Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
по технологии
«Поморское полотенце»
Творческий проект по художественной обработке материала
Ученицы 11 «а» класса
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Беломорская средняя общеобразовательная школа №1»
Дехтярёвой Алины
Руководитель: Ульянова Н.В.,
учитель технологии
Беломорск, 2022
Содержание:
1.1.Банк идеи………………………………………………………………………………….стр.3
1.2. Цель и задачи проекта…………………………………………………………………...стр.3
1.3. Разнообразие идей………………………………………………………………………...стр.3
1.4.Выбор идеи……………………………………………………………………………….стр.3
1.5.Историческая справка…………………………………………………………………….стр.4
1.6.Материалы и инструменты………………………………………………………………стр.5
2.1.Правила техники безопасности…………………………………………………………стр.6
2.2.Организация рабочего места…………………………………………………………....стр.7
2.3.Технологическая часть……………………………………………………………...…..стр.7
3.1. Экология.………………………………………………………………………………...стр.9
3.2. Экономика…………………………………….….…………….……………………..…стр.9
3.3.Реклама…………………………………………………………………………………..стр.10
3.4. Самооценка……………………………….………………………………………….….стр. 10
3.5.Заключение……………………………………………………………………………...стр.10
Используемые сайты………………………………………………………………...стр.11
Приложение…………………………………………………………………………..стр. 12
1.1.Подготовительный этап.
1.1Банк идеи
В нашей школе существует музей Поморских ремесел «Рибушки», посетив который, я заинтересовалась чудесными экспонатами, собранными в нём. (приложение, рис.1, 2) Я задалась вопросом, насколько тяжело и как долго создавались эти работы. Моя учительница по технологии предложила замечательную идею попробовать воссоздать одно из изделий, в последствии чего подарить его музею. (приложение, рис. 3) Этим самым, я смогу изучить заинтересовавшую меня тему, пополнить музей прекрасным экспонатом, а также оставить маленькую память о себе.
1.2. Цель и задачи:
Цель проекта: смастерить полотенце в поморском стиле.
Задачи проекта:
1) Изучить историю создания полотенец;
2)Определиться с выбором оформления изделия;
3)Подобрать материалы и инструменты для работы;
4)Изготовить полотенце, сохранив поморский мотив.
1.3.Разнообразие идей.
Все рушники примерно одной длины, цвет так же не отличается разнообразием либо белый, либо красный. На ткани вышивались разнообразные узоры, сюжеты и образы преимущественно красными нитями по белому полотну, но возможно варианты белыми нитями по белому и белыми по красному. Вышивалось двухсторонним швом, счетными швами, крестом и мережкой, а также тамбурным швом. По краям могло оформляться кружевами или фестонами из ткани. (приложение, рис. 4, 5, 6, 7)
1.4. Выбор идеи.
В книгах поморских изделийбыло представлено не так уж и много вариантов узоров вышивки, поэтому я решила остановиться на создании цветочных полос по краям, выполнив вышивку тамбурным швом, который получается у меня лучше других. Выбор схемы кружева был больше, но я решила воспользоваться экспонатом Поморского музея и попробовать повторить его узор. (приложение 2, рис 1, 2)
Кроме того, идея проекта соответствует следующим факторам:
Доступно в изготовлении.
Если постараться, изделие получится красивым, его можно будет подарить.
1.5.Историческая справка.
