Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская по рассказу К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей"»
Технологическая карта мастер-класса
«Творческая мастерская» (по рассказу К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей»)
Этап | Содержание этапа | Деятельность |
1. Теоретическая часть | постановка цели и задач мастер-класса; краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы. | Сегодня я представлю вам подготовку и проведение игры «Творческая мастерская», направленной на повторение (закрепление) изученного, основанного на работе с текстом и иллюстративным рядом. Проработав несколько лет в школе, я поняла, что традиционный урок направлен на заучивание учебного материала, и ведущая роль отводится учителю. Считаю, что такой подход к обучению недостаточно развивает коммуникативные творческие способности детей. В ходе изучения методической литературы пришла к выводу, что учитель должен быть помощником на уроке. Он должен направлять на поиск правильного решения, а не преподносить его в готовом виде. Ученик перестает быть объектом учительского воздействия, между ним и педагогом выстраиваются партнерские взаимоотношения. Не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое. Делать выводы, принимать решения и отвечать за них. |
2. Практическая часть | изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально); оформление готовых работ. | Работа с текстовым материалом (рассказ К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей») для группы «Монтажеры». Нужно отобрать из текста ряд предложений, в которых есть слова с изученной орфограммой (правописание приставок, оканчивающихся на –з/-с). Работа с иллюстративным рядом для группы «Монтажеры». Подбор кадров из мультфильма «Растрепанный воробей» к отобранному текстовому материалу. Работа с текстом для группы «Редакторы». Необходимо найти фрагмент, в котором можно подобрать синонимы с изученной орфограммой для слов в тексте. См.Приложение |
2. Практическая часть | | Пример: | - Эх ты, бе…призорник! - сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели. | Работа группы «Редакторы». Записать текст, заменив выделенные слова синонимами, используя слова на правописание приставок, оканчивающихся на –з/-с. Пример: Пашка в страхе спрятался и увидел, как ворона унесла букетик, как взмахнула руками Петровна, как начала плакать Маша. (Пашка испуганно спрятался и увидел, как ворона унесла букетик, как всплеснула руками Петровна, как расплакалась Маша.) |
3. Подведение итогов | просмотр и обсуждение выполненных работ; самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия; ответы на вопросы участников мастер-класса; | Работа в «Творческой мастерской» позволяет учителю не только решить общеучебные задачи урока, но и развивать коммуникативные действия учащихся: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. |
Приложение
Задания, предложенные для практической работы учащимся, разработанные в процессе работы Мастер-класса
2)Текстовый ряд:
Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него в…дрогнула и повисла в воздухе.
На крыше его в…вивались на дыбы чугунные лошади.
Их …держивал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый.
За два дня до спектакля Маша вынула из сундука …деланный из тонкого стекла маленький букет цветов.
Ворона влезла в комнату, в…прыгнула на стол, посмотрелась в зеркало, в…ъерошилась.
Милиционер подхошел к ларьку и, загородившись ладонями от света уличного фонаря, в…мотрелся внутрь.
- Эх ты, бе…призорник! - сказал милиционер, снял варежку, засунул в нее Пашку и спрятал варежку с Пашкой в карман шинели.
Окно было ра…рисовано морозными узорами.
Пашка и…пуганно наблюдал на вороной.
Бахрома скатерти в…дрогнула от морозного воздуха.
Пашка ра…казал воробьям о вороньем бе…пределе, воробьи во…мущенно ра…кричались и ра…чирикались.
Жил в городе лохматый воробей Пашки, дома у него не было. Он решил залезть в вороний ларек и выклевать из щели припрятанные вороной вкусности. Но ворона вернулась не вовремя, она начала трясти Пашку и выкинула его из ларька. Маша принесла лохматого Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила. Пашка посидел на голове у кузнеца, даже начал было дремать, но кузнец в конце концов пришел в негодование, замахнулся молотком, еле-еле успел Пашка слететь. И тут он увидел, как ворона влезла в комнату и подняла дыбом перья, заметив на столе букетик, отлитый из стекла. Пашка в страхе спрятался и увидел, как ворона унесла букетик, как взмахнула руками Петровна, как начала плакать Маша. Он решил оповестить воробьев о вороньих правонарушениях и вернуть Маше букетик. Воробьи зашумели и полетели к ларьку.
Сразу они не решились, конечно, напасть на ларек, а сели на соседних крышах и часа два дразнили ворону. Они думали, что она разозлится и вылетит из ларька.