СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий исследовательский проект "Мусор и его вторая жизнь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет экологического отряда «Зеленый патруль»

МБДОУ «Детский сад №79»

В рамках проведения экологической кейс-игры: «Защитим природу от людей»

Номинация: «Чистая природа-здоровая планета»

Экологический исследовательский проект «Мусор и его «вторая жизнь»

Цель нашей работы – узнать всё о способах утилизации мусора, научиться самим и научить своих воспитанников, через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.

Просмотр содержимого документа
«Творческий исследовательский проект "Мусор и его вторая жизнь"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №79








Отчет экологического отряда «Зеленый патруль»

МБДОУ «Детский сад №79»

В рамках проведения экологической кейс-игры: «Защитим природу от людей»

Номинация: «Чистая природа-здоровая планета»

Экологический исследовательский проект «Мусор и его «вторая жизнь»










Проект разработали воспитатели:

Еремина И.А., Овечкина Т.А.

Печерских Е.В., Соломина Н.В.









г.Каменск - Уральский

2020г.












Аннотация

Наша работа посвящена теме «Мусор и его вторая жизнь». Нас очень заинтересовала данная тема. Ведь проблема утилизации мусора, в наше время беспокоит многих, поэтому мы решили узнать, и донести до наших воспитанников, как можно с ней справиться. Выяснить, что можно сделать, чтобы внести свой посильный вклад в частичную утилизацию мусора и сокращению мусорных свалок.

Цель нашей работы – узнать всё о способах утилизации мусора, научиться самим и научить своих воспитанников, через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.

Задавшись этой целью, мы наметили основные задачи своей работы:

  • выявить, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и на прилегающей территории;

  • выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;

  • познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с самым безопасным - способом утилизации;

  • узнать, как можно вторично использовать мусор;

  • изготовить полезные изделия из бытового мусора.


Введение

Бросовый материал - это все то, что

можно было без жалости выкинуть,

 а можно и использовать, дав волю

безграничной детской фантазии.

О. Шлосс

Человеку, в процессе жизни, свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов, которые в конечном итоге выбрасываются на свалки, сжигаются.

Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Увеличение количества бытовых отходов связано со следующими причинами:

- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковок;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменить новыми;

- низкий уровень экологической культуры жителей.

Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях, или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет.

Каждый из нас ежедневно выбрасывает много мусора: пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, полиэтиленовые пакеты, стеклянную тару из-под различных продуктов, коробки, фантики от конфет и т.п. Всего и не перечислить. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, ездить на экскурсии. Но их всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Путешествуя с родителями в разные страны, дети обращают внимание на чистоту вокруг, различные приспособления для мусора в зарубежных городах и сравнивают с улицами родного города.

В Каменске-Уральском, в данный момент, существует один вариант утилизации мусора – вывоз на городскую свалку. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет!

Раньше наши воспитанники не задумывались над тем, что многое из выбрасываемого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальных поделок. Ведь, чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно лишь уменьшить количество выбрасываемого, а для этого ему надо дать новую жизнь. Бесконечные детские вопросы «Почему у нас так много мусора?», «Откуда он берётся?», «Как он влияет на здоровье человека и всего живого?» привели нас к идее разработки и внедрения экологического проекта «Мусор и его «вторая жизнь» в свою деятельность. Можно сказать, что тему проекта нам предложили наши воспитанники со своими родителями.

Участники проекта: дети старшей группы «Смородинка» и подготовительной группы «Ромашка», родители воспитанников, воспитатели.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Сроки реализации: Октябрь 2019 г. – февраль 2020 г. - долгосрочный

Ожидаемый результат:

Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее. Осознание того что бытовой мусор можно использовать вторично для изготовления полезных вещей.

Обобщение проектной деятельности:

Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Бумагу и картон нужно сдавать в пункты приёма макулатуры, батарейки в специальные пункты приёма. Дети поняли, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть в дальнейшем переработана.


Цель проекта:

Научить воспитанников, через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию мусора и сокращению мусорных свалок.

Задачи:

  • выявить, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и на прилегающей территории;

  • выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;

  • познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с самым безопасным - способом утилизации;

  • узнать, как можно вторично использовать мусор;

  • изготовить полезные изделия из бытового мусора;

  • освоить новые технологии работы с различным бросовым материалом;

  • заинтересовать и привлечь воспитанников и их родителей к совместной деятельности по проекту.


Свою работу по проекту мы разбили на несколько этапов:

  1. Поисково-теоретический (организационный)

  2. Практико-ориентированный (основной)

  3. Заключительный (итоговый)


Этапы деятельности

Содержание деятельности

срок

Поисково-теоретический

(организационный)

  • Сбор информации об изучаемой проблеме из разных источников: интернет ресурсы, журналы, энциклопедии, ИКТ.

