СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Искусство пирографии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Искусство пирографии"»


Верхнесалдинский городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»











ДАРИТЕ МАМЕ КРАСОТУ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ





Автор работы:

Александр Елин

ученик 4б класса

МБОУ СОШ №3




Руководитель проекта:

Никулина Лариса Авенировна,

учитель 4б класса МБОУ СОШ №3








г. Верхняя Салда

2023 год


Содержание

Введение………………………………………………………………...

3

  1. Теоретическая часть


1.1 История пирографии………………………………………….……

3

1.2 Эволюция инструмента для выжигания.........................................

5

1.3 Способы выжигания.........................................................................

7

1.4 Технология выжигания электроприбором……………………..…

8

  1. Исследовательская часть


2.1 Результаты опроса (анкетирование)………………………………

10

2.2 Интервью………………………………………………………..….

10

2.3 Порядок выполнения рисунка способом выжигания…………...

11

2.4 Безопасность при работе с электроприбором……………………

11

Заключение………………………………………………….………….

12

Список литературы………………………………………………...…..

12

Приложения…………………………………………………….………

13





























Введение


Жизнь без труда – воровство,

Жизнь без искусства – варварство.


Цель: сделать подарок маме своими руками.

Предмет исследования: выжигание.

Методы исследования:

  • анкетирование;

  • знакомство с литературой;

  • творческая работа (поделка).

Перед собой я поставил следующие задачи:

1. Изучить историю пирографии.

2. Изучить историю инструмента для выжигания.

3. Узнать способы выжигания.

4. Уточнить, что необходимо для выжигания.

5. Оформить подарок способом выжигания.

6. Меры безопасности при работе с электрическим прибором.

Каждый раз когда наступает праздник, встает вопрос - что подарить маме на день рождение или восьмое марта. В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине

Я понял, что с данной проблемой мне одному не справиться, поэтому обратился к папе. Он предложил мне сделать подарок своими руками – кухонную досочку и украсить ее рисунком с помощью выжигания.

Гипотеза:

Предположим, что каждый может сделать подарок маме своими руками.

Актуальность исследования состоит в том, что ребенок не всегда может купить маме подарок, но он может сделать его дома и своими руками.



ГЛАВА I. Теоретическая часть

1.1 История пирогарфии

Выжигание по дереву – древнейшее ремесло, возникшее и развивавшееся вместе с другими видами обработки древесины. Выжигание по дереву, или пирография, - очень красивый вид декоративно-прикладного искусства. Ремесло пирографии в буквальном смысле означает «рисование огнем». Термин «пирография» появился в Англии в ХIХ веке, изначально так называлось рисование узоров по дереву раскалённой кочергой. Произошёл он от греческого pyr, что означает «огонь», и graphos, что означает «письмо».

Искусство пирографии подарили миру перуанцы, украшавшие свои жилища обожженными изделиями. В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, украшенная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 7 веку до н. э. Пока это самый древний представитель, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.

В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространённым в Европе. Мастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позднее стала популярна украшенная выжиганием мебель. Широко практиковали «рисование горячей кочергой» английские умельцы для обрамления мебели. В конце XIX - начале XX в. выжигание стало популярным среди населения. На Руси украшали тарелки, ложки, шкатулки, ковшики. Мастера игрушек разрисовывали свои творения «огненными» узорами, особенно очаровательными получались традиционные матрешки. В конце ХIХ века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрёшка, все восемь фигур этой матрёшки были покрыты выжженным рисунком. Однако большой спрос на матрёшки заставил мастеров отказаться от трудоёмкой пирографии, и постепенно выжигание было заменено росписью (Рис. 1).

Рисунок 1

Но для украшения деревянных коробочек, шкатулок, блюд и ларцов продолжали применять пирографию (Рис. 2). На крышках всевозможных шкатулок и коробочек изображались сценки из народной жизни, виды исторических мест города, древнерусской архитектуры или старого русского быта.

Рисунок 2

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки (коробочки) для хранения мёда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрёшек.


1.2 Эволюция инструмента для выжигания

Набор для выжигания по дереву – ценный и удачный подарок.

Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях

Типичный набор инструментов пиромастера состоял из переносного горшка с отверстиями вдоль верхнего края и кочерги. Через отверстия кочерга вставлялась в горшок, где разогревалась на раскалённом древесном угле. На кочергу при этом надевался специальный заострённый наконечник. Обычно у мастера было несколько таких наконечников различной формы. Рукоятку кочерги пиромастера покрывали асбестом, чтобы её можно было держать, не обжигаясь.