Для Русского Севера характерны счетные и несчетные швы. Счетный двусторонний шов был наиболее распространенным и старинным. Среди женского населения западного побережья белого моря он широко применялся и носил название «досюльный» или «досеьный»(прежний, старинный). (приложение 3, рис.1, 2)
Кроме двустороннего шва поморки использовали в вышивании счетные швы набором, позднее – крестом и мережкой. В музее-мастерской хранятся великолепные изделия, вышитые строчкой по сетке, получившие здесь название «по обвиви» или «вязбление». Последовательность работ была такая: для изготовления полосы приобреталось тонкое холщовое полотно, которое туго натягивалось в пяла, специально для этого изготавливаемые. Затем при помощи швейной иглы, перочинного ножа и ножниц производилось посредством надреза и выдергивания канвообразное разрежение полотна. Разреженное таким образом полотно подвергалось обвивке швейными нитками №24-30 в зависимости от толщины материала с таким расчетом, чтобы получить сетку с ячейками 4-6 кв. мм. Такая работа называлась «по обвиви». Если же обвивка не производилась, то работа называлась «по выдерге». Приготовив таким образом полотно, мастерица приступала к основной работе – «настилу» - вышиванию рисунка по полотну. (приложение 3, рис. 3, 4)
Из нечетных швов на Поморском берегу Белого моря в конце XIX– начале XX века достаточно широко бытовал тамбурный шов. Местное название этого шва – верёвочка – отражает технику выполнения: все элементы узора должны выполняться непрерывной цепочкой. Вышивали тамбурной иглой (крючком) в пялах, реже простой иглой. Тамбурный шов позволял выполнять узоры в плавных округлых контурах. Это были фигуры фантастических зверей. Затейливые растительные узоры. (приложение 3, рис. 5)
Поморские вышивки тамбурным швом отличает сдержанность и приверженность к традиционным мотивам.
Вплоть до середины XIX века «украсы» не изменяли, чтобы не нарушать древний смысл; передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая каноны. Но к середине XX века содержание народного узорочья стало забываться. На поморских изделиях появились модные узоры, публиковавшиеся в журналах того времени «Нива» и «Родина», что свидетельствует о постепенном «разрушении» традиций старинной вышивки. Кроме того, в это время здесь распространилась «городская» вышивка гладью, которой поморки стали украшать коленкоровые сорочки, салфетки, наволочки, носовые платки, даже полотенца и простыни. Вышивать и вязать должны были все девушки и молодые женщины в Поморье. Это обусловлено образом жизни и устройством быта. (приложение 3, рис. 6, 7)
Поморки вывязывали разнообразные кружева к концам полотенец. В мастерской «Рукоделия Поморья» в филейной технике вывязаны концы полотенца по образцу предмета, хранящегося в одной из семей Беломорска.(приложение 3, рис. 8, 9)
Также отмечу, что в фондовых коллекциях музея хранятся и связанные на спицах предметы, ведь в конце XIX– начале XXвека в Поморье прядение шерсти и вязание из нее был одними из самых распространенных занятий женского населения.
1.6.Материалы и инструменты.
1)Ткань-текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.
2) Нитки мулине - называют тончайшую пряжу, скрученную в несколько сложений и имеющую максимальную длину.
3)Ножницы - инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в близкорасположенных параллельных плоскостях.
4)Иглы - длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества
5)Нитки Снежинка - очень тонкие хлопчатобумажные нитки для вязания легких изделий и плетения воздушных кружев.
6)Крючок- применяется для ручной вязки кружев, кофточек и других изделий. Изготовляются цельнометаллические и комбинированные крючки с деревянной или пластмассовой ручкой.
7) Пяльцы - приспособление для вышивания, которое используют при работе с вышивками любого размера.
8) Копировальная бумага - тонкая бумага с нанесенным на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии при рисовании карандашом.
2.Технологический этап.
2.1 Правила техники безопасности:
Работа с иголками. Во время работы:
1.Храните иглу в определённом месте (в игольнице);
2.Во время работы иголки вкалывайте в подушечку;
3.Обязательно найдите потерянную иглу;
4.Кусочки сломанной иголки соберите и положите в безопасное место;
5.Запрещается брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены и занавески.
Работа с ножницами. Во время работы:
1.Кладите ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
2.Передавайте и переносите ножницы только колечками вперёд и с сомкнутыми лезвиями;
3.Следите, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего.
Работа с машинкой. Во время работы:
1.Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения
2.Уберите с платформы и станины швейной машины посторонние предметы.
3. Перед работой уберите из ткани булавки и иголки.
4.Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины.
5.Следите за правильным положением рук и ног.
6.Стул должен стоять так, чтобы игла находилась перед вами.
7.Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула. Изделие должно находиться на расстоянии 30 - 40 см. от глаз работающего.
2.2.Организация рабочего места.
Свет должен правильно падать. Сидеть нужно ровно, не горбить спину и не слишком близко подносить изделие к глазам. Неправильная посадка портит здоровье.
