СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская работа

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа была выполнена для участия на республиканском конкурсе "Хозяин Земли" в 2020-2021 учебном году. По итогам жюри заняла 3 место.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа»


Министерство образования и науки Республики Башкортостан


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Целинное муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан


Республиканский конкурс учебно - исследовательских работ «Хозяин Земли», среди обучающихся общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций Республики Башкортостан



Номинация: «Мое ремесло»





Тема: Ковровая дорожка «Буй балас» в технике ткачества













Выполнила: ученица 7 класса МБОУ СОШ с.Целинное

Мыльникова Марина


Руководитель:

Байгутлина Фания Абдулловна

Учитель технологии высшей категории МБОУ СОШ с.Целинное МР Хайбуллинский район

Контактный телефон: 89613720885

e-mail: [email protected]












с.Целинное – 2021


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..... 3

  1. Теоретическое обоснование ………..…………………………………….....4

    1. Из истории ткачества……………………………………………………4

    2. Ткачество в Хайбуллинском районе…………………………………….5

  2. Исследовательская часть

2.1. Анкетирование учащихся и работников школы……………………….6

2.2. Результаты анкетирования………………………………………………6

3. Практическая работа

3.1.Выбор и подготовка материалов………………………………….……..7

3.2. Выбор оборудования и инструментов………………………………......7

3.3. Советы для начинающих ткачих……….………………………….........7

3.4.Технология ткачества на станке…………………………………………7

3.5.Экономическое обоснование ………....…………………………............8

3.6. Экологическое обоснование …………………………….……………...8

Заключение…….………………………………………………………………..9

Список литературы …….………………………………..………....................10

Приложение 1 – Мастера ткачества….…………………………………….... 11

Приложение 2 – Эскиз моей работы…………………………………………....12

Приложение 3– Моя работа ……………………………………………………13

Приложение 4 - Устройство и заправка станка…………………...………….14






Введение

Эпиграф:

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.



В прошлом году в нашей школе появился ткацкий станок, и мы с классом научилась ткать на нем. Когда на уроках технологии занимались проектной деятельностью, учитель технологии Фания Абдулловна предложила сделать ковровую дорожку из полосок старых вещей, как в старые времена. Эта идея меня очень заинтересовала, поэтому я решила заняться исследовательской работой по ткачеству.

Целью моей работы: узнать об истории ремесла ткачества и возродить технику ткачества, сделав ковровую дорожку.

Задачи:

1. В библиотеке найти книги, рассказывающие о ткачестве;

2. Найти информацию по ткачеству в сети Интернет;

3. Посетить краеведческие музеи нашего района;

4. Узнать о народных умельцах нашей местности;

5. Сделать ковровую дорожку – буй балас;

6. Провести опрос среди школьников и учителей нашей школы;

7. Выявить экономическую эффективность ткачества.

Методы исследования: Чтение различной литературы, поиск информации в интернете; изучение музеев нашего региона; опрос и интервью; сравнение полученных результатов.

Практическую значимость мы видим в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках технологии и кружках декоративно-прикладного направления. Также наша работа может рассматриваться, как инструкция по работе с ткацким станком.

- Актуальность работы заключается в исследовании технологий ткачества наших предков и возможностей его применения в современной жизни.

Первый вопрос, на который я хотела найти ответ, есть ли в нашем районе люди, занимающиеся данным ремеслом ?

Чтобы ответить на этот вопрос, я изучила подшивку районной газеты «Хайбуллинский вестник» и энциклопедию нашего района. По подшивкам районной газеты, я узнала, что в д.Малоарслангулово есть мастер по изготовлению станков для ткачества, а местные женщины занимаются ткачеством.

Я выдвинула гипотезу: если в моем районе есть люди, которые владеют секретами ткачества, возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.

