СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество В.П. Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Своеобразие лирических стихотворений природной тематики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о творчестве поэта Орловского края

Просмотр содержимого документа
«Творчество В.П. Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Своеобразие лирических стихотворений природной тематики»

Не удержать звезды в ресницах…  Но сколько лет, но сколько лет  Душа сама летит, как птица,  На Божий свет! На божий свет!

Не удержать звезды в ресницах… Но сколько лет, но сколько лет Душа сама летит, как птица, На Божий свет! На божий свет!

 Творчество В.П. Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Своеобразие лирических стихотворений природной тематики

Творчество В.П. Дронникова в литературно-критическом осмыслении. Своеобразие лирических стихотворений природной тематики

 Целью исследования является анализ лирических произведений Виктора Дронникова, посвященных природной тематике. Задачи исследования можно сформулировать следующим образом: изучение биографии поэта- орловца В. Дронникова и критики на его произведения, знакомство с литературой по проблемам лингвостилистического анализа художественного текста; анализ стихотворений природной тематики изучаемого автора.

Целью исследования является анализ лирических произведений Виктора Дронникова, посвященных природной тематике. Задачи исследования можно сформулировать следующим образом:

  • изучение биографии поэта- орловца В. Дронникова и критики на его произведения,
  • знакомство с литературой по проблемам лингвостилистического анализа художественного текста;
  • анализ стихотворений природной тематики изучаемого автора.
 Методом сплошной выборки было исследовано 150 лирических произведений. Анализ материала проводился на основе описательного, сравнительного методов и сопровождался лингвистическим комментированием, представляющим собой универсальный приём объяснения и синтеза получаемых сведений.  Тема работы является, безусловно, актуальной, прежде всего потому, что творчество В. Дронникова мало затронуто с точки зрения художественного и лингвистического анализа, тогда как оно представляет для этого богатейший материал.  В исследовании мы использовали разнообразную критическую литературу, как предоставленную музеем писателей - орловцев, так и из личных архивов поэта и критиков.
  • Методом сплошной выборки было исследовано 150 лирических произведений. Анализ материала проводился на основе описательного, сравнительного методов и сопровождался лингвистическим комментированием, представляющим собой универсальный приём объяснения и синтеза получаемых сведений.
  • Тема работы является, безусловно, актуальной, прежде всего потому, что творчество В. Дронникова мало затронуто с точки зрения художественного и лингвистического анализа, тогда как оно представляет для этого богатейший материал.
  • В исследовании мы использовали разнообразную критическую литературу, как предоставленную музеем писателей - орловцев, так и из личных архивов поэта и критиков.
В. П. Дронников. Жизнь. Судьба. Поэзия  Виктор Петрович Дронников родился в д. Жилино под Орлом 18 августа 1940 г. Теперь это цветущая окраина города. В раннем детстве поэт пережил большое горе: потерял отца.

В. П. Дронников. Жизнь. Судьба. Поэзия

Виктор Петрович Дронников родился в д. Жилино под Орлом 18 августа 1940 г. Теперь это цветущая окраина города. В раннем детстве поэт пережил большое горе: потерял отца.

