СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное пособие

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Западный филиал













ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ






Допущено (рекомендовано) учебно-методическим советом Западного филиала РАНХиГС в качестве учебно-методического пособия для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальностям














Калининград

Западный филиал РАНХиГС

2017


УДК 000.0 (000)


Рецензент:

доцент, кандидат пед. наук ______ Уханева Е.В.


Матухно, Е.В.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи: учебно-методическое пособие / Е.В. Матухно. – Калининград: Издательство Западный филиал РАНХиГС, 2017. – 29 с.

ISBN 000 – 0-00000-000-0


В учебно-методическом пособии осуществлен анализ феномена здорового образа жизни, выделены характеристики и факторы, определяющие содержание здорового образа жизни, а также рассмотрены вопросы, связанные с организацией мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни студенческой молодежи.

В учебно-методическом пособии раскрыт материал, необходимый для усвоения теоретических и практических знаний, которыми человек должен овладеть в соответствии с требованиями программы физического воспитания.

Учебно-методическое пособие предназначено для организации учебной и самостоятельной работы студентов.


Ил. 0, табл.1, список источников – 11 наименований


Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ученым советом филиала «__» ___ 201_ г., протокол №____.




УДК 000.0 (000)









ISBN 000 – 0-00000-000-0


© Западный филиал РАНХиГС






ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………4

ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ …………………………………………….4

1.1. Значение и место здорового образа жизни ……………………….4

1.2. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни ……………………………….……………………………………………7

1.3. Здоровый образ жизни студента …………………………………12

1.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности ………………………………………………15


ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ………………….18

2.1. Факторы, влияющие на сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни студентов …………………………………………………18

2.2. Мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни студенческой молодежи ……………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………….29


ВВЕДЕНИЕ

Проблему здорового образа жизни нельзя назвать новой, так как в разные времена существования общества решалась в соответствии с уровнем развития общества.

Проблему здорового образа жизни в разные времена существования общества рассматривали ученые в различных аспектах: связывая формирование здорового образа жизни со снижением количества студенческой молодежи курящей и употребляющей наркотики; показывая роль развития познавательного интереса в повышении физкультурно-оздоровительной грамотности; изучая ценностные аспекты формирования здорового образа жизни; определяя приоритетные позиции мотивации в формировании здорового образа жизни (В.И. Глухов, Н.Н. Визитей, В.П. Моченов, В.Н. Бальсевич, П.А.Виноградов, Г.И. Мызан, А.П. Матвееев, Г.И. Морозов и др.). Их опыт представляет большую ценность для создания нового образа физической культуры, ориентированного на здоровый образ жизни, в результате ведения которого уменьшится численность студенческой молодежи употребляющих наркотические вещества.


ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


1.1 Значение и место здорового образа жизни

Начиная исторический обзор формирования здорового образа жизни в разные времена, хотелось бы отметить, что пифагорийцы первыми заинтересовались условиями и образом жизни здорового человека, чтобы он оставался здоровым. Основой пифагорийских исследований в области здоровья – это взгляд на него как на гармонию всех элементов организма.

Гиппократ, исследовав и описав образ жизни большого количества народностей, старался рассказать обществу о самом драгоценном даре – о здоровье. Он утверждал, что врачу необходимо знать все привычки пациента. Он связывал уровень здоровья человека с окружающей, социальной и физической средой.

Американский теоретик Г. Сигерист в 1941 году писал: «Здоровье не означает просто отсутствие болезней; это нечто положительное, жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Здоровье, по его мнению, это состояние благополучия человека.

Особый взгляд на трактовку ЗОЖ имеется у Г.В. Дивиной, которая отмечала, что пока еще не определенно, понятие «здоровый образ жизни». Пока же хотелось бы употребить «культурный (цивилизованный, гуманистический) образ жизни» вместо «здоровый образ жизни» имея ввиду, что здоровье является компонентом развития и совершенствования, вследствие чего, тесно связанно с культурным образа жизни как общества, так и отдельной личности.

В связи с этим, формирование здорового образа жизни – сложно-системный процесс, включающий основные направления жизнедеятельности молодежи и охватывающий множество компонентов образа жизни нынешнего общества.

