Не удержать звезды в ресницах… Но сколько лет, но сколько лет Душа сама летит, как птица, На Божий свет! На божий свет!
Творчество В.П. Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Своеобразие лирических стихотворений природной тематики
Целью исследования является анализ лирических произведений Виктора Дронникова, посвященных природной тематике. Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:
- изучение биографии поэта- орловца В. Дронникова и критики на его произведения,
- знакомство с литературой по проблемам лингвостилистического анализа художественного текста;
- анализ стихотворений природной тематики изучаемого автора.
- Методом сплошной выборки было исследовано 150 лирических произведений. Анализ материала проводился на основе описательного, сравнительного методов и сопровождался лингвистическим комментированием, представляющим собой универсальный приём объяснения и синтеза получаемых сведений.
- Тема работы является, безусловно, актуальной, прежде всего потому, что творчество В. Дронникова мало затронуто с точки зрения художественного и лингвистического анализа, тогда как оно представляет для этого богатейший материал.
- В исследовании мы использовали разнообразную критическую литературу, как предоставленную музеем писателей - орловцев, так и из личных архивов поэта и критиков.
В. П. Дронников. Жизнь. Судьба. Поэзия
Виктор Петрович Дронников родился в д. Жилино под Орлом 18 августа 1940 г. Теперь это цветущая окраина города. В раннем детстве поэт пережил большое горе: потерял отца.
- Окончив в 1958 г. Среднюю школу, Дронников работал на заводах Орла слесарем, сварщиком, сборщиком. В 1961 г. по путевке комсомола он уехал на строительство железной дороги Москва — Владивосток. Там и родились первые строчки стихов начинающего поэта.
- Вернувшись в Орел, Дронников поступил в педагогический институт, а потом на заочное отделение Литературного института им. М. Горького.
- Первые стихи Дронникова были опубликованы в газете «Орловский комсомолец» в 1962 г. Затем следуют публикации в центральных газетах и журналах, в альманахе «Поэзия» (М 1972). На одном из творческих семинаров в Орле стихи Дронникова высоко оценил московский поэт Егор Исаев.
- Первый сборник стихов, вышедший в 1966 г., был тепло встречен и читателями, и критикой. Не зря поэт назвал его «Колыбель», определяя тем самым и начало своего творческого пути, и основную тему книги: «Суровой и жестокой была колыбель, в которой подрастали «мальчики — свидетели войны».
Верность земле-кормилице, любовь к природе — таковы нравственные истоки поэзии В.П. Дронникова.
- Через все его творчество проходит тема родного края. В нем он черпает свое вдохновение.
Глоток воды — вот все, что надо
Перед дорогою большой,
Чтоб в жажде губ не размыкая
Я кожей чувствовал его,
Глоток воды родного края —
Всего лишь — больше ничего.
С 1973 года Виктор Петрович Дронников является членом Союза писателей СССР.
- Виктор Дронников является лауреатом литературной премии Союза писателей 1992 года, лауреатом Всероссийской литературной премии им.А.Фета 1995 года, а также нескольких областных литературных премий за период 1970—99 г. (" За лучшее отображение современности«). Он автор многих книг, основные из которых "Колыбель", "Зеленый купол", "Земля—кормилица", "Светотень", "За туманом- иней " , "Яблоня", "Дозорный свет", "Осенняя дубрава", "В пречистом сиянии ". Книга Виктора Дронникова "Путь невозвратный" (1996 г.) - итог почти сорокалетней работы поэта в литературе, выдвигалась на соискание Государственной премии 1997 г и была признана "Независимой газетой" лучшей в номинации "Поэзия". Песни на стихи поэта записаны на двух дисках бывшей Всесоюзной Фирмы грамзаписи.
- Умер В. П. Дронников в 2008 году
И молитвой застигнутой сладкой,
Думал он, освещаясь во мгле,
Что со смертью мгновенная схватка
Длится дольше, чем жизнь на земле
Критики и современники о личности и творчестве поэта – В.П. Дронникова
О творчестве В. Дронникова размышляли многие критики и литературоведы Орла и России. "Литературная газета" написала: "Наиболее, пожалуй, поэтически выразителен, хотя, может, и более традиционен, Виктор Дронников. Традиционность, как мы знаем, не помешала стать Твардовскому великим поэтом нашего времени. Притом новатором. Да и что такое традиция, как не новаторство, ставшее образцом для других. Дронников - поэт настоящий, это чувствуешь почти в каждом его стихотворении".