  • Анкетирование родителей воспитанников на предмет информированности о загрязнении окружающей среды бытовыми отходами и его утилизации.

  • Мониторинговая беседа с детьми для определения знаний об экологической проблеме Земли.

  • Отбор материала из интернета для проведения мастер-класса для воспитанников групп и их родителей по теме «Мусор и его «вторая жизнь»

Октябрь

Практико-ориентированный (основной)

  • Проведение тематической НОД

  • Беседы с детьми по теме проекта, в совместной образовательной деятельности

  • Целевые прогулки, экскурсии

  • Взаимодействие с родителями воспитанников: серия презентаций, подготовленная силами родителей и их детей «Проблемы с мусором на Земле», «Проблемы с мусором на воде», «Проблемы с мусором в нашем городе»

  • Субботники на территории Детского сада №79 «Зеленый патруль»

  • Изготовление коллажа на тему «Береги свою планету»

  • Проведение мастер-класса по теме «Вторая жизнь бытовых отходов»

  • Проведение конкурса поделок по теме «Вторая жизнь бытовых отходов»

Ноябрь - февраль

Заключительный

(итоговый)

  • Показ театрализованного представления для родителей и воспитанников детского сада «Авторская экологическая сказка «Колобок на новый лад»

  • Подведение итогов проделанной работы

Февраль



Исследуя проблему с мусором по журналам, энциклопедиям, сети Интернет, мы узнали, что, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира.

В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных и кишечных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмасса и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

В ходе реализации проекта мы с воспитанниками выяснили, что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет.

Стеклянные бутылки

1000 лет;

Изделия из пластмасс

100 лет;

Консервные банки – 50

80 лет

Резиновые подошвы ботинок – 50

40 лет;

Кожи

50 лет;

Изделия из нейлона – 30

40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10

20 лет;

Батарейки

10 лет;

Окурки

1 – 5 лет;

Шерстяной носок

1 – 5 лет;

Бумага

2 года;

Апельсиновая или банановая кожура

2- 5 недель.


Результаты анкетирования родителей воспитанников на предмет информированности о загрязнении окружающей среды бытовыми отходами и его утилизации был неутешительным: не знаю – 37%, мне все равно – 22%, знаю и меня это очень волнует – 41%.

Исходя из этих результатов мы и постарались построить свою дальнейшую просветительскую работу с родителями воспитанников. Ведь у безграмотных и безответственных родителей будут воспитываться такие же безответственные и черствые дети.

На протяжение Основного, практического этапа проекта, мы привлекали родителей детей к поисковой деятельности материала, для информирования детей: поиск видео материалов, презентаций, фотографии проблемных мест родного города. И наши усилия увенчались успехом. Родители увлеклись поисками информации, проявили большую заинтересованность к проблеме мусорных свалок, с охотой участвовали во всех дальнейших мероприятиях, предлагаемых им. Из подобранного специально для дошкольников материала дети узнали, что мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:

  • способ захоронения (в земле, в водоёмах);

  • способ сжигания;

  • утилизация.

Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор, как это делается, например, в Германии. Там мусорные бочки у домов выкрашены в 3 цвета: серый, желтый, зеленый.

  • в серую бочку несут газеты, журналы и картонные коробки;

  • в желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, пластиковую, бумажную, а также металлическую упаковку;

  • зеленая бочка предназначена для биоразлагаемых отходов пищевого происхождения, которые позже будут перерабатываться в компост.

В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Так, например, первый мусоросжигательный завод в России был построен только через 102 года после открытия аналогичного в Англии. И сейчас число мусороперерабатывающих заводов можно пересчитать по пальцам. Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.

После этой информации, детьми было предложено провести на территории детского сада субботника, с использованием пакетов разного цвета, для сортировки бытовых отходов.


Вторичное использование мусора.


Стекло.

Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке.

Стекло - долговечный и износостойкий материал. Сам по себе оно не наносит вреда окружающей среде, но битое стекло травмоопасно для людей и животных. В природе отходы из стекла разрушаются в течение нескольких сотен лет, растрескиваясь и крошась от перепада температуры. Конечный продукт разложения стеклотары - стеклянная крошка, по виду сходная с песком.

Основная масса стеклянных отходов не перерабатывается, а подвергается захоронению на полигонах.

Металлолом.

Чаще всего в металлоломе встречаются изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов. Кроме того, куски выброшенного металла травмоопасны для людей и животных.

Металлолом разлагается под действием кислорода, в конечном итоге образуя оксид железа. Скорость разложения металлических изделий - за 10-20 лет на один миллиметр в глубину (в пресной воде - за 3-5 лет, в соленой - за год-два).