 Окончив в 1958 г. Среднюю школу, Дронников работал на заводах Орла слесарем, сварщиком, сборщиком. В 1961 г. по путевке комсомола он уехал на строительство железной дороги Москва — Владивосток. Там и родились первые строчки стихов начинающего поэта.  Вернувшись в Орел, Дронников поступил в педагогический институт, а потом на заочное отделение Литературного института им. М. Горького. Первые стихи Дронникова были опубликованы в газете «Орловский комсомолец» в 1962 г. Затем следуют публикации в центральных газетах и журналах, в альманахе «Поэзия» (М 1972). На одном из творческих семинаров в Орле стихи Дронникова высоко оценил московский поэт Егор Исаев.  Первый сборник стихов, вышедший в 1966 г., был тепло встречен и читателями, и критикой. Не зря поэт назвал его «Колыбель», определяя тем самым и начало своего творческого пути, и основную тему книги: «Суровой и жестокой была колыбель, в которой подрастали «мальчики — свидетели войны».
  • Окончив в 1958 г. Среднюю школу, Дронников работал на заводах Орла слесарем, сварщиком, сборщиком. В 1961 г. по путевке комсомола он уехал на строительство железной дороги Москва — Владивосток. Там и родились первые строчки стихов начинающего поэта.
  • Вернувшись в Орел, Дронников поступил в педагогический институт, а потом на заочное отделение Литературного института им. М. Горького.
  • Первые стихи Дронникова были опубликованы в газете «Орловский комсомолец» в 1962 г. Затем следуют публикации в центральных газетах и журналах, в альманахе «Поэзия» (М 1972). На одном из творческих семинаров в Орле стихи Дронникова высоко оценил московский поэт Егор Исаев.
  • Первый сборник стихов, вышедший в 1966 г., был тепло встречен и читателями, и критикой. Не зря поэт назвал его «Колыбель», определяя тем самым и начало своего творческого пути, и основную тему книги: «Суровой и жестокой была колыбель, в которой подрастали «мальчики — свидетели войны».
 Верность земле-кормилице, любовь к природе — таковы нравственные истоки поэзии В.П. Дронникова.

Верность земле-кормилице, любовь к природе — таковы нравственные истоки поэзии В.П. Дронникова.

Через все его творчество проходит тема родного края. В нем он черпает свое вдохновение. Глоток воды — вот все, что надо Перед дорогою большой, Чтоб в жажде губ не размыкая Я кожей чувствовал его, Глоток воды родного края — Всего лишь — больше ничего.  С 1973 года Виктор Петрович Дронников является членом Союза писателей СССР.
  • Через все его творчество проходит тема родного края. В нем он черпает свое вдохновение.

Глоток воды — вот все, что надо

Перед дорогою большой,

Чтоб в жажде губ не размыкая

Я кожей чувствовал его,

Глоток воды родного края —

Всего лишь — больше ничего.

С 1973 года Виктор Петрович Дронников является членом Союза писателей СССР.

Виктор Дронников является лауреатом литературной премии Союза писателей 1992 года, лауреатом Всероссийской литературной премии им.А.Фета 1995 года, а также нескольких областных литературных премий за период 1970—99 г. (
  • Виктор Дронников является лауреатом литературной премии Союза писателей 1992 года, лауреатом Всероссийской литературной премии им.А.Фета 1995 года, а также нескольких областных литературных премий за период 1970—99 г. (" За лучшее отображение современности«). Он автор многих книг, основные из которых "Колыбель", "Зеленый купол", "Земля—кормилица", "Светотень", "За туманом- иней " , "Яблоня", "Дозорный свет", "Осенняя дубрава", "В пречистом сиянии ". Книга Виктора Дронникова "Путь невозвратный" (1996 г.) - итог почти сорокалетней работы поэта в литературе, выдвигалась на соискание Государственной премии 1997 г и была признана "Независимой газетой" лучшей в номинации "Поэзия". Песни на стихи поэта записаны на двух дисках бывшей Всесоюзной Фирмы грамзаписи.
Умер В. П. Дронников в 2008 году И молитвой застигнутой сладкой, Думал он, освещаясь во мгле, Что со смертью мгновенная схватка Длится дольше, чем жизнь на земле
  • Умер В. П. Дронников в 2008 году

И молитвой застигнутой сладкой,

Думал он, освещаясь во мгле,

Что со смертью мгновенная схватка

Длится дольше, чем жизнь на земле

Критики и современники о личности и творчестве поэта – В.П. Дронникова  О творчестве В. Дронникова размышляли многие критики и литературоведы Орла и России.

Критики и современники о личности и творчестве поэта – В.П. Дронникова

О творчестве В. Дронникова размышляли многие критики и литературоведы Орла и России. "Литературная газета" написала: "Наиболее, пожалуй, поэтически выразителен, хотя, может, и более традиционен, Виктор Дронников. Традиционность, как мы знаем, не помешала стать Твардовскому великим поэтом нашего времени. Притом новатором. Да и что такое традиция, как не новаторство, ставшее образцом для других. Дронников - поэт настоящий, это чувствуешь почти в каждом его стихотворении".