Часть 1 - Теоретическое обоснование

    1. Из истории ткачества

Из книги Т.А.Брюхановой я узнала, что ручное ткачество у башкир было неотъемлемой частью народного хозяйства. С давних времен они владели мастерством изготовления разнообразных ворсовых и паласных ковров. Эти изделия имели не только утилитарное назначение, но и украшали жилище: большие и маленькие паласы, половики, коврики для табуретов, скамеек, для покрытия сундуков. Ареал распространения буй - балас – главным образом южная часть Башкортостана.

Из энциклопедии вычитала о том, ткацкий станок у башкир характеризуется горизонтальным положением основы и наличием двух и более нитченок, которые передвигаются при помощи подножек-педалей. По конструкции рамы различают ткацкие станки 5 типов. Ткацкий станок без рамы, приспособленный к условиям полукочевого быта, был распространен на юго-востоке Башкортостана (Баймакский и Хайбуллинский районы). Такой станок мог быть установлен на открытом месте, около юрты или во дворе дома.

Таким образом, поискав информацию в интернете, можно многое узнать про историю ткачества. Также в литературе достаточно широко представлены значения цвета, орнаментов в традиционном ткачестве. Однако не так много практических руководств, описывающих технологию ткачества.

    1. Ткачество в Хайбуллинском районе


В нашем краеведческом музее мы увидели древние тканые ковры из шерсти, паласы, дорожки руководитель музея Байгускарова Разиля Фазулловна нам рассказала о том, что он приобрели станок в деревне Малоарслангулово у мастера изготовления ткацких станков Рифа Сурина (фото 5, приложение 1), а местные мастерицы своими шалями и ткаными изделиями прославились далеко за пределами нашей республики. Эта информация нас заинтересовала, и мы решили отправиться туда.

Там мы познакомились Г.Г.Суриной, заведующей сельским клубом. Под ее руководством работает народный клуб "Вазямские тканые шали", где они смогли возродить и добиться результатов по старинному ткачеству на станках шалей из козьего пуха. Благодаря им, тканые пуховые шали стали брендом села и района. Проект «Вазямская шаль» стал обладателем гранта главы Республики Башкортостан в 2014 году. Риф Сурин продемонстрировал нам свои готовые станки. (см. приложение 1, фото 1,2).

Посетив музей и просмотрев работы мастериц, я решила соткать буй балас из полосок ткани.



Часть 2 – Исследовательская часть

2.1 Анкетирование учащихся и работников школы

В целях исследования темы, я провела опрос в нашей школе среди учащихся 5-11 классов, учителей и персонала школы. Им были предложены следующие вопросы:

 1. Знаете ли вы вид рукоделия «ткачество»? (Да, нет)

2.Видели ли вы изделия, выполненные в технике ткачества? (Да, нет)

3. Знаете ли вы, что такое ткацкий станок, бердо, нитченки? (Да, нет)

4. Хотели бы вы овладеть мастерством ткачества на станке? (Да, нет)

Рисунок 1


2.2 Результаты анкетирования

В процессе анкетирования нами было опрошено 86 человек. После анализа анкет, выяснила следующее (рис.1): 1. 65% - опрошенных знают, что такое ткачество ;

2. 65 % - видели изделия , выполненные в технике ткачества; 3. 40% - знают, что такое ткацкий станок, бердо и нитченки; 4. 72 % - хотели бы овладеть мастерством ткачества на станке.

Обобщая результаты, можно сказать, что большинство опрошенных хотели бы овладеть ткачеством, мы с моим руководителем решили запланировать мастер – класс по ткачеству.

Часть 3 – Практическая работа

3.1 Выбор и подготовка материалов

Материалом для дорожки – буй балас, решила использовать старые ненужные футболки. Для этого я разделила перед, спинку и рукава. Нарезала их шириной от 1 см до 1,5 см, в зависимости от толщины ткани. Во время тканья ленты между собой сшиваются по длине, а уголки обрезаются. Нарезанные ленты нужно намотала в клубки.

