СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий портрет С.В.Рахманинова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит краткие сведения о выдающемся русском пианисте и композиторе, некоторых его произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Творческий портрет С.В.Рахманинова»

Творческий портрет С.В.Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов - потомственный русский дворянин, гениальный пианист и композитор, стал символом русской музыки во всем мире. После Октябрьской революции он эмигрировал в Америку и прожил там последнюю треть жизни, однако музыкальные сочинения Рахманинова были известны всему миру.

Музыка композитора принадлежит неоромантическому направлению. Несмотря на натиск «модных» новаций начала XX века, расшатывающих классическое понятие тональности (такие как додекафония, ультрахроматизм, алеаторика, полистилистика и т. д.), Рахманинов остался верен лучшим традициям русской романтической школы. В 19 лет окончил Московскую консерваторию с большой золотой медалью. Этой медалью награждали только студентов, с отличием окончивших два отделения консерватории – фортепианное и композиторское.

Композитор родился 1 апреля 1873 года в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии. Но в том, что Рахманинов стал великим русским композитором, большую роль сыграло старинное имение Ивановка Тамбовской губернии, которую он любил как частицу своей великой Родины, воспитавшей его как человека и музыканта. «Ивановка» — старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим родным, так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось». «Я русский композитор, — говорил о себе Рахманинов,— моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская». Именно в Ивановне он создал большинство своих произведений.

ВОКАЛИЗ был написан Рахманиновым в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. По её воспоминаниям, «Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он [Сергей Васильевич] на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.»

Это выразительная и содержательная вокальная композиция в творчестве великого Рахманинова занимает особое место. Созданная за два года до того, как композитор навсегда покинул Россию, она является знаковым произведением и звучит словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной.

Рахманинов жил в непростую эпоху. Годы конца XIX – начала XX века в России стали переломными в судьбах многих людей. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений.

Переломным для композитора и пианиста стал 1917-й. Февральскую революцию он принял с радостью и надеждой. Гонорар от первого же концерта передал на нужды армии. Потом еще дважды выступил в пользу фронта. Но чувство радости скоро сменилось тревогой. «Бездействие и бессилие Временного правительства приводили Рахманинова в отчаяние, …он «боялся за свое имение, за судьбу детей». В своём гениальном произведении «Колокола» композитор отразил своё предчувствие надвигающихся суровых жизненных перемен.

Октябрьскую революцию музыкант не принял совсем. Считал, что это конец старой России. «Он говорил, что жизнь без искусства для него бесцельна, что с наступившей ломкой всего строя искусства как такового быть не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России на многие годы».

Через год Рахманиновы эмигрировали в США. Пианисту было 44 года. Думал ли он, что останется за океаном навсегда? Что найдет на чужбине последний приют? Нет, он уезжал на время. Главным было — работать спокойно: выступать, писать музыку.

Но с сочинением как раз и не сложилось. Десять лет в эмиграции композитор не мог писать. Расставание с Родиной превратилось в глубокую рану, которая кровоточила, ныла, не давала спать, есть, работать. С этой болью нужно было жить. А получалось только как-то существовать. «У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенес все огорчения юности, и где я, наконец, добился успеха».

Маэстро был замкнут, мучился от депрессий, общался поначалу лишь с русскими. И уж тем более не хотел никаких банкетов, приемов, интервью и съемок. Бегал от репортеров. Однажды даже закрыл ладонями лицо. От безысходности, когда папарацци приблизился к нему в ресторане. А уже вечером увидел в газете свой необычный портрет с подписью: «Эти руки стоят миллион».

Рахманинов обладал уникальными руками. Он свободно охватывал одной рукой двенадцать белых клавиш и брал такие аккорды, с которыми другие музыканты не справлялись просто в силу анатомических особенностей. Кроме того, его руки были просто красивы.

СИРЕНЬ. Отыщешь на сиреневой ветке цветок с пятью лепестками – жди счастья…Все мы с детства верим в эту примету и чудесную способность сирени творить чудеса. Именно об этом и написал свой самый нежный и проникновенный романс «Сирень» Сергей Рахманинов. Создавая его, композитор и не догадывался, что именно этот цветок станет постоянным спутником его жизни и не только…

Однажды после концерта Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет.

  • Романс «Сирень» Рахманинов написал на стихи Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой). Талантливая писательница и поэтесса была дочерью выдающегося учёного Андрея Николаевича Бекетова, женой литератора Платона Краснова, а также родной тётей поэта Александра Блока.

  • На премьере поэмы «Колокола», состоявшейся в феврале 1914 года, Рахманинову преподнесли дирижерский пульт, щедро украшенный белой сиренью и дирижерскую палочку, выполненную из слоновой кости, на которой была вырезана все та же сирень. И даже когда спустя 4 года Рахманинов навсегда покидал Россию, в его купе чудесным образом оказалась ароматная ветка гроздьев...

Почитательница Рахманинова, постоянно дарившая ему сирень, долгое время так и оставалась таинственной незнакомкой. Друзья композитора ее так и называли – «Белой Сиренью». И лишь спустя несколько лет один из них открыл ему великую тайну – «Белой Сиренью» оказалась Фекла Яковлевна Руссо. Эта скромная учительница из Киевской губернии, влюбившись в его музыку, воплотила свое признание в белоснежный благоухающий цветок – чистый, весенний символ. Композитор написал ей, и между ними завязалась душевная дружба.

Сергей Васильевич Рахманинов оставил огромное наследие потомкам... Его произведения звучат в концертных залах всего мира, его музыку слушают миллионы благодарных поклонников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!