СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество,рожденное музыкой

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Творчество, рожденное музыкой.

Цель: познакомить учеников с творчеством Исмагилова, пробудить интерес к башкирской национальной музыке, развивать познавательный интерес учеников, воспитывать патриотические и нравственные чувства-любовь к родному краю, бескорыстие, доброту, развитие речи учащихся.

Настраиваемся на урок.

Эпиграф.

Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинное творческое горение…Только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать своей мелодией других.

                                                                                                  (Мустай Карим)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из самых популярных композиторов Башкортостана. А кто он мы узнаем позже.

Тема урока: Творчество, рожденное музыкой.

Цель: дальнейшее знакомство с творчеством композитора.

Открыли тетради,записали число и тему урока. Кинокадры или презентация (под курай)

Чудная природа Урала: причудливые и живописные очертания гор, прохладная тишина почти девственных лесов, одна другой красивее заманчивые дали, широкие долины, узкие и глубокие ущелья, красивые реки:Ай,Инзер,красавица Агидель,Юрюзань.

Да,такая природа не могла не родить прекрасных музыкантов.

В дни юбилейных торжеств,когда композитору исполнялось  восемьдесят лет,Мустай Карим так сказал о творчестве композитора:

(экран)

Около шестидесяти лет художник подбирал свои ноты, словно собирал зёрнышко за зёрнышком на земле и звёздочку за звёздочкой в небе.Если бы сложить все эти ноты воедино,получилась бы изрядная гора.Если бы все мелодии вышедшие из сердца композитора слить вместе,получилась бы полнлводная река звуков.

Послушайте отрывок из стихотворения «Урал»видного башкирского писателя, поэта и драматурга Даута  Юлтыя. (видеофрагмент)

Урал,моя земная колыбель

Ты мой родник,мой первый вешний гром,

И в летнюю жару,и в зимнюю метель

Ты домом был отцу

Теперь мой дом.

Каждый из нас с гордостью называет Башкортостан, Урал своим домом. Кто объяснит почему?

Мы с вами любим свою Родину, знаем её.  А согласны ли вы с тем, что нередко Башкортостан называют «жемчужиной» Урала? Как вы думаете, почему?

Недаром башкирская земля славится талантливыми поэтами, композиторами, художниками, которые вдохновенно воспевают красоту родного края. Есть такая песня-романс и у нашего композитора. Называется она «Родимый мой Урал» на слова Салавата Юлаева.

Что такое романс?

Послушайте, пожалуйста эту песню-романс и ответьте на вопрос: «Что нам хотел рассказать или показать композитор этой песней?" Слушание.

Гордость за преобразованный родной край оборачивается неустанным воспеванием, восхвалением родной земли. В вокальном творчестве композитора, возможно главное место занимает группа песен-романсов о родном крае-величавом Урале, каждая из которых является своего рода вдохновенным «признанием в любви». Это песни-романсы(экран)

«Взошел на горную вершину»

«О, Урал мой величавый»

«Шумит мой лес»

«Тоска по долинам Уральских гор»

Названные сочинения считаются классическими образцами этого жанра в творчестве композитора. (запись в тетрадь)

Второй этап нашей работы-знакомство и разучивание песни «Тургай»

Послушайте песню. (слова песни на экране). Какой характер у песни? Ответы детей.

Поза исполнителя.  Распевка.  Работа над песней по фразам.

Мы выучили первый куплет. Домашнее задание: выучить второй и третий куплет песни.

Приглашаю желающих спеть эту песню у доски (исполнение песни по желанию)

Оценка учащихся.  Продолжим работу над песней на следующем уроке.

Какие жанры башкирской музыки вы знаете?

Башкирский народ свои музыкальные произведения классифицирует по сугубо музыкальным принципам-темпу и характеру звучания. То есть, это «озон кюй», «кыска кюй», «халмак кюй».

Для инструментальных произведений композитора характерна прочная опора на мелодический стиль «озон кюй».

Ранние инструментальные произведения, пьесы Исмагилова, как , впрочем, и последующие подразделяются на трехчастные с развивающей серединой и трехчастные с контрастной серединой.

Ребята, послушайте музыкальное произведение композитора, и скажите, если бы вы были композиторами, как бы вы его назвали? Какую картину вы себе представили? Слушание. Ответы детей. Прозвучала пьеса «Ноктюрн», что означает «ночной».

Ноктюрн-   это мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами.

Смысл новаторства в «Ноктюрне» заключается в том, что Исмагилов соединил «озон кюй» с мелодическими приемами (показ на фортепиано).