 Как отмечает В. Соколов, Дронников — русский поэт в самом светлом и благородном понимании этих слов. Он никакой не «традиционалист» или «новатор», он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России.

Как отмечает В. Соколов, Дронников — русский поэт в самом светлом и благородном понимании этих слов. Он никакой не «традиционалист» или «новатор», он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России.

И. Шевелева о стихах В. Дронникова:
  • И. Шевелева о стихах В. Дронникова: "Природа в стихах орловского поэта та же, что в творчестве Толстого, Тургенева, Фета. Сын своей земли, он в силу своего рождения и наследник, и хранитель классического русского пейзажа... Верным учеником русской литературы предстает он..."
 Стихи В. Дронникова вошли в Фундаментальную антологию «Русская поэзия. XX век». В отчетном докладе съезда писателей России он назван в числе «выдающихся поэтов, живущих в провинции».

Стихи В. Дронникова вошли в Фундаментальную антологию «Русская поэзия. XX век». В отчетном докладе съезда писателей России он назван в числе «выдающихся поэтов, живущих в провинции».

 Широта и удаль в единении с великим состраданием, совестливостью и любовью и есть та самая загадочная русская душа, переполняющая высокую поэзию Виктора Дронникова: Кого-то в горе взглядом не согрею, Кому-то правды горькой не скажу. Да мало ли что в жизни не успею. Я чувствую. Поэтому спешу.  Вот почему, когда напропалую Ломают воздух в рощах соловьи, Сожмется сердце в точку пулевую И сердце перехватит от любви.

Широта и удаль в единении с великим состраданием, совестливостью и любовью и есть та самая загадочная русская душа, переполняющая высокую поэзию Виктора Дронникова:

Кого-то в горе взглядом не согрею,

Кому-то правды горькой не скажу.

Да мало ли что в жизни не успею.

Я чувствую. Поэтому спешу.

Вот почему, когда напропалую

Ломают воздух в рощах соловьи,

Сожмется сердце в точку пулевую

И сердце перехватит от любви.

Природа в творчестве  В. П. Дронникова  Родина В. Дронникова — орловский край, расположенный на Оке, стародавнем защитном рубеже русских городов и земель, — широкая, синяя, спокойно-величавая. Эта река и чудесные многотравные луга его детства стоят перед мысленным взором поэта всю его жизнь: Тихо и ярко в родимой долине. Речка навстречу бежит. Берег родительский. Дуб на вершине- Солнце по листьям шумит.

Природа в творчестве В. П. Дронникова

Родина В. Дронникова — орловский край, расположенный на Оке, стародавнем защитном рубеже русских городов и земель, — широкая, синяя, спокойно-величавая. Эта река и чудесные многотравные луга его детства стоят перед мысленным взором поэта всю его жизнь:

Тихо и ярко в родимой долине.

Речка навстречу бежит.

Берег родительский. Дуб на вершине-

Солнце по листьям шумит.

В лучших своих созданиях В. Дронников тяготеет к нашей классике, к Пушкину  Есть что-то общее, глубоко родственное в пушкинских раздумьях «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и в стихах В. Дронникова «И забывчивый и скромный. /Где ты был и где ты жил?.» — существование человека на земле предстает здесь как неповторимый и драгоценный дар. Стих его прост, ясен, искренен. Богатство образов, их идейное и тематическое многообразие, глубина, размах— все ставит В. Дронникова в один ряд с выдающимися представителями классической поэзии.

В лучших своих созданиях В. Дронников тяготеет к нашей классике, к Пушкину

Есть что-то общее, глубоко родственное в пушкинских раздумьях «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и в стихах В. Дронникова «И забывчивый и скромный. /Где ты был и где ты жил?.» — существование человека на земле предстает здесь как неповторимый и драгоценный дар. Стих его прост, ясен, искренен. Богатство образов, их идейное и тематическое многообразие, глубина, размах— все ставит В. Дронникова в один ряд с выдающимися представителями классической поэзии.

