СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по технологии Картина шерстью

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по технологии Картина шерстью»

















Богданова Дарья

Браслет Шамбала.

Хорошевская Лариса Леонидовна

Россия

г.Бобров

МБОУ Бобровская со школа №2

7 «а» класс














































Содержание


  1. Обоснование выбора темы проекта ………………………………………………….. 3



  1. Цели и задачи проекта………………………………………………………………….4





  1. История валяния ………..………………………………………………………………4



  1. Разработка идей ……………………………………………………………….…… ….8





  1. Звездочка обдумывания……………………………………..………………………… 9



  1. Материалы и инструменты.…………………………………………………………...10



  1. Организация рабочего места…………………………………………………………. 10





  1. Техника безопасности при работе с инструментами…………………………..…… 10



  1. Технология изготовления изделия……………………………………..…………… 12





  1. Экологическое обоснование………………………………………………………… 16



  1. Расчет себестоимости картины…………………………………….……………….. 18





  1. Самоанализ……………………………………………………………………………..


  1. Реклама…………………………………………………………………………………..



  1. Выводы…………………………………………………………………………………



  1. Литература………………………………………………………………………………
















Обоснование выбора темы проекта


В последнее время все больше людей стараются радовать друг друга уникальными подарками. Такой дар должен свидетельствовать о его единственности и неповторимости.Тенденция современного мира – притягивать все теплое, живое, наполненное любовью. Недостаток любви в сердцах помогают восполнить предметы, созданные щедрой душой и живыми руками. Мастера, создающие свои изделия, творят от полноты души и избытка сердечного тепла, которыми хочется поделиться со всем миром.

Мною изучены некоторые техники творчества: квилинг, вышивание ленточками. Хотелось бы изучить живопись шерстью, декупаж


Критерии отбора:

Декупаж

Вышивание ленточками

Живопись шерстью

+

-

+

-

+

-

Оригинальная,

старинная

техника декорирования.


Оригинальная,

техника вышивки


Оригинальная

техника живописи.


Доступные материалы:

Салфетки, акриловые краски, лак


Дорого

Доступные материалы: атласные ленты, основа


Доступные материалы: шерсть для валяния, остатки пряжи, рамка для фотографии.


Легкость изготовления


Легкость изготовления

Трудоемко

Легкость изготовления


Безопасность изготовления


Безопасность изготовления


Безопасность изготовления


Хороший подарок, украшение для интерьера.


Хороший подарок, украшение для интерьера.


Хороший подарок, украшение для интерьера.



Вывод: Из нескольких альтернативных вариантов мною выбрана живопись шерстью, т.к. он показался мне оптимальным: минимум затрат, на процесс изготовление не требуется много времени, сама по себе техника несложная, освоить ее может каждый, даже тот, кто не умеет рисовать. Картины всегда неповторимы и оригинальны, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.


Картины – это один из тех элементов декора интерьера, которые никогда не выйдут из моды. Картинами украшали свои дома еще наши бабушки и прабабушки. Картины ручной работы – это всегда неповторимо и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое впечатление на гостей.

Картинами в технике «акварельная живопись шерстью» можно украсить любую комнату в квартире – кухню, гостиную, спальню и даже детскую. Главное, чтобы картина (и рама, и рисунок) гармонично вписалась в стиль интерьера и по цвету, и по тематике. Для кухни подойдет картина-натюрморт, с аппетитными фруктами и красивыми вазами. Для гостиной можно нарисовать чей-то портрет или живописный пейзаж в таких тонах, цветочные букеты, которые подойдут под цветовое решение комнаты. В детской комнате тоже найдется место для картины с изображением сказочных персонажей или забавных зверюшек. 

Цель: применить полученные знания о технике «Шерстяная акварель» сухое валяние шерстью при изготовлении картин.

Задачи проекта:

- Познакомиться с историей валяния из шерсти;

- выбрать интересные сюжеты для картины из шерсти, чтобы украсить комнаты;

- составить технологическую последовательность изготовления картины в технике «Шерстяная акварель» сухое валяние шерстью;

- научиться выполнять расчёты при покупке рабочих материалов.

Вот уже около 100 лет во всем мире "общение"  с  цветной овечьей  шерстью помогает людям справиться с душевным напряжением,  стрессами, приобрести равновесие, творчески раскрыться и ощутить полет  вдохновения во время живописания шерстью, ведь  этот процесс настолько динамичен творчески! - человек, рисующий картину шерстью,  не ограничен  какими-то заданными рамками,  он всегда использует ту цветовую гамму, которая  соответствует  потребностям его души, сюжет, который наиболее близок в данный момент его состоянию.

История валяния


История этого необыкновенного вида рукоделия уходит корнями в далекое прошлое. Валяние -  самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких, а затем и одомашненных животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.