Для работы над крупным произведением мастеру требовался помощник, чтобы носить кочерги от рабочего места к горшку и обратно. Только что снятой с углей кочергой мастер выжигал участки, где требовалась наибольшая чёткость и глубина линий, постепенно переходя к местам, где предполагались более бледные линии. Также применяли металлические клейма с узором для нанесения рисунка на дерево.

В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.

Также была конструкция с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи.

В то же время изобрели «выжигательную машину, работающую по принципу вулкана» (Рис. 3).

Рисунок 3

Уже во второй половине XIX века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника (Рис. 4). Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.

Рисунок 4

Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.

Конструкцию взяли в разработку для массового использования. С этого момента творчество выжигания по дереву поистине ушло в народ, им занимались даже школьники, тем более что пирограф стоил недорого. В течение последующих 10 лет прибор постоянно усовершенствовался и уже походил на конструкцию, которой мы пользуемся и сегодня.

Рисунок 5

К 1973 году был налажен промышленный выпуск пирографических приборов, выжигающих раскалённой проволокой. В настоящее время этот прибор усовершенствован. Проволочный наконечник специальной формы вставляется в держатели из нержавеющей стали, что в совокупности минимизирует нагревание рукоятки (рис. 5). Наконец, в 1975 году был запущен в производство пирографический прибор с твёрдым наконечником (рис. 7).

Два этих прибора во многом дополняют друг друга, и современные пиромастера часто пользуются ими обоими.


1.3 Способы выжигания

Выжиганием могут быть украшены детские игрушки, детская мебель, посуда, разные кухонные принадлежности (разделочные доски, скалки для раскатки теста, толкушки, пестики…).

Меняя степень накала, можно добиться большого разнообразия оттенков – от светло-золотистого до темно-коричневого. От высокой температуры древесина по краям выжженного контура слегка подпаливается, приобретая легкий золотистый цвет. Подпал смягчает резкий контур рисунка и делает его более живописным

Такая отделка дополнит естественною красоту дерева. Способы при этом используются самые разные: с помощью лазера, кислоты, электроприборов, газовых горелок, собирающих линз. Каждый вариант вносит свои особенности в технику рисунка.

  1. Электрический прибор (пирограф) для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов.

• Трансформаторный. Это мощный аппарат с плавной регулировкой температурного режима, содержит нихромовую насадку (Рис. 6).

• Паяльный. Прибор наделен латунными насадками, часто встречается без регулировки температуры (Рис. 7).

Рисунок 6

Рисунок 7


  1. Солнечная пирография (Рис. 8)

Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по деревянной поверхности так, чтобы яркое пятно перемещалось по поверхности, оставляя линии. Необходимый размер линзы зависит от облачности и высоты нахождения Солнца над горизонтом — чем больше линза, тем сильнее она выжигает. Обычно годится линза диаметром от 5 сантиметров. Но слишком большая неудобна, потому что может привести к возгоранию поверхности.

Рисунок 8


  1. Кислотный способ (Рис. 9)

Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.

Рисунок 9


  1. Тоновая пирография (Рис.10)

Выжигать по дереву можно струёй пламени, для этого используется баллончик с газом с надетой на него газовой горелкой. При определённой сноровке можно выжигать не только чёрный фон, но и оттенки.

Кроме того, можно использовать прибор, который представляет собой духовую горелку в форме пистолета со сменными соплами разного диаметра, и с тонким шлангом, по которому мастер пускает воздух в камеру нагревания непосредственно дуя в шланг ртом, или подключив его к компрессору. Такой бесконтактный выжигательный прибор позволяет выжигать по дереву струёй горячего воздуха, как кистью.

Рисунок 10

Довольно интересно, что, несмотря на все усовершенствования, и в современном мире осталось место для древнейших техник пирографии. На Мадагаскаре, например, до сих пор практикуется обжиг древесины раскалённой докрасна металлической «лопаткой», после чего мастер ножом удаляет тонкий слой обугленной древесины, рисуя узоры и орнаменты.


1.4 Технология выжигания электроприбором

Выжигание требует аккуратности и терпения, линию или штрих, нанесенный не на месте, очень трудно, а порой невозможно исправить. Начинать выжигать лучше всего с точек, освоив его, можно приступить к передаче светотеней. Научившись делать точечную штриховку, можно приступать к выжиганию прямых и волнистых линий. Толщина линии, ее точность зависят от равномерности движения иглы по поверхности древесины и ее накала. Приостановите равномерное движение руки – линия станет толще независимо от накала, прекратите – появится точка.