ПЕЙЗАЖ С ДОЖДЕМ Был день с дождем. С тропинки узкой Сквозь сад просматривался дом. А ниже — луг с травою тусклой И лошадь, мокнущая в нем.   Дождь моросил, шумел по листьям, Звучал в оконное стекло. Но было в этих красках мглистых Неуловимое тепло.   Не то чтобы сказать отрада — Невыразимый тот намек На то, что пахнет мокрым садом И кто-то в доме одинок.

ПЕЙЗАЖ С ДОЖДЕМ

Был день с дождем. С тропинки узкой

Сквозь сад просматривался дом.

А ниже — луг с травою тусклой

И лошадь, мокнущая в нем.

  •  

Дождь моросил, шумел по листьям,

Звучал в оконное стекло.

Но было в этих красках мглистых

Неуловимое тепло.

  •  

Не то чтобы сказать отрада —

Невыразимый тот намек

На то, что пахнет мокрым садом

И кто-то в доме одинок.

 В стихах В. Дронникова природа живет большой поэтической жизнью. Она всегда в движении, в бесконечном развитии и изменении. Ведь, подобно человеку, природа рождается, растет и умирает, поет и плачет, грустит и радуется. Изображая природу, автор использует богатый опыт народной поэзии.

В стихах В. Дронникова природа живет большой поэтической жизнью. Она всегда в движении, в бесконечном развитии и изменении. Ведь, подобно человеку, природа рождается, растет и умирает, поет и плачет, грустит и радуется. Изображая природу, автор использует богатый опыт народной поэзии.

Природа у В. Дронникова многоцветна, многокрасочна, она играет и переливается всеми цветами радуги: Не скрипи, коростель, монотонная птица. Не шепчитесь, деревья, в зеленом саду. Спи, любимая, спи... На пуховых ресницах Нелегко удержать луговую звезду. Пусть осыплются в сон невесомо зарницы И шелковых овсяниц золотая пыльца. И, как бабочки, Крылья сложили ресницы — Это сон подошел и коснулся лица.

Природа у В. Дронникова многоцветна, многокрасочна, она играет и переливается всеми цветами радуги:

Не скрипи, коростель, монотонная птица.

Не шепчитесь, деревья, в зеленом саду.

Спи, любимая, спи...

На пуховых ресницах

Нелегко удержать луговую звезду.

Пусть осыплются в сон невесомо зарницы

И шелковых овсяниц золотая пыльца.

И, как бабочки,

Крылья сложили ресницы —

Это сон подошел и коснулся лица.

У В. Дронникова природа неотделима от человека, от его настроения, мыслей и чувств  А вьюга метет и метет по земле, И было б не так одиноко, Когда бы не тот , в завьюженной мгле, Морозный гудок из далёка.

У В. Дронникова природа неотделима от человека, от его настроения, мыслей и чувств

А вьюга метет и метет по земле,

И было б не так одиноко,

Когда бы не тот , в завьюженной мгле,

Морозный гудок из далёка.

 Стихи В. Дронникова полны красоты: «Звезда невидимо сгорела/ В своих пределах неземных.» Его влечет возможность создать строки, за внешней простотой и безыскусственностью которых стоит исключительно глубокое эмоционально-образное содержание.

Стихи В. Дронникова полны красоты: «Звезда невидимо сгорела/ В своих пределах неземных.» Его влечет возможность создать строки, за внешней простотой и безыскусственностью которых стоит исключительно глубокое эмоционально-образное содержание.

 Красота родной орловской природы и русского слова, деревенская улица, школа, песни Кольцова, стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению В. Дронникова, которого природа-мать столь щедро наградила даром песенного слова.

Красота родной орловской природы и русского слова, деревенская улица, школа, песни Кольцова, стихи Лермонтова, частушки и книги — все это способствовало раннему поэтическому пробуждению В. Дронникова, которого природа-мать столь щедро наградила даром песенного слова.

