Творческое развитие учащихся на уроках музыки.
Шамова Марина Ивановна
Учитель музыки
МБОУ «СОШ №1»
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка.
Главной целью в контексте требований ФГОС является рассмотрение в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников музыке. ФГОСы ориентируют учителя и учащихся на три вида результатов образования: личностные, предметные и метапредметные.
Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.
Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время должна осуществляться на единых принципах и вести к цели музыкального образования, которая является общей независимо от форм и методов ее достижения (урок или внеклассное занятие, лекция, кружок и пр.)
Вопросы профессиональной деятельности учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли будет учитывать требования, предъявляемые ему обществом, передовой теорией и практикой педагогического образования, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника.
Образовательная функция искусства заключена в художественном познании мира школьниками, воспитании эстетического отношения к жизни и труду, содействии общему развитию ребенка, его творческих способностей, духовно – нравственному становлению личности. Реализация этой функции возможна только при непосредственном общении детей с искусством, то есть при их активном участии в музыкально – творческом процессе. В основе общения ребенка с музыкой находится образ, интонация, следовательно, поют ли дети, слушают ли музыку, размышляют ли о ней – они вносят свое понимание образа и свои переживания по отношению к этому образу в его вокальную, пластическую, словесную интерпретацию.
Для реализации творческих способностей на уроках музыки, необходимо:
- отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться формирующим конкретные творческие навыки и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
- использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
- выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности школьников, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.
Современное музыкальное образование направлено на развитие у школьников целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей учащимся базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Современная педагогическая наука определяет путь развивающего обучения как воспитание учащихся через активное целенаправленное действие. Музыкальное образование является важнейшим разделом эстетического воспитания.