СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие и социальные проекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения или организации.

Проекты в практике школы делятся на социальный и творческие.

Просмотр содержимого документа
«Творческие и социальные проекты»

«Творческий и социальный проекты»

Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения или организации.

Проекты в практике школы делятся на социальный и творческие.

Остановимся на социальном проекте.

В широком смысле слова

Социа́льный прое́кт — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.

Что такое социальный проект в школе?
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектирова­нием понимается

деятельность:

1)социально значимая, имеющая социальный эффект,

результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиаль­но, качественно нового в его личном опыте;

2) задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.


Социальное проектирование является одной из множест­ва деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социаль­ное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.

Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично­стное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование».

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных  проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования -

  • привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

  • включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

  • повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

  • закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

  • Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового

  • Установленные сроки начала и завершения

  • Определенные ресурсы

  • Измеряемый продукт или результат

Типология проектов
В разных сферах нашей жизни люди создают проекты, которые помогают им в их деятельности. В соответствии с типом деятельности создается типология проектов:

социальные, оборонные, научно-технические, технологические, космические, экономические, строительные, экологические, образовательные

Управление проектом
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

  • Планирование руководства работами и контроля результатов

  • Определение сроков и назначение ответственных: сюда также включают различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

  • Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с  администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. А кому это надо? Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.

Управление
Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:

  • Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

  • Решение возникающих проблем. Если в ходе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

  • Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить  свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.


Творческий проектэто самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.

Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны твои знания, умения и навыки, приобретенные на уроках технологии.

Проект, по словарю С.И.Ожегова, - слов многозначное:

1.     Разработанный план сооружения, устройства (мост)

2.     Предварительный текст какого-нибудь документа (договор)

3.     Замысел, план (в проекте была экскурсия в горы)

Проект может состоять из отдельных частей, например, рисунков, чертежей, на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты исследования, элементы усовершенствования изделий, экономические расчеты.

Варианты проектов могут быть различными. Не обязательно, чтобы весь проект особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена подругой, родителями, учителем. Проект могут выполнять несколько человек вместе, но при этом необходимо четко разделить его на части, которые выполняет каждый.

Проект также должен быть направлен на изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.

Последовательность выполнения проекта.

1.     Обоснование возникшей проблемы и потребности.

2.     Выбор модели. Составление описания внешнего вида модели.

3.     Выбор материалов.

4.     Выбор необходимых инструментов, приспособлений и оборудования.

5.     Выполнение конструирования и моделирования изделия.

6.     Выполнение шаблонов.

7.     Составление технологической последовательности изготовления изделия.

8.     Расчет себестоимость изделия.

9.     Оценка проделанной работы.

10. Защита проекта.


В ходе работы над творческим проектом ученик показывает умение самостоятельно обосновывать проблему, анализировать возможности ее реализации с точки зрения имеющихся материалов, инструментов и оборудования, затрат; делать выбор изделия и обосновывать выбор, определять способ изготовления, планировать последовательность действий. Показывает графические умения: выполнять эскиз и чертеж, делать технологическую карту. Показывает умения делать экономический расчет, самоанализ проделанной работы.


Таким образом:

1.Социально значимый проект - это модель предлагаемых изменений в социальном окружении, а творческий проект направлен на изготовление нового, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом у покупателя.

2. Цель социального проекта - привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение школьников в реальную практическую деятельность на решение этой проблемы.

Цель творческого проекта – творческий отчет обучающихся о приобретенных знаниях, умениях, навыках, воплощенных в конкретном изделии.

3. Различен результат проектной деятельности: в социальном – защита модели, проекта решения конкретной проблемы; в творческом – защита готового изделия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!