В стиха поэта запечатлен Прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда «нависла сирень на ограды», «листья летят и пылают», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное...» С родиной связана лучшая метафора В. Дронникова «Россия – русская земля, /Ты свет единственный в поэте!» Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи полей, лугов и лесов. Тема родины развивается на протяжении всего его творчества.
  • В стиха поэта запечатлен Прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда «нависла сирень на ограды», «листья летят и пылают», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное...» С родиной связана лучшая метафора В. Дронникова «Россия – русская земля, /Ты свет единственный в поэте!» Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи полей, лугов и лесов. Тема родины развивается на протяжении всего его творчества.
 Слова «Россия», «Русь» часто встречаются в стихах В. Дронникова. И эта любовь у поэта естественна, как дыхание, как свет.  За что любит родную землю автор? Нам кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, родители, крестьяне, друзья. Словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.

Слова «Россия», «Русь» часто встречаются в стихах В. Дронникова. И эта любовь у поэта естественна, как дыхание, как свет.

  • За что любит родную землю автор? Нам кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, родители, крестьяне, друзья. Словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.
Образ родины появляется у В. Дронникова уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Мы видим «весеннее поле», видим «древний свет ромашек». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, плакучие ивы, красавицы березки, алый свет зари — во всем этом поэт видит красоту. Автор предстает перед нами как пламенный патриот: «Чувство тревоги за все дорогое не покидает меня», — пишет он в стихотворении «Скрылась деревня в зеленой долине».
  • Образ родины появляется у В. Дронникова уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Мы видим «весеннее поле», видим «древний свет ромашек». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, плакучие ивы, красавицы березки, алый свет зари — во всем этом поэт видит красоту. Автор предстает перед нами как пламенный патриот: «Чувство тревоги за все дорогое не покидает меня», — пишет он в стихотворении «Скрылась деревня в зеленой долине».
Со временем меняется взгляд В. Дронникова на мир. Теперь поэта волнуют новые проблемы. Он видит «ломают старые дома», «идет повальный слом», слышит «чугунный грохот падает на крышу». Все это вызывает тоску и боль за безвозвратно уходящее прошлое России, страстное желание увидеть «мощь родной стороны» и одновременно неуверенность в своей судьбе: Думалось мне, никогда не утрачу  Свет деревенских огней. Как над могилою матери, плачу В звездном безмолвье полей.
  • Со временем меняется взгляд В. Дронникова на мир. Теперь поэта волнуют новые проблемы. Он видит «ломают старые дома», «идет повальный слом», слышит «чугунный грохот падает на крышу». Все это вызывает тоску и боль за безвозвратно уходящее прошлое России, страстное желание увидеть «мощь родной стороны» и одновременно неуверенность в своей судьбе:
  • Думалось мне, никогда не утрачу

Свет деревенских огней.

Как над могилою матери, плачу

В звездном безмолвье полей.

В самых отдаленных краях из его памяти никогда не исчезают картины деревенских раздолий. Разлука с малой родиной еще более усиливает его любовь к ней:  Нету счастливее муки –  Ехать в родные края.  После тревожной разлуки  Мчался на родину я.
  • В самых отдаленных краях из его памяти никогда не исчезают картины деревенских раздолий. Разлука с малой родиной еще более усиливает его любовь к ней:

Нету счастливее муки –

Ехать в родные края.

После тревожной разлуки

Мчался на родину я.

С именем В. Дронникова связано появление в орловской поэзии символического изображения природы. При этом образы природы, сохраняя свою видимую конкретность, служат для указания на иную, высшую реальность, составляющую главный смысл внутренней душевной жизни поэта. Стихотворение «Сентябрь» в данном отношении является едва ли не самым ярким:  Сентябрь. Золотая прохлада.  Зеркален полуденный час.  На острые копья ограды  Последние натиски астр.  Цветы источают сиянье,  Последние краски вобрав.  Осеннее солнцестоянье,  Стеклянная сухость дубрав…
  • С именем В. Дронникова связано появление в орловской поэзии символического изображения природы. При этом образы природы, сохраняя свою видимую конкретность, служат для указания на иную, высшую реальность, составляющую главный смысл внутренней душевной жизни поэта. Стихотворение «Сентябрь» в данном отношении является едва ли не самым ярким:

Сентябрь. Золотая прохлада.