Также существует легенда о Великом потопе.  В ней рассказывается о том, как в Ноев ковчег были согнаны разные звери, в числе которых были и овцы. Им приходилось находиться в маленьких помещениях, их шерсть падала прямо на пол, по которому они ходили. Куски шерсти то и дело попадали под копыта животным, а когда Потопу пришёл конец, и овцы были выпущены, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.



Ученые выделяют несколько традиций валяния шерсти: Ирано-анатолийская традиция. Тонкие войлоки с валяным узором. Традиция валяния войлока в поселениях бассейна реки Тарим. Прослеживается с 1 тыс. до н.э. Войлок с полосатым или вкатанным узором. Иранская традиция – вваляная техника Легендарные скифы – также носители войлочной традиции. На их многочисленных золотых изделиях легко различить войлочные одеяния. Геродот описывает, как скифы носят войлочные шапки и кафтаны (найти описание), живут в войлочных шатрах. Пазарыкская традиция – существовала на Алтае с 6-4 вв до н.э. Сложно декорируемые изделия, сделанные из тонких (1-2 мм) панелей. Пазарыкские войлоки украшены аппликацией войлок по войлоку и являются самыми известными войлоками в мире. Протомонгольская (сюннская) традиция – распространена вплоть до Северного Кавказа Это масштабные сцены битв животных, мифологические сюжеты. Украшены сюннские войлоки аппликациями со стежкой, контур – витой шнур. Скрыть рекламу: Не интересуюсь этой темой Товар куплен или услуга найдена Нарушает закон или спам Мешает просмотру контента Спасибо, объявление скрыто. Не смотря на то, что славяне не являлись кочевниками, у них был собственный способ валяния. Шерстяное полотно раскладывали на деревянном настиле и непрерывно поливали водой, пока двое мужчин двигали его к себе и от себя. Так получалось плотное сукно, широко используемое в конном хозяйстве и в военном деле. Традиции валяния войлока в наше время Туркмены – яркие носители иранской традиции. Даже в наше время есть возможность увидеть, как изготавливается войлочный туркменский ковер – кошма. Секрет его создания туркмены пронесли через века, оставляя неизменным. В орнаменте кошмы используются три цвета- белый, черный и красный.



  Традиция валяния войлока продолжает жить и в Бурятии. Первичная обработка шерсти там ничем не отличается от техник других племен – шерсть бьют. Впрочем, это не так-то просто, как кажется на первый взгляд: необходимо поддерживать нужный ритм и «знать правильные слова» — так считают старые мастера. Существует также разделение по половому признаку: небольшие изделия валяют женщины, большие полотна для покрытия юрт – изготавливаются мужчинами определенным способом. Валяние войлочных полотен, покрывающих жилища: Руно зашивают в сырую коровью кожу, затем накручивают на шест. конструкцию при помощи веревок прикрепляют к лошадиному седлу и катают по ровному полю, пока войлок не сваляется. Для получения материала хорошего качества достаточно расстояния около 2 км.  


Узоры на войлоке носят древний сакральный смысл – защита дома и носителя: Скрученный бараний рог у туркменов — старинный оберег от злых сил. У бурятов также существуют свои узоры: В основе их лежит многократно повторяющийся квадрат. Он напоминает сечение пирамиды с квадратным основанием. И точка, являющаяся центром символизирует знаменитое древо жизни – ось Вселенной, соединяющая земное и небесное. Растительный узор – розетка с четырьмя лепестками. Внутри ее – крест, символизирующий жизнь. Треугольники – космический рисунок. В представлениях бурятов они являются символом небесного свода. В войлоках пазырыкской линии также можно выделить основные элементы: Четыре бутона лотоса, объединенные в розетку. В центре нее – ромб и точка. Все это является солярным знаком – символом солнечного начала. Квадраты со стилизованным оленьим рогом – символ мирового древа Первые валеные сапоги появились в 23 в в Нижнем Новгороде.


Валяние шерсти (набивание, фильцевание, фелтинг) - это техника создания из непряденой шерсти игрушек, одежды или других декоративных предметов. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке). Валяние шерсти бывает сухое и мокрое. 

Сухое валяние – одна из разновидностей такого вида рукоделия, как валяние из шерсти. Только в сравнении с мокрым валянием, здесь нет необходимости использовать мыльный раствор. Поделка формируется при помощи специальных игл с зазубринами или же просто шерсть выкладывается руками, как того требует композиция. Шерстяные картины ничем не уступают по живописности обычным, нарисованным. Объем и воздушность при помощи шерсти придать картине гораздо проще, да и времени на ее создание затрачивается гораздо меньше. «Писать» картину следует с задних планов. Отрывая от ленты шерсти тонкие, почти прозрачные пряди, выкладывайте их на фон. Пряди должны перекрывать друг друга - за счет этого получается смешение красок и плавные переходы от цвета к цвету. Шерсть окрашена в яркие цвета, что позволяет делать красивые картины.