Всемирной организацией здоровья понятие «Здоровье» определяется как состояние полного духовного, физического и социального благополучия. Здоровье человека связано с большими колебаниями важнейших показателей жизнедеятельности и если выпадает хоть один компонент, то страдает здоровье в целом.

Возможность вести здоровый образ жизни зависит:

  • условий обитания (климат, жилище);

  • от пола, возраста и состояния здоровья;

  • отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.);

  • наличия полезных привычек (гигиена, закаливание);

  • экономических условий (питание, одежда, работа, отдых).

Здоровье человека и все его компоненты зависят от здорового образа жизни: уклад, уровень и качество жизни. Образ жизни человека – это характеристика реального бытия личности, того, чем заполнено его свободное время.

К составляющим здорового образа жизни можно отнести:

  1. Питание.

  2. Вредные привычки.

  3. Закаливание.

  4. Культура движений.

  5. Приемлемый режим труда и отдыха.

Наполняют понятие здоровый образ жизни также: дыхательная гимнастика, физические упражнения, полноценный сон, аутогенная тренировка, массаж и использование природных факторов. Интеллектуальная и физическая активность человека составляют ядро здорового образа жизни.

Ведущая роль в плане получения эффекта ЗОЖ принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельности, где физические упражнения выступают в качестве средств укрепления основ здорового образа жизни.

Называемые во многих странах «спортом для всех» массовый спорт и физическая культура выступают одним из главных социальных факторов формирования здорового образа жизни.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания. Студент сам должен совершать какие-то действия. Для каждого действия нужен мотив. Совокупность мотивов – мотивация, в большей степени определяющая modusvivendi – образ жизни. Поэтому, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Следовательно, под здоровым образом жизни понимается такое поведение человека, которое позволяет ему вести активную, творческую деятельность, иметь адекватную самооценку, поддерживать в норме физическое состояние, умело управлять эмоциями и психическими реакциями.


1.2. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни

К основным составляющим здорового образа жизни от­носят:

- режим труда и отдыха;

- основы рационального питания

- выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания

- профилактику вредных привычек;

- организацию сна;

- организацию двигательной активности;

- культуру межличностного общения.

Режим труда и отдыха

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. Режим дня должен соответствовать конкретным условиям, уровню работоспособности, состоянию здоровья, личным интересам и склонностям студента, то есть быть индивидуальным.

Суточный бюджет времени студента, в соответствии с гигие­нически допустимыми нормами, состоит из двух половин: 12 ч. учебных за­нятий и 12 ч., отведенных на восстановление организма и лич­ностное развитие. Затем следует установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха.

Организация сна

Сон – обязательная и наиболее полноценная форма еже­дневного отдыха. Для студента обычной нормой ночного монофазного сна необходимо считать 7,5 – 8 ч.

Умственную (напряженную) работу необходимо прекращать за 1,5 ч. до отхода ко сну. Необходимо перед сном проветривание комнаты.

Для высокой работоспособности и хорошего самочувствия малоспящим людям достаточно 5 – 6 ч. сна. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч. сна и даже более.

Основы рационального питания

Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. Рациональным называется питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ.

Важнейшим принципом сбалансированного питания является определение правильного и обоснованного соотношения основных пищевых и биологически активных веществ - белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности и общего жизненного уклада.

Важным элементом рационального питания является правильный режим питания.

Организация двигательной активности

Один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов использование физических нагрузок (систематическое), соответствующее состо­янию здоровья, полу, возрасту.

В среднем в период учебных занятий (8 мес.) двигательная активность студентов составляет 8000 – 11 000 шагов в сутки; в экзаменационный период (2 мес.) — 3000 – 4000 шагов, а в ка­никулярный период 14 000 – 19 000.

Учебные занятия (два раза в неделю) по физическому воспитанию не может компенсировать общий дефицит двигатель­ной активности за неделю, так как обеспечивают возможность движений (в среднем) в объеме 4000 – 7300 шагов.

У студентов, занимающихся спортом, среднесуточный объем двигательной активности составляет 16 000 – 24 000 шагов.