Зеркален полуденный час.

На острые копья ограды

Последние натиски астр.

Цветы источают сиянье,

Последние краски вобрав.

Осеннее солнцестоянье,

Стеклянная сухость дубрав…

 Принципы, по которым происходит отбор и группировка образов, определяется законами внутреннего мира поэта, его представлениями об иной, высшей реальности. С этой точки зрения все предметы окружающего мира являются лишь символами, указывающими на данную реальность. Весь пафос творчества В. Дронникова состоит в поиске высшей гармонии, в стремлении преодолеть одиночество через восстановление утраченного единства с Богом. Этот пафос духовного восхождения пронизывает и стихотворение «Сентябрь».

Принципы, по которым происходит отбор и группировка образов, определяется законами внутреннего мира поэта, его представлениями об иной, высшей реальности. С этой точки зрения все предметы окружающего мира являются лишь символами, указывающими на данную реальность. Весь пафос творчества В. Дронникова состоит в поиске высшей гармонии, в стремлении преодолеть одиночество через восстановление утраченного единства с Богом. Этот пафос духовного восхождения пронизывает и стихотворение «Сентябрь».

 Автор описывает не саму природу, а ее лик, идею, которую она несет в себе. Где еще в изобразительном искусстве мы встречаемся с подобным явлением? В древнерусской иконописи лики святых воплощают идею, а не точное изображение облика. Вспомните «Троицу» Андрея Рублева. Идея мира, согласия, покорности, чистоты воплощена в обликах ангелов. Теперь обратимся к стихотворению «Пустыня ». Серые, приглушенные тона. Изможденная, испепеленная солнцем земля, на небе ни облачка. Возникает ощущение, что эта раскаленная земля где-то рядом, мы слышим ее горячее дыхание. Надежда матери-земли на утоление жажды, на благодать, на... жизнь — такова, на наш взгляд, идея этой акварели.

Автор описывает не саму природу, а ее лик, идею, которую она несет в себе. Где еще в изобразительном искусстве мы встречаемся с подобным явлением? В древнерусской иконописи лики святых воплощают идею, а не точное изображение облика. Вспомните «Троицу» Андрея Рублева. Идея мира, согласия, покорности, чистоты воплощена в обликах ангелов. Теперь обратимся к стихотворению «Пустыня ». Серые, приглушенные тона. Изможденная, испепеленная солнцем земля, на небе ни облачка. Возникает ощущение, что эта раскаленная земля где-то рядом, мы слышим ее горячее дыхание. Надежда матери-земли на утоление жажды, на благодать, на... жизнь — такова, на наш взгляд, идея этой акварели.

 «Пустыня», как и многие другие акварели В.Дронникова, — остановленное мгновение вечности:  Гиблый край!  Птицы в воздухе дремлют.  Ветер древнюю веет тоской,  Словно Жизнь зачала эту землю  Для того, чтоб засыпать песком.

«Пустыня», как и многие другие акварели В.Дронникова, — остановленное мгновение вечности:

Гиблый край!

Птицы в воздухе дремлют.

Ветер древнюю веет тоской,

Словно Жизнь зачала эту землю

Для того, чтоб засыпать песком.

