Творческая презентация участницы конкурса «Я – учитель здоровья»
Герт Елена Юрьевна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 10
города Славгорода Алтайского края
Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Здоровье, как и талант, человек получает от «природы». Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства , не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России является не только медицинской, но и педагогической проблемой.
Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается Законом «Об образовании».
В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. Педиатры, изучая состояние здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Английский язык в школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Основные направления моей деятельности:
Здоровьесбережение реализуется посредством оптимизации содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На моих уроках я: выстраиваю работу с учетом динамики внимания учащихся,
стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащегося и применять дифференцированный подход к детям с разными возможностями,
поддерживаю познавательный интерес и мотивацию к изучению английского языка,
соблюдаю принцип двигательной активности .
Одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Способы релаксации на уроке
На уроках английского языка соблюдаются гигиенические требования и учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесберегающих технологий. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала. Я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации.
Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного вида движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.
На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев.
Дети поют английскую песенку
Дифференцированный подход
на моих уроках осуществляется с учетом личных интересов и особенностей ученика и возможности выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика.
Повышение мотивации
На своих уроках я использую игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.
Например, при введении и закреплении нового лексического материала я предлагаю детям игру в мяч . Учитель называет новое слово на русском языке и кидает мяч ученику, который должен вернуть мяч учителю и перевести это слово. Также можно применять игру на внимание «Что пропало» (на доске несколько картинок по изученной лексике, дети закрывают глаза, одна картинка убирается, дети открывают глаза и называют слово)
Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным.
При этом визуальные образы, воспринимаемые
с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети
показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.
Для повышения мотивации, на всех этапах обучения, подходит метод проектов. Данный метод является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес: проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным. Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Делимся на группы по цвету карточки, по символу, по разрезанной картинке, по месяцу рождения и т.п.
Как учитель английского языка, я учу детей правильно относиться к своему здоровью. Ведь правильное отношение к своему здоровью поможет подрастающему поколению выработать правильный подход не только к физическому, психологическому, но и к нравственному и социальному здоровью.
Целью моей педагогической деятельности является создание такого пространства, которое формировало бы у детей потребность в движении, помогало его самореализации, совершенствовало его как личность, прививало здоровый образ жизни.