Следует учитывать сезонные колебания двигательной активности — зимой она снижается на 5 – 15 % по отношению к лету. У студентов, отнесенных к основной медицинской группе, она выше, чем у тех, кто распределен в специальную медицинскую группу, в среднем на 17 – 28 %. У мужчин двигательная активность выше, чем у женщин, в среднем на 25 – 30 %.

Важный фактор оптимизации двигательной активности — самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микро­паузы в учебном труде с использованием упражнений специальной на­правленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т.д.).

Личная гигиена и закаливание

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Мыть тело под душем, в ван­ной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4 – 5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались гигиеническим назначением в соответствии с условия­ми и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одеж­де предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивную одежду следует ис­пользовать только во время занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, элас­тичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное по­ложение стопы.

Дополнительные гигиенические средства включают гидропроцедуры, массаж, самомассаж и направлены на ускорение восстановления работоспособности.

Закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2 – 5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Приступая к закаливанию, необходимо:

  1. воспитать потребность

  2. систематичность

  3. принцип постепенности

  4. Индивидуальный подход

  5. использовать различные средства

  6. хорошее настроение

  7. выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо физическую работу

  8. постоянный самоконтроль.

Показателями правильного закаливания являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности.

Закаливание воздухом. Дозировка воздушных ванн осуществляется или постепенным снижением температуры воздуха, или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре. Холодные ванны могут принимать лишь хорошо закаленные люди и только после врачебного обследования.

Обтирание — начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах 5 мин.

Профилактика вредных привычек

Вредные привычки – коварнейшие разрушители здоровья, физических сил человека. Они резко отрицательно сказываются на трудовой и творческой деятельности людей, влекут за собой опаснейшие заболевания.

Алкоголь и спорт

Алкоголь является наркотическим ядом, который, прежде всего, действует на клетки головного мозга – на высшие центры психической жизни, возбуждая, а затем парализуя их.

Даже небольшие дозы алкоголя значительно понижают умственную и творческую работоспособность, ведут к быстрой утомляемости, рассеянности, ослабляют волю.

При хроническом отравлении алкоголем наступает перерождение нервных клеток, и одновременно нарушаются функции печени, почек, желудка и кишечника. Вредно действует алкоголь на сердце и кровеносные сосуды, а также на органы дыхания. Дети страдающих алкоголизмом, обычно рождаются физически слабыми, плохо растут, медленно развиваются, часто болеют.

Курение и здоровье

Социологи определили, что привычка к курению у молодежи складывается под влиянием трех факторов: проживание в окружении курящих людей; курящие родители; курящие друзья.

Табак вредно действует на организм и в первую очередь на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая ее. Память и внимание ослабляются, работоспособность понижаются.

Никотин нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы. Функция легких под влиянием курения ослабевает, процесс обмена углекислоты на кислород затрудняется, что способствует обострению и неблагоприятному течению туберкулеза.

Наркотики и здоровье

Пристрастие к наркотикам, даже эпизодическое, оказывает губительное воздействие на организм и может привести к тяжелому заболеванию – наркомании.

При длительном употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями в различных органах. Постепенно наступает психическое и физическое истощение. Закоренелым наркоманам присущи: повышенная раздражительность, неустойчивое настроение, нарушенная координация движений, дрожание рук, потливость. Заметно снижаются у них умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность, слабеет воля, теряется чувство долга.

Культура межличностного общения.

Общение, эффективность которого определяется разви­тостью коммуникативной культуры его участников, — ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении.

Коммуникативная культура предполагает наличие таких социаль­ных установок, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам парт­нера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и воз­можно больше отдавать другим.


1.3. Здоровый образ жизни студента

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых средним специальным заведением, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется про­цесс ее самосовершенствования

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий — занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой — они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценоч­ное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта, возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, умения, привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента о себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности – ее самосознания.


1.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

Изучение ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, обществен­ная активность.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное сниже­ние влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в техникуме, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, нега­тивным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью, прежде всего злоупотребление алкоголем, курение, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости. Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм состояния (пропорции телосложения, соотношение роста и массы тела, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о разви­тии мускулатуры, пропорций телосложения, физических качеств. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического вос­питания для лиц разного пола.