Металлолом - наиболее подходящий для вторичного использования материал. Переработка металлолома имеет огромное значение для экономики и экологии. Она позволяет разгрузить и так истощенные месторождения руды, сократить затраты топлива на выплавку важнейших металлов, а также существенное сокращение сопутствующих затрат (например, транспортировка).

Изделия из фольги и алюминиевые банки также возможно подвергнуть переработке. В природе фольга может пролежать на земле до 20-30 лет (а алюминиевые банки - до нескольких сотен!), образуя в целом безвредные оксид и соли алюминия под действием кислорода. Наиболее безопасный способ утилизации изделий на основе алюминия (не считая переплавки) - захоронение.

Кожа.

Даже из маленьких, никудышных обрезков кожи можно извлечь много пользы.

Из старого ремня получатся простые в изготовлении, надежные и не скрипящие петли для крышки ящика, мольберта, шкатулки.

Из обрезков ремней легко смастерить красивые корешки для книжных переплетов.

Полоска мягкой тонкой кожи, наклеенная на внутреннюю сторону металлического браслета для часов, сделает его удобнее.

Если же вам надоели металлические и пластиковые браслеты, то, освоив приемы декоративной отделки кожи, можно изготовить на свой вкус удобный и мягкий кожаный часовой ремешок.

С помощью этих же приемов нетрудно сделать из кожи удобную и долговечную книжную закладку.

Полоску тонкой кожи, продольно сложенную вдвое или втрое и проклеенную, можно пришить в качестве вешалки к пальто или куртке. Она гораздо прочнее и долговечнее матерчатых и не так груба, как вешалки из металлических цепочек.

Другой пример — совсем уж никудышные отходы кожи использовать как белковое удобрение для выращивания овощей. Обрезки кожи измельчают, заливают водой, разваривают и сушат. Получается серый порошок, который содержит 9-14% азота и много ценных микроэлементов. Даровое удобрение оказалось высокоэффективным: урожай картофеля повышается на 30%, а помидоров — на 35%.

А еще из отходов кожевенного производства делают кормовую муку.

Бумага.

Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги, (иногда обработанной защитными веществами), картона и краски. Несмотря на то, что бумага разлагается 2-3 года, она не наносит природе никакого вреда. Однако краски и защитные покрытия могут выделять ядовитые для человека вещества в процессе разложения.

Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, поэтому сбор и рациональная утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов.

При сжигании бумажного мусора образуются вредные диоксиды - продукты горения краски и типографских чернил. Этот способ не является рациональным при утилизации такого рода отходов.

Пластмасса.

В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал - из вторичного пластика можно получать полимерное сырье, используемое в производстве изделий. Продукция, в зависимости от стандартов качества, может производиться полностью из вторичного пластикового сырья, или из определенной пропорции первичного и вторичного пластика.

Выброшенные изделия из пластмассы препятствуют газообмену в почве и водоемах и представляют угрозу для животных. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели китов. Пластиковая тара устойчива к агрессивной окружающей среде, и не переваривается организмом животного.

Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет.

Пищевые отходы.

Наименее опасные отходы - пищевые, органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются - примерно за 2 недели. Однако, вследствие того, что органические отходы используются в пищу как микроорганизмами, так и животными - их избыток может привести к распространению вредных и опасных бактерий, насекомых и животных. В Средние века завалы гниющих органических отходов в городах приводили к эпидемиям и значительному распространению крыс - переносчиков паразитов и инфекций.

При сжигании пищевых отходов выделяются вредные для здоровья человека вещества - диоксиды. Это еще раз подтверждает необходимость сортирования мусора перед его утилизацией.

Самый безопасный метод утилизации органического мусора - компостирование. Таким образом, при грамотной и своевременной утилизации органического мусора, этот вид отходов не только не причиняет вреда природе, но и может использоваться как натуральное удобрение.

Больше половины этого мусора можно переработать и использовать снова. Давайте начнем с себя и постараемся не так сильно засорять нашу планету. Для этого будем использовать хотя бы элементарные методы для снижения объемов мусора.



Практические советы, которые были предложены родителями воспитанников

на мастер-классе.

Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола.

Сдавайте бутылки и банки в пункты приема стеклотары. Если вы их выкидываете, то сложите в отдельный пакет и поставьте рядом с мусорным баком, чтобы их сдали другие.

Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.

В России, к сожалению, алюминий и сталь перерабатывается только в промышленности, и приемные пункты консервных банок мало где существуют. Поэтому просто не оставляйте банки из-под напитков где попало, а выбрасывайте в урны.

Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары. Лучший выход – это сортировка мусора. Для этого уже появляются контейнеры для селективного мусора. Для пластиковых бутылок предназначен желтый бак. В некоторых районах встречаются пункты приема пластиковых бутылок.

Картонные упаковки из-под соков сложнее всего перерабатывать, потому что обычно они состоят кроме картона из слоя алюминиевой фольги или полиэтилена, чтобы не пропускать жидкость. Если вы отдыхаете за городом, то не выбрасывайте такие упаковки на местную свалку, а сжигайте на костре.

Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используются десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке. Постарайтесь не брать лишних пакетов в супермаркете. Еще лучше: вернитесь к традиции советских времен и ходите в магазин с собственной сумкой.

Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова. В советские времена в каждом районе принималась макулатура. В современной России организации, которые этим занимаются, принимают в основном крупные партии. Но вы можете сдать накопившиеся бумагу и картон безвозмездно, привезя их самостоятельно в пункт приема.

Изделия из тканей, которые мы выбрасываем каждый год, большей частью составляют хорошую одежду, которую по объективным характеристикам еще можно носить. Одежду, которая вышла из моды, шторы, скатерти можно передавать в приюты для бездомных или в церкви, откуда эти вещи попадут к тем, кто в них нуждается. Новые вещи можно сдать в детский дом или интернат.

А, лучше старайтесь просто не покупать лишнего и бесполезного товара, рассчитывайте количество требуемого материала для своих нужд.








Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии!

Технологическая карта изготовления декоративных вещей.

№ этапа

Последовательность работы.

Инструменты и приспособления

1.

бросовый материал

Диски CD; банки; шарики из испольного дезодоранта; пластмассовые фужеры, крышки от банок; эл. лампочки; обрезки обоев.

2.

Создание эскиза

Простой карандаш и ластик

3.

Дополнительный материал

Ленты атласные; пластилин; краски акриловые, витражные; лак для ногтей; клей ПВА; салфетки; обрезки кружева; остатки от подарочной упаковки, наклейки.

4.

Наклеивание бросового материала, вырезание отверстия

Клей, ножницы, скотч, канцелярский нож.

5.

Покраска изделий

Краски акриловая, витражные, лак для ногтей


Пример, изготовленных нами, детьми и родителями детей работ, можно увидеть в презентации.

Здесь вы увидите, предметы, которые могут прослужить вам какое- то время. Можно использовать как сувенир, как вазу, графин, либо как декоративное украшение интерьера.

Ещё немаловажным результатом нашей исследовательской работы является то, что и мы, и дети, и родители узнали много нового и интересного про бытовой мусор, научились работать с разными материалами (пластиком, целлофаном, стеклом и др.)

Заключение

Работая над проектом, все его участники серьезно задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняли, что частично решить эту проблему может каждый. Но, для этого, нужно немного пофантазировать и изготовить из бросового материала замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.

В результате проведенных исследований по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, консервным банкам и другому упаковочному материалу, мы сделали следующие выводы:

  • экономический (экономия семейного бюджета, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);

  • эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);

  • экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду!)


Список литературы.

1. Гомарович Э.С. «Чем дышит город». М.: « Химия», 1990

2. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей». «Просвещение», Москва, 1993

3. Протасов В.Ф.«Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001

4. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: « Химия», 1991

5. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: « Мысль», 1990

Интернет-ресурсы (активные ссылки)

https://videouroki.net/blog/

http://900igr.net/prezentacija/ekologija/musor-globalnaja-ekologicheskaja-problema-116430.html

https://uslide.ru/ekologiya/11342-problema-bitovogo-musora.html

https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-utilizacija-bytovyh-othodov.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/13071.html

http://www.myshared.ru/slide/download/

https://infourok.ru/prezentaciya_na_temu_problemy_musora-542587.htm

http://old.kamensk-uralskiy.ru/hozjaistvo/ecologia

http://vedomosti-ural.ru/notes/28634/



Анкета для родителей воспитанников

Вопросы

да

нет

1

Выбрасываете ли Вы мусор в урну вне дома?



2

Разделяете ли Вы мусор перед тем, как его выбрасываете?



3

Выбрасываете ли Вы не нужные вещи: технику, одежду, обувь, игрушки, в хорошем состоянии?



4

Знаете ли Вы, как утилизируется мусор?



5

Знаете ли Вы, как можно использовать вторично мусор?



6

Знаете ли Вы, что можно изготовить из бытового мусора?



7

Вы часто покупаете вещи, которые в скором времени становятся не нужными?



8

Знаете ли Вы, где у нас в городе находятся места для сбора вторичного мусора (пластиковые бутылки, картона, бумаги, ртутьсодержащие лампы)?




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!