Как отмечает В. Соколов, Дронников — русский поэт в самом светлом и благородном понимании этих слов. Он никакой не «традиционалист» или «новатор», он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России.
- И. Шевелева о стихах В. Дронникова: "Природа в стихах орловского поэта та же, что в творчестве Толстого, Тургенева, Фета. Сын своей земли, он в силу своего рождения и наследник, и хранитель классического русского пейзажа... Верным учеником русской литературы предстает он..."
Стихи В. Дронникова вошли в Фундаментальную антологию «Русская поэзия. XX век». В отчетном докладе съезда писателей России он назван в числе «выдающихся поэтов, живущих в провинции».
Широта и удаль в единении с великим состраданием, совестливостью и любовью и есть та самая загадочная русская душа, переполняющая высокую поэзию Виктора Дронникова:
Кого-то в горе взглядом не согрею,
Кому-то правды горькой не скажу.
Да мало ли что в жизни не успею.
Я чувствую. Поэтому спешу.
Вот почему, когда напропалую
Ломают воздух в рощах соловьи,
Сожмется сердце в точку пулевую
И сердце перехватит от любви.
Природа в творчестве В. П. Дронникова
Родина В. Дронникова — орловский край, расположенный на Оке, стародавнем защитном рубеже русских городов и земель, — широкая, синяя, спокойно-величавая. Эта река и чудесные многотравные луга его детства стоят перед мысленным взором поэта всю его жизнь:
Тихо и ярко в родимой долине.
Речка навстречу бежит.
Берег родительский. Дуб на вершине-
Солнце по листьям шумит.
В лучших своих созданиях В. Дронников тяготеет к нашей классике, к Пушкину
Есть что-то общее, глубоко родственное в пушкинских раздумьях «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и в стихах В. Дронникова «И забывчивый и скромный. /Где ты был и где ты жил?.» — существование человека на земле предстает здесь как неповторимый и драгоценный дар. Стих его прост, ясен, искренен. Богатство образов, их идейное и тематическое многообразие, глубина, размах— все ставит В. Дронникова в один ряд с выдающимися представителями классической поэзии.
ПЕЙЗАЖ С ДОЖДЕМ
Был день с дождем. С тропинки узкой
Сквозь сад просматривался дом.
А ниже — луг с травою тусклой
И лошадь, мокнущая в нем.
Дождь моросил, шумел по листьям,
Звучал в оконное стекло.
Но было в этих красках мглистых
Неуловимое тепло.
Не то чтобы сказать отрада —
Невыразимый тот намек
На то, что пахнет мокрым садом
И кто-то в доме одинок.
В стихах В. Дронникова природа живет большой поэтической жизнью. Она всегда в движении, в бесконечном развитии и изменении. Ведь, подобно человеку, природа рождается, растет и умирает, поет и плачет, грустит и радуется. Изображая природу, автор использует богатый опыт народной поэзии.
Природа у В. Дронникова многоцветна, многокрасочна, она играет и переливается всеми цветами радуги:
Не скрипи, коростель, монотонная птица.
Не шепчитесь, деревья, в зеленом саду.
Спи, любимая, спи...
На пуховых ресницах
Нелегко удержать луговую звезду.
Пусть осыплются в сон невесомо зарницы
И шелковых овсяниц золотая пыльца.
И, как бабочки,
Крылья сложили ресницы —
Это сон подошел и коснулся лица.
У В. Дронникова природа неотделима от человека, от его настроения, мыслей и чувств
А вьюга метет и метет по земле,
И было б не так одиноко,
Когда бы не тот , в завьюженной мгле,
Морозный гудок из далёка.
Стихи В. Дронникова полны красоты: «Звезда невидимо сгорела/ В своих пределах неземных.» Его влечет возможность создать строки, за внешней простотой и безыскусственностью которых стоит исключительно глубокое эмоционально-образное содержание.
Красота родной орловской природы и русского слова, деревенская улица, школа, песни Кольцова, стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению В. Дронникова, которого природа-мать столь щедро наградила даром песенного слова.
- В стиха поэта запечатлен Прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда «нависла сирень на ограды», «листья летят и пылают», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное...» С родиной связана лучшая метафора В. Дронникова «Россия – русская земля, /Ты свет единственный в поэте!» Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи полей, лугов и лесов. Тема родины развивается на протяжении всего его творчества.