Про­стые и доступные средства — самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельству­ет о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А нали­чие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограни­ченный выбор средств, с другой — говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указы­вают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

Основной источник информации для студентов — занятия по физическому воспитанию — теоретические и практические. Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей. Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ. В качестве значимой студенты выделяют информацию о рацио­нальном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, мето­дике использования гимнастических и дыхательных упражнений, за­каливании, о вопросах регулирования половой жизни. Повышенный интерес студентов к вопросам регулирования половой жизни отражает актуализацию одной из важных социально-биологи­ческих функций молодежи — репродуктивную.

Имеющиеся знания не обладают необходимым функци­ональным характером для использования в повседневной жизнедея­тельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активнос­ти для их пополнения и расширения.




ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

2.1. Факторы, влияющие на сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни студентов

Влияние неблагоприятных факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни студентов, и как следствие влияющих на их здоровье, настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними.

Одним из этих неблагоприятных факторов является – "экологический стресс", объединяющий в себя разнообразные факторы окружающей среды, которые негативно влияют на здоровье студента.

Самый распространённый и известный из них – химическое загрязнение – увы, не единственный. Существуют еще и другие, не менее важные факторы, такие как шумовое загрязнение окружающей среды, электромагнитное и даже... "загрязнение" информационное.

Факторы экологического стресса можно представить очень просто: это все то, что не соответствует природному, естественному образу жизни человека. Мы искусственно удлиняем продолжительность светлого периода суток с помощью электрического освещения – это неестественно. Мы находимся в среде, которая как бы пронизана электромагнитными полями: телевидение, радио, мобильные телефоны, СВЧ-печи, компьютерные мониторы и др..

Использование технических средств, которые движутся быстрее, чем человек мог бы передвигаться "своим ходом" или с помощью прирученных им животных, уже не совсем естественно. Главным фактором, разрушающим студентов физически, являются факторы, связанные с неудовлетворением потребности в физических нагрузках, вследствие чего развивается гиподинамия. Снижение физических нагрузок неблагоприятно отражается на здоровье. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

Длительные же перелеты или поездки, связанные со сменой часового пояса, особенно вредны для организма, так как вызывают сбой его биологических ритмов.

Характер питания – опять-таки экологически стрессовая нагрузка для студента. Это использование консервированных продуктов и полуфабрикатов, напичканных искусственными красителями вместо естественных, и продуктов рафинированных, лишенных живительной природной силы и внутреннего разнообразия.

Наконец, избыток информации – тоже стресс, называемый информационным. Мы вынуждены потреблять слишком много информации за слишком короткое время и перегружать тем самым нервную систему.

Химический, техногенный, информационный, пищевой стрессы – все это разновидности экологического. Наконец, вносит в него свой вклад еще и нарушение психологической экологии – так называемый культурный стресс, то есть культурные стереотипы и правила поведения, препятствующие свободному проявлению эмоций, эмоциональному самовыражению студента.

Современный студент постоянно живет на грани стресса. В процессе учёбы студенты ежедневно сталкиваются с напряжением и утомлением, вызванными как повседневными нагрузками, так и часто возникающими острыми ситуациями в процессе учёбы. Причиной тому становится множество факторов. Это может быть и стресс в период сессии, конфликт с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе. 

Основной фактор развития стрессового состояния у студента, как и у всех людей, кроется во внутреннем мире человека: в его мировоззрении, системе ценностей, ощущении своего внутреннего «Я».

Стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента. Падает производительность труда, появляется напряжение и утомление, а помимо этого ещё и раздражительность. Обостряются многие хронические заболевания и развиваются новые болезни. Многие студенты начинают интенсивно курить, употреблять алкогольные напитки. Самым страшным последствием является начало использования различного вида наркотиков для якобы «снятия напряжения». По статистике, на старших курсах число курящих в 2 раза превышает аналогичный показатель на первом курсе.

Стресс может оказывать на здоровье прямое и  косвенное воздействие. Он является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью студента, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой  деятельности. Воздействие стресса может привести к болезненным эмоциям, например тревожности или депрессии.

