СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по технологии «Доска разделочная с хохломской росписью»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изделия из бросового материала

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по технологии «Доска разделочная с хохломской росписью»»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта

1.1 История хохломской росписи……………………………………………….4
1.2 Разработка идей, вариантов разделочной доски с хохломской росписью..9
1.3 Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования……..10

Глава 2. Практическая часть

2.1 Технологическая карта………………………………………………………11

2.2 Экономическое обоснование………………………………………………..12
2.3 Экологическое обоснование………………………………………………...13
2.4 Самооценка…………………………………………………………………..14
2.5 Реклама……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Приложение………………………………………………………………………17





















Введение

Обоснование проблемы. Я хотела бабушке доставить радость, сделав что-то своими руками, и решила расписать разделочную доску, так как такой подарок будет нужен в повседневной жизни и будет напоминать обо мне.

Цель: Расписать разделочную доску хохломской росписью, совершенствовать свои возможности в области проектной деятельности.

Задачи: Развивать творческое мышление; применять знания, полученные на уроках изобразительного искусства и технологии; выбрать лучший вариант оформления разделочной доски; аккуратно выполнить изделие; оценить проделанную работу.

Требования к изготовлению разделочной доски:

  • Разделочная доска должна быть удобной в применении.

  • Соответствовала санитарно- гигиеническим нормам.

  • Изделие должно быть недорогим, но качественно изготовленным.

  • Доска должна быть красивой, с оригинальным оформлением.

Сначала я посетила магазины и ознакомилась с формами разделочных досок.

На уроках технологии мы научились обрабатывать разделочные доски , а на уроках изобразительного искусства их расписывать. Используя эти знания, я могу оригинально оформить доску по своему вкусу. Я полистала журналы с разными оформлениями досок и поняла, что классические формы всегда прямоугольные и украшены каким-нибудь рисунком.

В результате исследования я решила сделать классическую разделочную доску, украшенную хохломской росписью.



Глава 1. Теоретическое обоснование проекта

    1. История хохломской росписи


Хохлома — старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.

Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и « возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмнно, Хрящи н Кулигино. Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.

Как же это достигалось? Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий не требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изготовлявшейся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки — так называемое «белье» — сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем.
Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. Проолифленные предметы были готовы к полудке.

Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские художники стали применять олово. Растирая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешевой полудой изделия и снаружи и изнутри.

Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебряная.

Видимо, дешевый оловянный порошок заменил употреблявшийся прежде дорогой металл: на вещах первой половины прошлого века была обнаружена полуда из серебра.

Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки и очень тонкие линии. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.

В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; все свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.

Оживленный несколькими белильными полосками сказочно красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник воспроизвел здесь, по-видимому, тот волшебный красный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году — в ночь на Иванов день.

В соответствии с новой техникой окраски изменился и орнамент: место пышных цветов с белильными оживками заняла скромная и изящная хохломская травка. Веточки с ягодами и цветами с удивительной свободой размещались по поверхности предмета, следуя его форме, тонкие волнистые стебельки то охватывали его плавными изгибами, то тянулись вверх. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников.

Хохломской росписью в прошлом веке украшали главным образом деревянную посуду — самый массовый вид изделий. Дешевизна и прочность этих предметов сделали их доступными каждому деревенскому жителю. Мягко светящиеся золотом, украшенные черно-красной травкой миски, блюда, ложки и солонки стали любимой посудой деревенского люда и своим нарядом вносили радость даже в самое бедное жилите.

Расцвет хохломского искусства падает на 60—70-е годы. Именно в это время вместо старинных мисок и блюд стали делать комплекты посуды для сервировки праздничного стола: наборы для компота и салата, для меда, мороженого или ягод. Сверкающая золотом «общая» большая миска ставится в центре, а вокруг нее такие же, но маленькие. И к тем, и к другим полагаются большие и маленькие ложки.

Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные» — фабрика «Хохломской художник» в селе Сёмино Ковернинского района и объединение «Хохломская роспись» в городе Семенове Горьковской области. Сёминские — сельские — художники остались верны «травному» орнаменту, хотя обогатили его многими новыми элементами, расширили красочную палитру.

Тонкой послушной кистью мастер наносит на поверхность изделия мазки, похожие на удлиненные листья. Затем возле них делает более мелкие штрихи и мазочки — кустики и веточки. При этом художник весьма разнообразно чередует красные и черные листики так, что создается ажурный узор, а в просветах его сверкает золото фона. Постепенно усложняя рисунок, мастер делает небольшие «приписки»: тампончиком наносит круглые ягодки, а легкими мазками колоски, усики, цветочки.

Кроме «травки», художники пишут еще «под листок» — яркие листья и ягодки на гибких стеблях, «под фон», окружая написанный орнамент черным, красным или зеленым фоном, или же «кудрину» — похожие на кудри завитки.