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер,   выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый  в  провинциальной местности  материал. Работы, выполненные в технике валяния, такие мягкие и добрые, будут радовать человеческий глаз. Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве  материала для рисования картин.  В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их  приобретала более целостный статус. 

 

Техники валяния из шерсти


Существуют две основные техники валяния шерсти: валяние «по-сухому» (сухое или холодное) и «по-мокрому»(мокрое или горячее).

Мокрое валяние

Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ. Основная его хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные оболочки для изделий, подлежащих наполению набивочным материалом, когда для создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.



Основные этапы мокрого валяния (см. приложение 1)

1.Вытягивание волокон шерсти.

Кончик шерсти взять в левую руку, на расстоянии примерно 25-30 см от конца, предварительно, распушив его. Очень аккуратно правой рукой вытянуть пучок шерсти. Левой рукой нужно просто придерживать, сильно шерсть не стискивать. Этот пучок должен быть ровным!

2.Выкладывание основы.

На предварительно открытую пленку (на "пупырки") выложить шерсть сначала ворсом в одну сторону. Далее второй слой ворсом перпендикулярно первому слою.

3.Выкладывание рисунка.

Отщипать прядки и уложить их по задуманному эскизу. Рисунок толсто не выкладывать, а то изделие получиться очень толстым и неуклюжим!

4.Намачивание работы мыльным раствором.

Взять воду и мыло. Полить всю красоту, размыливая мыло, создавая пенную воду.

5.Накрывание сеткой.

Закрыть сеткой работу. Начинать тихонечко, нежненько гладить, распределяя мыльную воду по всей шерсти, чтобы все равномерно было мокрым (сверху сетку чуть-чуть намочить с мылом, чтобы руки по ней скользили).

6.«Тесто».

Следующий этап "тесто". Открыть пленку, и аккуратно (не поднимая!!!) сдвинуть к центру. Начинать "месить", т.е. аккуратно не поднимая, мягко, не давя! Периодически разворачивая и расправляя, разглаживать руками. Все это делать 5-7 минут.

7.Выжимание.

Выжать тесто, НЕ ВЫКРУЧИВАТЬ!!!!! Просто нажимая, давать сбежать воде!

8.Уваливание.

Периодически расправлять, подтягивать, разглаживая изделие от "целлюлита". Бросать до тех пор, пока изделие не сядет до окончательного размера.

9. Сушка. Хорошенько прополаскивать! Сушить в горизонтальном положении!


Сухое валяние

 Валяние или фелтинг

Фелтинг  — популярная и очень интересная техника, используя которую можно создавать разнообразные фигурки, украшения, предметы интерьера и аксессуары. Это оригинальный микс скульптуры и рукоделия, позволяющий максимально раскрыться творческой фантазии автора.

Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он подразумевает перемещивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски.

Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие.  Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, в том числе и коллекционные, а так же куклы, украшения (прил.9).

Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику, используя возможности валяния и по-мокрому, и по-сухому.

«Шерстяная акварель»

Существует еще одно очень интересное направление – «шерстяная акварель». Эта техника представляет собой процесс рисования цветной шерстью, валяние картин из шерсти.

Рисование шерстью - это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или воды методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Готовая картина из шерсти  прижата стеклом и обрамлена.

Разработка идей.

В процессе сбора информации был рассмотрен ряд прототипов.Я решила выполнить картину в жанре натюрморт. Мне понравились маки на светлом фоне, картина смотрелась очень выразительно за счет контрастных цветов.




Важную роль в создании картин из шерсти, как и в других видах творчества, имеет сочетаемость цветов. Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов картины, подчиненное общему тону. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. Цветовой круг представляет замкнутую ленту спектра. На концах диаметра 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий. Между чистыми цветами расположены промежуточные (переходные) цвета. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. Но существует способ согласования контрастных цветов.Моя картина должна быть красивой, аккуратной, нужной, недорогой, сделанными от всего сердца.

Звездочка обдумывания





Материалы, инструменты

  1. Шерсть.

Шерсть разных цветов и разновидностей.

Разновидности шерсти :


  1. Ножницы с прямыми концами (для резки шерсти).

  2. Пинцет (для выкладывания мелких деталей).

  3. Деревянная рамка.


Организация рабочего места


Работа с шерстью требует усиленного внимания и соблюдения правил безопасности. Техника безопасности - это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья. Кропотливую работу с прядями шерсти можно сравнить с работой за компьютером, значит надо беречь зрение и осанку. Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и расслабить мышцы. Очень важно хорошее освещение при работе. Лучше всего оборудовать рабочее место у окна. Необходимо следить за тем, чтобы в помещении не было сквозняков, которые могут спровоцировать «разлетание» прядей шерсти. В темное время суток обязательно используют настольную лампу. Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и ровно. Корпус нужно держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги необходимо поставить на что-нибудь твердое.