Стресс может влиять на здоровье, вовлекая нас в поведение, подрывающее способность организма бороться с болезнями. Некоторые нездоровые формы поведения могут  значительно повысить подверженность заболеваниям. Курение является одной из основных причин сердечно-сосудистых заболеваний и эмфиземы. Продукты с повышенным жиросодержанием способствуют развитию различных форм рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, не выполняющие регулярно средней по нагрузкам программы упражнений, испытывают повышенный риск сердечных заболеваний и ранней смерти. Хроническое недосыпание связано с высоким уровнем смертности, как вследствие болезней, так и несчастных случаев. Употребление алкоголя в больших дозах приводит к заболеваниям печени и сердечно-сосудистым заболеваниям, а также способствует развитию некоторых форм рака. Отказ от использования презервативов значительно повышает риск заражения вирусом СПИДа. Таким образом, по подсчетам ученых, большинство болезней, от которых умирают жители промышленно-развитых стран, в значительной степени вызываются нездоровыми формами поведения.

 Переживая стресс, мы часто недостаточно заботимся  о себе. Студенты во время сдачи экзаменов не спят ночами, часто несколько ночей подряд. Они могут питаться нерегулярно, перехватывая на ходу что попадется. При стрессе студенты прекращают обычные физические упражнения и ведут сидячий образ жизни. Все такие образы жизни влияют на способность организма бороться  с заболеваниями и на его работу в целом. 

 Стресс  косвенно может влиять на здоровье, сокращая долю положительных факторов в образе жизни и увеличивая долю отрицательных.
Нездоровый  образ жизни также способствует повышению субъективного ощущения стресса. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к нарушениям когнитивного функционирования. Человек, злоупотребляющий алкоголем, неспособен мыслить столь же ясно и быстро, как люди, не страдающие от привычки к спиртному. Чрезмерное употребление алкоголя является причиной вялости, утомления, а также депрессии легкой или средней степени, негативно влияющих на способность справляться со стрессовыми ситуациями или даже просто с требованиями повседневной
жизни.
      Аналогично, студенты, не получающие достаточного количества сна, страдают от проблем с памятью и обучаемостью, нарушениями логического и математического мышления, сложных вербальных навыков и процессов принятия решений. Пятичасовой сон в течение всего двух суток приводит к значительному снижению результатов при выполнении математических задач и задач на творческое мышление. Таким образом, бессонная ночь перед экзаменом может фактически повлечь за собой получение более низкой оценки. 
      С другой стороны, студенты, ведущие здоровый образ жизни — питающиеся обезжиренными продуктами, употребляющие алкоголь в умеренных количествах, не страдающие от недосыпания и регулярно выполняющие физические упражнения, — часто сообщают, что стрессовые события кажутся им более контролируемыми и что им лучше удается управлять своей жизнью. 
      Таким образом, здоровые формы поведения помогают справиться с жизненными стрессами, а также снизить риск многих серьезных заболеваний.  

 Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам, оказываются регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья молодежи, адаптации их организма к природно-климатическим условиям, экологическому воздействию, физическим нагрузкам. В связи с этим, очевидна зависимость развития человечества от физической культуры.

Нельзя рассматривать физическую культуру в учебном заведении в отрыве от внешних условий сегодняшней действительности.

Следовательно, в современной социокультурной ситуации становится всё более очевидным, что научно-технический прогресс и здоровья человека находится в прямой зависимости, и взаимно обусловливаются.

Исследуя факторы, влияющие на здоровье студентов, формирование здорового образа жизни, мы можем констатировать, что более 50% болезней данной категории студенчества возникают по причинам, обусловленными ухудшением экологической ситуации, 25% болезней – климатическими условиями, 15% – адаптацией организма к внешней среде, 10% – нервными и физическими перегрузками, связанными с овладением сложной современной техникой.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что проблемы сохранения здоровья, внедрения здорового образ жизни не могут решаться изолированно от других, экологических, географо-климатических, технологических, социокультурных проблем, стоящих перед современным обществом.


2.2. Мероприятия, способствующие формированию здорового образа жизни студенческой молодежи

Актуальность и значимость проблемы формирования ЗОЖ студенческой молодежи подтверждается тем фактом, что за годы обучения в вузе возрастает значительно число обучающихся с нарушением осанки, психического здоровья, зрения, органов пищеварения. Растет число курящих и употребляющих наркотики.