Фото 8 Фото 9


Для заправки станка я выбрала нитки «ирис» нейтрального тона.


3.2 Выбор оборудования и инструментов

Для работы кроме ткацкого станка нужны ножницы, линейка и настольная лампа при работе в вечернее время.

3.3 Советы для начинающих ткачих

 - При смене нити утка концы нитей не связываются между собой, а накладываются в нахлест друг на друга примерно на 3-4 см.

- Торчащие концы, если они есть, выводятся на одну сторону работы, верхнюю или нижнюю. Сторона с торчащими кончиками нитей впоследствии будет изнаночной. При ткачестве с большим количеством разных утков, бывает удобно выводить концы нитей на верхнюю сторону работы, тогда нижняя сторона будет лицевой. 

- Вторая боковая сторона при проведении нитки в обратную сторону через зев, может образовать петельки, которые в дальнейшем могут распускаться. Для предотвращения этой проблемы, нужно огибать крайнюю нитку челноком. Пряжу необходимо выбирать одинаковой толщины.

    1. Технология ткачества на станке

  1. Заправить станок. (Приложение 4)

  2. По задуманному проекту нарисовать эскиз (приложение 3) изделия с указанием длины и цвета ( в процессе работы длину невозможно измерить, т.к. готовая часть периодически наматывается на передний навой); по окончании работы изделие отрезается, обрабатываются края.

  3. Нарезать ленты шириной от 1 см до 1,5 см, в зависимости от толщины ткани. Нарезанные ленты сматывают в клубки.

  4. Снять со станка, отрезав нити основы и обработать концы дорожки.


    1. Экономическое обоснование проекта Себестоимость моего изделия включает в себя только затраты на нитки «ирис» (таблица 1),

Таблица 1 - Стоимость материалов

Наименование используемых материалов

Цена за единицу измерения, руб.

Расход на изделие в ед. измерения

Затраты, руб.

1

Нитки «ирис»

56

14

784 р.


Итого



784 рубля


Примерная цена 1 метра домотканой дорожки на авито составляет примерно 400-500 рублей. Если длина моей дорожки является 3,5 метров, *500, дорожка будет стоить 1750 рублей. Таким образом, экономическая эффективность выполненного проекта составляет: 1750- 784=966 рублей.

Т.о. я доказала, что ткачество дорожки из полосок ткани экономически выгодно.

3.6 Экологическое обоснование

В современном мире экологические проблемы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест. Поэтому в своей работе я тоже уделяла внимание проблемам экологии.

Старые футболки, которые я использовала для ткачества, из хлопка, они безвредны. Кроме того, используя старые и ненужные футболки, я дала им вторую жизнь! При эксплуатации и утилизации моя дорожка не повлечет изменения в окружающей среде.

Т.О. моя работа - экологически чистая и безопасна.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Работая над проектом, я узнала об истории ткачества, посетила краеведческий музеи нашего района, о народных умельцах нашей местности; сделала ковровую дорожку – буй балас; провела опрос среди школьников и сотрудников нашей школы;

посчитала экономическую эффективность ткачества .

Проделав немалую работу, я узнала то, что люди, занимающиеся ткачеством на станке, еще есть. Это значит, что возрождение ткачества может осуществиться. В нашей школе девочки тоже проявляют интерес к ткачеству, в том числе и я, поэтому моя гипотеза, я думаю, подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И САЙТОВ


    1. Башкирская энциклопедия. – Уфа, 2010. – 543 с.

    2. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа. – 1996. – 669 с.

    3. Выполнение проектов в образовательной области «Технология» с введением элементов национальной культуры. Г.С.Гумерова, - Сибай. 2005.- 74 с.

    4. Народные умельцы. Л.В.Соколова. – Уфа. 1985. – 80 с.

    5. Технология изделий народных промыслов Республики Башкортостан: пособие для учителей. Т.В. Брюханова. – Уфа: Китап, 2001.- 128 с,: ил..

