СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - методическое пособие «Сборник сказок «Весёлый язычок»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

         

                                                         

                                        

Педагогический опыт рекомендован к распространению районным

методическим советом  учителей-логопедов ДОУ  ( 2020 г.)

 

Кузнецова Е.А., Учебно - методическое пособие «Сборник сказок «Весёлый  язычок»

 

Рецензенты:  Шрамко Е.В. – методист МКОУ ДПО «Отрадненский

методический центр»

 

 

 

     Делая артикуляционную гимнастику, несомненно,  ребёнок прилагает большие усилия, чтобы заставить язычок повторить то или иное упражнение. Однако монотонные упражнения не всегда нравятся ребёнку, язычок устаёт, и желание заниматься пропадает. Что же делать? На помощь приходит  игра и сказки. Благоприятный эмоциональный фон создают упражнения в виде  путешествия «Веселого язычка». И, как показывает опыт, дети выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом.                    

 

                                      

 

 

 

Методическое пособие разработано и предназначено для учителей -логопедов, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования и родителей.

Оглавление

 

 

 

1. Введение ……………………………………………………………………....4

2. Методические рекомендации…………………………………………….......5

3. Сказки Весёлого Язычка…………….………………………………………..7

а) «Большой день» ………………………………………………………….7

б) «На полянке». …………………………………………………………...12

в) «Детский парк» ………………………………………………………….14

г) «Ремонт» ………………………………………………………………….17

д) «Маша и Миша» …………………………………………………………20

4. Приложение (Артикуляционная гимнастика)……………………………….24

5.Список используемой литературы……………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

    Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений  артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не совсем понятны детям, проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. С целью заинтересовать и увлечь детей при знакомстве с органами речи и тренировке органов артикуляции были придуманы и использованы на практике логопедические сказки «Весёлого Язычка» в сопровождении красочных иллюстраций.

  1. Методические рекомендации.

      Артикуляционная гимнастика должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме того ,с её помощью происходит объединение простых движений в сложные  артикуляционные уклады различных фонем. Традиционная артикуляционная гимнастика состоит из ряда упражнений статических и динамических (см. Приложение). Я сумела из этих упражнений составить логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки. Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей. «Сказки Весёлого Язычка» мы стали активно использовать в детском саду в своей практике. Детям нравится. Детям интересно. Результаты развития речевого аппарата отличные.

  Задачи данного пособия:

1. Дать  рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

2. Познакомить с эффективными и занимательными  методами использования артикуляционной  гимнастики в жизни ребёнка.     Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упражнение «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Итак, сегодня мы с вами отправимся в увлекательные путешествия  вместе с Весёлым Язычком.

 

3.Сказки Весёлого Язычка.

    «Большой день».

 

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5).

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5  -10).

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт").

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя").

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок     цок     цок     цок     цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

Бллл, бллл!" – предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним  краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз).

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

(Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш").

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый смог.

(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики).

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек).

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек).

 

 

 

           «НА ПОЛЯНКЕ».

 

 

Жил-был Веселый Язычок в своем домике.

    

Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал  тонкий, острый, как иголочка.

          

Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки.

          

Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка.

        

На полянке он увидел грибок.

     

Увидел лошадку и покатался на ней.

Встретил он и важного индюка.

   

Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой.

Взглянул на часики - точно, пора.

     

 А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял.

    

Почистил Язычок зубки

     

и лег спать в свою теплую постельку.

  

 

 

       «ДЕТСКИЙ ПАРК».

   

 

 Жил-был Веселый Язычок .

       

Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул  из домика – тепло, солнечно.

      

        

Он и решил погреться на солнышке , как блинчик на сковородке.

           

       

Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки ,

потом на качелях.

 Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился смотреть фокусы.

 А потом Язычок полакомился вкусным вареньем,

которое было в красивом ковшике

         

 и съел конфетку.

  

Посмотрел на часики –поздно уже.

       

И покатился домой, как катушка.

    

А дома губки его наказали, за то, что он так долго гулял.

  

Почистил Язычок зубки

 

 и лег спать в свою теплую постельку.

 

              «РЕМОНТ».

 

 Жил-был Веселый Язычок .

   

 И был у него домик- рот.

А у домика было 2 двери- губы и зубы.

Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолочек. Затем стены, как настоящий маляр.

 Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычок кончиком от удовольствия.

 Сел на крылечке и заиграл на трубочке, на гармошке и на барабане.

 А еще устроил себе праздничный ужин- блинчики со вкусным вареньем.

 Затем посмотрел на часики- поздно. Пора отдыхать.

 Почистил он зубки

и лег спать в свою постельку.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             «МАША И МИША».

  1. Поднялось солнышко высоко в небе. И наступило утро!

 

 

  1. В своём домике проснулась Машенька и сладко потянулась.