За последние годы в нашей стране принимались законы, направленные на оздоровление общества, в частности появилась президентская программа о развитии здоровой личности.

Понимая значимость и актуальность данной проблемы, все учебные заведения страны должны разработать и провести ряд мероприятий в сфере формирования здорового образа жизни студенческой молодежи (табл. №1).

Таблица 1

Мероприятия для ведения здорового образа жизни

мероприятия

приемы, методы

авторы

Профилактические беседы о вреде наркомании и алкоголизма

Данные беседы проводились индивидуально и в группах обучения

коллектив кафедры физического воспитания и спорта; представитель физкультурного диспансера

Областной конкурс студенческих научных работ «Охрана здоровья, физическая культура и спорт»

работа студентов

студенты


Городской конкурс «Охрана здоровья, формирование здорового образа жизни молодежи»

научно-практическая конференция

студенты


Медицинские осмотры


Врач

Публикации студентов в сборниках по проблемам здорового образа жизни

Тезисы-доклады в сборниках

студенты


Физическая культура как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи

Методические указания

преподаватели кафедры ФВиС.

Лот-марафон

Оздоровительные мероприятия на лыжах

студенты 1-4 курсов

Что вы знаете о здоровом образе жизни?

анкетирование

студенты 1-4 курсов

День здоровья

Физкультурно-оздоровительные мероприятия на природе

студенты

Веселые старты «Азарт, здоровье, отдых»

Оздоровительные мероприятия в спортивном зале

студенты

День здоровья

Физкультурно-оздоровительные мероприятия на природе

студенты

День бегуна


студенты

Туристические походы

в летнее время

студенты

Отряд волонтеров

Организация и помощь в проведении оздоровительных мероприятий

студенты 3-4 курсов (на добровольной основе)

«Ай-да, гонка!»

Оздоровительные мероприятия на лыжах


студенты 1 курса

Отношения студентов к дисциплине здоровый образ жизни


анкетирование

студенты 1-3 курсов

Теоретический курс

Лекции для студентов с нарушением здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни, знаний о своем здоровье, о мерах предупреждения наркомании

Коллектив кафедры ФВиС

Программы

Программа и методические указания для студентов с нарушением здоровья

преподаватели кафедры ФВиС

«Кто сильнее?»

Борьба на руках, развлекательный праздник

студенты

Изучение отношения к здоровому образу жизни у педагогов


анкетирование

преподаватели

Легкоатлетический кросс

сентябрь, стадион университета

студенты 1 курса

Веселые старты

оздоровительные мероприятия по разным направлениям спортивной деятельности, в течение года

студенты факультетов, общежитий

Конкурс стенгазет

Борьба с наркоманией и основы здорового образа жизни, ноябрь

студенты 1-4 курсов


Об эффективности проделанной работы в техникуме можно судить по количеству студентов, принимающих участие в различных направлениях проведенных мероприятий.

Проведение профилактических бесед о вреде наркомании и алкоголизма считается необходимой и поэтому проводить эти беседы необходимо индивидуально и в группах, с привлечением специалистов работающих в данной области (на беседах присутствуют до 200 человек).

Проведение медицинских осмотров в техникуме, проводимых врачом с привлечением специалистов поликлиник, позволяет выявить число студентов с различными заболеваниями.

Увеличение числа студентов с нарушением здоровья позволит кафедре физического воспитания разработать и внедрить в учебный процесс теоретический курс по программе «Здоровый образ жизни», который является продолжением учебной дисциплины «Физическая культура». Осваивая предусмотренные программой знания и умения, студенты, научатся планировать и проводить оздоровительную работу, осваивать практику проведения массажа и лечебной физкультуры. Специальные факультативные занятия по психодиагностике личности и психологические тренинги позволят сформировать положительное отношение к себе, узнать возможности своего организма, формировать адекватную самооценку. Содержательная часть программы будет разработана с учетом пожеланий студентов, особенностями их возраста.

