СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал по народному музыкальному творчеству "Заиграйте, гусли звончатые!"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический материал по народному музыкальному творчеству.

В данной работе рассмотрен материал по происхождению гуслей; устройству и основных деталей музыкального инструмента, а также типы и виды гуслей, приемы игры.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал по народному музыкальному творчеству "Заиграйте, гусли звончатые!"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Р.М. ГЛИЭРА»

236010 г. Калининград, ул. Огарева, 22 Тел/факс: 21-24-44; [email protected]











































МАУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра

Остапцова Татьяна Николаевна, преподаватель фольклорных дисциплин







г. Калининград 2022

Содержание


Стр.


  1. Введение 3

  2. Основная часть 4-16

    1. Происхождение гуслей… 4-6

    2. Устройство и основные детали инструмент 6-7

    3. Типы гуслей. 8-9

    4. Виды гуслей 9-10

    5. Гусли и современность 11

    6. Известные гусляры… 11-12

    7. Гусли в музыкальных и литературных произведениях… 13-14

    8. Приемы игры… 14

    9. Настройка инструмента 15

  3. Заключение 16

  4. Список использованной литературы 17

















Рис.1







2

Введение


Что такое гусли для современного человека, для современного русского?

При упоминании о гуслях, как-то по-особому отзывается сердце у каждого русского человека. Что-то безвозвратно утраченное, но очень важное неотступно напоминает о себе, когда мы слышим слово «гусли».

На наше счастье древний инструмент жив! Его можно услышать, на нем можно сыграть, под него можно научиться плясать по-русски! В его сопровождении можно познакомиться с древнейшими песнями, зачаровывающими душу сюжетами и образами полными любви к Родной земле.

Искусство гусляров было, как говорят теперь, синтетическое. Гусляр был не только музыкантом, но и поэтом, и рассказчиком. Старинная былина была своеобразной хроникой важнейших событий. В наше время это трудно себе представить.

Гусли на Руси существуют более десяти веков. История инструмента, традиции, все, что связано с ним в культуре нашей страны — является богатейшим национальным культурным достоянием России. Русский Северо- Запад всегда был исконной территорией распространения бытования гуслей.

В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе —

«гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

Цель: дать характеристику гуслям как особому виду русского народного традиционного инструментария.

Задачи:

познакомиться с историей появления гуслей на Руси; классифицировать гусли по месту изготовления;

формировать интерес к русскому народному инструментарию.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современному человеку все меньше интересна старина, и все то, что с ней связано.

Это

произошло и с гуслями. Постепенно такой прекрасный инструмент как гусли

был вытеснен более современными:

гитара, фортепиано и т.д. Но как можно было забыть гусли! Ведь звучание гуслей придает неповторимый колорит древних

времен. Рис.2


3

Происхождение гуслей



При упоминании слова "гусли" мысленно все представляют себе инструмент в виде плоского ящика в форме крыла ли, шлема или усеченного треугольника с натянутыми на нем струнами. Но у сербов и хорватов гусли (gusle, gusla, gusli) - это однострунный смычковый инструмент, звуками которого сопровождают эпические сказания местные народные певцы. А у чехов (gosli) и словаков (housle, husle) гусли - это скрипка или скрипкообразный смычковый инструмент. То же и у поляков (gesli).




Гусли - инструмент "струнный" и все они имеют одну общую черту, а именно - струны. Так что "гусли"- слово во множественном числе означает совокупность струн.

Струна - гусль, а много струн - гусли. Гусль (гусли) в смысле "струны" происходит от старославянского густи (гудеть). Гусли, гудки и другие струнные инструменты по народному выражению гудят (гудут). Гудением, гудьбой в старинных письменных памятниках называется звук именно струн. Неважно, как извлекается звук, посредством ли пальцев, плектра, или же ведением по ним смычка. Игрец на струнном инструменте называется "гудцом".






Рис.3


Впервые упоминание гуслей в истории мы встречаем в VI в. Византийский писатель Феофилакт Симокатский рассказывает, что телохранителям царским в 591 году попалось трое славян, не имевших при себе никакого оружия, но только "кифары". Сами эти славяне говорили, что "кифары" имеем при себе для того, что не обвыкли носиться с оружием, "играем на "лирах", потому что не умеем играть на трубах". Славянские инструменты VI века, названные Феофилактом греческими именами "кифары" и "лиры", естественно чем-то напоминали греческие струнные инструменты, наивно ждать упоминания слова "гусли". Оно прозвучит впервые только в Новгородской "Первой летописи" в 1068 году.





4

Количество струн от 3-5 у самых ранних гуслей (самые ранние гусли, что были найдены при раскопках в Новгороде, относятся к XI веку и имели пять струн, столько же струн имеет и кантеле в "Калевале") до 9-15 и более. Кстати, 3 струны у гудка, и на нём можно играть как смычком, так и руками. Играли на гуслях обычно сидя, держа инструмент на коленях. Богатый иллюстративный материал дали нам археологические раскопки в Новгороде, именно благодаря им мы смогли впервые увидеть древнерусские гусли (правда только "крыловидные") не на рисунках, а воочию.


А. С. Фаминцын в своей книге "Гусли - народный русский инструмент" приводит апокрифическое сказание о состязании Бога и Дьявола, кто из них первым и лучше сделает музыкальный инструмент. Поспорил как-то Дьявол с Богом, кто из них первым изобретёт музыкальный инструмент. Бог тотчас сорвал лист с дерева, поднес его к губам и стал весело наигрывать на нем. А Дьявол же стал строить волынку и употребил на это несколько дней. Начали каждый играть на своем инструменте, и Бог победил Дьявола, так как его свирель звучала лучше и раньше была готова. Но Дьявол настоял на реванше, ещё раз повторили они состязание. На этот раз Бог начал делать гусли, а Дьявол рог. И Бог опять одержал над Дьяволом победу, Его гусли звучали гораздо лучше и звонче. Все музыкальные инструменты (известные на данный момент, то есть середина XIX века, рассказчику) в том числе и гармонь, - созданы Дьяволом, и только свирель и гусли получили свой звук от Бога. Если играть на гуслях в присутствии больных, то те скорее выздоравливают; а игра в присутствии покойников предохраняет прочих людей от смерти на продолжительное время. Сам звук гуслей может отгонять нечистую силу и служит оберегом. И здесь видна прямая связь магии музыки с магией слова, что, кстати, использовалось в заговорах.


Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Были также найдены главные детали инструмента — верхняя дека и струнодержатель. На одной из частей гуслей была вырезана надпись

«Словиша». По предположениям исследователей, возможно, это имя древнего гусляра и одновременно мастера, сделавшего гусли. Отверстий на верхней резонаторной деке еще не было.

Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное



5

оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне — изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина березы, рябины, ели.


Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещался круглый валик, т. наз. струнодержатель, в верхней — деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».


Музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствует пятитоновому ладу русской песни. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры ими свободно и поочередно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды.


Устройство и основные детали инструмента



Гусли




Корпус Струнодержатель колки


Струны



Гусли состоят из трех основных частей (деталей): корпуса, струнодержателя, колков; металлических струн. Встречаются образцы гуслей, на которых вместо деревянных струнодержателей и колков устанавливаются металлические — более прочные, выдерживающие нагрузку при натяжении струн.


Для корпуса гуслей используется высушенная доска березы, рябины, клена, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска — гладко простроганной с четырех сторон (две пласти и две кромки) и отпиленной по размеру. Изготовление инструмента ведется в следующей последовательности:


древесина (доска) должна быть качественной, без гнили, трещин и выпадающих сучков;

с торцевой стороны меньшего размера прямой или полукруглой стамеской (можно ударами деревянного молотка — киянки) делается углубление. Затем эта операция выполняется с другого конца;


6

овальное углубление выдалбливают или выбирают от торцов к середине, а затем этой же стамеской срубается выступающая середина; остающиеся после обработки следы срезов, борозды, шероховатости тщательно зачищаются наждачной бумагой, сначала с крупным зерном, затем с мелким. Идеальное шлифование внутренних емкостей достигается круглыми дисками, состоящими из полосок наждачной бумаги. При работе насадка вставляется в патрон электродрели;

в результате такой обработки в заготовке (доске) образуется углубление овальной или прямоугольной формы, которое должно иметь припуск в толщине стенок и дна примерно от 3 до 5 мм.


Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Торцевые стороны должны быть более широкими.


Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней — струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Перед установкой колков и струнодержателя на корпус, имеющий прямоугольную полость и четыре стенки, приклеивается важная деталь инструмента — дека.


Дека (от нем. Decke, букв. — крышка) — необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру.


Колебания струн передаются декой через подставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса.

Звучание гуслей зависит от качества струн. На современных гуслях струны делаются из проволоки, изготовленной из специальных сортов стали.

Различаются струны по длине и имеют сечение — от тонких 0,30 мм до более утолщенных 0,70 мм. В данном примере струны, натянутые на гуслях, не имеют подставки, и их звучание — нежное и звенящее.





Рис.4



7

Типы гуслей


Традиционно гусли делят на несколько типов: звончатые, щипковые и клавишные.

ГУСЛИ






Звончатые


Щипковые


Клавишные





Гусли звончатые — прямые наследники древних крыловидных гуслей.

Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким.











Рис.5

Щипковые гусли — усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес.
















Рис.6

8

Клавишные гусли - сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева — Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей — демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах.















Рис.7


Виды гуслей


Шлемовидные гусли – корпус инструмента напоминает шлем. Количество струн в разное время колебалось от 11 до 36, но большее распространение получили гусли с 25 струнами. Струны были жильные и звучали они мягко, но громко. Все это позволяло воспроизводить мелодию в широком диапазоне, сопровождать пение. Принцип – защипывание струн без бряцания.
















Рис.8

9

Гусли трапециевидные – это гусли щипково-звончатые, обладают ярким, сильным и красивым звуком. Имеют 19 струн. На таких гуслях исполняются разнообразные музыкальные произведения. А также старинные баллады, русская народная музыка, аутичная и авторская музыка и песнопения под гусли.












Рис.9


Гусли крыловидные – самая древняя разновидность этого инструмента с наименьшим количеством струн, встречающаяся в 11 веке. Количество струн насчитывалось от 3 до 7. Такие гусли были почти в каждом крестьянском доме и сопровождали пение, пляски, праздники и были любимым инструментом скоморохов.
















Рис.10






10

Гусли и современность


В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпанирующем инструменте.


В настоящее время среди ведущих коллективов, использующих звончатые гусли, по праву можно выделить государственный академический ансамбль гусляров (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Ю. Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель – лауреат международных конкурсов Л. Жук). Академический национальный оркестр им. Н. Осипова (худ. руководитель – Народный артист РФ, профессор Н. Калинин), академический оркестр Всероссийской государственной телерадиокомпании (худ. руководитель – Народный артист СССР, профессор Н. Некрасов) и многие другие коллективы.


Наибольшую известность получили современные гусляры.




Известные гусляры


Гусляр Егор Стрельников родился на Украине, в Запорожской области. С самых первых концертов проявил себя как яркий, самобытный гусляр-

инструменталист, виртуоз-самородок! Стихия звучания живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, жажда овладеть всеми тонкостями и приемами игры, привела его в класс знаменитого в России мастера — Дмитрия Локшина. Искусство инструменталиста обрело еще большую силу, когда он стал исполнителем духовных песнопений и былин Древней Руси. Яркая струнная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов. И вот, он уже звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве.



Певец-гусляр Андрей Байкалец. Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и



11

сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения. Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом «Раю мой Раю».



Валерий Николаевич Тихов (1924—1999) - выдающийся русский советский исполнитель на гуслях звончатых, создатель оригинального репертуара для этого инструмента, организатор и создатель класса гуслей при кафедре народных инструментов Ленинградской консерватории.



















Рис.11


Дмитрий Локшин (1921-1995)- широко известно в мире гусельной музыки. Ученик П. Е. Шалимова, Локшин является самым значительным деятелем в этой сфере исполнительства на русских народных инструментах в XX веке. И не только как солист-виртуоз, (он первым вывел гусли на концертную эстраду) но и конструктор новых инструментов (гуслей) с большими возможностями. Д. Б. Локшин создал несколько конструкций шлемовидных гуслей: 19-струнные, 23-струнные, перекрёстные 48-струнные, а также портативные клавишные гусли.




12

Гусли в музыкальных и литературных произведениях



Упоминания о гуслях часто встречаются в былинах и старинных русских сказках. В Древней Руси гусли - наиболее распространенный музыкальный инструмент. Когда-то давно на гуслях играли певцы и скоморохи, под мелодичные наигрыши гуслей пели. В произведениях устного эпического творчества (былинах, сказаниях) его бытование связано с образами гусляров – «гудцов» Садко, Добрыни Никитича, певца-сказителя Бояна.


«Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание».


В своей поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин также упоминал гусли.


И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана, И Лелем свитый им венец


Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович и новгородский гость Садко.


Садко играл на гуслях, пел голосом дивным. И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил.


Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями.


Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

Рис.12


13

«...О волюшке, о долюшке былинник запоет, И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.

Великой злобой дыбились вельможи да цари, Чтоб на Руси повывелись бродяги гусляры. Но пели гусли звонкие, и был их лад суров, И шли бунты жестокие от песен гусляров».



Приемы игры


Звук на инструменте извлекается следующими способами:

бряцание — поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;


арпеджио — последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;


глиссандо — быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;


тремоло — быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;


пиццикато — воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;


извлечение аккордов — производится ударами медиатора вниз. Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя
















Рис.13



14

Настройка инструмента



Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4— 5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой. Все остальные струны (сколько бы их ни было) в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну по третьей, и т.д.


Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности.


Гусли имели следующие строи:


пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));


семиструнные имели диатонический строй;


иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.



















Рис.14




15

Заключение


Гусли могут быть отнесены к категории значимых музыкальных инструментов, игравших важную роль в развитии культуры народа.

Среди всего многообразия русских народных музыкальных инструментов, гусли являются наиболее древним, высокосовершенным и исконно русским музыкальным инструментом.

Их статус связан с тем особым местом, которое гусли занимали в

Рис.15

общественной и духовной жизни русского человека на самых разных этапах развития отечественной культуры. Понимание этого особого места возникает при детальном анализе тех образов гуслей, гусельного искусства, исполнителя-гусляра, которые нашли отражение в отечественном фольклоре, литературе, живописи, в пластических искусствах, а позже и на киноэкране.


Сегодня почти каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Во многих театрах создаются ансамбли русских гуслей, в Детских школах искусств открываются классы «гусли». Приобретаются коллекции реконструированных шлемовидных и крыловидных гуслей. Преподаватели учат ребят исполнительской игре на гуслях.


Умение слышать, понимать и создавать прекрасное, делает жизнь человека богаче, интереснее. От того, как мы понимаем, чувствуем, переживаем прекрасное, возвышенное, во многом зависит наше поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства, мы познаем и укрепляем в собственном сознании общественные идеалы, облагораживаем себя, свои взаимоотношения с людьми.


В научно-исследовательской работе я попыталась выявить важность и необходимость развития русской музыкальной культуры и русского народного творчества. Мы должны изучать его во всех разновидностях, знакомиться с лучшими исполнителями и создателями этого творчества, а также с народными музыкальными инструментами, которые имеют полное право на серьезное внимание к себе.






16

Список использованной литературы:




1. Базлов Григорий Русские гусли: история и мифология «Тверской государственный университет» 2012г

  1. Виталий Шурыгин Гусли «Издательские решения» 2015г

  2. Гусли // Большая российская энциклопедия. 2004г

  3. Мехнецов А. М. Русские гусли и гусельная игра. — СПб.: Российский фольклорно-этнографический центр, 2006.

  4. Поветкин В. И. Загадка гуслей-псалтыря // Альманах «Чело» 1997.

  5. А.С.Фаминцын. Гусли - русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.

  6. Р.Б.Галайская. Опыт исследования древнерусских гуслей в связи с финно-угорской проблематикой. // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. Таллин, 1980

  7. Тихомиров Д. П. История гуслей: Очерки. — Тарту, 1962.

  8. Мехнецов А.М. Русские традиционные наигрыши на гуслях 10.В. И. Поветкин. Звонкие струны новгородских гуслей 1989г



Интернет-источники:

  1. https://guslirus.ru/02_Raznovidnosti_guslei/gusli_kril.html

  2. https://p-i-f.livejournal.com/317683.html

  3. http://www.harps.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=342

%3A2

  1. https://bigenc.ru/music/text/1936682






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!