Разные породы дерева имеют разную температуру воспламенения (от 150С и выше). Мягкая древесина липы, например, воспламеняется при более низкой температуре, чем бук или береза. Поэтому выжигать на мягкой древесине легче и быстрее, чем на твердой. Если требуется выжечь сложный рисунок, переведите его на древесину с помощью копировальной бумаги. Когда надо сохранить древесину, применяется другой способ: на кальку наносят рисунок, затем наклеивают его на поверхность клейстером и выжигают прямо по бумаге, а после – бумагу удаляют.


ГЛАВА II. Исследовательская часть

    1. Результаты опроса (анкетирование)

Я провел опросил детей моего класса (26 человека), что они знают о выжигании? Пробовали они когда-нибудь выжигать? Хотят ли научиться выжигать? Результаты опроса представлены в Приложении 1.

По полученным результатам я выяснил, что некоторые мои одноклассники ни разу не выжигали и хотят научиться это делать.


2.2 Интервью

Мне стало интересно узнать, как мой папа начал выжигать. Я провел интервью с ним.

Вопрос 1: От кого ты узнал о выжигании?

Вопрос 2: Кто тебя научил выжигать?

Вопрос 3: В каком возрасте ты начал выжигать?

Вопрос 4:Помнишь ли ты свой первый выжигатель?

Вопрос 5: Какая твоя первая работа?

Вопрос 6: Тебе нравиться выжигать сейчас?

В семье у папы ни кто не выжигал. Но во втором классе ему родители на день рождения подарили выжигатель, он даже помнит как он назывался - «Орнамент». По инструкции папа самостоятельно учился выжигать. Первая его работа – досочка под пельмени или пироги, которой моя мама пользуется до сих пор (Рис. 11). Ему очень нравиться выжигать, но сейчас у него мало времени для этого.



Рисунок 11

    1. Порядок выполнения рисунка способом выжигания

(Приложение 2)


2.4 Безопасность при работе с электроприбором

При выжигании не наклоняйтесь низко над изделием, т.к. при обугливании древесины дым может попасть в глаза. При работе старайтесь установить изделие так, чтобы поверхность, на которую наносится рисунок, располагался под прямым углом на расстоянии 30-40 см от глаз. Поработав 10-15 мин, выжигатель надо выключить и устроить небольшой перерыв. Этот перерыв необходим и для зрения, чтобы не допустить переутомления. Закончив работу, надо выключить аппарат из розетки, дать остыть игле и только потом положить его на стол.

Обращаться с электроприбором надо очень аккуратно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выжигание – это творческий и увлекательный процесс.

Подводя итог, можно сказать, что поставленная задача выполнена: Полностью подтверждена гипотеза, согласно которой каждый может сделать подарок маме своими руками в домашних условиях.

Данный проект позволил мне развить практические умения и навыки работы с дополнительной литературой, с деревом, умение работать с электроприбором (выжигателем), изучить станки для обработки дерева.

Пирография помогает снимать напряжение, развивать внимание, мелкую моторику и воображение.

Занятия выжиганием развивают у детей, помимо практических умений и навыков по обработке древесины, творческие способности, внимание, усидчивость, воспитывает художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству. Так же дети получают эстетическое воспитание, стремление вносить красоту в окружающую их жизнь. Формирует способности к самостоятельному творчеству.

Обществу нужны люди креативные, творчески мыслящие, обладающие техническими умениями. Именно выжигание позволяет развить это у детей


Список, используемой литературы:


  1. Агапов К. Художественное выпиливание и выжигание. - Т.: Укитувчи, 1988. – 41 с.

  2. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.

3. Зайцева А. Пирография: уроки выжигания по дереву. – М.: Эксмо, 2013. – 64 с.

4. Федотов Г. Дарите людям красоту. – М.: Просвещение, 1985. – 254 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знаете ли вы, что такое выжигание?

У вас дома есть досочка с рисунком?

Вы когда-нибудь выжигали?

Хоте ли бы вы научиться выжигать?


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


- разметка фанеры (можно купить готовые);



- вырезка досочки


- обработка фасок и зачистка шкуркой поверхности;

- нанесение рисунка через копировальную бумагу;


- выжигание;

- покрытие лаком (при необходимости)



Изготовление толкушки

Берем заготовку, обрабатываем под восьмигранник


На токарном станке обрабатываем под готовый размер





Нанесение рисунка и выжигание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!