

Выполним задание 5. С какими видами текстов встретились ребята?

Задание 6 вы будете выполнять в группах.

(Задание выполняется на листках:

В инструкции указывается _________________________________________ .

В объявлении сообщается ____________________________________________ .

В рекламе хвалят ____________________________________________________ . )

Проверим вашу работу. (Один человек зачитывает получившееся предложение, обсуждаем, дополняем коллективно.)

(В инструкции указывается в каком порядке нужно выполнять ту или иную работу. В объявлении сообщается о том. Что, где, когда произойдет, утеряно, продается, покупается и т.д. В рекламе хвалят , описывают достоинства, преимущества того или иного товара, который предполагается продать, даются точные сведения о месте, где его можно приобрести.)

Стадия рефлексии.

Назовите тему нашего урока.

На какие вопросы должны были ответить? Что узнали? Заполните в своей таблице графу «Узнал». Обсудите в парах, в группах.

(Заполняем графу «Узнал»: объявление реклама инструкция письмо)

Самостоятельно выполните задание 7. Проверка.

Еще один вид текста – телеграмма. Зачем мы их отправляем? (Коротко сообщаем важную информацию, которая должна дойти до адресата. Важные особенности телеграммы: краткость, лаконичность, ясность; содержит определенную информацию о чем-то; получателю должно быть понятно, кто отправил телеграмму; пишется без предлогов).

Вспомните, в каком произведении герои отправляют телеграмму? (повесть И.Дика «В дебрях Кара-Бумбы»). Мальчики долго упрашивали мам отпустить их отдохнуть на Оку. Наконец, их мечта сбылась. Чтоьы мамы не волновались, ребята отправили телеграмму.

Учитель зачитывает отрывок из произведения.

Мы долго думали, как написать нашим мамам, чтобы они поняли, что мы живы - здоровы, что добрались благополучно и что нас надо теперь искать в копне сена на Оке.

– «Ищите на Оке», - шептал Лешка перед окном телеграфа. - «Целуем».

– Нет, не подойдет, - говорил Владимир Сергеевич. Твоя мама может еще подумать: «Ищите в Оке»! Надо тут что-нибудь короткое и ясное. И чтобы приятное…

– Ну давайте: «Мы вас любим», - предлагал я.

– Это сироп, - говорил Владимир Сергеевич. - Надо по-мужски.

– «Привет от тети Груни», - сказал Лешка. - Они получат такое и сразу поймут, что мы в порядке.

– А лучше всего просто написать: «Ура!» - и точка! - предложил Владимир Сергеевич. - И денег меньше платить, и все ясно! А?

Мы согласились. Телеграмма вышла короткой, как удар сабли: «Ура!»

Удачной ли получилась телеграмма? Какую телеграмму отправили бы вы? (работа в группах)

Проверка. (Доехали хорошо. Отдыхаем. Ваши сыновья.)

Прочитайте запись на доске.

Вообразите на миг, что человечество утратило дар речи. Или в свое время не сумело бы овладеть им. Что было бы? (Л.Успенский)

Порассуждайте. (индивидуальная работа на листках)

Заслушиваем 2-3 человека.

Вы написали еще один текст – эссе. А теперь давайте прочитаем, как ответил автор. (учебник с.4)

Что добавим в графу «Узнал»? (телеграмма эссе)

Оцените свою работу на уроке (листы самооценки)

1. Я активно работал на уроке. 1 2 3 4 5

2. Я был полезен своей группе. 1 2 3 4 5

3. Я получил новые знания. 1 2 3 4 5

Домашнее задание. с.10, задание 8.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!