Выполнять работу следует аккуратно. Самое главное - соблюдать правила техники безопасности. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно)
2.3.Технологическая часть:
№ | Описание операции | Графическое изображение | Инструменты и приспособления |
1 | Вязка кружева | | Нитки Снежинка, крючок, ножницы |
2 | Вышивка узоров | | Копировальная бумага, карандаш, нитки мулине, ткань, игла, ножницы |
3 | Обработка и соединение деталей | | Нитки, ножницы, швейная машинка |
Соответствие изделия разработанным требованиям.
Технология изготовления доступная.
Инструменты и материалы доступные.
Расход материалов небольшой.
Материалы доступны по стоимости.
3.Заключительный этап.
3.1.Экология.
Я считаю, что выполненные мною изделия экологически безопасны и не могут навредить здоровью человека. Все использованные материалы изготовлены из экологически чистого сырья, не содержат озоно-разрушающих веществ. Загрязнение окружающей среды не происходит, токсичных веществ не выделяется. Безвреден и технологический процесс.
3.2.Экономика.
Расчёт затрат на изготовление
Итого:320р
Вывод: изделие вышло недорогим, с учетом того, что большинство материалов у меня уже были. Свою работу я оцениваю в 1500 рублей.
3.3.Реклама.
Вы зададитесь вопросом: «К чему рушник в современном мире?», а я смогу дать короткий и ясный ответ: «Мы должны помнить и восхищаться позабытыми традициями нашего края, не только сохраняя оставшиеся изделия, но и пополняя их собственными руками».
3.4.Самооценка.
Когда я начинала работу, я планировала изготовить её, соблюдая все традиции поморских изделий, я считаю, что однозначно справилась с этой задачей. Для меня полотенце получилось очень аккуратным и привлекательным. Это занятие заняло огромное количество времени, но конечный результат определённо того стоил.
Свойства | Соответствие |
Практичность | Изделие очень практично. |
Красота | По моему мнению, внешний вид изделия оправдал надежды в эстетическом плане. |
Новизна | Для меня это первый опыт в работе с таким изделием. |
Оригинальность | Точно так никто уже не сделает, если только попробует повторить. |
Сочетаемость | При выборе узоров я примерно представляла все так, чтобы все части полотенца подошли друг к другу и смотрелись гармонично. |
Качество | Думаю, что моё изделие получилось достаточно качественным по стилю и исполнению. |
3.4.Заключение.
Выполнение проекта отработало мои навыки в вязании и вышивке, а также позволило их повысить. У меня появился огромный интерес к созданию поморских изделий, это помогает не только совершенствовать мои навыки в рукоделии, но также сохранить давние традиции наших предков.Сложно выделить, что мне понравилось изготавливать в этой работе больше всего. И вязание крючком, и вышивка тамбурным швом увлекли меня в полной мере. Хотелось бы добавить, что работа доделана не до конца, в моих планах перенести фантастического зверя на ткань и вышить его в ближайшем времени. (приложение 4, рис.1)
4.Использованные источники.
4.1.Интернет-ресурсы.
1.https://cs1.livemaster.ru/storage/a3/b9/1e1f6d02ca89886a33d37bc4fap3--svadebnyj-salon-rushnik-na-ikonu-bereginya-rushnik-dlya-blago.jpg (08.12.21)
2. https://www.korely.ru/upload/iblock/a90/a907c53d15c5538bff1a4c5706db21d7.jpg (08.12.21)
3. http://rk.karelia.ru/wp-content/uploads/2019/04/ir5s9tv6j14cwocc4o.jpg (09.12.21)
4.2.Литература.
1. Традиционная культура поморов Белого моря: истоки и современность: из опыта работы Центра поморской культуры города Беломорска Республики Карелия/ авт.-сост.В. А. Васильев, И. Г. Ильина, С. В. Кошкина -Петрозаводск:Периодика,2019.-160 с. ISBN978-5-88170-360-8
Приложение 1
Рис.1 Рис.2
Рис. 3 Рис.4
Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7
Приложение 2
Рис. 1 Рис.2
Приложение 3
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис.5 Рис.6
Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9
Приложение 4
Рис. 1