Техника безопасности при работе с ножницами


  1. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями, кольцами к работающему.

  2. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперёд.

  3. Пинцеты хранить в одном месте.

  4. Если пинцет или ножницы не нужны нужно убрать их на свое место.

  5. Нельзя пользоваться ржавыми, гнутым ножницами и пинцетами.









Технология изготовления изделия



п/п

Этапы изготовления изделия

Фото, схемы, рисунки

1

Подобрать нитки разных цветов


2

Выкладывание первого слоя. Вытягивая пряди шерсти из ленты, устилаем ими поверхность подложки. Укладываем их разнонаправлено, концы нитей должны выходить за пределы основы на 1-3 см.



3

Выкладывание заднего плана картины. Пощипывая шерсть, образуем вату для работы. Слоями создаем фон . Контролируем качество укладки материала. Создаем рисунок неба.


4

Выкладываем верхнюю часть картины, создаем рисунок неба.

5

Выкладывание крупных деталей цветов.


6

Оформляем сердцевину маков. Выкладываем стебель и листья.

7





8

















Экологическое обоснование


Валяние из шерсти - это экологически чистое производство, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера.

Для изготовления картин в технике «Шерстяная акварель» сухое валяние шерстью, используются экологически чистые материалы - волокна шерсти выполнены из натурального покрова животных. Волокна шерсти – натуральное шерстяное волокно: прочное, износостойкое, не выделяет вредных веществ, не вызывает аллергии.

При окрашивании шерсти использованы устойчивые красители, не оказывающие вредного воздействия




Расчет себестоимости картины «Маки»

Стоимость работы, выполненной в технике валяния из шерсти, можно вычислить следующим образом:


№ п/п

Наименование используемых материалов

Цена (в руб.)

Расход материалов на изделие

Затраты на материал (в руб.)

1

Набор шерсти для валяния 100% мериносовая шерсть 4х 10 г

118 руб.

Жёлтая- 5 гр.

Терракот- 2гр

Оранжевый-2гр.

15руб

6руб

6руб

2

Набор шерсти для валяния 100% мериносовая шерсть 4x 10г.

118руб

Лимонный- 1гр.

Голубая бирюза- 1гр.

Яркий салат-1гр.

3руб


3руб


3руб


3

Набор шерсти для валяния 100%мериносовая шерсть 4x 10г

118руб.

Отбелка- 8гр.

Чёрный- 1гр.

24руб

3руб




Самоанализ

Заканчивая работу, я подвожу итоги своей деятельности на данном этапе. Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получила, проходя все этапы выполнения картины. Проведя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулась с необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. В приподнятом восторженном состоянии я настраиваюсь на другие работы.Сложности в работе не было. Моя работа мне понравилась.

















Реклама

Рисуем картины шерстяными волокнами!




Вы хотите, чтобы ваш дом был уютным, индивидуальным, неповторимым и современным?! Тогда приходите к нам!!!

Мы поможем вам в этом!








Заключение

Когда я собиралась выполнять работу, я решила, что мои картина должна быть красивой, аккуратной, нужной, недорогой, сделанными от всего сердца.

Чтобы картины были востребованными нужно: терпение, аккуратность, фантазия, цветовосприятие, стремление к творчеству.

Выводы:

         работая над проектом, познакомилась с историей;

         освоила техники валяния из шерсти;

         радовалась успехам;







Литература


  1. Валяние картин - Режим доступа: http://www. tvjam.ru.

  2. «Войлок. Все способы валяния», автор Ксения Шинковская, издательский центр АСТ-Пресс Книга 2011 г.

  3. История валяния - Режим доступа: http://www.wool-bulb.com/istorija.html.

  4. История валяния - Режим доступа: http://paraskewa.ru/valyanie/ valyanie1.

html

  1. Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы,2007.

  2. Красичкова А.Г. Вещи из войлока.-М.: Полиграфиздат, 2010.

  3. Лена рукоделие. Спецвыпуск № 1 "Идеи для валяния".-М.;Эдипресс-Конлига ,2011

  4. Пипер А., переводчик Воркуев Ю. Шерстяные панно своими руками.-М.: Ниола-Пресс,-2007.

  5. Шинковская К. Вещицы из войлока. Ручная работа. -М.; «АСТ-ПРЕСС»,-2008.

  6. Шинковская К. Войлок. Все способы валяния. -М.; «АСТ-ПРЕСС»,-2011.

  7. Шерстяная акварель - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru.

  8. «Шерстяные панно своими руками», автор Анна Пипер, переводчик

Ю.Воркуев, издательский центр Ниола-Пресс 2007 г.

Источник: https://rat-felt.ru/istoriya-valyaniya-shersti.html Информация с сайта ©http://rat-felt.ru/





16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!