Тема статьи: Творчество в образовательном процессе как необходимое условие здоровьесбережения.
Термин “здоровьесберегающие образовательные технологии” – это качественная характеристика любой образовательной технологии, её сертификат безопасности для здоровья, совокупность приемов, методов, принципов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьясбережения.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии я создаю условия, при которых каждый студент переживет успех от художественной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией, снимает психоэмоциональное напряжение, формирует позитивное самовосприятие. Студенты учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляция чувств и поведения. Наиболее ярко творческая индивидуальность студентов проявляется при участии в художественных конкурсах, поэтому я привлекаю максимальное количество участников в конкурсах рисунков: “Моя семья, моя Россия”, “80 лет обороны Тулы”, “Пасхальная мастерская” и тд.
В процессе занятий я использую разные виды изобразительного искусства – это графика (карандаш, уголь, пастель), живопись (акварель, гуашь, масло, акрил,), декоративно - прикладное искусство (роспись, вышивка, роспись ткани - батик, плетение).
Развивая творческие способности студентов, я реализую задачу формирования у них культуры здоровья. Поэтому наряду с тематическими образовательными программами, я отвечаю на задаваемые учащимися и актуальные для них вопросы по проблемам здоровья. Стараюсь приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. Так же я направляю свои усилия на формирование моды на речевую культуру (как составную часть общей культуры человека).
Известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.
Пробудить заложенное в студенте творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. А самое главное – это создание ситуации успешности каждого ребенка. Создание комфортного психологического климата. Я считаю, что это неотъемлемая часть технологии здоровьясбережения!
МОИ ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Принцип 1. Не навреди! | Не допускать учащихся к состоянию переутомления. В кабинете я слежу за температурой и свежестью воздуха, освещением класса и доски, отсутствием монотонных неприятных звуковых раздражителей. В течении занятия необходима смена видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, практическая работа, самостоятельная работа. |
Принцип 2. Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. | Проводиться мониторинг здоровья учащихся – физического, психологического, духовно-нравственного. |
Принцип 3. Триединое представление о здоровье. | Не забываем, что здоровье – это единство физического, психического и духовно-нравственного благополучия. |
Принцип 4. Непрерывность и преемственность. | Здоровье сберегающая работа проводится на каждом занятии каждый день. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации. Преподавание с учетом меж предметных связей. |
Принцип 5. Субъективно субъектное взаимоотношение с учащимися. | Индивидуальный подход к каждому. Педагог – всегда пример. Вопросы здоровья обязательно рассматриваются. У учащихся воспитана ответственность за свое здоровье |
Принцип 6. Соответствие сознания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. | Объем учебной нагрузки, уровень сложности изучаемого материала должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся. Отдавать предпочтение позитивным подкреплениям (воздействиям), стараясь избегать негативные (т.е. запреты). Создавать комфортные условия для учебы, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на его здоровье. Активные методы обучения приносят гораздо лучшие результаты. |
Принцип 7. Сочетание охранительной и тренирующей стратегии. | Не забывать о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья |
Принцип 8. Контакт с родителями. | Обязательно сотрудничать с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей. |