Слова «Россия», «Русь» часто встречаются в стихах В. Дронникова. И эта любовь у поэта естественна, как дыхание, как свет.
- За что любит родную землю автор? Нам кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, родители, крестьяне, друзья. Словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.
- Образ родины появляется у В. Дронникова уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Мы видим «весеннее поле», видим «древний свет ромашек». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, плакучие ивы, красавицы березки, алый свет зари — во всем этом поэт видит красоту. Автор предстает перед нами как пламенный патриот: «Чувство тревоги за все дорогое не покидает меня», — пишет он в стихотворении «Скрылась деревня в зеленой долине».
- Со временем меняется взгляд В. Дронникова на мир. Теперь поэта волнуют новые проблемы. Он видит «ломают старые дома», «идет повальный слом», слышит «чугунный грохот падает на крышу». Все это вызывает тоску и боль за безвозвратно уходящее прошлое России, страстное желание увидеть «мощь родной стороны» и одновременно неуверенность в своей судьбе:
- Думалось мне, никогда не утрачу
Свет деревенских огней.
Как над могилою матери, плачу
В звездном безмолвье полей.
- В самых отдаленных краях из его памяти никогда не исчезают картины деревенских раздолий. Разлука с малой родиной еще более усиливает его любовь к ней:
Нету счастливее муки –
Ехать в родные края.
После тревожной разлуки
Мчался на родину я.
- С именем В. Дронникова связано появление в орловской поэзии символического изображения природы. При этом образы природы, сохраняя свою видимую конкретность, служат для указания на иную, высшую реальность, составляющую главный смысл внутренней душевной жизни поэта. Стихотворение «Сентябрь» в данном отношении является едва ли не самым ярким:
Сентябрь. Золотая прохлада.
Зеркален полуденный час.
На острые копья ограды
Последние натиски астр.
Цветы источают сиянье,
Последние краски вобрав.
Осеннее солнцестоянье,
Стеклянная сухость дубрав…
Принципы, по которым происходит отбор и группировка образов, определяется законами внутреннего мира поэта, его представлениями об иной, высшей реальности. С этой точки зрения все предметы окружающего мира являются лишь символами, указывающими на данную реальность. Весь пафос творчества В. Дронникова состоит в поиске высшей гармонии, в стремлении преодолеть одиночество через восстановление утраченного единства с Богом. Этот пафос духовного восхождения пронизывает и стихотворение «Сентябрь».
Автор описывает не саму природу, а ее лик, идею, которую она несет в себе. Где еще в изобразительном искусстве мы встречаемся с подобным явлением? В древнерусской иконописи лики святых воплощают идею, а не точное изображение облика. Вспомните «Троицу» Андрея Рублева. Идея мира, согласия, покорности, чистоты воплощена в обликах ангелов. Теперь обратимся к стихотворению «Пустыня ». Серые, приглушенные тона. Изможденная, испепеленная солнцем земля, на небе ни облачка. Возникает ощущение, что эта раскаленная земля где-то рядом, мы слышим ее горячее дыхание. Надежда матери-земли на утоление жажды, на благодать, на... жизнь — такова, на наш взгляд, идея этой акварели.
«Пустыня», как и многие другие акварели В.Дронникова, — остановленное мгновение вечности:
Гиблый край!
Птицы в воздухе дремлют.
Ветер древнюю веет тоской,
Словно Жизнь зачала эту землю
Для того, чтоб засыпать песком.
- В. Дронников - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «В метель, в туман…», «Большое солнце идет на убыль...», «О, как земля преобразилась...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Что земля? Всего лишь сад уныний…», «Для мира или для войны…», «Исповедь».
Человек в поэзии В. Дронникова и слаб, и величествен одновременно. Обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. И главная задача лирического героя — познание природы. Поэтому так часто в стихах поэт противопоставляет жизнь человека и небеса, показывает стремление людей к земле, как пишет В. Дронников в стихотворении «Пока еще ветер шумит в верхах…».
Для В. Дронникова высшее блаженство, которое можно пережить на земле,- единение с природой, растворение в ней, как пишет он в стихотворении «..Это было у сна на краю»:
Это было у сна на краю
В дни, когда моя молодость пела, —
Отдал птице я волю свою,
А взамен получил ее тело.