В. Дронников - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «В метель, в туман…», «Большое солнце идет на убыль...», «О, как земля преобразилась...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Что земля? Всего лишь сад уныний…», «Для мира или для войны…», «Исповедь».
  • В. Дронников - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «В метель, в туман…», «Большое солнце идет на убыль...», «О, как земля преобразилась...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Что земля? Всего лишь сад уныний…», «Для мира или для войны…», «Исповедь».
 Человек в поэзии В. Дронникова и слаб, и величествен одновременно. Обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. И главная задача лирического героя — познание природы. Поэтому так часто в стихах поэт противопоставляет жизнь человека и небеса, показывает стремление людей к земле, как пишет В. Дронников в стихотворении «Пока еще ветер шумит в верхах…».  Для В. Дронникова высшее блаженство, которое можно пережить на земле,- единение с природой, растворение в ней, как пишет он в стихотворении «..Это было у сна на краю»: Это было у сна на краю В дни, когда моя молодость пела, — Отдал птице я волю свою, А взамен получил ее тело.   Обменявшись, навеки забыли, Что когда-то друг друга любили.   И встречаемся только во сне, Прах земной с поднебесною пылью, Птица рвет свое тело на мне, Я пытаюсь отнять свои крылья..

Человек в поэзии В. Дронникова и слаб, и величествен одновременно. Обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. И главная задача лирического героя — познание природы. Поэтому так часто в стихах поэт противопоставляет жизнь человека и небеса, показывает стремление людей к земле, как пишет В. Дронников в стихотворении «Пока еще ветер шумит в верхах…».

Для В. Дронникова высшее блаженство, которое можно пережить на земле,- единение с природой, растворение в ней, как пишет он в стихотворении «..Это было у сна на краю»:

Это было у сна на краю

В дни, когда моя молодость пела, —

Отдал птице я волю свою,

А взамен получил ее тело.

  •  

Обменявшись, навеки забыли,

Что когда-то друг друга любили.

  •  

И встречаемся только во сне,

Прах земной с поднебесною пылью,

Птица рвет свое тело на мне,

Я пытаюсь отнять свои крылья..

 Он даже уподобляет человека природным явлениям, отождествляет его с природой. Примером этого может служить стихотворение «Цветы увядают»: Мне грустно смотреть, как на быстрые воды Летит золотой увядающий свет. И ты объясни это свойство природы — Отливом, приливом, движеньем комет.   Мне легче не станет, что ты это знаешь. Яснее не станет тебе оттого, Как если бы ты что-то вдруг угадаешь, А я не отвечу тебе ничего.   И все же, родная, цветы увядают! А нынче такой растревоженный сад, Последние листья от нас улетают, Последние листья над нами летят.

Он даже уподобляет человека природным явлениям, отождествляет его с природой. Примером этого может служить стихотворение «Цветы увядают»:

Мне грустно смотреть, как на быстрые воды

Летит золотой увядающий свет.

И ты объясни это свойство природы —

Отливом, приливом, движеньем комет.

  •  

Мне легче не станет, что ты это знаешь.

Яснее не станет тебе оттого,

Как если бы ты что-то вдруг угадаешь,

А я не отвечу тебе ничего.

  •  

И все же, родная, цветы увядают!

А нынче такой растревоженный сад,

Последние листья от нас улетают,

Последние листья над нами летят.

Бесконечно богатая, изменчивая природа в произведениях В. Дронникова предстает как гигантское целое, как живой организм, не знающий покоя, состоящий из борьбы стихий, из беспрерывной смены дня и ночи, насыщенный звуками, красками, запахами. Поэтому пейзажи проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни», ощущением целостности мирового бытия. И иногда его стихи о природе представляют собой всплеск эмоций, не доведенных до общего сознания. Ярким примером этого может быть стихотворение «Последний снег». Последний снег. И перед маем... Зеленый воздух ослепя, Он был уже неузнаваем — Безликой копией себя.   Утратив радужность и крепость,  Летел и падал в колеи. Была в нем грустная нелепость, Как в поздно хлынувшей любви.
  • Бесконечно богатая, изменчивая природа в произведениях В. Дронникова предстает как гигантское целое, как живой организм, не знающий покоя, состоящий из борьбы стихий, из беспрерывной смены дня и ночи, насыщенный звуками, красками, запахами. Поэтому пейзажи проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни», ощущением целостности мирового бытия. И иногда его стихи о природе представляют собой всплеск эмоций, не доведенных до общего сознания. Ярким примером этого может быть стихотворение «Последний снег».