    6. Хайбуллинская энциклопедия. – Уфа. 2015. – 645 с.

    7. https://citatnica.ru/citaty/velikie-tsitaty-pro-iskusstvo-i-remeslo-200-tsitat

    8. https://folkloriada2021.com/gostyam/buj-balaҫ

    9. http://veravverav.blogspot.com/2013/06/blog-post_5451.html -

    10. https://xn----8sbfgf1bdjhf5a1j.xn--p1ai/2476

    11. http://www.karakyli.ru/2018/08/11/poloviki-texniki/

    12. https://vk.com/wall349104608_20376?z=photo-114465634_457258769%2Fe8dbe46930a415cb68
















Приложение 1

Фото 1 Фото 2



Фото 3 Фото 4











Приложение 2

Фото 5 Фото 6 - эскиз











Приложение 3

Фото 7 – Моя работа

Приложение 4

Устройство ткацкого станка

О снову станка составляет четырехугольная рама с двумя парами стоек. Задние стойки выше передних и завершаются перекладинами для подвешивания нитченок. Нитченки предназначены для образования ткацкого зева. Нитченки (др. назв. - ремизки) на ткацком станке представляют комбинации из системы двух рядов, переплетенных в середине петель, натянутых между двумя противоположными палочками. В вырезы стоек устанавливается крутящийся вал с утолщенными концами – навой, который предназначен для навертывания основы. В сквозные отверстиями на головке для устойчивости продевается тонкая палка притужальник, упирающаяся на пол. В вырезы передних половинок ставится пришва в виде круглого валика. Пришва помогает удерживать нити основы все время в натянутом состоянии, для этого применялась палочка, при помощи которой нити основы прикрепляется к пришве. Нитченки подвешиваются на перекладину посредством блоков. Блоки нитченок с вмонтированными деревянными колесиками обеспечивают плавное передвижение нитченок в процессе ткачества. К нитченкам прикрепляются подножки, с помощью которых их можно передвигать. Бердо, представляющий собой гребень в четырехугольной раме, предназначен для прибивания уточной нити к опушке ткани, которые прокладываются челноком.

























Принцип работы ткацкого станка

Процесс тканья состоит из трех основных моментов:

- При нажимании на подножку, одна нитченка поднимается наверх, другая опускается вниз и опускает остальные нити основы. При этом из раздвинувшихся нитей образуется ткацкий зев, бердо находится в исходном положении. В открытый зев челнок, прокладывая уточную нить.

- Бердо двигают к краю вырабатываемой ткани, прибивая уточную нить в угол ткацкого зева. В этот момент, нажимая на подножки, опускают верхнюю нитченку, нижнюю поднимают. Когда они встречаются в среднем положении, ткацкий зев закрывается.

- Когда опускающаяся нитченка занимает крайнее нижнее положение, поднимающаяся – крайнее верхнее, бердо возвращают в исходное положение. В результате вновь образуется ткацкий зев, через который прокидывается челнок в обратном направлении, прокладывая уточную нить, и процесс повторяется. При каждой прокидке челнока ткань перемещается и навивается на пришву.

















 

 









Заправка ткацкого станка

  1. Подготовка нитей основы.

- подсчитать количество зубьев берда и глазков нитченок.

Рассчитать расход ниток:

Чтобы определить расход ниток, нужно посчитать количество зубов (палочек) в берде. Например, в если берде 230 зубьев, наматываем основу длиной 10,5 метров в одну сторону, тогда общая длина нитей 230х10,5= 2415 м. Нитки нужно покупать с запасом.

- натянуть нити на сновальную раму соблюдая порядок обхода палочек для образования зева.

Целью снования является определение длины нитей основы и разделение их на четную и нечетную нити для образования ткацкого зева. На коротких сторонах рамы имеется по 5-8 колышков, на одной из длинной сторон, на небольшом расстоянии друг от друга – два колышка, с помощью которых образуется зев.

Для этого нить завязать узлом на первом колышке рамы, обвести ею соседний колышек, затем вести к другой стороне доски, обвести там вокруг колышка — и снова в обратную сторону. Так дойти до последних двух колышков, стоящих рядом, сделайте вокруг них восьмерку, вести нить обратно до первых двух колышков и в конце тоже сделать восьмерку. Так вы насновали две нити основы, если берде 230 зубьев, то количество нитей одной половины должно быть 115 (115 нитей заправляются в одну нитченку,115 – в другую нитченку). Каждые 10 нитей можно завязывать в пучки. Продолжать в том же порядке, пока не наснуете нужное число нитей. После этого закрепить последнюю нить там же, где была закреплена первая. Кончив сновку, вдевают в восьмерки толстый шнур и завязывают с обеих сторон узлом.



































- Снятие основы с колышков и, чтобы не спутались нити, сразу же сделать из нее косу (так, как вяжут крючком петли «веревочки», но только руками). Несвитой оставляется та часть основы, которая равна длине ткацкого станка.























2. Заправка нитей основы в бердо

Концы основы состоят из спаренных ниток, так как вся основа образуется из одной непрерывной нити. Дальше каждую пару спаренных ниток от несвитого в жгут конца пропускают через расщелины между спичками берда. Эту работу женщины выполняли всегда вдвоем, одна подавала нити, другая протягивала их крючком через зубья берда и концы нитей продевали в палку. Эту палку с нитями основы привязывают к заднему навою. Затем заменяют шнуры, проложенные в восьмерки, двумя тонкими отполированными лучинками — их называют ценовыми палочками или ценочками, концы палок завязывают нитками.

Таким образом, основа растягивается равномерно в ширину. Этим концом основа наматывается на задний навой.

















2.Навивание основы на задний валик-навой. Навивать основу на валик-навой лучше всего вдвоем. Один держит косу, постепенно отпускает ее, равномерно натягивая основу, второй вращает валик, наматывая на него основу. Навивать нужно очень медленно, следя, чтобы нити ложились на навой строго перпендикулярно ему, ровно, без бугров. По мере наматывания основы жгут распускается, бердо и планки передвигаются к переднему концу основы. Затем ткацкий зев переносят в заднюю сторону берда. Выполняется это таким образом. Спереди берда поднимают одну половину нитей, сзади берда в образовавшийся зев просовывают первую циновку. Затем поднимают другую половину нитей и устанавливают другую циновку. Концы циновок привязывают нитками. Затем бердо снимается, и концы спаренных ниток разрезаются.





















  1. Проборка нитей в нитченки. Проборку лучше выполнять вдвоем, одна подает нити по порядку, другая проводит их в глазки нитченки. Проборку ведут чаще всего слева направо. В правую руку набирают пучок петелек от обоих нитченок, остальные петельки с глазками в это время отодвигают вправо, чтоб не мешали.

Первую по счету нить пробирают в левый глазок первой от ткача нитченки, увеличивая левый рукой глазок петельки и протягивают нить основы. Вторую нить пробирают во вторую от ткача нитченку, тоже в левый глазок. Потом пробирают третью нить — в следующий глазок первой нитченки. И так далее. Нити должны быть достаточно длинными, чтобы они не выдергивались из глазков, продернув с десяток нитей их концы завязывают в пучок.

















  1. Проборка нитей в бердо. Эту работу также выполняют вдвоем. Одна подает нитки, ругая вытаскивает с помощью крючка. В каждый зуб берда заправляют одну нитку. Когда проборка будет окончена, завязывают нити основы небольшими одинаковыми пучочками в узлы, потом продевают в них тонкий пруток и закрепляют на переднем валике так же, как на заднем навое. При этом обязательно нужно добиться одинакового натяжения нитей. На этом заканчивается проборка нитей, т. е. натягивание основы на ткацкий станок.









































Только после проведения всех этих подготовительных работ можно начать непосредственно сам процесс ткачества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!