Обменявшись, навеки забыли,
Что когда-то друг друга любили.
И встречаемся только во сне,
Прах земной с поднебесною пылью,
Птица рвет свое тело на мне,
Я пытаюсь отнять свои крылья..
Он даже уподобляет человека природным явлениям, отождествляет его с природой. Примером этого может служить стихотворение «Цветы увядают»:
Мне грустно смотреть, как на быстрые воды
Летит золотой увядающий свет.
И ты объясни это свойство природы —
Отливом, приливом, движеньем комет.
Мне легче не станет, что ты это знаешь.
Яснее не станет тебе оттого,
Как если бы ты что-то вдруг угадаешь,
А я не отвечу тебе ничего.
И все же, родная, цветы увядают!
А нынче такой растревоженный сад,
Последние листья от нас улетают,
Последние листья над нами летят.
- Бесконечно богатая, изменчивая природа в произведениях В. Дронникова предстает как гигантское целое, как живой организм, не знающий покоя, состоящий из борьбы стихий, из беспрерывной смены дня и ночи, насыщенный звуками, красками, запахами. Поэтому пейзажи проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни», ощущением целостности мирового бытия. И иногда его стихи о природе представляют собой всплеск эмоций, не доведенных до общего сознания. Ярким примером этого может быть стихотворение «Последний снег».
Последний снег. И перед маем...
Зеленый воздух ослепя,
Он был уже неузнаваем —
Безликой копией себя.
Утратив радужность и крепость,
Летел и падал в колеи.
Была в нем грустная нелепость,
Как в поздно хлынувшей любви.
Заключение
В работе мы исследовали, как рассматривает тему родины и природы В. Дронников, и как эта тема отражена в его поэзии. На основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой он жил .
- Дронников, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, Лермонтова, мечтал увидеть страну цветущей и свободной, народ — сильным. С какой любовью изображены обыкновенные люди, объединенные чувством любви к Отечеству! Глубокий, мыслящий человек, В. Дронников не мог не увидеть решающей роли простого народа в ходе развития истории страны. В стихотворениях поэт признается в любви к крестьянской России. Размышляя о ней, он соединяет в стихотворениях любовь и ненависть. Любовь к народной России рождает трогательные образы, но бесконечно любя, поэт ненавидит страну, закованную в железный панцирь городов.
Литература
-
- Ганичев В. Я дома здесь в спокойном русском храме.// ж—л "Бежин луг." - М., N6, 1994 г.
- Дронников В. Колыбель. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1966. 53 с.
- Дронников В. Зеленый купол. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1969. 48 с.
- Дронников В Земля кормилица. Стихи. М., «Современник», 1972. 95 с
- Дронников В Светотень. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1975. 95 с
- Дронников В За туманом — иней. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1979. 159 с.
- Дронников В. Яблоня. Стихи. М., «Современник», 1980. 142 с.
- Дронников В. Путь невозвратный. Изд-во «Вешние воды» - Орел., 1996.
- Дронников В. Складень. – Орел, 2000.
- Журнал "Ясная Поляна", Тула, N2,1992г., стр.14 (редакционная статья).
- Интерпретация художественного текста. М., 1984.С.58.
- Ковалев Д. Когда молодо не зелено. ,"Литературная газета", М., N49, 1975 г.
- Панков Н. Искал свою строку .. / ж-л "Знамя ". М ., N6 ,1976 г.
- Кожинов В. Климат поэзии, г-та "Комсомольская правда",М.,N36,1971
- Моисеев Л. Поэт милостью Божьей..., "г-та"Вешние воды".Орел,август,1990г.
- Моисеева Л.Ф. Лингво-стилистический анализ художественного текста. Киев, 1984. С. 5.
- Оноприенко Ю. 0кно, повернутое к свету, «Орловская правда», 0рел, 18.06.92
- Панков А. Искал свою строку... «Знамя», 1976, № 6, с. 240—241.
- ПИСАТЕЛИ ОРЛОВСКОГО КРАЯ. БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ К. Д. МУРАТОВОЙ И Г. М. ШЕВЕЛЁВОЙ ОРЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПРИОКСКОГО КНИЖНОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА, 2001.
- Подсвиров И. Слово о родине. «Орл. правда», 1979, 16 мая.
- Попов Г. «Корнями своими» «Литературная Россия» М., 336, 1995.