Таким образом, мелодический стиль озон –кюй, оказался соединенным с традициями европейской музыки. (Повторное слушание).

И наконец творчество Исмагилова дает прекрасные образцы шуточных песен, в развитии которых он тоже внес большой вклад. Хорошо известно, что башкирские композиторы создавали их по типу башкирских народных шуточных песен, для которых характерны сюжетность и куплетная форма.

На проекторе.  «Темперамент, задор и удаль, броскость мелодических и ритмических средств отличает эту струю народного песнетворчества» -писал о них Месягутов. Разве можно забыть весёлые песни «Башкирский кумыс», «Чай грузинский -мед башкирский» в великолепном исполнении Заки  Махмутова, которые так полюбились слушателям. Все эти песни принесли композитору широчайшую известность.

Какие башкирские напитки вы знаете?

Мне нужен один человек из класса. Кто смелый, выходи. Сейчас, я прочту отрывок из стихотворения. Перед тобой стоит задача: выбрать бокал с тем напитком, о котором пойдет речь в стихотворении.

Кемняр  сауа биялярне

Эллэ  сакмар кызымы,

Коч та бирэ, дэрт та бирэ,

Эй, кымызы, кымызы.

Бу кымызга ни житя?

Кунеллярне  жилкендереп

Жырлатада биетэ.

(Выбрать правильный бокал) Молодец! Правильно!

Кумыс составлял главнейшую пищу и наслаждение наших кочевых народов, которые без него, едва ли могли существовать.

Привыкнув к кумысу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения другим напиткам, особенно в жаркое время. Он охлаждает, утоляет жажду и голод, придает особенную бодрость. Послушаем песню «Башкирский кумыс». Какой характер у этой песни? О чем поется? Исмагилов работает в разных музыкальных жанрах, создает разнообразные по тематике сочинения.

В его произведениях находят место и лирика, и героика, патриотка и бытовой жанр.

Но, пожалуй, нигде так ярко не раскрывает талант композитора как в лирике.

Для вокальных сочинений Исмагилова в большей степени характерны признаки песенного жанра, что можно объяснить решающим влиянием фольклорных традиций.

Ребята, что мы называем фольклором?

Фольклор – народное творчество или народная мудрость.

Музыкальный фольклор-это народные песни, танцы, былины и инструментальные наигрыши.

Чем отличается фольклор от профессиональной музыки?

Фольклор не знает авторства. Фольклор-это не только народная мудрость, это ещё проявление души народа.

Музыкальная загадка. Исполнение песни «Их, тала»

Вершинами в области любовной лирики является романс «Соловушек» (Былбылым) на слова Кулмыя. Расчлененность музыки на короткие фразы приближает мелодию к разговорному типу. Бесконечные замедления в конце этих фраз придают романсу черты монологичности.

Слушание романса.

Таким образом, сфера лирики охватывает достаточно широкий круг тем и образов от нежного любовного излияния до гимнистического  упоения величавостью родного края.

Лирические песни и романсы Исмагилова представляют собой важный этап в развитии башкирской вокальной музыки.

Итог.

С творчеством какого композитора  мы  продолжили дальнейшее знакомство?

К каким жанрам музыки мы обращались на уроке?

К каким жанрам башкирской музыки обращался композитор в своем творчестве?

Уходящие под облака голубые вершины гор, бегущая через пороги и теснины ущелий к просторам степей гордая и стремительная красавица Агидель, язык башкирского народа, восхитительные песни, богатейший фольклор-вот те истоки, которые питают творчество Исмагилова, из которых он черпает вдохновение и которые с сыновьей любовью к родной земле носит он в своем сердце.

Рубрика «На музыкальной волне»

Деятельность композитора , учителя оценивается не только его уроками,но  и учениками, продолжателя его дела.

Профессор Исмагилов способствовал развитию и становлению многих молодых дарований. Среди них  талантливые  композиторы:  Абрар  Габдрахманов, Нур Даутов, Рафаил Касимов, Айрат Кубагушев, Рим Хасанов, Роберт Газизов, Рашид Зиганов.

Загир Исмагилов является эталоном таланта и трудолюбия.

Вывод. Мы расширили свои знания о башкирской музыке, охарактеризовали многогранность и глубину таланта Загира  Исмагилова. Песня –душа народа, действительно она, как человек живет. Народным песням нет забвенья, её любя передает народ из поколения в поколенье. Человек,который не знает родной музыки, родного слова не может быть патриотом своей Родины.