 

           ( упражнение «Горка»)

              

  1. Выглянула Маша из окошка и посмотрела   вверх на солнышко, затем вниз – на травку,  вверх на небо, затем вниз – на тропинку.

 

      ( упражнение «Качели)

         

  1. Затем почистила Маша зубки.

 

 ( упражнение «Почистить зубки») 

      5. И конечно же  Машенька умылась,

      ( упражнение «Маляр»)

          причесала волосы.

 ( упражнение «Наказать  язычок»)

      6. Вышла Маша во двор. И не знает – куда   же ей отправиться? Поглядела по сторонам…   

    ( упражнение «Часики»  )

       

     7. И решила Маша отправиться в гости к  своему другу Мише.

      ( упражнение «Катушка»)

      8. Идёт Маша по лесу. Вокруг грибов видимо- невидимо.

         ( упражнение «Грибок»).

      9. Встретились  Маше на полянке индюк и лошадка

  ( упражнения «Индюк», «Лошадка»).

      10. Повстречались Машеньке в лесу  ёжик и змейка.

  ( Упражнения «Иголочка» и «Змейка» )

      11. Пришла Маша к Мишкиному дому.

     ( упражнение «Домик»)

       12. Открыла Маша одни, вторые двери, но дома никого не оказалось…

     ( Упражнения «Хоботок» и «Заборчик»)

       13. Решила Маша сделать Мишке сюрприз. Достала  муку и испекла блинчики .  

      (Упражнение «Блинчик»)

            

     14.  А потом достала вкусное варенье и стала ждать друга.

  ( упражнение «Вкусное варенье»)

      15. Когда Мишка вернулся домой и увидел Машу и угощенье, то очень обрадовался!  

   (Упражнение «Пощелкать кончиком языка»)

      16. И стали они с Машей пить ароматный чай из  больших чашек.

       ( упражнение «Ковшик».)

      И угощались вкусными конфетами.

  ( упражнение «Приклей конфетку».)

       17. Нашей сказочке конец!   

            А ты, конечно, молодец!

                                

 

 

                                                                                               Приложение.

                 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

                          (каждое упражнение выполняется 15-20 сек.)

1

БЛИНЧИК

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

2

ИГОЛОЧКА

Рот широко открыть. Язык высунуть далеко вперёд. Напрячь, сделать узким.

3

КОВШИК

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Подтянуться к верхним зубам, но не касаться их.

4

ГОРКА

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

5

ТРУБОЧКА

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся «трубочку».

6

ЧАСИКИ

Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то вправо, то влево из уголка в уголок рта. Губ не касаемся.

7

ЛОШАДКА

Присосать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно, сильно, тянуть подъязычную связку.

8

ГРИБОК

Раскрыть рот. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть.

9

КАЧЕЛИ

Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать.

10

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Высунуть широкий язык. Облизать верхнюю губу и убрать в рот. Рот открытым удерживать.

11

ЗМЕЙКА

Рот широко открыть. Язык сильно вытянуть вперёд, напрячь, сделать узким. Убрать в рот. И так несколько раз.

12

МАЛЯР

Высунуть язык. Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Можно менять направление.

13

КАТУШКА

Выполнить упражнение «горка». Широкий язык выкатывать вперёд и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрываем от нижних зубов.

14

ПРИКЛЕЙ КОНФЕТКУ

Рот широко открыть. Узкий язык поднять к верхним зубам. Удерживать.

15

ИНДЮК

Рот приоткрыть. Язык в виде «ковшика» производит движения по верхней губе вперёд и назад. Сначала медленно, затем ускорить темп, пока не послышится «бл-бл» (как болобочет индюк).

16

БАРАБАНЩИК

Улыбнуться. Многократно проговаривать звук «Д». темп постепенно ускорять.

17

ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ

Рот широко открыт. Кончиком языка «чистим» верхние, затем нижние зубы.

18

НАКАЗАТЬ ЯЗЫЧОК

Делаем «блинчик». Шлёпаем его губами, произнося «пя-пя-пя».

19

ГАРМОШКА

Выполняем упражнение «грибок». Не отпуская языка, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть, как меха на гармошке.

20

ФОКУС

Язык в виде «ковшика». Дуть на него теплой струёй воздуха.

21

ПОЩЁЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА

Щёлкаем самым кончиком языка, как будто дразнимся.

22

КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ

Язык в виде «блинчика». Дуть на него холодной струёй воздуха.

23

ПАРОХОД ГУДИТ

Произносим длительно звук «Ы» ,при этом челюсти сильно напрягаем.

24

ПОБЕЛИТЬ ПОТОЛОЧЕК

Рот широко открыт. Кончиком языка «белим потолочек», то есть верхнее нёбо.

 

5.  Список используемой литературы:

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
  2. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 4. –С.38-43.
  3. Рыжова  Н.В.  Артикуляционная  гимнастика  как  эффективное  средство  формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, № 4. –С.16-22.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!