В помощь студентам для и самостоятельной работы по проблеме формирования здорового образа жизни необходимо опубликовать: учебные пособия, методические указания, разработать программы. Особое внимание в этих работах уделить проблемам здоровья, формированию здорового образа жизни студентов как социально-педагогической проблемы образования, проживающих в условиях Калининградской области.

Эффективность праздников, дней здоровья, веселых стартов в учебном процессе техникума в содействии гармоничному развитию личности объясняется глубоким разносторонним воздействием на организм студентов развитием физических качеств и освоением жизненно-важных двигательных навыков.

Праздники и дни здоровья, проводимые в техникуме, способствуют межличностному общению, улучшению настроения и здоровья студентов, поэтому участие студентов в этих мероприятиях может достичь наибольшего числа. Показательные выступления ведущих спортсменов техникума на этих праздниках привлекут абитуриентов и ранее не занимавшихся спортсменов своим уникальным зрелищем и эмоциональным зарядом.

Из числа студентов на добровольных началах создать отряд волонтеров, активно участвующий в организации и проведении оздоровительных мероприятий в зимний и летний период.

Участие студентов в конференциях, конкурсах по вопросам здорового образа жизни, о вреде наркомании позволит сделать заключение о заинтересованности студентами данной тематикой, сформировать индивидуальный стиль независимых суждений, инициативность, самостоятельность.

Результаты научных трудов студенты опубликуют в сборниках: региональных, всероссийских, вузовских.

Для того чтобы правильно организовать учебный процесс со студентами мы должны определить причины, мешающие им участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, способствующих формированию здорового образа жизни.

Наиболее значимыми причинами, мешающими студентам участвовать в этих мероприятиях, являются отсутствие интереса и усталость после учебы.

Таким образом, участие студентов в мероприятиях, проводимых в техникуме по формированию здорового образа жизни, покажут их заинтересованность в решении этих проблем.





















Заключение

В данном пособии показано, что рассматривать ведение здорового образа жизни в отрыве от внешних условий сегодняшней действительности ни в коем случае нельзя, поскольку ЗОЖ рассматривается нами как фундаментальная ценность личности, обеспечивающая ее социально-биологический жизненный потенциал.

В качестве приоритетной цели воспитательной и физкультурно-оздоровительной деятельности техникума была определена цель – формирование ценностного отношения к ЗОЖ. В пособии выделены компоненты и определены условия формирования здорового образа жизни.

Аргументировано, что мотивация к занятиям физической культурой, способствующих формированию здорового образа жизни зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Одним из ведущих направлений профилактики нарушений здоровья, функциональных расстройств, и в частности стресса, является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Он служит важнейшим условием осознанного поддержания психосоматического здоровья студента, высокой его работоспособности, устойчивости к воздействию неблагоприятных экологических, психологических, техногенных и социальных факторов среды, продления долголетия.










БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Барашнев, Ю.И. Наследственность и здоровье / Ю.И. Барашнев. – М., 2015.–122с.

  2. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья / В.И. Белов.– М.: Химия, 2016. – 399с.

  3. Богданова, Д.Я. Межличностные отношения в студенческих учебных группах / Д.Я. Богданова, В.Н. Молодкин, А.В. Веденов // Теория и практика физической культуры. – 2017. – №8. – С.51-54.

  4. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Э.Н. Вайнер – М.: Наука, 2015. – 416 с.

  5. Виленский, М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 9.

  6. Дубовой, Л. В. Россия – XXI: Здоровье нации / Л.В. Дубовой // Адаптивная физическая культура. – 2013 – № 2 – С. 6-8.

  7. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинов, Н.А. Литвинова. – М.: Логос, 2015. – 192с.

  8. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни / Сост. В.И. Жолдак. – М., 2016.

  9. Степанова, И. П. Проблемы безопасности жизнедеятельности Дальневосточных территорий: монография / И.П. Степанова. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2012. – 96с.

  10. Устав (Конституция) Всемирной Организации Здравоохранения [текст] / Пер. с англ. // Всемирная Организация Здравоохранения. Основные документы 39- изд. – М.: Медицина, 2005. – 208с.

  11. Block, M. E. What is appropriate physical education for student with profound disabilities? / M. E. Block. – L.: Kogan Page. –2012. – 197p.

38



Скачать

© 2022, 59 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!