Творческий портрет как речевой жанр
Акчурина Н.В.
Учитель музыки МБОУ СОШ № 49 г. Новокузнецка
В настоящее время существенное влияние на формирование духовного облика личности человека оказывает музыкальное искусство. Высказывание о музыке способствует формированию богатой внутренней культуры учащихся, их эстетического вкуса и гибкости межличностного общения. Подлинное произведение искусства, возникает тогда, когда замысел переплавлен силой таланта и мастерства композитора.
Творческий портрет композитора является высказыванием, сообщением о человеке, характеризующем личность и творческое наследие с целью раскрытия его индивидуальности и неповторимости.
Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Увековечение человека, «выявление» его существенных индивидуальных черт – одна из задач портрета.
Диапазон возможностей исследования творческой личности широк. Жизнь и творчество великих музыкантов отражаются в научных монографиях, художественных романах, биографических исследованиях, критических статьях. В них рассматриваются особенности музыкального стиля композитора и созданные им произведения, личностные качества и индивидуальные манеры поведения и т.д.
Особая обстановка – урок музыки – влияет на структуру творческого портрета, который включается в содержание урока в зависимости от учебной задачи и ситуации общения. Учитель, который стремится создать эмоциональную атмосферу урока, увлечь высказыванием учеников, видит в композиторе прежде всего интересного, своеобразного человека, раскрывающегося в его поступках, дружеских отношениях, любовных переживаниях и нашедшей отражение в его произведениях. Поэтому содержание может быть воплощено следующим образом:
Содержание творческого портрета композитора
Содержание | Внутреннее наполнение рассказа |
Биографическое повествование | |
Портретная характеристика | описание внешнего вида; речевая манера (тембр, темп речи, интонационная выразительность и др.); свойства характера (привычки, особенности натуры). |
Характеристика творчества | особенности мировоззрения композитора как необходимое условие для проникновения в его творчество, особенности музыкального стиля творца; тематика и проблематика произведений, характер индивидуального стиля; характеристика процесса создания музыкального произведения (замысел, источник, этапы работы, редакционная правка и т.д.); место композитора в эпохе (среди современников и в музыкальной культуре вообще, его вклад, заслуга), оценка его современниками, критиками; цитаты из музыкальных произведений творца. |
Раскрывая творческий портрет композитора, следует обрисовать наиболее типические, индивидуальные черты личности, основную устремлённость его творчества (например, творческое «credo»).
Личность композитора неотделима от его эпохи, от тех исторических событий, свидетелем и участником которых он был, поэтому, говоря о композиторе, преподаватель не просто опирается на исторические факты, а старается оживить исторические события, показать, как жизнь эпохи может быть пропущена через сердце человека.
Работу по отбору материала, который поможет связать историческую эпоху с жизнью композитора, мы предлагаем вести в следующих трёх направлениях:
Изучение исторических документов эпохи, писем, дневниковых записей, воспоминаний современников, публицистики того времени.
Знакомство с фактами жизни композитора, дающими представление о непосредственном его участии в общественной жизни страны.
Выявление связей между произведениями композитора и злободневными для России тех лет вопросами.
В зависимости от ситуации общения на уроке и поставленных учителем учебных задач можно выделить следующие разновидности творческого портрета композитора по содержанию:
обзорный – дает общее представление о жизни и творчестве композитора («Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский»);
тематический – высказывание о композиторе, раскрывающее определенную тему в его музыкальном творчестве («Композитор-драматург П.И.Чайковский»);
жанровый – характеризует личность композитора через произведения одного жанра («Оперное творчество П.И.Чайковского», «Лирические романсы П.И.Чайковского»);
монографический – творческий портрет композитора, посвященный одному произведению («Музыка П.И.Чайковского для детей. «Детский альбом»).
Характер изложения определяет степень субъективности информации о композиторе, которая проявляется в отборе материала, в особенностях его построения и подачи, в языковом оформлении.
Слово о композиторе имеет особое языковое воплощение. Обязательными при подготовке высказывания также являются стадии целенаправленного планирования речи и отбора языковых средств. Если имя композитора школьникам уже известно, произведения его изучались, то учителю приходится актуализировать уже имеющиеся сведения и открывать новую страницу жизни и творчества музыканта. В связи со стремлением передать яркую, образную, интересную информацию о творческой личности, содержание рассказа можно разделить на две части: средства эмоционального воздействия на учащихся и средства активизации внимания.
Языковые средства слова о композиторе
Функции воздействия | Содержание | Пример из текста |
Средства эмоционального воздействия на учащихся | Эпитеты | «В симфонической музыке Петр Ильич Чайковский был мастером непревзойденным» |
Метафоры | «Петр Ильич скончался 25 октября 1893 года. Его сметь ошеломила весь Петербург. Сотни тысяч людей сопровождали гроб великого музыканта. «Хоронят славу России», - громко сказал его учитель А.Г.Рубинштейн» |
Сравнения | «Его музыка звучит как звук родной речи, как голос матери, как речь любимого и дорогого существа, - эта задушевность есть во всех произведениях Чайковского» |
Риторические восклицания | «И невольно выступают на глазах у всех слезы. Не удержать их! Ведь страна потеряла Чайковского!» |
Средства активизации внимания | Местоимения «мы», «вы» | «Мы с вами, ребята, отправимся в увлекательный мир музыкальных произведений П.И.Чайковского» |
Риторические вопросы | «Что же стоит на пути человека к счастью? Музыка Чайковского смело отвечает на этот вопрос». |
Психологи выявили, что для школьников младшего возраста характерна заинтересованность человеком как носителем определенных свойств личности, появляется желание понять мотивы поведения. Поэтому для учителя важно представить яркую, неповторимую личность творца, вызвать увлеченность яркими эпизодами. Более глубокой, целостной будет характеристика творческой личности в текстах, предназначенных ученикам более старшего школьного возраста, так как они проявляют интерес к сложному внутреннему миру личности композитора, стремятся познать сущность моральных свойств, его творческое мировосприятие.
Учитывая особенности восприятия учащимися речи учителя, время звучания высказывания о композиторе в зависимости от возраста учеников может варьироваться от 5-7 до 25 минут.
Фрагменты творческого портрета могут присутствовать на разных этапах урока, но в педагогической практике наиболее распространенным является вступительный (вводный, предваряющий изучение музыкального произведения).
Создавая слово о творческой личности, учителю необходимо хорошо ориентироваться в материале и быть готовым к различным речевым ситуациям в ходе произнесения слова, излагать информацию интересно, ярко, образно. На наш взгляд, основными компетенциями учителя музыки при создании творческого портрета композитора являются следующие:
профессиональная глубина знаний о композиторе;
умение творчески перерабатывать информацию с учетом возрастных и психологических особенностей учеников-слушателей;
суггестивность, способность к внушению, к эмоциональному воздействию на слушателя;
коммуникативная компетентность.
Литература:
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 324 с.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 496 с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
Культура речи педагога: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений /Н.Д.Десяева, Т.А.Лебедева, Л.В.Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.