Семеновские — городские — художники тоже стремятся делать росписи как можно нарядней. Они используют в своих работах разнообразные варианты травных узоров, мотивы лесных ягод, пышных экзотических цветов, В изысканно изящных рисунках возникают похожие на ирисы и тюльпаны сказочные цветы; тонкость графического письма напоминает миниатюрную живопись. В каждом штрихе орнамента присутствует любовь к своему искусству.









1.2 Разработка идей, вариантов разделочной доски с хохломской росписью
Я рассмотрела несколько вариантов:

Модель разделочной доски № 1

Разделочная доска с ручкой, удобной как для держания при использовании, так и для того, чтобы можно было повесить на стену для украшения.

Модель разделочной доски № 2

Эта модель схожа с моделью № 1, но она выполнена в технике»декупаж», а я хотела расписать доску.

Модель разделочной доски № 3

Роспись доски в технике хохломской росписи. Из трёх приведённых образцов я решила остановиться на последнем, так как разделочная доска такого оформления мне очень понравилась, я решила оформить доску хохломской росписью.

1.3 Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования

1. Разделочная доска прямоугольной формы. 2.Кисточки №1,2,3,4 из нейлона.

3.Краска-гуашь 12ти цветов.

4.Лак для покрытия готового изделия.

5.Вода.

6.Палитра.

7.Карандаш ТМ, ластик.



Правила техники безопасности (Приложение 1)

Элементы хохломской росписи (Приложение 2)





































Глава 2. Практическая часть

2.1 Технологическая карта (Приложение 3)



































2.2 Экономическое обоснование Расчет затрат на материалы для выполнения разделочной доски я представила в виде таблицы. Затраты на выполнение разделочной доски Таблица 1.

Наименование материала

Условная цена за единицу измерения, руб.

Затраты на оборудование, руб.

Доска

249

249

Краска-гуашь

100(была у меня)

0

Кисточки

28(были у меня)

0

Лак

80(был в наличии)

0

Вода

имеется

0

Палитра

8 имеется

0

Карандаш ТМ

3 имеется

0

Ластик

3 имеется

0

Всего

497

249руб.



Моё изделие получилось намного дешевле, чем я ожидала, я сэкономила 248 рублей.

А если учесть, что работу выполнила сама, то экономия получилась ещё больше.

Своим изделием я довольна.



2.3 Экологическое обоснование

Работа была сделана качественно. Моей семье и моим одноклассникам очень понравилась моя доска. Бабушка восторженно похвалила меня за красивую и аккуратно выполненную работу.































2.4 Самооценка

Я все задуманное выполнила. У меня получился удачный проект. Я довольна им. Исправить в нем я ничего не хочу, но развивать свои знания и умения при оформлении разделочных досок продолжу. Я закрепила свои знания при работе, а это:

  • умение наносить схему узора;

  • умение смешивать цвета;

  • умение работать с лаком.



























2.5 Реклама































Список литературы
  1. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Симоненко-М,: Вентана-Гриф, 2009

  2. Интернет. Хохлома. Виды росписи, https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/hohloma/hohlomskaya-rospis-vidy-osnovnye-uzory-materialy.html































Приложение 1 Техника безопасности при работе с краской и лаком

В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте. При работе с красками необходимо быть аккуратным: не пачкать руки, лицо, костюм, не пачкать стол, за которым работаешь. Нельзя: брать грязные руки в рот, тереть грязными руками глаза, размахивать кисточкой. По окончании работы привести в порядок рабочее место. Тщательно вымыть руки с мылом. Не использовать для воды стеклянную посуду.

При лакировании необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • проветривать помещение; не лакировать вблизи нагревательных приборов;

  • не нюхать лак во избежание отравления;

  • избегать попадания лака на открытые участки тела;

  • после работы тщательно вымыть руки с мылом;

  • держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.

















Приложение 2.

Элементы хохломской росписи

Элементы, сюжеты и приемы хохломской росписи - Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».

  • Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

  • «осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

  • «травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

  • «капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

  • «усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

  • «завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

  • «кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

  • «ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом.





Приложение 3

Технологическая карта

Таблица 2.

№ п/п

Описание операции

Эскиз или фото

Оборудование, инструменты, материалы

1

Проверить качество доски(нет ли сколов, трещин, и др.)


2

Выбор и нанесение рисунка.

карандаш

3

Подготовка красок, кисточек, для росписи.

Краска, кисточки, стаканчик. палитра

4

Начинаем роспись листиков.

Кисти. краски

5

Раскрашиваем цветы.

Кисти. краски

6

Раскрашиваем ягоды.

Кисти. краски

7

Раскрашиваем листочки.

Кисти. краски

8

Раскрашиваем ягоды рябинки, смородинки.

Кисти. краски

9

Выполняем роспись фона(чёрный цвет)

Кисти. краски

10

Вот такой узор получился.


11

Края доски разукрашиваю красным цветом.

Кисти , краски

12

Продолжаю работу

Кисти , краски

13

Подбираем лак(бесцветный).Покрываем лаком изделие.

Лак, кисть

14

Моя готовая работа!




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!