 

Просмотр содержимого документа
«Творчество,рожденное музыкой»

Тема: Творчество, рожденное музыкой.

Цель: познакомить учеников с творчеством Исмагилова, пробудить интерес к башкирской национальной музыке, развивать познавательный интерес учеников, воспитывать патриотические и нравственные чувства-любовь к родному краю, бескорыстие, доброту, развитие речи учащихся.

Настраиваемся на урок.

Эпиграф.

Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинное творческое горение…Только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать своей мелодией других.

(Мустай Карим)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из самых популярных композиторов Башкортостана. А кто он мы узнаем позже.

Тема урока: Творчество, рожденное музыкой.

Цель: дальнейшее знакомство с творчеством композитора.

Открыли тетради,записали число и тему урока.
Кинокадры или презентация (под курай)

Чудная природа Урала: причудливые и живописные очертания гор, прохладная тишина почти девственных лесов, одна другой красивее заманчивые дали, широкие долины, узкие и глубокие ущелья, красивые реки:Ай,Инзер,красавица Агидель,Юрюзань.

Да,такая природа не могла не родить прекрасных музыкантов.

В дни юбилейных торжеств,когда композитору исполнялось восемьдесят лет,Мустай Карим так сказал о творчестве композитора:

(экран)

Около шестидесяти лет художник подбирал свои ноты, словно собирал зёрнышко за зёрнышком на земле и звёздочку за звёздочкой в небе.Если бы сложить все эти ноты воедино,получилась бы изрядная гора.Если бы все мелодии вышедшие из сердца композитора слить вместе,получилась бы полнлводная река звуков.

Послушайте отрывок из стихотворения «Урал»видного башкирского писателя, поэта и драматурга Даута Юлтыя. (видеофрагмент)

Урал,моя земная колыбель

Ты мой родник,мой первый вешний гром,

И в летнюю жару,и в зимнюю метель

Ты домом был отцу

Теперь мой дом.

Каждый из нас с гордостью называет Башкортостан, Урал своим домом. Кто объяснит почему?

Мы с вами любим свою Родину, знаем её. А согласны ли вы с тем, что нередко Башкортостан называют «жемчужиной» Урала? Как вы думаете, почему?

Недаром башкирская земля славится талантливыми поэтами, композиторами, художниками, которые вдохновенно воспевают красоту родного края. Есть такая песня-романс и у нашего композитора. Называется она «Родимый мой Урал» на слова Салавата Юлаева.

Что такое романс?

Послушайте, пожалуйста эту песню-романс и ответьте на вопрос: «Что нам хотел рассказать или показать композитор этой песней?" Слушание.

Гордость за преобразованный родной край оборачивается неустанным воспеванием, восхвалением родной земли. В вокальном творчестве композитора, возможно главное место занимает группа песен-романсов о родном крае-величавом Урале, каждая из которых является своего рода вдохновенным «признанием в любви». Это песни-романсы(экран)

«Взошел на горную вершину»

«О, Урал мой величавый»

«Шумит мой лес»

«Тоска по долинам Уральских гор»

Названные сочинения считаются классическими образцами этого жанра в творчестве композитора. (запись в тетрадь)

Второй этап нашей работы-знакомство и разучивание песни «Тургай»

Послушайте песню. (слова песни на экране). Какой характер у песни? Ответы детей.

Поза исполнителя. Распевка. Работа над песней по фразам.

Мы выучили первый куплет. Домашнее задание: выучить второй и третий куплет песни.

Приглашаю желающих спеть эту песню у доски (исполнение песни по желанию)

Оценка учащихся. Продолжим работу над песней на следующем уроке.

Какие жанры башкирской музыки вы знаете?

Башкирский народ свои музыкальные произведения классифицирует по сугубо музыкальным принципам-темпу и характеру звучания. То есть, это «озон кюй», «кыска кюй», «халмак кюй».

Для инструментальных произведений композитора характерна прочная опора на мелодический стиль «озон кюй».

Ранние инструментальные произведения, пьесы Исмагилова, как , впрочем, и последующие подразделяются на трехчастные с развивающей серединой и трехчастные с контрастной серединой.

Ребята, послушайте музыкальное произведение композитора, и скажите, если бы вы были композиторами, как бы вы его назвали? Какую картину вы себе представили? Слушание. Ответы детей. Прозвучала пьеса «Ноктюрн», что означает «ночной».

Ноктюрн- это мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами.

Смысл новаторства в «Ноктюрне» заключается в том, что Исмагилов соединил «озон кюй» с мелодическими приемами (показ на фортепиано).

