1.Орг. момент | Здравствуй, друг! Как ты тут? Ты пришёл? Хорошо! - Кто еще не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически-активные точки лицевой части головы). «Паутинка – разминка» (блиц – опрос) с использованием мяча: - Жи-ши пиши (с буквой и) - Сколько букв в русском алфавите? (33) - Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я) - Наша речь состоит (из предложений) - Предложения (из слов) - Звуки мы (говорим, слышим) - Буквы мы (пишем, читаем, видим) - Какой сегодня день? (13 ноября, четверг) | Настраивается на активную работу на уроке. Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа. + Сами | Слайд 1 Слайд | Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Минутка чистописания. 4. Работа по теме урока. Постановка проблемы. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 5. Физминутка. | 2. Минутка чистописания. Готовим пальчики к письму (пальчиковая гимнастика). - Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику: Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем. - Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку: Маша ,медведь Сравните их .С какой буквы начинаются слова? Какую букву будем писать на минутке чистописания м Сформулируйте цель вашей работы. Писать все буквы одинаковой высоты - Запишите число, классная работа. На доске: Мм Ммм Мммм -Найти закономерность. Запишите и продолжите ряд. Подчеркните карандашом те буквы , которые соответсвуют правилу красивого письма - Оцените свою работу.(!, +, -) На слайде: Медведь, Маша 4.Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса. - Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте: Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несет её домой. (“Маша и медведь”) - Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый) - Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий). - Сравните эти звуки : - чем похожи? (Согласный, звонкий) - Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий). - Назовите букву для обозначения этих звуков. (М) - Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука? (от гласной) Сформулируйте тему урока (Твердые и мягкие согласные) Какую цель поставим: !)Различать согласные твердые и мягкие 2)Проведем исследование , как же на письме обозначаются твердые и мягкие звуки Откроем учебник на с.53и прочитаем тему который нам дает автор. Работа по теме урока. Составьте из слов пары: (на доске) Рад- Мал- Лук- Сад- Что общего между словами первого столбика? -А в словах второго столбика? -Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? - Что указывает на мягкость согласных звуков? - Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? -Что мы знаем о мягком знаке? 5. Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери урожай”. - Рассмотрите предметы (овощи). - Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки - Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя) - Будьте внимательны, - Мальчики, какие предметы собрал медведь, назовите (свекла. репа..огурец .помидор). - Девочки, какие предметы собрала Маша, назовите (лук. тыква, капуста. баклажан). тыква). Вывод: - Какими бывают согласные? (твердыми и мягкими, непарно твердыми и непарно мягкими). - Какие вы знаете непарно твердые согласные? ([ж], [ш], [ц]). -А непарно мягкие?([й’], [ч’], [щ’]) - Как обозначается мягкость согласных на письме?(ь или гласными буквами: е,е, ю, я, и ) Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте. Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол. - | + имена + Имена, отчества……… пишутся с заглавной буквы. ( + Твёрдые и мягкие Первый звук твердый + Первый звук в них мягкий + Буквы а, о, ы, э, у + Буквы я, ё, ю, е, и. + Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком Эта буква не обозначает звука | Слайд | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока. |
3. Самоопределение к деятельности | -Работа по учебнику Упр.1 Прочитайте задание. Как будете распределять слова. Давайте вспомним. Каким цветом обозначаются твердый и мягкий согласный?(твердый-синим. Красный-мягкий) Взаимопроверка - А теперь узнаем совпадают ли выводы ваши с выводами автора с.54 правило 6. Догадайтесь ,о ком идет речь Уши длинные. Хвост короткий( заяц) З-согл.звон.тверд Чтение текста Какие враги у зайца? Почему заяц меняет цвет шубы? Почему зайца собаки зимой догнать не могут? Посмотрите внимательно какое время года изображено на картине? Как догадались? РАССКАЖИТЕ.ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ О ЗАЙЦЕ? Где мы можем добыть информацию о зайце Добыть информацию -Сишите пследнее предложение Почеркните буквы . которые обозначают мягкие согласные - | . + и, е, ё, ю, я + Они помогают согласным быть мягкими + Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки +Цель: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме. | Слайд Слайд | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
7.Самостоятельная работа. | У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно. Карточка №1 Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные: Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть. Карточка №2 Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их: Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля. Карточка №3 Составь из слов предложение и подчеркни мягкие согласные: Летят на веток листья с землю. Льдом река покрылась. На лег снег поля. Проверьте свою работу по образцу. Оцените свою работу (!, +, -) | Формирование умения восстанавливать деформированный текст, Находить в словах мягкие согласные. Самостоятельная работа на карточках (с проверкой на доске). | Слайд | Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные : планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование. |
8. Итог урока | Подведём итог нашей работы на уроке. - Над какой темой мы сегодня работали? Как обозначается твёрдость согласных на письме? - Как обозначается мягкость согласных на письме? -Какую роль играет Ь в словах? - Что понравилось и особенно запомнилось? - Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. + Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме. + Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у + Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь. + Мягкий знак обозначает мягкость согласного | | Личностные: самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |