СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - методическое пособие «Опыт внедрения здоровьесберегающих методов и приемов при реализации программ внеурочной деятельности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях современной реальности проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Поэтому, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одно из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Учебно - методическое пособие «Опыт внедрения здоровьесберегающих методов и приемов при реализации программ внеурочной деятельности»»

«Опыт внедрения здоровьесберегающих методов и приемов при реализации программ внеурочной деятельности»

Педагогическая технология - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Здоровье понимается как совокупность нескольких составляющих, таких как: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

У разных авторов можно встретить разные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. 

Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье обучающихся.

При планировании работы учителю необходимо ставить перед собой цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе и в дальнейшем научить ребенка самостоятельно применять здоровьесберегающие технологии в жизни.

Для достижения данной цели необходимо выполнение ряда задач:

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

  • воспитание культуры здоровья;

  • мотивация на здоровый образ жизни;

  • учить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • внедрение инновационных педагогических технологий.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, а от детей с ограниченными возможностями здоровья тем более. Во время непосредственной образовательной деятельности у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности. Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для учителя, что детям срочно требуется динамическая или релаксационная пауза. Таки паузы снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Динамические паузы во время уроков проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.

При работе с детьми с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. На своих занятиях внеурочной деятельностью я применяю технологии сохранения и стимулирования здоровья. Сюда относятся дыхательные упражнения, зрительные и пальчиковые гимнастики, физминутки, релаксационные паузы.

Применение таких технологий помогает предупредить переутомление учащихся на уроках; улучшает психологический климат в детских классе; повышает концентрацию внимания; снижает уровень тревожности.

Благоприятным временем для проведения динамической паузы считаю середину занятия. Часто создается необходимость проведения паузы на занятии дважды. Обычно динамическая пауза продолжается 2- 3 минуты, интересная, веселая, и главное – она проводится на каждом занятии.

Свои занятия внеурочной деятельности начинаю обычно с дыхательного упражнения (глаза закрыты, выполняем последовательно 5 глубоких вдохов и выдохов, каждый последующий становится глубже и дольше) или с пальчиковой гимнастики (учащиеся соединяют пальцы в определенной последовательности, повторяя за мной). 

Дыхательные упражнения обеспечивают развитие дыхательной струи, восстанавливают дыхание. Происходит насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме. Наблюдается повышение общего жизненного тонуса ребенка. Достигается   нормализация и улучшение психоэмоционального состояния.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

  • заниматься ежедневно по 3-6 минут;

  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно; 

  • после выдоха сделать остановку на 2-3 сек; 

  • не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

Пальчиковая гимнастика - это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. 

Выбор основной паузы, ближе к середине занятия, делаю в зависимости от темы внеурочного занятия и анализируя эмоциональное и физическое состояние учащихся.

Это может быть гимнастика для глаз, классические физкультминутки, прослушивание небольших сказок, притч, или просто расслабляющей музыки. 

Гимнастика для глаз подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика необходима для: снятия напряжения; предупреждения утомления; тренировки глазных мышц; укрепления глазного аппарата. Упражнения могут быть: «Моргай!» Ребенок энергично моргает на счёт «1–2–3–4–5». Делает перерыв той же продолжительности, «Вверх-вниз, вправо-влево». 

Могут демонстрироваться на экране и быть интерактивными. Учащимся предлагается следить за движущимся объектом на экране.

Для создания презентаций с гимнастикой для глаз производится набор материала из интернета в виде фона и какого-либо объекта, для которого прорисовываются пути передвижения.

Особое значение играют офтальмотренажёры. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд: вверх - вниз, вправо - влево, по – и против часовой стрелки, по «восьмерке». Плакат-схема может располагаться в разных местах помещения: на стенах, на потолке, на листе бумаги. Упражнения выполняются только стоя.

Внедрение в образовательный процесс информационных технологий позволило расширить возможности использовать по-новому динамические паузы. Работая в школе, где кабинеты оснащены современными техническими средствами, учитель может проводить динамические паузы, показывая детям движения на экране.  Использование анимации с людьми, забавными животными, подбор музыкального сопровождения, оказывают не только положительное влияние на эмоциональную сторону, а являются одним из средств восстановления работоспособности воспитанников. Содержание физминуток на занятиях внеурочной деятельностью зависит не только от вида деятельности и возраста детей, но и от темы занятия. К теме занятия подбираются фон и анимационные персонажи, при возможности и музыкальное сопровождение. 

Такой подход обеспечивает разнообразие динамических пауз, так как постоянная демонстрация одних и тех же снижает к ним интерес школьников и эффекта они не производят.

 В школах, где не во всех кабинетах есть технические возможности использования мультимедийных средств возможно проведение таких физкультминуток, где учитель или один из учащихся показывает движения и сопровождает их каким – либо текстом или стихотворением: «Чтобы ноги поразмять, будем с вами приседать, встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись. Раз кивок и два кивок - продолжаем мы урок».

Создание авторских презентаций с физминутками к теме занятия помогает повышать свое профессиональное мастерство и делать занятия эмоционально более насыщенными, живыми и интересными детям. 

В зависимости от эмоционального состояния учащихся на занятии может потребоваться не динамическая пауза, а релаксационная, для снятия эмоционального напряжения.

Релаксация - предупреждение нарушений нервно-психической сферы детей в учебной деятельности, где нередко возникают стрессовые ситуации, способные травмировать психику, а через нее и многие другие системы организма.

Релаксация устраняет чувства тревоги, страха. Научно доказано, что глубокое мышечное расслабление приводит к желаемому нервно-психическому расслаблению. Поэтому активная мышечная релаксация рекомендуется для снижения эмоционального напряжения. Для достижения максимального эффекта используются различные средства. Это может быть успокаивающая музыка, записи с голосами птиц, шумов природы. Вот некоторые из них:  

«Лобно–затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообращение. Упражнение выполняется в течение 1 мин., сидя с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая – на затылок. «Медвежьи покачивания» - расслабляет позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю, затем подключить руки.

Помимо мышечной релаксации учащимся может быть предложено прослушать расслабляющие притчи или сказки, которые также прослушиваются с закрытыми глазами и под расслабляющую музыку. 

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. (Далее следует выбранная аудиозапись) На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

В настоящее время в сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги в дошкольных организациях испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений у детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п.

Поэтому такая педагогическая технология, как игры на сплочение или тимбилдинг, способна формировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Детский тимбилдинг — это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.

Основой детского тимбилдинга являются подвижные игры, в которых игровые задания выполняются небольшой группой или командой. Основное влияние на характер проявления контактов детей в таких играх оказывают игровые правила. Они определяют последовательность выполнения действий, способы их выполнения, необходимость проявления определенных физических качеств. Указывая детям способы выполнения действий, правила побуждают играющих регулировать свое поведение. Являясь для всех участников обязательными, они требуют от каждого ребенка наличие умений соблюдать и подчиняться определенным требованиям, способствуя тем самым формированию опыта регуляции поведения. 

Дети любят играть в такие игры, где принимают на себя различные роли. Таким образом, между ними строятся социальные отношения. При этом примечательно, что главным мотивом таких игр является взаимодействие детей друг с другом, их общение.

Школьники с радостью откликаются на такие паузы. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты и красоты. 

В связи с этим, хочется отметить, что правильно организованное занятие внеурочной деятельности помогает достичь ожидаемых результатов, заинтересовать и привлечь детей к участию в разного вида конкурсам, способствует повышению активности детей на последующем этапе занятия.

Используя динамические паузы, я уверена в том, что у детей снимается напряжение, устраняется утомление, появляется эмоциональная увлеченность, интерес, создается непринужденная обстановка. Подобные паузы стимулируют как усвоение теоретического материала, так и практическую деятельность, развивают фантазию, воображение, память, пластику движений, снимают зажатость. 

Предложенные в методической разработке методы и приемы здоровьесберегающих технологий являются универсальным инструментом и могут использоваться на разных уровнях обучения как с детьми, обучающимися в общеобразовательных школах, так и с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Замечательный педагог К.Д. Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!