Таким образом, мелодический стиль озон –кюй, оказался соединенным с традициями европейской музыки. (Повторное слушание).

И наконец творчество Исмагилова дает прекрасные образцы шуточных песен, в развитии которых он тоже внес большой вклад. Хорошо известно, что башкирские композиторы создавали их по типу башкирских народных шуточных песен, для которых характерны сюжетность и куплетная форма.

На проекторе. «Темперамент, задор и удаль, броскость мелодических и ритмических средств отличает эту струю народного песнетворчества» -писал о них Месягутов. Разве можно забыть весёлые песни «Башкирский кумыс», «Чай грузинский -мед башкирский» в великолепном исполнении Заки Махмутова, которые так полюбились слушателям. Все эти песни принесли композитору широчайшую известность.

Какие башкирские напитки вы знаете?

Мне нужен один человек из класса. Кто смелый, выходи. Сейчас, я прочту отрывок из стихотворения. Перед тобой стоит задача: выбрать бокал с тем напитком, о котором пойдет речь в стихотворении.

Кемняр сауа биялярне

Эллэ сакмар кызымы,

Коч та бирэ, дэрт та бирэ,

Эй, кымызы, кымызы.

Бу кымызга ни житя?

Кунеллярне жилкендереп

Жырлатада биетэ.

(Выбрать правильный бокал) Молодец! Правильно!

Кумыс составлял главнейшую пищу и наслаждение наших кочевых народов, которые без него, едва ли могли существовать.

Привыкнув к кумысу, поневоле предпочитаешь его всем без исключения другим напиткам, особенно в жаркое время. Он охлаждает, утоляет жажду и голод, придает особенную бодрость. Послушаем песню «Башкирский кумыс». Какой характер у этой песни? О чем поется? Исмагилов работает в разных музыкальных жанрах, создает разнообразные по тематике сочинения.

В его произведениях находят место и лирика, и героика, патриотка и бытовой жанр.

Но, пожалуй, нигде так ярко не раскрывает талант композитора как в лирике.

Для вокальных сочинений Исмагилова в большей степени характерны признаки песенного жанра, что можно объяснить решающим влиянием фольклорных традиций.

Ребята, что мы называем фольклором?

Фольклор – народное творчество или народная мудрость.

Музыкальный фольклор-это народные песни, танцы, былины и инструментальные наигрыши.

Чем отличается фольклор от профессиональной музыки?

Фольклор не знает авторства. Фольклор-это не только народная мудрость, это ещё проявление души народа.

Музыкальная загадка. Исполнение песни «Их, тала»

Вершинами в области любовной лирики является романс «Соловушек» (Былбылым) на слова Кулмыя. Расчлененность музыки на короткие фразы приближает мелодию к разговорному типу. Бесконечные замедления в конце этих фраз придают романсу черты монологичности.

Слушание романса.

Таким образом, сфера лирики охватывает достаточно широкий круг тем и образов от нежного любовного излияния до гимнистического упоения величавостью родного края.

Лирические песни и романсы Исмагилова представляют собой важный этап в развитии башкирской вокальной музыки.

Итог.

С творчеством какого композитора мы продолжили дальнейшее знакомство?

К каким жанрам музыки мы обращались на уроке?

К каким жанрам башкирской музыки обращался композитор в своем творчестве?

Уходящие под облака голубые вершины гор, бегущая через пороги и теснины ущелий к просторам степей гордая и стремительная красавица Агидель, язык башкирского народа, восхитительные песни, богатейший фольклор-вот те истоки, которые питают творчество Исмагилова, из которых он черпает вдохновение и которые с сыновьей любовью к родной земле носит он в своем сердце.

Рубрика «На музыкальной волне»

Деятельность композитора , учителя оценивается не только его уроками,но и учениками, продолжателя его дела.

Профессор Исмагилов способствовал развитию и становлению многих молодых дарований. Среди них талантливые композиторы: Абрар Габдрахманов, Нур Даутов, Рафаил Касимов, Айрат Кубагушев, Рим Хасанов, Роберт Газизов, Рашид Зиганов.

Загир Исмагилов является эталоном таланта и трудолюбия.

Вывод. Мы расширили свои знания о башкирской музыке, охарактеризовали многогранность и глубину таланта Загира Исмагилова. Песня –душа народа, действительно она, как человек живет. Народным песням нет забвенья, её любя передает народ из поколения в поколенье. Человек,который не знает родной музыки, родного слова не может быть патриотом своей Родины.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!