Последний снег. И перед маем...

Зеленый воздух ослепя,

Он был уже неузнаваем —

Безликой копией себя.

 

Утратив радужность и крепость,

Летел и падал в колеи.

Была в нем грустная нелепость,

Как в поздно хлынувшей любви.

Заключение  В работе мы исследовали, как рассматривает тему родины и природы В. Дронников, и как эта тема отражена в его поэзии. На основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой он жил .

Заключение

В работе мы исследовали, как рассматривает тему родины и природы В. Дронников, и как эта тема отражена в его поэзии. На основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой он жил .

Дронников, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, Лермонтова, мечтал увидеть страну цветущей и свободной, народ — сильным. С какой любовью изображены обыкновенные люди, объединенные чувством любви к Отечеству! Глубокий, мыслящий человек, В. Дронников не мог не увидеть решающей роли простого народа в ходе развития истории страны. В стихотворениях поэт признается в любви к крестьянской России. Размышляя о ней, он соединяет в стихотворениях любовь и ненависть. Любовь к народной России рождает трогательные образы, но бесконечно любя, поэт ненавидит страну, закованную в железный панцирь городов.
  • Дронников, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, Лермонтова, мечтал увидеть страну цветущей и свободной, народ — сильным. С какой любовью изображены обыкновенные люди, объединенные чувством любви к Отечеству! Глубокий, мыслящий человек, В. Дронников не мог не увидеть решающей роли простого народа в ходе развития истории страны. В стихотворениях поэт признается в любви к крестьянской России. Размышляя о ней, он соединяет в стихотворениях любовь и ненависть. Любовь к народной России рождает трогательные образы, но бесконечно любя, поэт ненавидит страну, закованную в железный панцирь городов.

Литература

  •  
  • Ганичев В. Я дома здесь в спокойном русском храме.// ж—л "Бежин луг." - М., N6, 1994 г.
  • Дронников В. Колыбель. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1966. 53 с.
  • Дронников В. Зеленый купол. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1969. 48 с.
  • Дронников В Земля кормилица. Стихи. М., «Современник», 1972. 95 с
  • Дронников В Светотень. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1975. 95 с
  • Дронников В За туманом — иней. Стихи. Тула, Приок. кн. изд., 1979. 159 с.
  • Дронников В. Яблоня. Стихи. М., «Современник», 1980. 142 с.
  • Дронников В. Путь невозвратный. Изд-во «Вешние воды» - Орел., 1996.
  • Дронников В. Складень. – Орел, 2000.
  • Журнал "Ясная Поляна", Тула, N2,1992г., стр.14 (редакционная статья).
  • Интерпретация художественного текста. М., 1984.С.58.
  • Ковалев Д. Когда молодо не зелено. ,"Литературная газе­та", М., N49, 1975 г.
  • Панков Н. Искал свою строку .. / ж-л "Знамя ". М ., N6 ,1976 г.
  • Кожинов В. Климат поэзии, г-та "Комсомольская правда",М.,N36,1971
  • Моисеев Л. Поэт милостью Божьей..., "г-та"Вешние воды".Орел,ав­густ,1990г.
  • Моисеева Л.Ф. Лингво-стилистический анализ художественного текста. Киев, 1984. С. 5.
  • Оноприенко Ю. 0кно, повернутое к свету, «Орловская прав­да», 0рел, 18.06.92
  • Панков А. Искал свою строку... «Знамя», 1976, № 6, с. 240—241.
  • ПИСАТЕЛИ ОРЛОВСКОГО КРАЯ. БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПОД ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ К. Д. МУРАТОВОЙ И Г. М. ШЕВЕЛЁВОЙ ОРЛОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПРИОКСКОГО КНИЖНОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА, 2001.
  • Подсвиров И. Слово о родине. «Орл. правда», 1979, 16 мая.
  • Попов Г. «Корнями своими» «Литературная Россия» М., 336, 1995.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!